История учения о категориях
[...] Важный результат состоит в том, что не может быть чистой мысли в гегелевском смысле — чистой мысли в противоположность созерцанию. Если чистая мысль должна иметь смысл, то она должна заключать в себе принцип творческого созерцания. В противном случае, точно и честно говоря, между мышлением и бытием разверзается пропасть, через которую легкомысленно и тщетно пытаются перескочить с помощью нескольких диалектических скачков. Вопреки монизму замысла в изложении Гегеля господствует дуализм и метода, и материала (стр. 362).
Если мышление не должно запутываться в своих собственных образах, то оно должно иметь доступ к бытию вообще; следовательно, оно должно иметь возможность нести в себе некоторую общность с вещами. Это может быть понятно из него самого лишь постольку, поскольку мышление разделяет с бытием некоторую основную деятельность. Без такой общей и опосредующей деятельности в мышлении не может быть никакого познания вещей, ибо тогда вещи были бы отгорожены от мышления, а мышление от вещей. Лишь поскольку некоторая деятельность охватывает и мышление, и вещи, познание
становится возможным. Нами доказано [...], что такой деятельностью, которая в одинаковой степени определяет мышление и бытие, является конструктивное движение. Посредством освободившегося в духе движения, которое является источником математического мира, становится возможным перейти к движению, которое лежит в основе возникновения вещей. Это конструктивное движение есть общее условие мышления, и, поскольку оно производит из себя пространство и время, фигуру и число, оно само по себе продуктивно. Поэтому продукты этой опосредующей деятельности, постигнутые в понятии, могут быть определены как категории, как всеобщие основные понятия.
Конструктивное движение представляет собой духовное действие, которое не только не зависит от опыта, но и делает его возможным. Поэтому чистая мысль, если мы хотим ее так обозначить, уже не является более безобразной (bildlos), но становится принципом всякого содержания. И поскольку основные понятия основываются на ней, сами они становятся наглядными; и потому нет нужды ни в каком схематизме для того, чтобы сделать рассудочные понятия применимыми к опыту.
Так как конструктивное движение создает фигуру и число, в этой творящей деятельности заложена категория причинности, и как раз потому, что без этого движения нет никакого мышления, причинность получает свое всеобщее оправдание.
Когда же посредством этого конструктивного движения, как в случае фигуры и числа, выделяется и завершается некоторое целое, такое относительно самостоятельное целое содержит в себе основное понятие субстанции.
Процесс или способ осуществления этого производства доставляет то, что в широком смысле именуется категорией формы, которая объемлет материю. Поскольку она определяет субстанции и связана со специальными движениями, так что она ответственна за соответствующую причинную связь, через это основное отношение достигается качество в широком смысле. Непосредственно из устойчивого движения следует количество и из того же источника — размерность, мера. Присущность (Inhärenz) я взаимодействие получаются, поскольку качества частью формируются субстанцией, частью же образуют субстанцию в ее внешнем проявлении.
То, о чем мы здесь говорим, подробно изложено в «Логических исследованиях». Мы рассматриваем категории как понятия об основных отношениях, возникшие посредством конструктивного движения, и они суть не что иное, как эти фиксированные основные отношения. Поэтому они ясны сами по себе, ибо если предположено, что конструктивное движение представляет собой основную деятельность мышления, то категории молчаливо предполагаются находящимися во всяком внешнем проявлении мышления.
Чистая математика, предметы которой, будучи достижением духа, не даны ни в каком опыте, причем эмпирический их про-тивообраз не соответствует более понятию [...], представляет собой вещественное доказательство этих априорных категорий конструктивного Движения. Она специфическим образом осуществляет в особенном то, что выражено в основных понятиях в голой всеобщности. Тем самым достигается чистое основание
категорий. Мы назовем эту ступень реальных категорий математической.
Но движение лежит — и отсюда следует исходить в трактовке искомого опосредования — в основе вещей как некоторая основная деятельность. Подобно тому как она конструктивно осуществляется в мышлении, она и в материи является творящей. Наши представления о материи реализуются через движения, в которых она проявляется вовне. Чувства, объектом которых является материя, воспринимают не что иное, как специфицированные движения. Те чувственные качества, которые считаются простыми, разрешаются физическим исследованием в движения различного характера. И если перед нами стоит задача постичь протяженную в пространстве материю в ее внутренних возможностях, то это осуществляется посредством притягательного и отталкивательного движения [...]. Движение простирается настолько, насколько простирается природа вообще.
Согласно этому, движение обще мышлению и вещам. Подобно тому как оно творит образ в мысли, творит оно в вещах форму и свойства. Если же движение и ничто иное есть предмет чувства, то тем самым подтверждается, что конструктивное движение представляет собой принцип всякого созерцания.
Отсюда следует нечто существенное для этого наброска выведенных из движения категорий. Порожденные в духе, они имеют применение в вещах. Категории не воображаемые величины, не найденные вспомогательные линии, но столь же объективные, как и субъективные основные понятия. Математические категории выполняются в материальном *. Эта первая основа остается, однако в дело вступает специфический элемент, который в отличие от самостоятельно творящего движения на математическом уровне дан чувствам. Замкнутое целое, которое возникает на первой ступени, например в фигуре и числе, становится материальной субстанцией; детерминированные формой качества становятся потенциальными силами и т. д. В то время как на первой ступени материя возникает вместе с формой в творческом процессе, на этой ступени материя воспринимается и усваивается, но это осуществляется лишь посредством восприятия ее форм, которые различным образом представляются чувствам с помощью духовного освобождения форм от материи. Если же в этой области дух господствует посредством форм, основные отношения которых выражают категории, то это возможно лишь посредством лежащей в основе всех форм деятельности движения. Этим удостоверяется первый источник реальных категорий.
На этой ступени господствует чувственное созерцание, в котором в первую очередь обнаруживает себя проснувшийся для мышления дух и которым он всегда вновь охватывается независимо от всей абстрактности. На этой ступени протекает временная жизнь толпы; в ее рамках втихомолку формируются в
* Уже Кант в «Метафизических началах естествознания» (2 изд., 1787, стр. 85) и в особенности в «Общем примечании» к динамике определяет понятие момента из подвижных сил, к которым сводятся специфические отличительные черты материи, например понятия текучего, твердого, эластичного.
головах основные понятия, поскольку здесь выступают и отчеканиваются повторяющиеся в созерцаниях основные отношения, тогда как все изменчивое является посторонним и изменяющиеся добавления выступают на неопределенном фоне и взаимно разрушаются и стираются. Свободно осуществляющееся в духе конструктивное движение требует уже внимания со стороны науки; но это не наносит никакого ущерба его нравам. Оно остается первоначальным, хотя бы оно и возбуждалось и обострялось б общении с движениями и формами вещей.
До сих пор духу приписывалась физическая деятельность, и из этой физической деятельности, поскольку она осознается и освобождается со своими основными отношениями и результатами в духе, выводились основные понятия.
Из сознательного направления конструктивного движения в математической области возникает уже более чем слепо действующая причинность; с ее помощью в области человеческой деятельности становится возможным великое понятие цели, познаваемое также и в природе.
В той мере, в какой господствует чистое движение, господствует и слепая причинность. Явление предшествует мысли как предпосылка, которую она должна усвоить как нечто чуждое. В цели дело обстоит иначе. Там, где мы занимаемся самой ею, мы не можем заниматься прошедшим и настоящим, но следуем мысли о будущем. Там, где мы обнаруживаем ее осуществленной, как, например, в органическом, бытие определено некоторой основополагающей мыслью, отношением к предобразованному в мысли целому. Бытие более не чуждо мышлению, но обосновано в предшествующем ему мышлении. Так происходит это сознательным образом в этическом решении, а бессознательно — в любой деятельности расчлененной жизни.
Это основное отношение может быть включено в категории, и они тем самым поднимаются на более высокую ступень. Действующая причина, определенная целью, становится средством. •Когда ведущая мысль кладется в основу структуры субстанции, она становится на различных уровнях машиной или организмом. Отсюда категории приобретают более глубокий смысл, внутреннюю меру. Физические категории преобразуются в органические, в которых все определяется внутренней целью целого. Специфическое отличие составляет здесь цель, которая погружена, как управляющий центр, в основные понятия. Без предшествующего конструктивного движения и возникающих из него основных понятий, благодаря чему только и возможно такое опосредование, согласно которому мышление проникает в вещи, а вещи могут быть восприняты в мышление, осуществленная цель была бы непостижима. Благодаря этому математические и физические категории определяются и углубляются целью, как всеобщее родообразующим отличием (стр. 365—370).
ЛОТЦЕ
Рудольф Герман Лотце (Lotze, 1817—1881) — типичный немецкий идеалист середины XIX в. эклектически-метафизического направления; использовал в своих построениях мотивы Гербарта,
Платона, Канта и Гегеля. По образованию он был Медиком, имел некоторые достижения в области эмпирической психологии, стал профессором университета в Галле.
Подобно Вундту и Ренувье он декларировал противоположность своего учения как механистическому и естественнонаучному материализму, так и спекуляциям объективного и субъективного идеализма и пропагандировал как способ разрешения философских проблем «эмпирическую метафизику», которая будто бы индуктивно выводится из научных фактов. Этот способ, По Лотце, эффективен в силу того, что человеческое сознание «смыкается» с бытием. Ни одна из специальных наук, в том числе и психология, не может обойтись без механистических моделей, но этот методологический прием необходимо, по его мнению, примирить с телеологией и ценностными характеристиками мира. Как машины служат целям, к которым их предназначили конструкторы, так и механические связи мира подчиняются ценностным духовным ориентирам в конечном счете религиозного содержания.
Спиритуалистическое учение Р. Лотце, изложенное в его работах «Метафизика» (1841 г.), «Микрокосм» (1856 г.), «Система философии» (1874—1879 гг.) и других, оказало воздействие на последующих буржуазных философов своими положениями об особом типе бытия ценностей (ценности не существуют, но «значат» (gelten)) и о том, что наука обязана опираться на веру в существование «истины» как особой ценности. Лотце считают основателем буржуазной аксиологии, развитой далее, например, в баденской школе неокантианства. Как и Ьрентано, Лотце стремился проводить строгое различие между актом и содержанием психических процессов, чем способствовал усилению скрупулезности гносеологических исследований.
Избранный А. С. Богомоловым отрывок из «Оснований метафизики» дан в его переводе по изданию: H. Lotze. Grundzüge der Metaphysik. Diktate aus den Vorlesungen. 2. Aufl. Leipzig, 1887.
ОСНОВАНИЯ МЕТАФИЗИКИ
ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ