Ф-я, как область знания. Ф-я и др формы культуры (миф, религия, наука). Ф. и эконом.наука.

Слово "философия" происходит от греческих "phileo"(люблю) и "sophia"(мудрость),означает любовь к мудрости,к размышлениям,к знаниям.Чтобы определить специфику философского знания его необходимо рассмотреть в структуре современной науки:

1)Эмпирическое знание-что?;2)Технологическое знание-как?;3)Теоретическое знание-почему?;4)Мировоззренческое знание-зачем?(1,2,3-наука) Спецификой Ф.познания явл. рассмотрение и изучение мировоззренческих вопросов как:происхождение мира,жизни,человека,материи,ее строения.Эти мировоззренческие вопросы рассматривались и др.истор.формами культуры: миф,религия,наука.

1.Миф-это первая историческая форма культура и способ освоения мира человеком.Это сказание,предание о жизни богов и героев.Главной особенностью мифа является то,что он отражает мир в эмоционально-образной форме,на основе воображения и фантазии человека.Мифологическому сознанию присущи черты:а)анимизм-одушевление растений и животных;б)антропоморфизм-наделение предметов явлений не свойственным им человеческих качеств;в)гилозоизм-одушевление всей природы и неживой в том числе;г)магия-обряды,которые совершает человек по отношению к окружающему миру с целью подчинить себе.Магия носит принудительный характер по отношению к тому,на что направлена. 2.Вторым историческим типом мировоззрения была религия.Гл.особеностью религии явл.то,что в ней происходит удвоение мира на"земной"(естествен-й)и "небесный"(сверестественный)и создается все связующее звено м/д этими мирами.Поэтому основой люб.религии выступает ВЕРА В СВЕРХЕСТЕСТВЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.Она способствует формированию общечеловеческих дух.ценностей.3. Философия и наука.Хотя Ф.представляет собой особую форму культуры наряду с мифом и религией, одновременно она выступает и специальным знанием,но в отличие от конкретных наук в Ф.отсутствует эмпирический уровень познания,человека мир?Стали выделятся след.научные и филос.знания:1)онтология-учение о происхождении мира;2)гносиология-т.познания,учения о познаваемости мира чел-ом;3)логика-наука о правилах и з-х мышления,создатель-Аристотель;4)учение о чел-ке-Сократ,становится этикой-наука об отношениях между людьми,правилвми и нормами поведения в общ-ве;5)учение о красоте и прекрасном-Платон-эстетика-наука о критериях красоты и разл.видах искуства.Как спец.наука решаетсвои спец.?:1)что собой представляет мир,какова его основа(материал. или духовная)?;2)развивается ли окружающий чел.мир?;3)познаваем ли окружающий чел.мир?

02. Объект и предмет философии, ее основные проблемы.

Если предмет определяется субъективным мышлением философа, то объект философии определяется сознанием.

Понятие объекта всегда связано с объективной реальностью, которая существует независимо от воли и желания человека, т.е. объектом человеческой мысли, может быть, любой предмет, вещь, процесс объективной реальности, которая включается в человеческую деятельность и начинает осваиваться субъектом, т.е. объект - это форма человеческой деятельности в процессе человеческой деятельности, которая выработана в процессе человеческого бытия.

Предмет философии - это вещи, явления или отдельная часть чего-то, обладающая определенными свойствами и выступающая в отношениях с другими вещами или явлениями.

Таким образом, объекты и предметы философского знания могут быть:1) материальными - вещи, явления;2) идеальными - понятия, мысли, идеи, дух, субстанция.

Объекты философии очень разнообразны.Поэтому они могут быть объективными и субъективными, рациональными и иррациональными, отражающими мир в целом или космос, науку или религию, самого человека и отношение его с природной средой.

Предмет философии - это нечто иное, что решает проблемы, конструирует и создается субъектом в зависимости от объекта, это реальность, которая позволяет решить какие-то задачи, но он является следствием объекта.

Предмет философии тяготеет к познанию:1) мира - философская антология и космология;2) человека - философская антропология, персонализм и экзистенциализм;3) общества - социальная философия.

Выделяют два уровня: 1) внутренний - микрокосмос, 2) внешний - макрокосмос.

Один уровень без второго не дает цельное представление о личности. Но в связи с тем, что философия выступает в роли методологии познания, то она свой предмет представляет в форме:

1) универсальных понятий, где все подчинено единству всего сущего.

2) познание принципов природы и отношения человека к ней с помощью определенных связей.

3) как спор человека с природой, захватывающий его целиком и где есть ностальгия к тому, чтобы быть повсюду дома.

4) Философию можно рассматривать как любовь к мудрости, где главное учение о принципах или наиболее обобщенном знании о мире как целом или как учение о сущности бытия.

5) В 20 гг. философия все больше выражает личную и политическую свободу личности, где человек рассматривает себя как частица объективной воли, которую он познает как свою собственную.

6) Философия как теософия, или цельное знание.

Но если мы будем рассматривать предметом философии сущность мира, а с ней взаимосвязана проблема бытия, то в таком случае мы получим единство, целостность и гармонию мира в качестве исходной предмета философии, где первооснова смыкается в единстве и многообразии целого.

03. Основные области философской рефлексии, функции философии.

Рефлексия (лат. reflexio - обращение назад к основанию, отражение).Термин означает отражение,а также исследование познавательного действия. В ходе развития познания стали выделяться особые уровни философвской и научной рефлексии:

1Онтологи-учение о бытии(предмет изуч спец наук)

2.Гносиология-теория познания,учение о познаваемости мира человеком

3Логика-наука оправилах и законах мышл9Аристотель). 4.Учение о человеке-Сократ-этика. 5.учение о красоте-Платон-эстетика.6.Учение об общ-ве и гос-ве-Платон-социология.

Функции философии.

1.Мировоззренческая,т.е.Ф.формирует целостносное представление людей о мире.2.Методологическая,т.е.Ф.разрабатывает научные методы и способы познания.3.Аксиологическая,т.е.Ф.способствует формированию общечеловеческих духовных ценностей.4.Гумманистическая,т.е.Ф.развивает общую культуру чел.,а также формирует ответственность ученного за результаты своей работы

. 04. Философские школы Древнего Востока: основные представители и проблемы.

Философская мысль Древнего Востока развивалась в ходе формирования Древних цивилизаций.

Философская мысль Древней Индии развивалась на основе одного из древнейших памятников культуры: ВЕДЫ. Условно создание Вед датируется сер. 3 тыс. до н.э. Создателями Вед считаются представители древних времен - арии, языком которых был САНСКРИТ. В переводе с санскрита Веды означает знание. Веды - представляют собой большое количество текстов и книг и имеют сложное строение:1. самшиты (самый древний текст Ригведа), 2. брахманы, 3. араньяки, 4. упанишады.В Ригведе и Упанишадах рассматриваются различные вопросы философии. На основе Вед в Древней Индии развивается 9 философских школ. 6 ортодоксальных (школы, которые строго следовали Ведам) и 3 неортодоксальные (школы, которые критически относились к Ведам, т.е. дополняли их - Буддизм, Джайнизм).

Школа Будды (6 в. до н.э.) - учение было создано принцем Ариев Гаутамой (впоследствии получил имя Будда - просветленный). Заслугой Будды является учение о благородных истинах. Гл. задача - помочь людям избавиться от страданий.Суть учения: 1. Жизнь - это страдание, 2. причина страдания в жажде жизни, 3. возможно избавление от причины страдания, 4. сам путь избавления включал в себя: - правильное поведение, - правильный образ жизни, - правильное питание, - правильная вера, - правильное знание. В результате человек достигает НИРВАНЫ, а по содержанию предполагает состояние вечного покоя и невозмутимости духа. Достигается состояние при жизни на земле.

Значение идей: Будда первым пытался гуманизировать общество, и показать ценность человека как личности. В 3 в. до н.э. буддизм превращается в религию.

Наши рекомендации