Внутри всех окружностей в центре зияющей пустоты.
То есть там, где абсолютно отсутствует проявление любого света – центр окружностей, этот мир. Все окружности расположены вокруг этой центральной точки. С одной стороны, для того чтобы сократить свет бесконечности относительно нее, с другой стороны, если центральная точка – душа, то есть мы желаем подняться, то эти же миры помогают нам, они становятся ступенями нашего расширения. Центральная точка в итоге должна овладеть всеми мирами, расшириться и заполнить снова всю окружность светом. Почему?
Сначала она заполняет окружность своими исправленными свойствами. Творец удалился, оставив здесь только наш авиют, а мы сейчас должны с помощью экрана исправить на отдачу весь этот авиют. Тогда снова проявим свет, который существует в этой окружности, но скрыт от нас. Он проявится в наших келим с помощью экрана, и окружность снова зальется светом бесконечности. Однако это уже произойдет за счет наших усилий.
Таким образом, мы постигнем все творение – получим весь свет Творца и станем по мощности, объему, действию равными Творцу.
И так удален от бесконечного – далее всех миров,
И потому материально так окончательно низок –
Ведь внутри всех окружностей находится он –
В самом центре зияющей пустоты…
Раздел III
Схема мироздания
Содержание:
Самый большой по объему новой информации материал: здесь рассматривается вся схема мироздания от Замысла творения до появления духовной конструкции, прототипа общей души, называемой Адам Ришон, частицами которой мы являемся. Тема основана на статье Бааль Сулама «Введение в науку каббала» и считается ключевой для дальнейшего изучения каббалистической литературы. Материал не прост для усвоения, так как в нем задействовано множество каббалистических терминов и определений, требующих четкого запоминания. Предлагается большое количество схем и чертежей, воспроизводящих строение и механизм воздействия Высшей природы на человека. Особый язык позволяет каббалистам описывать реальность, постигнутую ими чувственным образом, но еще неявную для нас.
Введение
Глава 7. Замысел творения
Глава 8. Развитие желания
Глава 9. Зарождение творения
Глава 10. Возникновение миров
Глава 11. Повторение пройденного материала (главы 7-10)
Глава 12. Соединение свойств Творца и творения
Глава 13. Разбиение сосудов
Глава 14. Исправление, создание души
Глава 15. Повторение пройденного материала (главы 12-14)
Глава 16. Дополнительное занятие. Строение души Адама
Введение
Не подлежит сомнению, что человек не в состоянии жить в нашем мире без определенных знаний о природе, о среде, которая его окружает.
Так же точно душа[213] человека не может существовать в Высшем мире[214], если не постигнет устройство духовных миров и их действия. Рождаясь на свет, то есть появившись в нашем мире[215], младенец не знает ничего, и всю необходимую для жизни информацию ему сообщают родители.
Он существует и развивается благодаря заботам отца и матери. Постепенно, подрастая и накапливая знания и опыт, ребенок учится самостоятельно ориентироваться в окружающей среде. Повзрослев и научившись использовать в своих интересах приобретенные знания, человек выходит из-под родительской опеки в большой мир.
Подобные стадии развития проходит и душа человека, пока не удостаивается понять истинную мудрость каббалы в ее абсолютной полноте. Без этого душа не может достичь совершенства. Не то чтобы знание каббалы обеспечивало само развитие души, просто такова ее внутренняя природа. Она не в состоянии самостоятельно функционировать без запаса определенного количества знаний, потому рост души зависит от их уровня.
Дело обстоит так, что если бы душа развивалась в отсутствии знаний, она могла бы пострадать. Так, Природа предусмотрительно не дала новорожденному способности самостоятельно передвигаться. Ведь у ребенка нет разума, и будь у него силы, он мог бы навредить себе.
Итак, право на существование в духовных мирах получает лишь тот, кто загодя приобрел знания об их устройстве. Приступая к изучению системы духовных миров, необходимо прежде всего рассмотреть, как действуют в них главные факторы нашего мира.
В Высших мирах отсутствуют такие физические понятия, как время, пространство, движение (уже в нашем мире они видоизменяются: при скоростях, близких к скорости света, время стремится к нулю, масса – к бесконечности, а пространство сжимается в точку).
Вместо времени в духовных мирах рассматриваются причинно-следственные связи, переход одного состояния в другое, видоизменения формы. Если вы спросите, сколько времени понадобилось для протекания тех или иных процессов, то вопрос не будет иметь смысла, так как под временем понимается лишь последовательность действий.
Поэтому в каббале материал изучается по цепочке – от причины каждого явления к его следствию, или, что одно и то же, от начала творения[216] до его грядущего окончания.
Место – это не определенная, занимаемая телом часть пространства, а положение на шкале духовных свойств, качеств, где за сто условно принимается свойство Творца[217], а за нулевую отметку – первоначальное качество творения.
Таким образом, перемещение в духовном мире – это изменение духовным объектом своих свойств. Он как бы перемещается в духовном пространстве по шкале соответствующих ценностей (ближе или дальше относительно Творца). Однако в духовном мире объект не исчезает, там лишь возникает его новая форма.
Другими словами, с появлением новых качеств от духовного объекта отделяется его обновленная форма, а прежняя продолжает существовать, как и ранее. Было одно духовное тело, оно изменило свои свойства, тотчас же отделилось от старого тела и стало существовать самостоятельно.
Таким образом, теперь появилось два духовных тела. Так рождаются новые духовные объекты. (Кстати, и в нашем мире зародыш, находящийся в чреве матери, является одновременно и частью ее организма, и отдельным новым существом. Причина же окончательного отделения – приобретение им определенных собственных, отличных от материнских качеств).
Пытаясь найти каббалистические определения понятий пространства, времени, движения, необходимо установить, какой терминологией мы можем пользоваться. Ведь мы должны говорить о вещах, которые не наблюдаем воочию, хотим передать информацию о мирах, которых не чувствуем. Как же мы можем быть уверены, что правильно поняли друг друга?
У людей в нашем мире существует общность ощущений, но как передать собеседнику знания об объекте, которого он никогда не видел? В таком случае мы переходим на язык аналогий: «похож на то-то...», «подобен тому-то». Ну, а если я пришелец из другого мира, в котором все совершенно не похоже на ваш мир? Как же мне описать мой мир? Это возможно только при наличии связи миров.
Бааль Сулам в своем предисловии к книге «Сияющий и объясняющий лик», (п. 144)[218] пишет, что все существующее в нашем мире – порождение мира духовного. Поскольку все сущее исходит от Творца и, проходя через систему миров, нисходит в наш мир, то нет ничего в нем, что не имело бы корня в мире духовном. Поэтому каббалисты сочли возможным использовать понятия нашего мира для описания объектов мира духовного. Ведь существует строгая связь между корнем (духовным) и ветвью (материальной), и не может произрастать из одного корня несколько ветвей. Поэтому можно именами объектов нашего мира называть их духовные корни-силы, вызывающие данные ветви к жизни.
Естественно, подобный язык может разработать лишь тот, кто имеет способность видеть одновременно корень и ветвь, причину и следствие, то есть находящийся одновременно в обоих мирах. Как мы рассмотрим в дальнейшем, человек, находясь в нашем мире, может одновременно войти и в мир духовный – бесконечный вечный мир душ. Жить одновременно в обоих мирах, осознать вечность, постичь духовные миры, находясь в нашем материальном мире – это ли не достойная цель для человека!
Однако пока мы вынуждены использовать «язык ветвей», не видя корней. Поскольку, как было уже сказано, существует точное соответствие духовных и материальных объектов, то нельзя произвольно менять каббалистическую терминологию.
В каббале существует три основных раздела, и все они говорят о постижении Общего Закона мироздания. Есть раздел науки, изучающий нисхождение[219] миров[220] и сигналов, поступенчато, вплоть до нашего мира. Он занимается изучением исключительно Высших миров: их функционированием, управлением, воздействием на нас, тем, как мы своими поступками влияем на них и как, в зависимости от наших реакций, они снова воздействуют на нас.
Следующий раздел каббалы занимается методикой развития души, внутренней части человека, которую он получает из Высшего мира.
В данном разделе каббалы мы будем изучать материал, в котором говорится о создании математического аппарата для описания определенных процессов, происходящих с душой. Он позволяет каббалисту использовать научный подход в исследовании; изучать на себе воздействие духовных миров, анализировать, градуировать, формулировать связи сигналов воздействия свыше с собственными реакциями и наоборот; получить практический результат для оптимальной реализации духовно-энергетической части – души. Математический аппарат каббалы состоит из:
· гематрий – цифровых записей духовных состояний миров и души;
· графиков состояния и зависимости влияния миров на душу и влияния души, человека на духовные миры;
· таблиц и матриц всевозможных включений свойств миров и душ.
Примечание. При чтении всех каббалистических текстов следует непременно помнить, что каббала, как и всякая наука, пользуется специфической терминологией. Для человека, который с ней незнаком, эти тексты могут представляться несущими некий описательный, образный или этический характер. Во избежание подобной ошибки, приводящей многих к трудности и даже невозможности изучения каббалы, необходимо постоянно обращаться к словарю терминов за пояснением значений слов.
Изложение материала следует «хронологическому» порядку создания духовных миров: Творец[221] – кли[222] – мир Бесконечности[223] – первое сокращение[224] – мир Адам Кадмон[225] – мир Некудим[226] – разбиение келим[227] – мир Ацилут[228] – миры БЕА[229] – сотворение человека – грехопадение[230] – олам азэ (наш мир)[231].
Глава 7. Замысел творения
Первопричина (Творец)
Действие света