В чем заключается свобода воли
Познание в современной науке
Познание материи
Познание формы, абстрагированной от материи
Ложность теоретического исследования
Постижение материи в науке каббала
17.3.1. Материя – сила, воздействующая на органы чувств
17.3.2. Основа материи – заключенная в ней сила
В действительности существуют только силы
17.3.4. Мы не постигаем силы – мы постигаем их воздействие на нас
Единая сила
Метод исследования в каббале
Восприятие в каббале
Постижение в каббале
Постигаемое и непостижимое
Вопросы и ответы
Тест
Дополнительный материал
Введение
Что изучает каббала
Основной предмет исследований данной науки – взаимопроникновение и взаимосвязь всех частей мироздания. Каббала изучает, как управляемые единым законом природы составляющие огромной действительности всех миров[439] включаются друг в друга, пока не образуют абсолютного единства, где все части соединены в одно целое.
Из последовательного усвоения научного материала мы узнаем, что создание творения[440] началось с единой мысли – Замысла творения, которая определяется как «желание Творца[441] насладить свои творения». Насладить их можно лишь существующим в Нем совершенством – иначе наслаждение будет неполным, а неполное, несовершенное действие Творец совершить не в состоянии.
Рис. 17.1. Создание творения.
Исследуя, каким образом все исходит из единого действия Творца, из Его единой мысли – Замысла творения, мы познаем развитие творения: его распространение, расширение, удаление от Замысла Творца – вплоть до состояния, когда оно становится противоположным Ему.
Творение приобретает формы абсолютно противоположные Творцу и не имеющие никакой связи с первоначальными. Затем благодаря собственным усилиям, свободному выбору и добровольному участию в созидании творение вновь воссоединяется и возвращается к единой мысли, Замыслу, Цели, которая называется «желанием Творца насладить свои творения».
Распространение и отдаление от первоначального Замысла, вплоть до форм ему противоположных, называется «распространением миров сверху вниз» – удалением от Одного, Единого, Единственного, объединяющего в Себе все противоположности.
Даже такое состояние творения, когда оно отдаляется настолько, что становится абсолютно противоположным Творцу, является особенным, желательным, необходимым, ибо начиная с него и далее, творение обретает исключительное свойство, называемое свободой воли, свободой желания, свободой выражения.
Рис. 17.2. Развитие творения.
17.1.2. В чем заключается свобода воли
Только достигнув нижней точки при распространении миров сверху вниз и оказавшись в состоянии полной противоположности Творцу, творение способно начать постигать эту противоположность. Исходя из своего положения, оно может для себя определить: каково его желание.
Пользуясь свободой выбора, творение приходит к выводу, что единственным желательным состоянием должно стать для него слияние с Творцом, то есть возврат в ту единственную мысль, замысел творения, где все соединено между собой без всякого различия.
Отсюда следует, что все наше существование, все наши ощущения, мысли, поступки, решения должны быть очень точно направлены. В начале любого действия необходимо осознать свое состояние как порочное, ущербное, противоположное слиянию с Творцом и сделать выбор в пользу единственно правильного из всех возможных – возвращения в положение единства.
Не важно, каким способом воплощает человек свое действие, с помощью каких именно средств, в каких земных образах он будет переходить от одного состояния к другому, к третьему, пока не достигнет раскрытия целостности мироздания, Единого Творца. Это будет единственно правильным действием, совершенным в условиях свободы воли.
В каком бы направлении мы ни прилагали усилия, они, в итоге, продемонстрируют лишь нашу ущербность, если наши действия не направлены на раскрытие единства Творца, на включение в Него, на возврат к точке, в которой все соединяется. Это точка слияния с Ним, где мы, Он, все действия, все мироздание объединены в одно целое и нам покажут необходимость того, чтобы мы своей свободой воли и правильным осознанием раскрыли это единство. К такому выводу, постигая на себе и обобщая собственный опыт, приходит исследователь мироздания – каббалист[442].
Предметом изучения науки каббала является взаимопроникновение всех частей действительности, их объединение, управление ими при помощи всеобщего Закона для достижения состояния соединения в одно целое. В результате исследования данной науки человек осознает, что все казавшееся ранее взаимоисключающим, взаимоуничтожающим, включается, впитывается в единство Творца без всякого антагонизма, противоречий и напряжения.
Именно приближение к единству и создает само это единство, увеличивает и определяет его, потому что даже самые крайние противоположности соединяются в нем, дополняя друг друга.