Логика и методология научного познания. Специфика экономического знания.
В 20в.в связи с развитием и специализацией научного знания возникла особая область научного познания-логика и методология научного познания.Метод(путь)-способ построения и основания сист знаний. Методология-учение о методах познания,системе принципов и способов организации научного знания.В соврем. Метологии научн.позн. наука рассм.как процесс,в кот возникновение новых идей происходит в ходе научной революции,т.е.коренных качественных изменений.В этой связи нем уч Кун вывел понятие парадигма,под кот.поним.научн.теория,которая на данном этапе истор.развития знания принимается большенством ученныхи и играет роль образца научн.исслед.,т.е.общепринятое знание образца на данном этапе разв. Науки.Согл.Куну наука развив.путем смены парадигм.В соврем.науке методы позн.классифицируются:1)Фил.методы:диалектика,метафизика,синергетика,детерминизм,интетерминизм.2)Обенаучные методы:анализ,синтез,индукция.дедукция,моделирование.30Конкретно научные методы(специальные),примен.только в конкр. Обл. научного познания.
Подход к анализу методологии как предмета - выделение в ней так называемых формальной и содержательной методологий. Предмет формальной методологии - преимущественно язык и логика научного знания. В силу этого формальная методология более связана с решением проблем обоснования научного знания. Предмет содержательной методологии - преимущественно зарождение нового знания и его рост. В силу этого содержательная методология более связана с анализом историко-логических процессов развития научного знания. Экономика исходит из того, что любая вещь имеет свою цену, которая устанавливается рынком. Распространение рыночных отношений является залогом эквивалентности цены и стоимости. Несколько аспектов превращения: 1) все социальные отношения сводятся к экономическим отношениям 2) мерилом общественной жизни оказывается полезность 3) критерием истинности познания делается эффективность 4) способы обоснования ценностей совпадают с формами определения стоимостей 5) онтологическая проблематика растворяется в проблематике экономического производства и обращения.
Философское учение об истине. Критерии истинности знания.
Классическое понимание истины выражается в том, что истина - это знание в полной мере соответствующее действительности. Согласно Аристотелю, ИСТИНА - соответствие реальному положению дел. Но поскольку действие развивается, то развивается и знание, а, следовательно, истина должна пониматься не как застывшая, а как исторически развивающееся знание. 3 основные характеристики истины: 1) абсолютность истины - достоверное исчерпывающее знание на данном этапе исторического развития изучаемого аспекта; 2) относительность истины - неполное, незавершённое знание, связанное с его исторической организованностью.3)объективность-содержание знания не должно зависеть от чьих-либо интересов. В истории науки сформировались 2 позиции относительно характеристики истины: 1) догматизм - преувеличение значения абсолютной истины. 2) релятивизм - преувеличение относительности истины. Противоположностью истины выступает ложь, которая определяется как сознательное искажение истины, но следует отличать заблуждение, которое понимается как непреднамеренное искажение истины, или как знание не в полной мере соответствующее изучаемому предмету. Важнейшим объективным критерием истины выступ Практика. Под ним понимается материальная, предметная деятельность людей, в ходе которой знание, либо подтверждается, либо нет. Наряду с критериями практики существуют и другие: 1) общезначимость. 2) очевидность истины. 3) простота доказательства. 4) полезность истины. 5) красота доказательства.