Четвертый вопрос. функции философии.
ПЕРВЫЙ ВОПРОС. ФИЛОСОФИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ.
ВТОРОЙ ВОПРОС. ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ. СТРУКТУРА МИРВОЗЗРЕНИЯ, ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
ТРЕТИЙ ВОПРОС. ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ. ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФСКОГО МЕТОДА. ДИАЛЕКТИКА И МЕТАФИЗИКА.
ЧЕТВЕРТЫЙ ВОПРОС. ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ.
ПЕРВЫЙ ВОПРОС. Что такое культура? Как ее соотнести с философией? В философии есть много течений: буддизм, даосизм, конфуцианство и т.п. Культура – гораздо более широкое понятие, чем философии. Философия – один из феноменов культуры, причем не такой уж и старый. Есть явления, гораздо более старшие. Термин «культура» латинский, а «философия» – греческий. Римляне могли назвать культурой пахоту, возделывание – то есть некие процедуры, связанные с воздействием на природу. У тех же римлян есть термин nature (культура), а есть термин terra – земля, отсюда и некоторые современные слова. Воздействуя на землю, человек называет ее артефактом. Мы живем в системе артефактов: даже волосы, уложенные в прическу, – артефакт.
Яркий пример – поэма «Илиада» в переводе Гнедича, поэта пушкинской поры. Там Гнедич описывает щит Ахилла: там изображены звезды, а посередине – два города, один в состоянии войны, другой – в состоянии мира. А внутри изображена жизнь этого города: судопроизводство, старцы. А еще там изображена пахота. Пахарь запряг волов и превращает terra в культуру. На другом конце поля вкопан пифос с вином. Пахарь хлебнул вина из пифоса перед тем, как борозду прополоть, и дальше пошел пахать. На другом краю поля вкопан еще один пифос с вином. Он опять отхлебывает вина и дальше пашет.
Энгельс писал, что освобожденные руки явились одним из первых в истории человечества культурным феноменом и орудием труда.
К примеру, настенная живопись времен палеолита. Люди на ней изображены не детализированными и зооморфными: тело человека, а голова животного. А вот животные изображены очень детализированными и, как правило, в движении. Современные художники-анималисты говорят, что изображения животных очень качественные. Это же не с натуры рисовалось!
Палеолитическая живопись порождалась жизнью: цель жизни человека – животное, его мясо, кости и шкура. Потому и рисовали животных. Палеолит – культура присваивающая. Потом эти композиции можно назвать палеолитическими иконами. Икона – гораздо более широкий термин, чем то, чем мы ее называем. Слово «икона» переводится с древнегреческого как «образ». То есть «Черный квадрат» Малевича – это тоже икона, это великая картина.
Философия относится к разновидности духовной культуры. Это не орудие труда, это идеи, мысли, чувства, идеи, конструкты. Философия материализуется либо, когда воплощается в текстах, либо в действиях людей.
Философия – система наиболее общих взглядов человека на мир и на себя. Это универсальная наука. Это греческое понятие и не очень старое. Оно появляется на рубеже VI-V вв. до н.э. Философия рождается раньше, просто философы так не называли ни себя, ни свои творения. Ввел понятие Пифагор, переводится оно как «любовь к мудрости».
Германия в первой половине XIX века была раздробленной страной, лоскутное одеяло. По уровню развития промышленности и экономики она уступала, скажем, Англии. Но какая у нее была культура! Философия, музыка, литература…
Что является объектом философии? Это то, в чем философия хочет разобраться. Это мир в его целостности, и философы пытались построить модель мира. Но модель мира строит и наука! Но наука строит более узкую и конкретную модель. Например, физическая модель мира – это совокупность достижений тех физик, которые уже есть. Физика не интересуется особенностями живой природы. Но наука признает знания, либо подтвержденные в опыте, либо логическими доказательствами.
А философия создает модель мира неограниченного. Мир для философов – это не только мир природы, но и мир Бога, мир его беспредельности. Поэтому захват философами мира шире, чем учеными. Философы не нуждаются ни в опытных, ни в логических доказательствах. Философия – это виртуальная область знаний, в ней от этого еще интереснее работать. Объект философии – человек в мире и мир в человеке.
А что такое предмет философии? Чем он отличается от объекта? Предмет – это совокупность проблем, которыми занимается философия. Можно говорить о предметном зеркале философии. Что есть мир? Есть ли у него какая-то основа? Какова его структура? Что есть человек? Свободен ли он? Что такое свобода? Что такое счастье, ответственность, выбор, смысл жизни? Вопросы, которые имеют отношение к человеку, называются философскими. В рамках философской антропологии есть определенная совокупность проблем, которая называется экзистенциальными.
В зависимости от того, вокруг каких проблем вертится мысли философов, философская система знаний подразделяется на разделы.
1) Онтология (от греч. «бытие» и «знание» а – «знание о бытии»). Слово бытие понимают по-разному. Для Маркса бытием был материальный мир. Гегель считал, что природа и история – это лишь протуберанцы объективированного мирового духа, в которых дух не нуждается. Мир – это мировая идея, которая свободна только тогда, когда не ограничена ни обществом, ни природой. Это великое ничто. В то же время это все. Потом эта идея себя реализует, теряя свою свободу. Потому люди мечтают о свободе, но люди несвободны: они ограничены законами, моралью и т.п.
2) Гносеология. В переводе «знание о познании». Это часть философии, которая занимается познавательными проблемами. К примеру, проблема способов получения знания.
3) Философская антропология.
a. Экзистенциальная антропология.
4) Этика (в переводе обычаи) – правила поведения.
5) Эстетика (в переводе волнение) – учение об эмоционально-художественном освоении мира.
6) Философия политики
7) Философия религии;
8) Философия истории.
Есть такой философ Тойнби. Это был гениальный философ истории. Платон и Аристотель понимали историю узко: в рамках государства, политики. А первый философ истории в Европе – Аврелия Августин.
18.09
ВТОРОЙ ВОПРОС. Мировоззрение – это исторически определенная система образов, знаний и представлений людей определенной исторической эпохи об окружающем их мире, о своем месте в нем и своем к нему отношении. Образ – это то, к чему апеллирует искусство, потому это важная часть мировоззрения. Мы познаем мир не только посредством определений, а еще посредством образов. Без них не было бы религии.
Возникает вопрос: подходит ли такое определение мировоззрения для определения философии? Да, оно может пригодиться для определения философии, но тут нужно оговориться, что в мировоззрение включено гораздо больше, чем в определение философии, мировоззрение больше.
Правда, когда человек, не будучи философом, конструирует систему взглядов, касающихся вечных проблем, он входит в философию. К примеру, был такой поэт в XIX веке – Бодлер. Тогда его творчество было скандальным и эпатажным. Его даже судили за оскорбление нравов. Дело в том, что посредством поэзии он создавал образы зла, гниения. К примеру, это сборник «Цветы зла». Самое программное стихотворение в нем с философским оттенком. Оно называлось «Падаль». Бодлер в нем решил описать разлагающийся труп лошади.
Философия появляется позднее, чем мировоззрение. Но сразу после появления она старается занять в нем лидирующее место. И, если, к примеру, физик имеет философское сознание, он смотрит на науку под таким углом. Есть социо-культурная картина мира (ей владеют ученые-гуманитарии), есть картина естествознания (ей владеют ученые, занимающиеся естественными науками).
Если изобразить мировоззрение по слоям, то можно выделить несколько слоев:
1) Обыденные образы. Такое мировоззрение было у первобытного человека;
2) Чувственно-эмоциональное и рациональное мировоззрение.
3) Субъекты мировоззрения – люди.
А что богаче по содержанию: интеллектуальное мировоззрение или групповое? На этот вопрос нельзя дать однозначного ответа. В определенном плане индивидуальное мировоззрение богаче, так как оно имеет нюансы, которых в групповом нет. А мировоззрение общественное богаче, т.к. индивид не обязательно включает в свои образы те знания, которыми владеет его народ.
Исторические формы мировоззрения:
1) Самая древняя форма – мироощущение.
2) Миросозерцание.
3) Мирообъяснение (миропонимание). Оно может быть донаучное и с помощью науки или философии.
ТРЕТИЙ ВОПРОС. По Энегльсу основным вопросом философии объявлялся вопрос о соотношении материи и духа: что первично? На основе того или иного варианта решения этого вопроса философы делились на две группы:
25.09
1) Материалисты. Для них первична материя, природа, а Бог, духовность – это все вторично. Энгельс «В мире нет ничего кроме движущейся материи. И двигаться она может лишь пространстве и во времени». Сознание – это тоже часть материи, но особо развитой, а механические предметы сознанием не обладают
2) Идеалисты. Для них первичен дух, Бог. Их даже больше, чем материалистов.
a. Объективные идеалисты. Они считали, что дух, Бог, идеальное существует само по себе, не зависимо от человека и не продуцируется им.
b. Субъективные идеалисты. Они считали, что человеческое сознание порождает Бога, идеальное, духовное. Вплоть до духовной паталогии.
Доказать правоту ни тех, ни других нельзя. Просто нужно выбрать свой путь: идеалистический, либо материалистический.
Диалектика и метафизика – наука о том, неподвижен ли мир, динамичен ли он? Конечно, мир подвижен. Мы помним себя детьми, подростками. Потом мы повзрослеем заведем (или не заведем) семьи, родим (или не родим) детей, потом состаримся, умрем.
Если человек думает, что все находится в динамике, в движении, – значит, он тяготеет к диалектическому методу. Если же он думает, что все статично – значит, он тянется к метафизике.
И диалектика, и метафизика – термины греческие. В Древней Греции метафизикой называли искусство ведения спора. Риторика – это ораторское искусство монолога. А диалектика – это искусство полилога. Многие греческие школы тренировали искусство диалектики. К примеру, афинские школы софистов V в. до н.э. (Протагор, Горгий) – первые школы, которые практиковали платные уроки диалектики. В одной из этих школ до сих пор спорят, у кого из них учился Сократ.
Слово «метафизика» появляется в греческой культуре на рубеже III-II вв. до н.э. Но Афины уже упали с той высоты, на которой были в V в. Но интеллектуальные процессы еще были. И платоновская академия, и аристотельский ликей. И один из последователей Аристотеля Андроник Родосский занялся очень интересной работой: он решил систематизировать и редактировать труды Аристотеля, дошедшие до него. Конечно, времени между жизнями двумя философов прошло немало, и какие-то труды не сохранились, сохранились без названий, из-за переписок были неадекватны оригиналу. Но дошло много. А ведь Аристотель писал не только о философии: ботаникой, зоологией, космологией. И все работы по природе Андроник поместил в первый раздел «Традиционное» – «Физика». Остались философские труды по политологии, этике, эстетике, логике, философии. Эти работы Андроник поместил во второй раздел – «Таметатафизика».
Но, поскольку этот раздел начинался философскими трудами Аристотеля, то философию начали называть метафизикой. Значение метафизики как философии и сейчас сохраняется.
С первой трети XIX века, со времен Гегеля, эти термины – диалектика и метафизика – приобрели новый смысл. Он так назвал два противоположных метода развития. Он говорил, что все люди признают развитие. Но весь вопрос в том, как понимать развитие.
По Гегелю (которого конспектировал Ленин), чем отличается понимание развития в диалектике и метафизике.
Диалектика | Метафизика | |
Источник развития | Источник развития внутри системы. Для них развитие – это саморазвитие, единство и борьба противоположностей | Вообще не указывают источник развития, а, если указывают, то для них это внешняя сила. |
Механизм развития | Единство количественных и качественных изменений. | Количественное изменение: разряжение-сгущение, нагревание-охлаждение. |
Форма развития | Развитие по спирали, где каждое новое качественное состояние объекта связано с предыдущим, но отрицает его. Отрицание отрицания. | Движение либо по плоскости, либо по круг |
ЧЕТВЕРТЫЙ ВОПРОС.
1) Познавательная (гносеологическая) функция. Философия появилась как способ ответа на вопросы, на которые перестали отвечать древние эпосы или примитивная религия.
2) Функция систематизации знания. Философия систематизирует мировоззрение.
3) (?) Мировоззренческая функция.
4) Методологическая функция. По отношению к другим, более конкретным знаниями, философия выступает в качестве всеобщего метода понимания, объяснения мира. Философия выполняет методологическую функцию через диалектический метод.
5) Аксеологическая (ценностная) функция. Проминид: «Человек есть мера всех вещей»;
6) Практическая (праксеологическая) функция. Философия выполняет функцию нашего мировоззрения. Для тех, кому философия интересна, у которых есть философские идеи, философия имеет основу их практического поведения.
Френсис Бэкон. Его в конце жизни судили за то, что он много воровал из государственной казны. Это был страшный взяточник, он уходил из политики, будучи богатейшим землевладельцем. Он даже в Тауэре сидел, но его выпустили, но запретили возвращаться в политику. Впрочем, замки у него остались. Он жил безбедно и в качестве досуга занялся философией. Самые знаменитые свои вещи он написал в последние 10 лет жизни. Он в 27 лет стал депутатом парламента. Это был очень умный человек и хороший политический игрок.
09.10
ГЕНЕЗИС ФИЛОСОФИИ.
1) Предфилософия – любые формы объяснения мира, которые существовали с древних времен с тех пор, как мировоззрение людей поднялось с чувственно-эмоционального до попыток объяснить мир;
2) Протофилософия – некие обобщения, носящие виртуальный характер. Это не просто элементы реального мира, а инструменты конструирования, находящиеся за пределами нашего восприятия. Это китайская «Книга перемен» I тыс. до н.э. Тут понятия инь и ян, понятие цы, а также дао – понятие пути мира. В Древней Индии формы философии – упонишады – тексты, которые воспроизводили беседы философов с учениками. Есть брахма, есть ничто, где нет ничего осязаемого, есть нирвана.
ЗАРОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФИИ НА ДРЕВНЕМ ВОСТОКЕ. В Китае зарождение философии – рубеж VII-VI вв. до н.э. появляются первые философы Ку Цзы (Конфуций) и Лао Цзы. Лао Зцы жил в западном Чжоу, а Кун Цзы – восточном. Это были две воюющие части Китая. Оба они происходили из привилегированных слоев обществ. Настоящее имя Конфуция – Чжу Ни. Он был сыном сборщика налогов. Очевидно, отец Кун Цзы был чиновником высокого ранга. Сын получил хорошее по тем временам образование. Он прекрасно знал Пятикниже, «Книгу перемен». Он хорошо писал, хотя письменные его тексты не сохранились, а об идеях конфуцианства мы знаем из записей его учеником.
Конфуций говорил, что благородным человеком можно стать при некоторых условиях:
1) Надо родиться в благородной семье.
2) Благородство надо поддерживать, надо работать над собой. Для этого надо постоянно читать, знать Пятикнижие, владеть управлением колесницей, стрельбой из лука, надо уметь петь и танцевать.
Что представляет собой философия Конфуция? Томашов: философия Конфуция по своему типу не совсем восточная, она близка к европейскому философствованию. Европейские философы заботились об устройстве человека в том мире, где он живет. Религиозные философы говорили и о других мирах, но им важно было показать, как в этом мире человек должен устроиться. Потому в Западном мире было много идей об идеальном государстве.
Восточная мудрость пишет не столько об идеальном государстве, сколько о том, чтоб человек покинул этот бренный мир. И не надо давать ему рецепты, как этот мир устроить. Он того не стоит. Конфуций же думал о положении дел в поднебесной и о том, как его (положение) улучшить. В поднебесной находится трудовой народ, но это не рабы и не крепостные. Ведь Китай не был крепостническим государством в общепринятом виде. Это была своеобразная синтетическая модель рабовладельческого государства.
Конфуций писал о народе, о детях. Он писал, что все население Китая, безотносительно, – это дети Большого Отца (императора), который должен их всех любить. А император должен печься о своем народе, делать запасы продовольствия. Он должен быть строгим, но справедливым отцом для всех своих детей. Правда, Конфуций говорил, что император не должен часто показываться на людях. «Правитель должен скрыться», т.к. частый показ правителя на народе не работает на его авторитет.
И представители каждого сословия должны соблюдать правила: чиновники – не воровать, мужья – не изменять женам, дети – почитать родителей и быть в гармонии с ними, соседи – дружить между собой. А раз все наоборот, значит нарушен принцип ли, правил. Конфуций ностальгировал по прошлому, потому идеал – позади, и его надо взять из прошлого.
А писал ли Конфуций что-то об устройстве мира? Нет. Он прекрасно знал «Книгу перемен». Он знал проблемы мира, но не разрабатывал их. Конфуций занимался социальной философией. К философии он приобщился поздно. Кун Цзы в переводе «старый ребенок». Ребенок всегда чист и правдив, а старый – значит отягощенный мудростью.
Философия Конфуция уже при его жизни получила широкое распространение, и на протяжении всех веков истории Китая конфуцианство поддерживалось властями, за редкими исключениями.
Следующая философия, которая зарождается в Китае, – это даосизм, основоположником которого был Лао Цзы. Настоящее имя его – Ли Ер Даль. Лао Цзы в переводе «мудрый ребенок». Это тоже представитель аристократических слоев общества, получивший хорошее образование и сделавший приличную карьеру. Он стал хранителем царских архивов. А в древнем государстве архивы хранили также как и царей. Там хранилась вся история и память государства.
Лао Цзы мог без доклада приходить к императору. В завершение своей головокружительной карьеры Ли Ер Даль исчезает. Через некоторое время он вернулся уже как Лао Цзы – как философ. Он стал основоположником особой полуфилософии-полурелигии – даосизма. Даосизм не стал явлением массовой культуры, хотя это чистый образец восточной ментальности. Главный труд даосизма – «Дао де Цзин» - книга философии.
По даосизму, ничего в этом мире менять не надо – это бесполезный, тяжелый и очень неблагодарный труд. Спорить – это лучший способ уйти от истины. От общества надо уйти. У вэй и ду янь – две истины даосзима: молчание и недеяние. Человеку надо по возможности молчать, вообще. А также не выполнять никаких обязанностей перед обществом, т.к., пока человек их выполняет, он не свободен.
Для начала надо покинуть других людей, уйти на природу, сесть где-нибудь у реки, успокоиться, закрыть глаза и вслушаться в звуки природы. А потом постепенно наступает расслабление, дремота, уход в себя, и только так ты можешь достичь состояния, когда перестанешь ощущать звуки мира и уйдешь в другой мир.
Лао Цзы проповедовал свои идеи, имел учеников, но в какой-то момент решил остановиться: он простился с учениками, взял посох и вечером ушел на запад вслед за садящимся солнцем. Больше его никто не видел.
Если перемещаться на запад, мы попадем в Индию. Там в это же время появляется знаменитый мудрец, основоположник философии, которая потом стала мировой религией, Будда, Сидхардха Гаутама. Будда родился на территории современного Непала, у подножия Эвереста. Там было маленькое княжество, где правил отец Будды.
В основе буддизма лежит система восьмеричного духовного пути – своеобразное колесо с 8 спицами. Колесо – это жизнь. Спицы – это 8 добродетелей, которые нужно выполнять: правильное питание, правильная речь, половое воздержание, правильная настройка питания, правильные деяния. Колесо надо настроить, чтобы оно катилось по правильному пути.
Есть путь грехов – питрияна. Люди, колесо жизни которых идет по этому пути, живут легко, а правил не соблюдают. Они после смерти переселяются в человеческое тело, либо в тела животных или растений. Действуют еще кармические регуляторы. Если человек жил правильно, соблюдал все ограничения буддизма, то колесо его жизни катится по пути делаяна – по пути святости. Такие люди еще при жизни достигают архатвы – святости.
Души таких святых после смерти не перелетают в другое тело. Они попадают в нирвану – состояние бестелесности, физической пустоты. В нирване душа соединяется с брахмой – с материнской душой. Ведь каждая душа – частичка брахмы.
ВЫВОДЫ:
1) Восточная философия, в отличие от западной, интровертна, направлена внутрь человека.
2) В восточной философии характерно трансцендентное начало (находящееся во внефизическом мире). Для китайской философии это термин дао. Трансцендентальный объект – находящийся временно вовне нас, но имеющий возможность войти в нашу собственную духовность
3) Восточная философия инертна и пластична.
23.10
ТЕМА ТРЕТЬЯ. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ