Древнеиндийская философия о мире и месте человека в нём. Буддизм.
В развитии философской мысли в Древней Индии выделяют три этапа: ведийский – 1500 – 500 гг. до н. э.; брахмано-буддийский – 500 год до н. э. и индуистский – 1000 год н. э.
Миропонимание древних индийцев изложено в «Ведах». «Веды» распадаются на четыре сборника: 1) «Ригведа» – сборник гимнов; 2) «Самаведа» – ритуальные песни; 3) «Атхарваведа» – заклинания против болезней и злых духов; 4)«Яджурведа» – сборник правил и молитв по поводу жертвоприношений. Далее следуют брахманы (ритуальные тексты) – комментарии к текстам «Вед» и араньяки – тексты для отшельников. Заключительная часть «Вед» – упанишады (буквально «сидящий у ног учителя») содержит трактаты религиозно-философского характера.
В качестве первоосновы бытия в упанишадах выступает Брахман (сущее, объективное, Единое, причина мира), который тождественен и вместе с тем противопоставляется Атману (индивидуальной душе, субъективному проявлению Брахмана). Перед нами образец диалектического мышления, в частности, утверждение тождества противоположностей: Брахмана как высшего объективного начала и Атмана как субъективного духовного начала. Брахман в индивиде осознает себя и тем самым переходит в Атман, становится им. В свою очередь, на высшем уровне индивидуального «Я», когда субъект и объект слиты воедино, Атман сливается с Брахманом. Таким образом утверждается тождество бытия отдельного человека с всеобщей сущностью человека.
Место человека в мире описывается в понятиях сансара и карма. Сансара – это круговорот бытия, в который втянуто всё живущее, колесо перевоплощений. Карма – судьба, порождаемая действиями индивидов в предыдущих существованиях.
В учении о сансаре человеческая жизнь понимается как определённая форма бесконечного перерождения. Будущее рождение индивида детерминировано законом кармы. Будущее человека – результат тех дел и поступков, которые человек совершал в предшествующих жизнях. И только тот, кто вёл благопристойный образ жизни, может рассчитывать на то, чтобы родиться в будущей жизни в качестве представителя высшей касты. Тем же, кто вёл неправедный образ жизни, в будущем уготована судьба члена низшей касты или того хуже: его Атман может попасть в тело животного.
Поэтому важнейшая задача человека и главная категория упанишад – освобождение его от «мира объектов и страстей», постоянное нравственное совершенствование. Это освобождение реализуется посредством растворения Атмана в брахмане, познания тождества своей индивидуальной души с мировой душой. Только тот, кто способен осознать это тождество, освобождается от сансары. Душа такого человека сливается с брахманом и остаётся с ним навсегда, освобождаясь от влияния кармы.
Таким образом, бытие человека не зависит от него самого, а смысл учений индийских мудрецов сводился к самосовершенствованию и, в конечном счёте, к уходу из мира.
Все философские школы Древней Индии исследователи разбивают на две группы: ортодоксальные и неортодоксальные. Ортодоксальные школы признают авторитет «Вед», а следовательно, и существование Бога, бессмертие души, жизнь после смерти, перевоплощение души, высшие миры. Это: санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса, веданта. Неортодоксальные школы не признавали авторитета «Вед» или по крайней мере критически относились к основанному на них брахманизму, который к тому времени все больше превращался в религиозное течение. Это: адживика, джайнизм, чарвака (локаята), буддизм.
Буддизм возник в VI в. до н. э. Его связывают с именем легендарного Будды (623 – 544 или 563 – 483 гг. до н. э.).
Характерной особенностью этого учения является его этико-практическая направленность. Буддизм – этика спасения. Окружающий мир Будда рассматривал как майю – иллюзию, скрывающую под видимым многообразием свою истинную сущность – брахмана, как единственную реальность.
В основе буддизма лежат «четыре благородные истины»:
1) жизнь исполнена страданий,
2) причина страданий – желания, жажда жизни,
3) есть возможность перестать страдать,
4) существует путь, ведущий к освобождению от страданий – путь к нирване.
Нирвана – это состояние слияния с брахманом, в котором прекращаются все желания и заблуждения. С точки зрения психологии нирвана – состояние деперсонализации личности.
Освобождение от страданий – это, прежде всего, уничтожение желаний, точнее говоря, угашение их страстности. Для этого рекомендуется практика медитации (прекращение психической деятельности и очищение сознания от всех его форм для обеспечения контакта с брахманом), конечной целью которой является нирвана.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие предпосылки возникновения философской мысли на Древнем
Востоке вы знаете?
2. Каким древнекитайская философия видит мир и место человека в нём?
3. Что такое «дао»?
4. В чём суть этического учения Конфуция?
5. Почему китайскую медицину можно считать практическим аспектом китайской философии?
6. Каким древнеиндийская философия видит мир и место человека в нём?
7. В чём суть учения Будды?
7 минут
Выводы по теме
5минут
Литература:
Введение в философию. В 2-х частях. Часть 1-я. – М., 1989.
Хрусталев Ю. М. Введение в философию. – Ростов-на-Дону, 1999.
Горелов А. А. Древо духовной жизни. – М., 1994.
Чанышев А. Н. Философия Древнего мира. – М., 2001.
Лукьянов А. Е. Становление философии на Востоке. – М., 1989.
Лысенко В. Г. Опыт введения в буддизм. – М., 1994.
История философии: Запад – Россия – Восток. Кн. 1-я. – М., 1995.
Гусейнов А. А. Великие моралисты. – М., 1996.
Лао-Цзы. Обрести себя в Дао. – М., 2000.
Конфуций. Суждения и беседы. – СПб., 2001.
Лукьянов А. Е. Начало древнекитайской философии: И Цзин, Дао Дэ Дзин, Лунь Юй. – М., 1994.
Психологические аспекты буддизма. – Новосибирск, 1991.
ПРИЛОЖЕНИЕ