Системы или попытки объяснения спиритических явлений 2 страница

Ламенне"

Таким образом, даже духи, которых можно считать продвинутыми, ещё не смогли постичь природу души; как бы, спрашивается, это могло удаться нам? Стало быть, доискиваться начала вещей значило бы терять своё время впустую, ибо, как сказано об этом в "Книге Духов" (NN 17, 49), начало это есть тайна Божия. Притязать же, хотя бы и с помощью Спиритизма, постичь то, что пока вне достигания человечества, значит отвлекать Спиритизм от его настоящей цели, значит уподобляться ребёнку, которому бы захотелось знать всё, что знает старик. Пусть человек обратит Спиритизм к своему нравственному улучшению, вот главное; всё, что сверх этого, не более как праздное любопытство гордыни, удовлетворение коего не позволит человеку продвинуться ни на шаг; единственная возможность продвижения - это самому становиться нравственно лучше. Духи, продиктовавшие книгу, носящую их имя, доказали нам свою мудрость тем, что во всём, касающемся до начала вещей, они ограничили себя пределами, преступать каковые им не дозволил Господь, этим самым они предоставили духам-систематикам и гордецам всю ответственность выдвигать свои скороспелые и обманчивые теории, в которых более обольщения, нежели толку и которые однажды падут пред силою разума, как и множество иных вздорных порождений человеческих голов. Духами сказано ровно столько, сколько требуется, чтобы дать понять человеку, какое будущее ему уготовано, и тем самым подвинуть его к совершению добра. (См. далее ч.II, гл.1, "Действие духов на материю").10

1 "Книга Духов" в целом ни разу не была переведена на русский язык. Отрывки печатались в "Ребусе". "Что такое Спиритизм" - брошюра, издана С.П.Румиловым в 1882г. по "Qu'еst-се que lе Spiritisme". Эта брошюра составлена по А.Кардеку, Бабеку, Бонмеру и Эжену Ню. (Асгарта)
2 Г-н Жобер из Ламбаля. Чтобы быть справедливым, должно сказать, что это открытие сделано г-ном Шиффом; г-н Жобер лишь развил его пред Медицинской Академией, чтобы нанести решительный удар стучащим духам. Все подробности этого можно найти в "Revue Spirite" за июнь 1859г. (А.К.)
3 Объяснение спиритических стуков трещанием сухожилий до того наивно, что в настоящее время не заслуживает ни малейшего внимания. (Асгарта)
4 Здесь Аллан Кардек говорит про непосредственное трансцендентальное писание. Для этого писания невидимые деятели употребляют свой материал: карандаш, чернила или краски. Написанное обыкновенно так прочно материализовано, что не уничтожается. Это один из любопытнейших примеров материализации. (Асгарта)
5 Причастие. Свет феномена духа. Говорящие столы, сомнамбулы, медиумы, чудеса, духовный магнетизм; могущество веры. Соч. Эма Тирпсе, собирательной души, пишущей через посредство дощечки. Брюссель, 1858 г., у Девруа. (А.К.)
6 Этот вопрос был разбираем в "Книге Духов" (NN 128 и далее), но мы советуем по этому предмету, как и по всем касающимся религии, относиться к нашей брошюре под заглавием "Противники Спиритизма с точки зрения религии, науки и матерьялизма". (А.К.)
7 Это понятие сходно с определением "состава души", излагаемого в "Ведах". Вообще "питрисы" индусов, или души предков, совершенно такие же невидимые духи, как и души европейских спиритов. (Асгарта)
8 Здесь автор подразумевает явление материализации. (Асгарта)
9 Этот ответ глубже и серьёзнее, чем это может показаться с первого взгляда. Дух говорит, что есть земные токи и есть другие токи, с которыми он связывает астральное тело высших духов, не определяя его сущности. Чем выше дух, тем чище и легче его астральное тело. Электричество - земной ток и слишком грубо, чтобы входить в перисприт Высших Духов. Известно, что наше физическое тело электрогенно. Современные матерьялисты в идеопластике, в идеоматерьялизации видят по преимуществу электрическую энергию. Ламенне отрицает это. (Асгарта)
10 Это сильная отповедь теософам и всевозможным оккультистам. Истинно тайна сия велика есть, и вопрошать её в пору воплощения в земном человечестве - занятие довольно праздное и никчёмное. Тщетны здесь все притязания оккультистов на знание истины: чего Бог человеку знать не дал, того и им знать невозможно, и они только обманывают себя и других. (Й.Р.)

Часть Вторая


О СПИРИТИЧЕСКИХ

ЯВЛЕНИЯХ


Глава Первая


ДЕЙСТВИЕ ДУХОВ НА МАТЕРИЮ


§52.Устранив мнение матерьялистов как несогласное ни с рассудком, ни с фактами, остаётся узнать, может ли душа после смерти являться живым людям? Сперва можно было бы спросить, почему разумные существа, живущие некоторым образом в нашей среде, хотя и невидимые по природе своей, не могут обнаружить своего присутствия. Рассудок говорит, что здесь нет ничего совершенно невозможного, а это уже много. Впрочем, верование это имеет на своей стороне одобрение всех народов, потому что его находят везде и во все времена; а идея не может быть столь общей и существовать столько времени, не основываясь ни на чём. Кроме того, она подтверждается свидетельством священных книг и Отцов Церкви, и только скептицизм и матерьялизм нашего века могли поместить её в разряд суеверных идей. Если мы заблуждаемся, то заблуждаются равно и Церковь, и Св.Писание, и все народы.1
Но это только нравственные рассуждения. Одна причина в особенности содействовала усилению сомнения. В наш положительный век, когда стараются дать себе отчёт во всём, когда желают знать относительно каждой вещи, как и почему, совершенно не знают натуру духов и способы, посредством которых они могут проявляться. Для приобретших же это знание явление духов не представляет ничего страшного и входит в число естественных явлений.
§53.Идея, которую составили себе о духах, делает с первого взгляда явление духов непонятным. Эти явления возможны не иначе, как посредством действия духа на материю; и потому те, которые полагают, что дух не имеет в себе ничего матерьяльного, спрашивают себя, повидимому, не без основания, как может дух действовать матерьяльно. В этом-то и заключается заблуждение, потому что дух не есть нечто отвлечённое, это существо определённое, ограниченное пространством и имеющее очертание. Дух, воплощённый в теле, составляет душу. Когда он после смерти оставляет тело, он не выходит оттуда освобождённым от всякой оболочки. Все духи говорят нам, что они сохраняют форму человека, и, действительно, когда они являются нам, мы их видим такими, какими знали прежде.
Будем внимательно наблюдать за духом в ту минуту, когда он оставляет тело. Он находится в состоянии смятения. Всё смутно вокруг него. С одной стороны, он видит своё тело, целое или обезображенное, смотря по роду смерти; с другой, он чувствует и видит себя живым. Что-то говорит ему, что тело это его, а между тем он не понимает ещё, что отделён от тела. Он продолжает видеть себя с прежними формами, и этот вид производит у некоторых духов, в продолжение известного времени, странный обман чувств: они думают, что они ещё живут. Им необходимо свыкнуться с их новым положением, чтобы убедиться в действительности. Когда эта первая минута смятения проходит, тогда дух смотрит на своё тело, как на сброшенное старое платье, о котором вовсе не сожалеет. Он чувствует себя легче, как бы избавленным от тяжёлого бремени, он не испытывает уже физической боли и счастлив, что может подниматься, нестись в пространстве, как случалось ему несколько раз испытывать это во сне во время телесной жизни.2 Однако, несмотря на отсутствие тела, дух не лишается своей личности. Он имеет форму, но форму, которая не связывает и не стесняет его; он сознает своё "я" и свою индивидуальность. Что же должны мы заключить из этого? То, что душа не всё оставляет во гробе, а уносит что-то с собой.
§54. Многочисленные наблюдения и неопровержимые факты, о которых мы будем говорить впоследствии, привели нас к заключению, что человек состоит из трёх частей, и это:

1. душа, или дух, начало разумное, обладающее нравственными понятиями;

2. тело, грубая оболочка, матерьяльная, в которую он временно облечён для выполнения некоторых видов Провидения;

3. перисприт, оболочка эфирная, полуматерьяльная, служащая связью между душою и телом.

Смерть есть разрушение или, лучше сказать, разложение грубой оболочки, той, которую душа покидает. Другая освобождается от первой и следует за душою, которая, таким образом, всегда имеет оболочку; эта последняя оболочка - эфирная, газообразная, невидимая для нас в своём нормальном состоянии - не менее того есть материя, хотя до сих пор мы не могли понять её и подвергнуть нашему анализу.
Итак, эта вторая оболочка души, или перисприт, существует и во время телесной жизни. Посредством её дух получает впечатления чувств, обнаруживает свою волю и действует на органы. Приведём для сравнения электрическую нить, служащую проводником для получения и передачи мыслей. Это, наконец, тот таинственный, неуловимый деятель, известный под именем нервного тока, который играет такую огромную роль в хозяйстве организма и вместе с тем ещё не вполне оценённый в физиологических и патологических явлениях. Медицина, принимая в соображение одно лишь начало матерьяльное, весомое, устраняет при исследовании и определении явлений эту непрерывную причину действия. Но здесь не место рассматривать этот вопрос. Мы только заметим, что знание свойств перисприта есть ключ к разрешению множества задач, остающихся до сего времени неразъяснёнными.
Перисприт не принадлежит к числу тех гипотез, к которым часто прибегают в науке для объяснения какого-либо явления. Существование перисприта не только открыто нам духами, но есть результат наблюдений, как мы докажем это ниже. В настоящую же минуту, чтобы не распространяться о предмете, о котором намерены ещё говорить, заметим только, что душа ни во время пребывания своего в теле, ни отделившись от него, никогда не оставляет перисприт.3
§55. Говорят, что дух есть пламя, искра. Это должно отнести к собственно духу как началу разумному, нравственному, которому нельзя приписать никакой определённой формы. Но в какой бы степени совершенства дух ни был, он всегда облечён в оболочку, или перисприт, которая делается эфирнее по мере того, как он очищается и возвышается в иерархии духов, так что для нас идея формы нераздельна с идеей о духе, и мы не можем представить себе духа без формы. Итак, перисприт составляет необходимую принадлежность духа, как тело - необходимую принадлежность человека. Но перисприт, взятый отдельно, не есть дух, как и одно тело не есть человек, потому что перисприт не мыслит. Он для духа то же, что тело для человека; это агент или орудие его действий.
§56.Перисприт имеет форму человека, и если дух является нам, то вообще с теми формами, с которыми мы знали его во время жизни. Согласно с этим можно было бы подумать, что перисприт, отделившись от всех частей тела, принимает его форму и по оставлении его сохраняет этот отпечаток. Но на деле оказывается не совсем так. Форма человеческая, за исключением некоторых частных оттенков и изменений органических, которые зависят от той среды, в которой человеку назначено жить, встречается у жителей всех миров. Так, по крайней мере, говорят нам сами духи. Эта же форма принадлежит и духам невоплощённым, которые имеют один лишь перисприт. Под этой формой во все времена представляли нам ангелов, или чистых духов; из чего мы должны заключить, что человеческая форма есть тип всех человеческих существ, к какой бы степени совершенства они ни принадлежали.
Но тонкая материя перисприта не имеет той плотности и твёрдости, которые имеет грубая материя нашего тела. Она имеет, если можем так выразиться, гибкость и расширяемость, и потому форма её хотя и человеческая, но не постоянная. Она повинуется воле духа, который по своему произволу может дать ей тот или другой вид, между тем как грубая и плотная оболочка представляла бы ему в этом случае непреодолимое препятствие. Перисприт, освобождённый от этого препятствия, может расширяться, сжиматься, преобразовываться, одним словом, способен принимать все видоизменения согласно с требованием воли, которая на него действует. Вследствие этого свойства эфирной оболочки своей дух, когда желает быть узнанным, может, если нужно, принять на себя именно ту самую наружность, которую имел во время земной своей жизни, и даже все те телесные недостатки или особенности, которые могут быть отличительными признаками его. Итак, духи, как видно, существа подобные нам, составляющие в нормальном своём состоянии вокруг нас целое невидимое население. Мы говорим: в нормальном их состоянии, потому что, как после мы увидим, невидимость не есть безусловная принадлежность духов.
§57.Возвратимся к свойствам перисприта, потому что это необходимо для ясного понимания того, о чём мы хотим говорить. Мы сказали, что эта оболочка хотя и эфирная, но не менее того некоторого рода материя, и это заключение вытекает из факта осязаемых явлений, о которых мы ещё будем говорить. Многие видели, что под влиянием некоторых медиумов показывались руки со всеми свойствами рук живых. Они имели теплоту, были осязаемы, представляли упругость твёрдого тела, схватывали вас и вдруг исчезали, как тень. Разумное действие этих рук, которые, видимо, повиновались какой-то воле, исполняя известные движения, играя даже мелодии на музыкальных инструментах, доказывает, что эти руки - видимые части существа невидимого и разумного. Их осязаемость, их теплота, одним словом, впечатление, которое они производят на чувства, потому что иногда видели, как они оставляли знаки на коже, как давали удары довольно чувствительные или нежно ласкали, всё это доказывает, что они составлены из какой-либо материи. Внезапное же их исчезновение служит доказательством, что эта материя чрезвычайно тонка и удобоизменяема, как некоторые вещества, которые попеременно могут переходить из газообразного состояния в твёрдое и обратно.4
§58. Внутренняя природа собственно духа, т.е. существа мыслящего, нам совершенно неизвестна. Он проявляется нам только в своих действиях, а действия его могут производить впечатление на наши матерьяльные чувства не иначе, как посредством материи. Следовательно, дух имеет надобность в материи, чтобы действовать на материю. Прямое орудие действий его есть перисприт, как у человека тело. Перисприт же его, как сейчас мы это видели, есть материя. Потом, он имеет посредником своих действий всемирный ток, нечто вроде проводника, на который он действует, как мы действуем на воздух, чтобы произвести некоторые явления посредством расширения, сжатия или сотрясения его.
Рассматривая предмет с этой точки зрения, действие духа на материю делается весьма понятным; а тем самым все явления, происходящие от этого, входят в круг явлений обыкновенных и не представляют ничего сверхъестественного. Они казались нам чудесами потому только, что мы не знали причины их действий. Причина известна - и чудесное исчезает. Вся эта причина заключается в полуматерьяльных свойствах перисприта. Это новый порядок явлений, которые объясняет нам новый закон. Со временем он не будет казаться нам удивительным, точно так же, как не удивляет нас теперь мгновенная передача мыслей через огромные пространства посредством электричества.
§59. Некоторые спросят, может быть, каким образом дух посредством столь тонкой материи способен действовать на тяжёлые и плотные тела, подымать столы и прочая. Учёный едва ли может сделать подобное возражение, потому что, не говоря уже о неизвестных свойствах, которые может иметь этот новый деятель, не имеем ли мы пред нашими глазами множество подобных примеров? Не в свойствах ли самых лёгких, невесомых токов промышленность находит самых могучих двигателей? Когда видят, что воздух опрокидывает здания, пар передвигает огромные тяжести, порох, превращённый в газ, взрывает на воздух скалы, электричество разбивает деревья в щепы, пробивает стены, то можно ли после этого находить удивительным, что дух посредством своего перисприта может поднимать стол? И в особенности, когда знают, что этот перисприт может быть видим, осязаем и действовать как твёрдое тело.

1 Эти ссылки, которых можно было бы и не делать, навлекли на Кардека бесчисленные нарекания, что, впрочем, нисколько не умаляет достоинств его труда. (Асгарта)
2 Если желают обратиться к тому, что мы сказали в "Книге Духов" о сновидениях и о состоянии духа во время сна (см. NN 400-418), то легко поймут, что эти сновидения, испытанные почти всеми, в которых видят себя пролетающими пространства, суть не что иное, как воспоминание того состояния, которое дух наш испытал, когда во время нашего сна временно оставлял матерьяльное тело, унося с собою одно лишь эфирное своё тело, сохраняемое им и после смерти. Эти сновидения могут дать нам понятие о том состоянии духа, когда он сбросит с себя земные оковы, привязывающие его к земле. (А.К.)
3 Это трудный вопрос. В настоящее время существует мнение, что перед слиянием духа со сферой вечного начала перисприт распадается. (Асгарта)
4 На сеансах на Стрельне летом 1903г. у меня эти руки показывались при дневном свете (вечернем) и обладали всеми свойствами живой руки. На некоторых руках я даже наблюдал хиромантические линии. (Асгарта)

Глава Вторая


ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

Вертящиеся столы


§60. Физическими явлениями называют такие явления, которые обнаруживаются посредством физических действий, как, например, шум, движение и перемещение твёрдых тел. Одни из них бывают самопроизвольные, т.е. нисколько не зависят от нашей воли, другие могут быть вызваны нашей волей. Мы будем сперва говорить об этих последних.
Явление самое простое и одно из первых замеченных состояло во вращательном движении стола. Это явление оказывалось таким же и на других предметах. Но так как стол был предмет, над которым более упражнялись для произведения этого явления, потому что он представлял больше удобств, то и название вертящихся столов сделалось преобладающим для обозначения этого рода явлений.
Когда мы говорим, что это одно из первых явлений, которые были замечены, то мы хотим сказать лишь о последнем времени, потому что все явления этого рода были известны в самые отдалённые времена, и иначе не могло быть. Так как эти явления естественные, то они должны были производиться во все времена. Тертуллиан говорит в выражениях очень ясных о вертящихся и говорящих столах.
Это явление занимало некоторое время любопытство общества в салонах. Потом оно наскучило, и общество перешло к другим развлечениям, потому что оно было для общества не что иное, как предмет развлечения.
Две причины содействовали оставлению вертящихся столов: для светских людей причиной этою была мода, потому что они редко посвящают две зимы сряду одному и тому же развлечению, хотя вертящимися столами они занимались три или четыре зимы. Для людей же степенных и наблюдательных из этого явления вытекло нечто серьёзное, что и взяло перевес. Это была другая причина. Но если они и оставили вертящиеся столы, то единственно для того, чтобы заняться более точными исследованиями этого явления, которые обещали дать им весьма важные результаты. Они оставили азбуку для науки. Вот весь секрет этого мнимого забвения вертящихся столов, о котором так много говорят насмешники.
Как бы то ни было, но явление вертящихся столов есть начало спиритического Учения, и это налагает на нас обязанность разъяснить его, тем более что, представляя феномены в самом упрощённом виде, легче изучить причины их, а теория, однажды установленная, даёт нам ключ к разъяснению явлений более сложных.
§61. Чтобы произвести явление, необходимо присутствие одного или нескольких лиц, которые были бы одарены способностью так называемых медиумов. Число участвующих лиц ничего не значит, исключая того, что в большем собрании скорее можно встретить какого-нибудь неизвестного медиума. Что же касается до тех, которые не имеют вовсе медиумической способности, то их присутствие бесполезно или, скорее, вредно, смотря по расположению духа, которое они могут привнести с собой.
Медиумы пользуются в этом отношении большей или меньшей силой и потому производят более или менее замечательные явления. Часто сильный медиум один в состоянии произвести более, чем двадцать других общими силами. Ему стоит только положить руки на стол, чтобы сейчас же заставить его двигаться, подниматься, опрокидываться, прыгать и быстро вертеться.
§62. Для узнания медиумической способности нет никаких особых признаков. Одни лишь опыты могут обнаружить её. Если в обществе желают сделать подобный опыт, то нужно всем сесть вокруг стола и положить на него руки слегка, без всякого усилия. Когда ещё не знали причин этого явления, то предписывали как необходимое условие разные предосторожности, которые впоследствии признаны бесполезными, как, например, взаимное соприкосновение всех присутствующих посредством мизинцев, так чтобы составлялась непрерывная цепь. Эта последняя предосторожность казалась необходимой потому, что причиной явления считали электрический ток. Впоследствии наблюдения показали бесполезность этого. Единственное правило, которое должно быть строго соблюдаемо, это сосредоточение мыслей, совершенное молчание и в особенности терпение, если явление не скоро обнаруживается. Оно может обнаружиться сейчас же или замедлить полчаса, и даже час. Это зависит от медиумизма участвующих лиц.1
§63. Скажем и то, что форма стола, вещество, из которого он сделан, присутствие металла, шёлка в одежде участвующих лиц, дни, часы, темнота, свет и прочая не имеют никакого влияния, так же как дождь или хорошая погода.2 Лишь объём стола может иметь некоторое значение, и то в том только случае, если сила медиумической способности будет не настолько велика, чтобы преодолеть сопротивление тяжести; в противном случае один человек, даже дитя может заставить подняться стол, хотя бы он имел пять пудов веса, тогда как при обстоятельствах менее благоприятных двенадцать человек не в состоянии заставить пошевелиться самый маленький столик.
Когда явление начинает обнаруживаться, часто слышится некоторый стук в столе, чувствуется как бы содрогание, которое бывает предвестником движения. Стол как будто делает усилие, чтобы выйти из состояния покоя, потом обнаруживается круговращательное движение; это движение усиливается или ускоряется иногда до такой степени, что участвующие с трудом могут успевать следовать за столом. Когда движение продолжается, тогда можно отойти от стола, и он без прикосновения к нему будет продолжать двигаться по разным направлениям.
Иногда стол поднимается и становится то на одной, то на другой ножке, потом тихо опускается и принимает натуральное своё положение. Иногда он качается, подражая движению килевой или боковой качки корабля. Иногда же, но для этого надо иметь чрезвычайную силу медиумической способности, он совершенно отделяется от пола и держится в равновесии на воздухе без всякой точки опоры, поднимаясь иногда до самого потолка, так что можно пройти под ним; потом медленно опускается, качаясь подобно падающему листу бумаги, или падает вдруг, разбивается в куски, что очень ясно показывает, что это не оптический обман, не игра воображения.
§64. Часто обнаруживается другое явление, смотря по свойствам медиума, а именно: слышатся удары в столе, внутри самого дерева, без всякого движения стола. Эти удары, то слабые, то сильные, слышатся иногда также в другой мебели, находящейся в комнате, или в двери, в стене или в потолке. К этому предмету мы сейчас возвратимся. Когда удары эти слышатся в столе, они производят в нём сотрясение очень чувствительное для пальцев, и в особенности оно ощутительно, если к столу приложить ухо.

1 В настоящее время не требуется молчания. Лёгкий разговор, пение, тихая музыка - вот что содействует успеху явлений. Напряжённое ожидание явлений вредит их силе, как показал Хоум. (Асгарта)
2 Погода имеет огромное влияние на успех сеансов. Буря делает явления крайне слабыми и даже вовсе прекращает их. (Асгарта)

Глава Третья

ЯВЛЕНИЯ РАЗУМНЫЕ

§65. Во всём, что мы видели до сих пор, не представляется ничего такого, что бы обнаруживало участие какой-либо тайной силы, и явления эти совершенно могли бы быть объяснены действием электричества, магнетизма или какого-либо другого тока. Таково было действительно первое истолкование этого феномена, и оно могло основательно считаться логичным. Оно действительно имело бы перевес над другими, если бы не явились новые факты, показавшие его недостаточность.
Это факты, которые выказали действие разумное. А так как всякое разумное действие должно иметь и причину разумную, то сделалось очевидным, что, допустив даже влияние электрического или другого какого-либо подобного тока, всё-таки здесь надо прибавить ещё действие особой причины. Какая же это причина? Какое это разумное начало? Это открыли нам дальнейшие наблюдения.
§66. Чтобы проявление было разумное, для этого не нужно, чтобы оно было красноречиво, умно или учёно. Достаточно, чтобы оно выказало свободное действие, выражающее намерение или отвечающее на мысль. Очевидно, что флюгер, вертящийся от ветра, повинуется одному лишь механическому побуждению, но если бы в движениях флюгера были замечены умышленные знаки, если бы он вертелся направо и налево, скоро или медленно по слову команды, то были бы принуждены согласиться с тем, что не флюгер разумен, но что он повинуется разумной воле. Это-то и оказалось относительно столов.
§67.Мы видели, что стол двигается, подымается, производит удары под влиянием одного или нескольких медиумов. Первое разумное действие, которое было замечено, состояло в том, что движения стола соответствовали приказанию. Таким образом, стол, не двигаясь с места, приподнимался на указанной ему ножке, потом, опускаясь, делал известное число ударов, чтобы отвечать на вопрос. В другой раз стол без всякого к нему прикосновения участвующих лиц двигался сам по комнате направо, налево, вперёд и назад, исполняя все эти движения по приказанию присутствующих. При этом, разумеется, мы не допускаем возможности какого-либо обмана, принимая во внимание совершенную добросовестность присутствующих, засвидетельствованную их честностью и совершенным бескорыстием. Впоследствии мы скажем о хитростях, которых должно остерегаться.
§68. Посредством ударов, и в особенности ударов внутренних, о которых мы сейчас говорили, получаются явления ещё более разумные, как, например, подражание различным сигналам барабана, небольшой стычке со стрельбой рядами, взводами и канонаде; потом звуку пилы, ударам молота, ритмам различных мелодий и прочая. Это, как понятно для каждого, сделалось обширным полем для исследований. Люди, занимавшиеся наблюдениями, сказали, что так как тут действует тайная разумная сила, то она должна быть в состоянии отвечать на вопросы, и действительно она отвечала: "да" или "нет", посредством условленного числа ударов. Эти ответы были весьма незначительны, и потому придумали другой способ, а именно заставить указывать на буквы азбуки и таким образом составлять слова и фразы.
§69. Эти явления, возобновляемые по воле тысяч людей во всех частях света, не могли оставить ни малейшего сомнения относительно действительности разумных явлений. Тогда возникла новая система, согласно которой эта разумная воля есть не что иное, как воля медиума, воля предлагающего вопросы или даже коллективная воля присутствующих. Затруднение состояло в том, чтобы объяснить, каким образом воля эта могла быть передана столу и выразиться ударами.
Как скоро было доказано, что эти удары производимы были не медиумом, то нужно было заключить, что они производились мыслью. Но мысль, производящая удары, представляла феномен ещё более непонятный, чем самые явления, свидетелями которых были. Исследования не замедлили показать всю нелепость и несостоятельность этого мнения. Действительно, ответы часто были совершенно противоположны мыслям присутствующих, превышали умственные понятия медиума, выражались на языке для него неизвестном или рассказывали о происшествиях, о которых никто из присутствующих ничего не знал и не слыхал. Примеры эти так многочисленны, что почти невозможно допустить, чтобы те, которые хотя бы несколько занимались спиритическими сеансами, не были бы сами свидетелями всего этого.
Мы расскажем только один случай, переданный нам личным свидетелем его.
§70.На одном корабле французского флота, во время стоянки в Китайском море, весь экипаж, начиная от матроса до старшего офицера, занимался говорящими столами. Присутствующим пришла мысль вызвать дух лейтенанта этого же самого корабля. Офицер этот умер два года перед тем.
Он явился и после различных сообщений, которые поразили всех удивлением, сказал посредством ударов следующее:
"Я убедительнейше прошу вас заплатить капитану сумму (он назвал цифру), которую я остался ему должен, и очень сожалею, что при жизни моей не мог с ним расплатиться."
Никто не знал об этом долге, сам капитан забыл о нём, потому что сумма была ничтожная, но, перерыв свои счета, капитан действительно отыскал долговую записку лейтенанта, и в ней была выставлена та самая цифра, какую написал его дух.
Спрашиваем теперь, отражением чьей мысли могло быть это указание?
§71.Способ сообщения был усовершенствован азбучными ударами, но и этот способ всё ещё был слишком медлен. Однако им достигли сообщений более пространных, равно как и до некоторых весьма любопытных открытий, относящихся к миру духов. Сами же духи указали нам другие способы, и им-то мы обязаны способом письменного сообщения.
Первые сообщения в этом роде получились посредством карандаша, прикреплённого к ножке маленького столика, который ставили на лист бумаги. Столик, приведённый в движение влиянием медиума, начал чертить буквы, слова и фразы. Этот способ стали постепенно упрощать, употребляя столики, нарочно для того сделанные, величиной не более руки, потом корзинки, картонные коробочки и, наконец, просто дощечки.1
Таким образом получались сообщения столь же бегло, скоро и легко, как и писанные рукой, но впоследствии окончательно убедились, что все эти предметы были не что иное, как вспомогательные орудия, чтобы держать карандаш, без которых легко можно было обойтись, держа карандаш прямо рукой. Рука, увлекаемая невольным движением, писала по побуждению духа, без содействия собственной воли и мысли медиума. С этих пор сообщения загробные сделались так свободны, как обыкновенная переписка между живыми людьми.
Мы ещё возвратимся к этим различным средствам и тогда объясним их со всеми подробностями. Мы сделали только поверхностный обзор, чтобы показать последовательность явлений, которые довели до убеждения, что в них участвуют разумные существа или, другими словами, духи.

Наши рекомендации