Раздел 2. Структура научного познания. Методология научного исследования
Структура учебной дисциплины по видам и формам учебной работы
Таблица 3.1 – Объём и виды учебной работы
№ п.п. | Виды учебной работы | Трудоёмкость, ч / ЗЕ | |
По семестрам | Всего | ||
Аудиторная работа | |||
- в том числе в интерактивной форме | |||
Лекции (Л) | |||
- в том числе в интерактивной форме | |||
Практические занятия (ПЗ) | |||
- в том числе в интерактивной форме | - | - | |
Семинары (С) | - | - | |
- в том числе в интерактивной форме | - | - | |
Контроль самостоятельной работы (КСР) | |||
Самостоятельная работа | |||
Самостоятельное изучение теоретического материала | |||
Подготовка к аудиторным занятиям (конспектирование первоисточников, составление словарика философских категорий) | |||
Реферат | |||
Индивидуальное задание (философское эссе) | |||
Промежуточная аттестация (итоговый контроль) по дисциплине:зачёт/экзамен | -/36 | -/36 | |
Трудоёмкость дисциплины, всего: в часах (ч) в зачётных единицах (ЗЕ) | 72/108 2/3 | 72/108 2/3 |
Содержание учебной дисциплины
4.1 Модульный тематический план
Таблица 4.1 – Тематический план по модулям учебной дисциплины
Номер учебного модуля | Номер раздела дис-цип-лины | Номер темы дисцип-лины | Количество часов (очная форма обучения) | Трудоём-кость, ч / ЗЕ | |||||
аудиторная работа | само-стоя-тель-ная работа | Промеж.атт. | |||||||
всего | ПЗ | Л | КСР | ||||||
Введение | --- | ||||||||
0,5 | 0,5 | ||||||||
0,5 | 0,5 | . | |||||||
0,5 | 0,5 | ||||||||
0,5 | 0,5 | 0,5 | 8,5 | ||||||
Итого по модулю: | 0,5 | 21,5 | |||||||
0,5 | 19,5 | ||||||||
Итого по модулю: | 0,5 | 19,5 | |||||||
Итого по модулю: | |||||||||
Реферат | |||||||||
Индивидуальное задание | |||||||||
Промежуточная аттестация | |||||||||
Всего: | 72 / 2 108/3 |
Содержание разделов учебной дисциплины
Введение
Основные понятия дисциплины «Философские проблемы науки и техники». Предмет и задачи дисциплины. Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии. Проблема соотношения науки, техники и общества в историко-философской перспективе.
Раздел 1. История западноевропейской философии в ее связи с наукой
Тема 1. Античная философия в ее связи с наукой
Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта. Античная логика и математика. Techne и античная наука.
Тема 2. Средневековая христианская философия в ее связи с наукой
Соревнование реализма, номинализма и концептуализма в схоластике. Развитие логических норм научного мышления и организации науки в средневековых университетах.
Тема 3. Возникновение математизированного экспериментального естествознания в Новое время
Новоевропейский эмпиризм и рационализм (Ф. Бэкон, Р. Декарт). Знание (познание) как философская проблема (Кант, Гегель, марксисты и др.). Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединение с математическим описанием природы. Технологические применения науки. Роль техники в становлении опытной науки в новоевропейской культуре.
Раздел 2. Структура научного познания. Методология научного исследования
Тема 4. Структура эмпирического и теоретического знания.
Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Особенности эмпирического и теоретического языков науки. Эксперимент и наблюдение. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта Теоретические модели как элемент внутренней организации науки. Гипотеза vs аксиома. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории. Математизация теоретического знания.
Тема 5. Логика и методология науки. Методы научного познания и их классификация
Анализ методологических концепций, оказавших наибольшее влияние на развитие научных программ от Античности до современности. Классификация методов (философские, общенаучные, частнонаучные, междисциплинарные, трансдисциплинарные, формальные, эвристические методы ит.д.). Соотношение естественно-научного и гуманитарного знания.
Тема 6. Методологический анализ технических наук.
Связь классических технических наук с естественными науками. Фундаментальные и прикладные исследования в технических науках: понятие технической теории. Структура технической теории. Три типа теоретических схем в структуре теоретической теории (функциональные, процессуальные, структурные). Отличия неклассических научно-технических дисциплин и методов от классических технических наук. Науки о проектировании и инженерная деятельность. Понимание с помощью «делания». Математическое моделирование в технических науках и инженерных разработках. Специфика инженерных методов на современном этапе научно-технологического развития.