Требования к результатам освоения учебной дисциплины. В результате освоения учебной дисциплины студент должен:

В результате освоения учебной дисциплины студент должен:

Знать: особенности индийской культуры, фазы ее развития, ее современное состояние.

Уметь: выделять в мировой культуре элементы, заимствованные из индийской культуры, а в других культурах мира – элементы, обусловленные влиянием индийской.

Владеть: навыками историко-культурного исследования.

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.

Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет __3__ зачетных единиц _108_ академических часов.

Учебно-тематический план дисциплины

№ п/п Наименование раздела (темы) Всего ак. час./ зач. ед. № семестра В том числе, ак. час./ зач. ед. Формы контроля
Аудиторные занятия Самост. работа
Лекции Семинары Практ. зан. Малогруп. зан. Инд. зан.
1. Индия: страна, культура, история            
2. Зарождение индийской культуры            
3. Классическая культура древней Индии            
4. Средневековая Индия            
5. Индийская эстетика            
6. Культура современной Индии          
  Итого:          
  Итоговый контроль:                 зачет

( составляется отдельно по каждой форме обучения)

Содержание учебной дисциплины

5.1.Наименование и содержание разделов учебной дисциплины

№ п/п Наименование раздела (темы) Содержание раздела (темы)
1. Индия: страна, культура, история Место индийской культуры среди культур мира. Особенности индийской культуры. Источники для изучения культуры Индии и их специфика. Общие сведения по географии Индостана, политической истории Индии, социально-экономической структуре индийского общества; кастовая система, понятия касты и варны. Значение санскрита для индийской культуры; санскрит и его место в индоевропейской языковой семье. Доарийское население Индостана; цивилизация Мохенджо-Даро и Хараппы и ее упадок. Индоевропейцы, дравиды и мунда.
2. Зарождение индийской культуры Индоевропейцы, индоиранцы, индоарии. Гимны Ригведы: образы, структура, особенности языка. Ригведа и Авеста; религия индоариев и зороастризм. Ведийский пантеон; его генетические и типологические связи с греческим, римским, скандинавским, кельтским пантеонами. Ведийская ритуалистика. Ритуал, поэзия и понятие ŗta. Структура ведийского корпуса текстов. Веды и Упанишады. Основные религиозные термины Упанишад – Атман и Брахман; различные их толкования. Карма, учение о переселении душ («путь отцов» и «путь богов»). Особенности хозяйственной жизни первых индоариев. Роль скотоводства. Изменения экономического уклада индоарийского общества. Политическая организация индоариев времен проникновения на Индостан. Искусство доарийского населения Индостана и его влияние на первых индоариев.  
3. Классическая культура древней Индии Упанишады и становление первых религиозно-философских школ. Ортодоксальные и неортодоксальные школы (āstika и nāstika). Буддизм, джайнизм, движение паривраджаков. Проблемы реконструкции раннего буддизма и джайнизма. Возникновение джайнизма. Вардхамана Махавира (Джина) и его учение. Тиртханкары. Аскетическая практика джайнизма. Развитие учения Джины. Современный джайнизм: место среди религий Индии, практика, ритуалистика, аскетика. Ранний буддизм. Биография Сиддхартхи Гаутамы. «Срединный Путь». Понятие нирваны; различия в понимании нирваны между буддизмом и джайнизмом. Четыре благородные истины и Восьмеричный Путь. Буддийская Сангха. Язык пали и его значение для раннего буддизма. Индийские «скептики»: Аджита Кесакамбали, Маккхали Госала, Пакудха Каччаяна и их воззрения. Локаята-даршана. Индийский эпос: «Махабхарата» и «Рамаяна». Санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса, веданта: их основатели, основные тексты и общие положения. Санкхья и йога. Основные представители систем – Гаудапада, Ишваракришна, Вачаспати Мишра, Патанджали. Основные понятия: карма, пуруша и пракрити, освобождение. Ньяя и вайшешика, их основатели – Гаутама и Канада. «Ньяя-сутры». Структура личности в этих системах: Атман, буддхи, манас. Логика ньяи. Категориальная система вайшешики. Учение об освобождении. Миманса Джаймини. «Миманса-сутры». Воззрения мимансаков на природу Вед. Ритуалистика и учение об освобождении. «Брахма-сутры» Бадараяны – источник философии веданты. Комментарии Шанкары и Рамануджи на «Брахма-сутры». Тезис «aham Brahmāsmi». Различные направления веданты (адвайта, вишиштадвайта, двайта и др.) и их основатели. Значение веданты в культуре современной Индии. Ашока и империя Маурьев. Особенности экономической культуры классической Индии. Становление и развитие кастовой системы. Дхармашастры.  
  Средневековая Индия Кушаны и Гупты. Изменения в экономическом укладе индийского общества. Сельская община и ее роль в индийском обществе этого периода. Вторжение мусульман и вызванные им изменения. Империя Великих Моголов. Изобразительное искусство и архитектура средневековой Индии. Влияние мусульманского искусства на индийское. Искусство периода Великих Моголов. Бхагавадгита и ее значение для духовной культуры Индии. История создания Гиты. Развитие веданты после Шанкары. Дравидская религиозная поэзия (альвары) и ее значение для школы вишиштадвайта-веданта Рамануджи. Движение Чайтаньи. Шайвизм.  
Индийская эстетика Индийская литература. Калидаса и его значение для литературы Индии. Анандавардхана и учение о дхвани (поэтическом намеке).  
Культура современной Индии Неоведантизм и его отличия от классической веданты. Основные представители неоведантизма: Свами Вивекананда, Ауробиндо Гхош, Сарвепалли Радхакришнан. «Интегральная веданта» Ауробиндо Гхоша; его концепция эволюции мира и учение о структуре личности.  

5.2.Разделы учебной дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) учебными дисциплинами

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) учебных дисциплин №№ разделов (тем) данной учебной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) учебных дисциплин
1. Философия          
Теория культуры          
3.            

5.3.Виды занятий (лекционные, семинарские, практические, индивидуальные) по каждому из разделов (тем) учебной дисциплины

№ п/п Наименование раздела учебной дисциплины Вид занятия Тема занятия Трудоемкость (ак. час./ зач. ед.)
1. Индия: страна, культура, история лекция Индийская культура: общие сведения
2. Зарождение индийской культуры лекция Духовная культура индоариев
лекция Материальная культура индоариев
3. Классическая культура древней Индии лекция Религиозно-философские искания середины первого тысячелетия до н. э.: неортодоксальные школы
лекция Становление ортодоксальных школ
лекция Политическая и социально-экономическая история классической Индии
4. Средневековая Индия лекция Культура средневековой Индии
Индийская эстетика семинар Эстетическое учение Анандавардханы
Культура современной Индии семинар Классическая веданта и неоведантизм

5.4.Организация самостоятельной работы студента

Таблица №5

№ п/п Наименование раздела (темы) учебной дисциплины для самостоятельного изучения Трудоемкостьак. час./зач. ед. Список рекомендуемой литературы (основная, дополнительная) Вид контроля
1.        
2.        

Наши рекомендации