Требования к результатам освоения учебной дисциплины. В результате освоения учебной дисциплины студент должен:
В результате освоения учебной дисциплины студент должен:
Знать: особенности индийской культуры, фазы ее развития, ее современное состояние.
Уметь: выделять в мировой культуре элементы, заимствованные из индийской культуры, а в других культурах мира – элементы, обусловленные влиянием индийской.
Владеть: навыками историко-культурного исследования.
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.
Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет __3__ зачетных единиц _108_ академических часов.
Учебно-тематический план дисциплины
№ п/п | Наименование раздела (темы) | Всего ак. час./ зач. ед. | № семестра | В том числе, ак. час./ зач. ед. | Формы контроля | |||||
Аудиторные занятия | Самост. работа | |||||||||
Лекции | Семинары | Практ. зан. | Малогруп. зан. | Инд. зан. | ||||||
1. | Индия: страна, культура, история | |||||||||
2. | Зарождение индийской культуры | |||||||||
3. | Классическая культура древней Индии | |||||||||
4. | Средневековая Индия | |||||||||
5. | Индийская эстетика | |||||||||
6. | Культура современной Индии | |||||||||
Итого: | ||||||||||
Итоговый контроль: | зачет |
( составляется отдельно по каждой форме обучения)
Содержание учебной дисциплины
5.1.Наименование и содержание разделов учебной дисциплины
№ п/п | Наименование раздела (темы) | Содержание раздела (темы) |
1. | Индия: страна, культура, история | Место индийской культуры среди культур мира. Особенности индийской культуры. Источники для изучения культуры Индии и их специфика. Общие сведения по географии Индостана, политической истории Индии, социально-экономической структуре индийского общества; кастовая система, понятия касты и варны. Значение санскрита для индийской культуры; санскрит и его место в индоевропейской языковой семье. Доарийское население Индостана; цивилизация Мохенджо-Даро и Хараппы и ее упадок. Индоевропейцы, дравиды и мунда. |
2. | Зарождение индийской культуры | Индоевропейцы, индоиранцы, индоарии. Гимны Ригведы: образы, структура, особенности языка. Ригведа и Авеста; религия индоариев и зороастризм. Ведийский пантеон; его генетические и типологические связи с греческим, римским, скандинавским, кельтским пантеонами. Ведийская ритуалистика. Ритуал, поэзия и понятие ŗta. Структура ведийского корпуса текстов. Веды и Упанишады. Основные религиозные термины Упанишад – Атман и Брахман; различные их толкования. Карма, учение о переселении душ («путь отцов» и «путь богов»). Особенности хозяйственной жизни первых индоариев. Роль скотоводства. Изменения экономического уклада индоарийского общества. Политическая организация индоариев времен проникновения на Индостан. Искусство доарийского населения Индостана и его влияние на первых индоариев. |
3. | Классическая культура древней Индии | Упанишады и становление первых религиозно-философских школ. Ортодоксальные и неортодоксальные школы (āstika и nāstika). Буддизм, джайнизм, движение паривраджаков. Проблемы реконструкции раннего буддизма и джайнизма. Возникновение джайнизма. Вардхамана Махавира (Джина) и его учение. Тиртханкары. Аскетическая практика джайнизма. Развитие учения Джины. Современный джайнизм: место среди религий Индии, практика, ритуалистика, аскетика. Ранний буддизм. Биография Сиддхартхи Гаутамы. «Срединный Путь». Понятие нирваны; различия в понимании нирваны между буддизмом и джайнизмом. Четыре благородные истины и Восьмеричный Путь. Буддийская Сангха. Язык пали и его значение для раннего буддизма. Индийские «скептики»: Аджита Кесакамбали, Маккхали Госала, Пакудха Каччаяна и их воззрения. Локаята-даршана. Индийский эпос: «Махабхарата» и «Рамаяна». Санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса, веданта: их основатели, основные тексты и общие положения. Санкхья и йога. Основные представители систем – Гаудапада, Ишваракришна, Вачаспати Мишра, Патанджали. Основные понятия: карма, пуруша и пракрити, освобождение. Ньяя и вайшешика, их основатели – Гаутама и Канада. «Ньяя-сутры». Структура личности в этих системах: Атман, буддхи, манас. Логика ньяи. Категориальная система вайшешики. Учение об освобождении. Миманса Джаймини. «Миманса-сутры». Воззрения мимансаков на природу Вед. Ритуалистика и учение об освобождении. «Брахма-сутры» Бадараяны – источник философии веданты. Комментарии Шанкары и Рамануджи на «Брахма-сутры». Тезис «aham Brahmāsmi». Различные направления веданты (адвайта, вишиштадвайта, двайта и др.) и их основатели. Значение веданты в культуре современной Индии. Ашока и империя Маурьев. Особенности экономической культуры классической Индии. Становление и развитие кастовой системы. Дхармашастры. |
Средневековая Индия | Кушаны и Гупты. Изменения в экономическом укладе индийского общества. Сельская община и ее роль в индийском обществе этого периода. Вторжение мусульман и вызванные им изменения. Империя Великих Моголов. Изобразительное искусство и архитектура средневековой Индии. Влияние мусульманского искусства на индийское. Искусство периода Великих Моголов. Бхагавадгита и ее значение для духовной культуры Индии. История создания Гиты. Развитие веданты после Шанкары. Дравидская религиозная поэзия (альвары) и ее значение для школы вишиштадвайта-веданта Рамануджи. Движение Чайтаньи. Шайвизм. | |
Индийская эстетика | Индийская литература. Калидаса и его значение для литературы Индии. Анандавардхана и учение о дхвани (поэтическом намеке). | |
Культура современной Индии | Неоведантизм и его отличия от классической веданты. Основные представители неоведантизма: Свами Вивекананда, Ауробиндо Гхош, Сарвепалли Радхакришнан. «Интегральная веданта» Ауробиндо Гхоша; его концепция эволюции мира и учение о структуре личности. |
5.2.Разделы учебной дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) учебными дисциплинами
№ п/п | Наименование обеспечиваемых (последующих) учебных дисциплин | №№ разделов (тем) данной учебной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) учебных дисциплин | ||||
… | ||||||
1. | Философия | |||||
Теория культуры | ||||||
3. |
5.3.Виды занятий (лекционные, семинарские, практические, индивидуальные) по каждому из разделов (тем) учебной дисциплины
№ п/п | Наименование раздела учебной дисциплины | Вид занятия | Тема занятия | Трудоемкость (ак. час./ зач. ед.) |
1. | Индия: страна, культура, история | лекция | Индийская культура: общие сведения | |
2. | Зарождение индийской культуры | лекция | Духовная культура индоариев | |
лекция | Материальная культура индоариев | |||
3. | Классическая культура древней Индии | лекция | Религиозно-философские искания середины первого тысячелетия до н. э.: неортодоксальные школы | |
лекция | Становление ортодоксальных школ | |||
лекция | Политическая и социально-экономическая история классической Индии | |||
4. | Средневековая Индия | лекция | Культура средневековой Индии | |
Индийская эстетика | семинар | Эстетическое учение Анандавардханы | ||
Культура современной Индии | семинар | Классическая веданта и неоведантизм |
5.4.Организация самостоятельной работы студента
Таблица №5
№ п/п | Наименование раздела (темы) учебной дисциплины для самостоятельного изучения | Трудоемкостьак. час./зач. ед. | Список рекомендуемой литературы (основная, дополнительная) | Вид контроля |
1. | ||||
2. |