Нравственная концепция – «Мудрый и нравственный даос не суетится и не торгуется, не борется, но побеждает».
Путь дао– это путь мира, сострадания, бережливости и смирения.
Идеал социального устройства – патриархальный образ жизни; все должно идти своим естественным путем в соответствии с дао.
Отношение Др. китайца к миру – Человек=> законам земли, Земля=> законам неба, Небо=> законам дао, Дао=> самому себе (верховное начало).
Инь и ян – понятия древнекитайской философии, выражающие идею дуализма мира. Мужское начало «ян» символизирует активную, светлую сторону жизни, а женское начало «инь» - пассивную, темную часть жизни; отношение неба и земли, природы и человека; бинарность противоположности: свет-тьма; небо-земля; мужское-женское начало. Олицетворяют космические силы: взаимодействие и противоборствие. Создаются и развиваются мир, природа, общество, человек. Ориентир общества и человека – гармония «Ян-инь», обеспечивает порядок, ее нарушение ведет к хаосу.
Школа «имен» - соответствие наименования вещей их сущности (становление парной философской категории единичного и общего).
Ананке– судьба; правит миром «ведет того, кто идет и тащит за шиворот того, кто упирается».
Гомеровский эпос – «Илиада» и «Одиссея» - носит мифологическую мировоззренческую направленность; люди зависят от богов; богов можно умилостивить, а судьбу нет; судьбе подчиняются не только люди, но и боги.
Гесиод – «Труды и дни» - анализ культуры мифа; несет философское мировоззрение. Ориентир – познание меры в системе субъект-объектных отношениях.
Исторический пессимизм Гесиода – это мировоззренческое сознание древнего грека в условиях распада общины, зарождение рыночных отношений, когда сущее и должное рассогласованные. Мера как основание регламента отношений человека к миру, где зло=> безмерность, а благо=> умеренность. «Меру во всем соблюдай» (Гесиод).
Поэма «Теогония» - (рождение богов) – ориентирована на поиск первоначала. Мироздание => от Хаоса к царству Зевса (к порядку, свету и социальному устройству) => царство человека; за мифом => Логос (разумное слово) – означал рождение философского мировоззрения и закат культуры мифа.
Теогония – очередная ступень рождения богов.
Антропогония – рождение человека.
«Семь мудрецов» - (Фалес, Салон, Биант, Питтак и др. кон.7-нач.6 в. до н.э.) – поиск первоначала сущего; высказывали оригинальные суждения о мире в целом, о человеке и его отношении к миру.
Мудрость => поступать сообразно природе.
«Первоначало» => чувственно воспринимаемые вещества (Орфей – время; орфики – вода).
Орфизм - Вода => основа теогонии; Теогония (рождения богов) => антропогонию (рождение человека). Человек воплощает цепь всего космического процесса. В нем два начала: низшее и высшее; телесное и духовное. Тело – темница души. Цель жизни – освободить душу от тела. Душа обречена к переселению из тела в тело.
Метемпсихозм – можно прервать очистительным образом жизни в общине и через общину.
Контрольные вопросы и задания:
- Определите общее и различие протофилософии Древнего Востока и протофилософии Древней Эллады.
- Какие обстоятельства Древней Индии вызвали появление «ведической литературы»?
- Определите мировоззренческую направленность брахманизма.
- В силу каких обстоятельств возникают учения джайнизма и буддизма?
- Назовите пять основных обетов этики джайнизма и дайте им свою оценку.
- Расшифруйте смысл теории (догматики), нравственности (аскетики) и практики (созерцания) буддизма.
- Проследите эволюцию индуизма и определите причину превращения индуизма, а не буддизма в национальную религию индусов.
- Определите социальные корни протофилософии Китая.
- Назовите три аксиомы конфуцианства и дайте им свою оценку.
- Определите сущность и методологическое значение концепции даосизма.
- Какова мировоззренческая позиция даосизма и по каким параметрам она отличается от конфуцианства, моизма, легизма?
- Сформулируйте мировоззренческую позицию школы «инь-ян».
- На решение каких проблем ориентирована школа «имен»?
- Определите социальные корни протофилософии Древней Эллады?
- Почему протофилософия Древней Эллады, а не Древнего Востока явилась предпосылкой формирования философии античности?