Методические рекомендации по написанию, требования к оформлению

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ФИЛОСОФИЯ

Направление подготовки /__________________________________________________________

Уровень образования

бакалавриат

Фонд оценочных средств разработан д.ф.н., проф. Бакулов В.Д., д.ф.н., проф. Иващук О.Ф., к.ф.н. Силенко С.В., к.ф.н. Кириллов А.А., к.ф.н. Пазина Л.О., к.ф.н. Перетятькин Г.Ф., к.ф.н. Муленко В.П., ст. преп. Новохатько А.Г.
 
Рекомендована к утверждению на заседании кафедры философии и методологии науки протокол заседания от 30 марта № 7   Рекомендована к утверждению на заседании кафедры социальной философии протокол заседания от 23 марта № 8  
 
Зав. кафедрой социальной философии к.ф.н. Кириллов А.А.
  Зав. кафедрой философии и методологии науки к.ф.н. Силенко С.В   Ростов-на-Дону, 2016

Оформление тем для эссе

(рефератов, докладов, сообщений)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

____Институт философии и социально-политическихнаук____

Кафедра социальной философии

Темы эссе

(рефератов, докладов, сообщений)

по дисциплинеФилософия

Модуль 1.История философской мысли. (Вариативные темы рефератов)

1. Рок и Судьба в античной философии и мировоззрении.

2. Учение Эпикура о преодолении страха.

3. Учение пифагорейцев о числовой закономерности.

4. Учение софистов.

5. Апории Зенона.

6. Античная и средневековая философии: общее и особенное.

7. Смысл и значение доказательств бытия Бога в средневековой философии.

8. Состоялось ли возрождение античных идей в эпоху Возрождения?

9. Философские идеи Дж. Бруно.

10. Проявления секуляризации в философии Возрождения.

11. Причины ориентации на искусство в мировоззрении эпохи Возрождения.

12. Первая научная революция: Н. Коперник, Г. Галилей, И. Ньютон.

13. Философское значение открытий И. Ньютона.

14. Философские идеи представителей субъективного идеализма (Дж. Беркли, Д. Юм).

15. Жизнь и творчество И. Канта.

16. Проблема достоверности научного знания и его границ в философии И. Канта.

17. Различие между рассудком и разумом у И. Канта.

18. Диалектический идеализм Г.В.Ф. Гегеля: достоинства и недостатки.

19. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

20. Аполлоновское и дионисиевское начала в концепции Ф. Ницше.

21. «Экзистенциализм – это гуманизм» (Ж.-П.Сартр).

22. «Первый», «второй», «третий» позитивизм – проблема преемственности.

23. Значение учения А. Шопенгауэра для современной западной философии.

24. Гуманистическое направление в психоанализе: Э. Фромм.

25. История становления и основные положения герменевтики.

26. Проблема «Восток-Запад-Россия» в трудах русских философов.

27. П.Я. Чаадаев и его историософская концепция.

28. Место русской философии в мировой культуре.

29. Основные направления развития отечественной философии после 1917 г.

30. Понятие «русская идея».

Модуль 2. Онтология и теория познания. (Вариативные темы рефератов)

  1. Проблема бытия в философии.
  2. Философия о многообразии и единстве мира.
  3. Категория материи и ее развитие в истории философии.
  4. Субстанциональная и реляционная концепция времени.
  5. Движение и развитие. Развитие и прогресс.
  6. Диалектика и ее альтернативы.
  7. Универсальны ли законы диалектики?
  8. Синергетика – самоорганизация открытых систем.
  9. Предмет гносеологии и эпистемологии.
  10. Виды познания.
  11. Рациональные и иррациональные моменты в познавательной деятельности.
  12. Познание и практика.
  13. Знание, мнение, вера, их роль в познании.
  14. Основные аспекты понятия «наука».
  15. Концепции истины.
  16. Рассудок и разум, их роль в познании.
  17. Наука и техника: история и логика взаимодействия.
  18. Гносеологический статус виртуальной реальности.
  19. Проблема возникновения науки.
  20. Понимание сознания в различные исторические эпохи.
  21. Творческий характер сознания.
  22. Агностицизм в философской мысли.
  23. Антропный принцип.
  24. Критерии научности.
  25. Уровни научного познания.
  26. Методы научного познания и их классификация.
  27. Формы научного познания.
  28. Научная теория и ее функции.

Модуль 3. социальная философия и философская антропология. (Вариативные темы рефератов)

  1. Социальная философия и другие социальные науки в исследовании общества.
  2. Социальная реальность как объект исследования в социальной философии.
  3. Социально-классовая структура общества.
  4. Место духовной сферы в структуре социальных систем деятельности.
  5. Обусловленность социального отражения характером и способом функционирования общественной системы.
  6. Тайна человеческого сознания.
  7. Обыденное и теоретическое, массовое и специализированное сознание.
  8. Принципы исторической типологии общества.
  9. Формационный и цивилизационный подходы в исследовании общества.
  10. Современные концепции периодизации исторического процесса ( Р .Арон, Ростоу, К. Ясперс).
  11. Направленность исторического процесса и модели исторического прогресса.
  12. Эсхатология и история.
  13. Взаимодействие культур и цивилизаций.
  14. Типология культур и цивилизаций.
  15. Генезис, формирование, расцвет и упадок цивилизаций.
  16. Типология культурно-исторического процесса и особенности развития России в творчестве Н. Данилевского.
  17. Социально-философские взгляды К.Маркса.
  18. Двойственность исторической судьбы русского народа в социальной философии Н. Бердяева. «Большевизм как третье явление великодержавности России».
  19. Человек в системе социальных связей.
  20. Человек и исторический процесс.
  21. Антропосоциогенез: закончился ли процесс становления человека?
  22. Жизнь и смерть человека. Проблема эвтаназии - добровольного ухода из жизни.
  23. Способы манипуляции общественным сознанием.
  24. Способы социально-психологического и идеологического воздействия.
  25. Механизмы продуцирования социально-психологических явлений непосредственно-взаимодействующих групп (паника, слухи, мода и др.).
  26. Информационное общество как этап развития современной цивилизации.
  27. Основные этапы развития отечественной социально-философской мысли.
  28. Социальная философия, социальная практика и политика: сложный опосредствованный характер их связи и взаимодействия.
  29. Философское предвидение, научный прогноз и утопия в социальной философии.
  30. Становление ноосферы - разумно организованного преобразования природной среды в интересах всего человечества.
  31. Возрастание роли социальной философии в определении перспектив развития человечества в процессе глобализации.

Методические рекомендации по написанию, требования к оформлению

Требования к структуре и содержанию рефератов

Реферат является одной из форм самостоятельной работы студентов. Написание реферата предполагает формулировку проблемы исследования, изучение литературных источников, анализ и описание различных точек зрения по проблеме, разработку и аргументацию собственной позиции автора. Реферат подлежит проверке на плагиат.

Структура реферата:

Содержание, с указанием страниц.

Введение

Написание данного раздела включает постановку проблемы в рамках выбранной темы, обоснование актуальности темы, формулировку цели и задач, которые предполагается решить в процессе исследования. Объем «Введения» составляет 1/10 часть работы.

Основная часть

В данном разделе раскрывается тема и решается основанная проблема исследования. Основная часть разбивается на главы в соответствии с логикой изучения проблемы. Здесь последовательно раскрываются пункты плана, анализируются различные точки зрения на проблему, выдвигается позиция автора. В каждой главе должна решаться определенная задача, сформулированная во Введении, глава должна завершаться краткими выводами.

Заключение

В заключении подводятся итоги проделанной работы, делаются выводы по результатам исследования проблемы, делаются авторские обобщения с учетом рассмотренных точек зрения. Объем Заключения должен соответствовать объему Введения.

Список литературы

Список литературы приводится в конце работы. Должен содержать в среднем 5-6 источников. Список составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов. Иностранные источники указываются в конце списка.

Пример:

Номер литературного источника. Фамилия, инициалы автора. Полное название книги (без кавычек). Название издательства. Место (город) издания. Год издания. Может быть указано количество страниц или конкретные страницы.

В реферате могут содержаться Приложенияв виде иллюстраций, схем, графиков, таблиц и т.д. Приложения следует поместить в конце реферата.

Наши рекомендации