Методические рекомендации по написанию, требования к оформлению
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ФИЛОСОФИЯ
Направление подготовки /__________________________________________________________
Уровень образования
бакалавриат
Фонд оценочных средств разработан | д.ф.н., проф. Бакулов В.Д., д.ф.н., проф. Иващук О.Ф., к.ф.н. Силенко С.В., к.ф.н. Кириллов А.А., к.ф.н. Пазина Л.О., к.ф.н. Перетятькин Г.Ф., к.ф.н. Муленко В.П., ст. преп. Новохатько А.Г. |
Рекомендована к утверждению на заседании кафедры философии и методологии науки протокол заседания от 30 марта № 7 Рекомендована к утверждению на заседании кафедры социальной философии протокол заседания от 23 марта № 8 | |
Зав. кафедрой социальной философии к.ф.н. Кириллов А.А. | |
Зав. кафедрой философии и методологии науки к.ф.н. Силенко С.В Ростов-на-Дону, 2016 |
Оформление тем для эссе
(рефератов, докладов, сообщений)
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
____Институт философии и социально-политическихнаук____
Кафедра социальной философии
Темы эссе
(рефератов, докладов, сообщений)
по дисциплинеФилософия
Модуль 1.История философской мысли. (Вариативные темы рефератов)
1. Рок и Судьба в античной философии и мировоззрении.
2. Учение Эпикура о преодолении страха.
3. Учение пифагорейцев о числовой закономерности.
4. Учение софистов.
5. Апории Зенона.
6. Античная и средневековая философии: общее и особенное.
7. Смысл и значение доказательств бытия Бога в средневековой философии.
8. Состоялось ли возрождение античных идей в эпоху Возрождения?
9. Философские идеи Дж. Бруно.
10. Проявления секуляризации в философии Возрождения.
11. Причины ориентации на искусство в мировоззрении эпохи Возрождения.
12. Первая научная революция: Н. Коперник, Г. Галилей, И. Ньютон.
13. Философское значение открытий И. Ньютона.
14. Философские идеи представителей субъективного идеализма (Дж. Беркли, Д. Юм).
15. Жизнь и творчество И. Канта.
16. Проблема достоверности научного знания и его границ в философии И. Канта.
17. Различие между рассудком и разумом у И. Канта.
18. Диалектический идеализм Г.В.Ф. Гегеля: достоинства и недостатки.
19. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
20. Аполлоновское и дионисиевское начала в концепции Ф. Ницше.
21. «Экзистенциализм – это гуманизм» (Ж.-П.Сартр).
22. «Первый», «второй», «третий» позитивизм – проблема преемственности.
23. Значение учения А. Шопенгауэра для современной западной философии.
24. Гуманистическое направление в психоанализе: Э. Фромм.
25. История становления и основные положения герменевтики.
26. Проблема «Восток-Запад-Россия» в трудах русских философов.
27. П.Я. Чаадаев и его историософская концепция.
28. Место русской философии в мировой культуре.
29. Основные направления развития отечественной философии после 1917 г.
30. Понятие «русская идея».
Модуль 2. Онтология и теория познания. (Вариативные темы рефератов)
- Проблема бытия в философии.
- Философия о многообразии и единстве мира.
- Категория материи и ее развитие в истории философии.
- Субстанциональная и реляционная концепция времени.
- Движение и развитие. Развитие и прогресс.
- Диалектика и ее альтернативы.
- Универсальны ли законы диалектики?
- Синергетика – самоорганизация открытых систем.
- Предмет гносеологии и эпистемологии.
- Виды познания.
- Рациональные и иррациональные моменты в познавательной деятельности.
- Познание и практика.
- Знание, мнение, вера, их роль в познании.
- Основные аспекты понятия «наука».
- Концепции истины.
- Рассудок и разум, их роль в познании.
- Наука и техника: история и логика взаимодействия.
- Гносеологический статус виртуальной реальности.
- Проблема возникновения науки.
- Понимание сознания в различные исторические эпохи.
- Творческий характер сознания.
- Агностицизм в философской мысли.
- Антропный принцип.
- Критерии научности.
- Уровни научного познания.
- Методы научного познания и их классификация.
- Формы научного познания.
- Научная теория и ее функции.
Модуль 3. социальная философия и философская антропология. (Вариативные темы рефератов)
- Социальная философия и другие социальные науки в исследовании общества.
- Социальная реальность как объект исследования в социальной философии.
- Социально-классовая структура общества.
- Место духовной сферы в структуре социальных систем деятельности.
- Обусловленность социального отражения характером и способом функционирования общественной системы.
- Тайна человеческого сознания.
- Обыденное и теоретическое, массовое и специализированное сознание.
- Принципы исторической типологии общества.
- Формационный и цивилизационный подходы в исследовании общества.
- Современные концепции периодизации исторического процесса ( Р .Арон, Ростоу, К. Ясперс).
- Направленность исторического процесса и модели исторического прогресса.
- Эсхатология и история.
- Взаимодействие культур и цивилизаций.
- Типология культур и цивилизаций.
- Генезис, формирование, расцвет и упадок цивилизаций.
- Типология культурно-исторического процесса и особенности развития России в творчестве Н. Данилевского.
- Социально-философские взгляды К.Маркса.
- Двойственность исторической судьбы русского народа в социальной философии Н. Бердяева. «Большевизм как третье явление великодержавности России».
- Человек в системе социальных связей.
- Человек и исторический процесс.
- Антропосоциогенез: закончился ли процесс становления человека?
- Жизнь и смерть человека. Проблема эвтаназии - добровольного ухода из жизни.
- Способы манипуляции общественным сознанием.
- Способы социально-психологического и идеологического воздействия.
- Механизмы продуцирования социально-психологических явлений непосредственно-взаимодействующих групп (паника, слухи, мода и др.).
- Информационное общество как этап развития современной цивилизации.
- Основные этапы развития отечественной социально-философской мысли.
- Социальная философия, социальная практика и политика: сложный опосредствованный характер их связи и взаимодействия.
- Философское предвидение, научный прогноз и утопия в социальной философии.
- Становление ноосферы - разумно организованного преобразования природной среды в интересах всего человечества.
- Возрастание роли социальной философии в определении перспектив развития человечества в процессе глобализации.
Методические рекомендации по написанию, требования к оформлению
Требования к структуре и содержанию рефератов
Реферат является одной из форм самостоятельной работы студентов. Написание реферата предполагает формулировку проблемы исследования, изучение литературных источников, анализ и описание различных точек зрения по проблеме, разработку и аргументацию собственной позиции автора. Реферат подлежит проверке на плагиат.
Структура реферата:
Содержание, с указанием страниц.
Введение
Написание данного раздела включает постановку проблемы в рамках выбранной темы, обоснование актуальности темы, формулировку цели и задач, которые предполагается решить в процессе исследования. Объем «Введения» составляет 1/10 часть работы.
Основная часть
В данном разделе раскрывается тема и решается основанная проблема исследования. Основная часть разбивается на главы в соответствии с логикой изучения проблемы. Здесь последовательно раскрываются пункты плана, анализируются различные точки зрения на проблему, выдвигается позиция автора. В каждой главе должна решаться определенная задача, сформулированная во Введении, глава должна завершаться краткими выводами.
Заключение
В заключении подводятся итоги проделанной работы, делаются выводы по результатам исследования проблемы, делаются авторские обобщения с учетом рассмотренных точек зрения. Объем Заключения должен соответствовать объему Введения.
Список литературы
Список литературы приводится в конце работы. Должен содержать в среднем 5-6 источников. Список составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов. Иностранные источники указываются в конце списка.
Пример:
Номер литературного источника. Фамилия, инициалы автора. Полное название книги (без кавычек). Название издательства. Место (город) издания. Год издания. Может быть указано количество страниц или конкретные страницы.
В реферате могут содержаться Приложенияв виде иллюстраций, схем, графиков, таблиц и т.д. Приложения следует поместить в конце реферата.