Глава 41. Посвящение семидесяти в Магадане

41.1. ПРИБЫТИЕ В МАГАДАН И ПОСВЯЩЕНИЕ

Через несколько дней после возвращения Иисуса и двенадцати из Иерусалима в Магадан, из Вифлеема прибыл Абнер вместе с группой примерно из пятидесяти учеников. К этому времени здесь, в Магаданском лагере, находились также корпус евангелистов, женский корпус и ещё около ста пятидесяти верных и испытанных учеников со всей Палестины. Посвятив несколько дней общению и реорганизации лагеря, Иисус и двенадцать приступили к интенсивной подготовке этой особой группы верующих, и именно из таких хорошо подготовленных и опытных учеников Учитель позднее отобрал семьдесят учителей и послал их возвещать Радостную Весть Царства. Занятия с ними начались в пятницу, 4 ноября, и продолжались до субботы, 19 ноября.

Каждое утро Иисус выступал перед этой группой. Пётр учил их методам публичной проповеди, Нафанаил обучал преподавательскому искусству, Фома объяснял, как отвечать на вопросы, а Матфей руководил организацией финансовых дел их группы. Остальные апостолы также принимали участие в этой подготовке согласно своим специальным познаниям и природным способностям.

Семьдесят евангелистов были посвящены Иисусом в Магаданском лагере пополудни в субботу, 19 ноября, и Абнер был назначен главой этих проповедников и учителей Радостной Вести. В данный корпус из семидесяти человек входили Абнер и десять бывших апостолов Иоанна, пятьдесят один бывший евангелист и восемь других учеников, отличившихся в служении Царству.

Около двух часов в тот субботний день, в промежутке между ливнями, прибыла группа верующих вместе с Давидом и большей частью его корпуса гонцов – в общей сложности свыше четырёхсот человек. Они собрались на берегу Галилейского озера, чтобы присутствовать при посвящении семидесяти.

Перед тем, как возложить руки на головы семидесяти и тем самым выделить их в качестве вестников Радостной Вести Царства, Иисус обратился к ним со словами: «Жатва велика, но работников мало. Поэтому моли́те Господина жатвы, чтобы Он послал больше работников на ниву Свою. Я собираюсь выделить вас как посланников Царства. Я собираюсь отправить вас к евреям и к язычникам, словно овец к волкам. Отправляясь в путь по двое, не берите с собой ни сумы, ни сменной одежды, ибо ваше первое служение будет недолгим. В пути никого не приветствуйте, занимайтесь только своим делом. В какой бы дом вы ни вошли, сначала скажите: «Мир этому дому». Если живущие в нём любят мир, оставайтесь; если нет – уходите. Избрав же этот дом, живите в нём, пока остаётесь в том городе. Ешьте и пейте то, что вам предложат. И делайте так потому, что работник достоин оплаты. Не переходите из дома в дом только оттого, что вам могут предложить лучшее жильё. Помните: на своём пути, возвещая мир на земле и добрую волю среди людей, вам придётся бороться со злобными врагами, павшими жертвой самообмана. Поэтому будьте мудры, как змеи, и невинны, как голуби.

И куда бы вы ни шли, проповедуйте, говоря: «Приблизилось Царство Небесное». И помогайте всем, кто болен душой или телом. Даром получили добрые дары Царства, даром давайте. Если вы войдёте в город, и люди вас примут, широко откроется им вход в Царство Отца. Но если вы войдёте в город и люди вас не примут, то всё равно, покидая этих неверующих, вы будете возвещать свою проповедь, говоря тем, кто не принял вашего учения: «Хотя и отвергаете истину, всё же приблизилось к вам Царство Божье». Тот, кто слышит вас, слышит Меня. А тот, кто слышит Меня, слышит Пославшего Меня. Тот, кто отвергает вашу Радостную Весть, отвергает Меня. А тот, кто отвергает Меня, отвергает Пославшего Меня».

Завершив Своё обращение к семидесяти, Иисус начал с Абнера и, по мере того, как они преклоняли колена вокруг Него, возложил руки на голову каждого.

Ранним утром на следующий день Абнер отправил семьдесят посланников во все города Галилеи, Самарии и Иудеи. Отправившись в путь, эти тридцать пять пар проповедовали и учили в течение шести недель. В пятницу, 30 декабря, все они вернулись в Перею, в новый лагерь у Пеллы.

41.2. БОГАТЫЙ ЮНОША И ДРУГИЕ

Более пятидесяти учеников, каждый из которых добивался посвящения и назначения в качестве одного из семидесяти, были отвергнуты комиссией, созданной Иисусом для отбора кандидатов. Комиссия состояла из Андрея, Абнера и временного главы корпуса евангелистов. В тех случаях, когда три члена комиссии не приходили к единодушному решению, они приводили кандидата к Иисусу, и хотя Учитель не отверг ни одного человека, стремившегося к посвящению в качестве вестника Радостной Вести, нашлось более дюжины таких, кто после разговора с Иисусом более не желал быть посланником.

Один убеждённый ученик пришёл к Иисусу и сказал: «Учитель, я хотел бы стать одним из Твоих новых апостолов, но мой отец тяжело болен и находится при смерти. Дозволяется ли мне вернуться домой, чтобы похоронить его?»

Этому человеку Иисус ответил: «Сын Мой, лисы имеют норы и птицы небесные имеют гнёзда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову. Ты преданный ученик, и ты можешь оставаться им, вернувшись домой и опекая своих любимых. Но не таковы Мои посланники Царства. Они отказались от всего, чтобы следовать за Мной и возвещать Царство. Если ты желаешь стать посвящённым учителем, ты должен предоставить другим погребать мертвецов, а сам идти вперёд, возвещая Радостную Весть».

И этот человек ушёл в глубоком разочаровании.

Другой ученик пришёл к Учителю и сказал: «Я желаю стать посвящённым посланником, но я хотел бы отправиться на короткое время домой, чтобы утешить свою семью».

Иисус ответил: «Если ты желаешь посвящения, ты должен быть готов отказаться от всего. Посланники Царства не могут разрываться в своих чувствах. Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не достоин стать посланником Царства».

После этого Андрей привёл к Иисусу богатого юношу – преданного верующего, желавшего пройти посвящение. Этот юноша, Матадорм, был членом иерусалимского Совета. В прошлом он слышал проповедь Иисуса, а впоследствии Пётр и другие апостолы познакомили его с Радостной Вестью Царства. Иисус поговорил с Матадормом о требованиях, предъявляемых к посвящению, и предложил ему не принимать решение, пока тот не обдумает этот вопрос более тщательно.

Ранним утром следующего дня, когда Иисус отправлялся на прогулку, юноша обратился к Нему со словами: «Учитель, я хотел бы услышать от Тебя, могу ли я быть уверен в вечной жизни. Поскольку я с детства соблюдаю все заповеди, я хотел бы знать, что ещё мне следует сделать, чтобы унаследовать вечную жизнь?»

Отвечая на его вопрос, Иисус сказал: «Если ты выполняешь все заповеди – не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обманывай, уважай своих родителей, – ты поступаешь правильно, но спасение – это награда за веру, а не только за дела. Веришь ли ты в эту Радостную Весть Царства?»

И Матадорм ответил: «Да, Учитель, я верю всему, чему научили меня Ты и Твои апостолы».

Иисус сказал: «В таком случае ты действительно Мой ученик и дитя Царства».

Тогда юноша сказал: «Но, Учитель, мне мало быть Твоим учеником: я хотел бы стать одним из Твоих новых посланников».

Услышав эти слова, Иисус взглянул на него с огромной любовью и сказал: «Я сделаю тебя одним из Моих посланников, если ты готов заплатить за это, – восполнить единственное, чего тебе недостаёт».

Матадорм ответил: «Учитель, я готов на всё, если мне будет дозволено следовать за Тобой».

Поцеловав вставшего на колени юношу в лоб, Иисус сказал: «Если желаешь быть Моим посланником, пойди и продай всё, что имеешь, и, раздав вырученные деньги бедным или братьям твоим, приходи и следуй за Мной, и будешь иметь сокровище в Царстве Небесном».

Услышав это, Матадорм пал духом. Он поднялся и, опечаленный, пошёл прочь, потому что обладал большим состоянием. Этот богатый молодой фарисей был воспитан с верой в то, что богатство является знаком Божьего благоволения. Иисус знал, что он не свободен от любви к себе и своему богатству. Учитель хотел освободить его от любви к богатству, а не от самого богатства. В то время как ученики Иисуса не расставались со всеми своими мирскими владениями, апостолы и семьдесят отказались от всего. Матадорм желал стать одним из семидесяти новых посланников, и именно поэтому Иисус потребовал, чтобы он расстался со всем своим бренным состоянием. Позднее Матадорм всё-таки исполнил веление Иисуса и стал казначеем Иерусалимской церкви, которую возглавлял Иаков, брат Иисуса во плоти.

Иисус никогда не учил, что владеть богатством дурно. Только от двенадцати и семидесяти он требовал, чтобы они передали все свои бренные владения общему делу. Но и в таких случаях Он допускал, чтобы реализуемая собственность приносила доход. Когда апостольская казна переполнялась, Иуда Искариот, после консультаций с Андреем, вкладывал деньги, с тем чтобы их можно было использовать в случае значительного сокращения поступлений. Иисус лично занимался апостольскими финансами только при раздаче милостыни.

41.3. РАССУЖДЕНИЕ О БОГАТСТВЕ

К концу разговора Иисуса с Матадормом вокруг Него уже собрались Пётр и несколько апостолов. Когда богатый юноша уходил прочь, Иисус обернулся, взглянул на апостолов и произнёс: «Вы видите, как трудно имеющим богатство в полной мере войти в Царство Божье! Невозможно делить духовную приверженность с материальными привязанностями: никто не может служить двум хозяевам. У вас есть пословица о том, что легче верблюду пройти через угольное ушко, чем язычнику унаследовать жизнь вечную. А Я говорю вам, что верблюду так же легко пройти через угольное ушко, как этим самодовольным богачам войти в Царство Небесное».

Услышав эти слова, Пётр и апостолы были потрясены настолько, что Пётр сказал: «Кто же, Господи, может тогда спастись? Значит ли это, что тем, у кого есть богатство, закрыта дорога в Царство?»

Иисус ответил: «Нет, Пётр, но те, кто надеется на богатство, едва ли войдут в духовную жизнь, ведущую к вечному росту. Но и тогда многое из того, что невозможно для человека, доступно Отцу Небесному. Скорее, нам следует понять, что для Бога нет ничего невозможного».

Они ушли все вместе, и Иисус был опечален тем, что Матадорм не остался с ними, так как очень любил его.

Когда они спустились к озеру и уселись у воды, Пётр, говоря от имени двенадцати (которые к тому времени уже были в сборе), сказал: «Нам не дают покоя слова, сказанные Тобой богатому юноше. Должны ли мы требовать, чтобы желающие следовать за Тобой отказывались от всей своей мирской собственности?»

Иисус ответил: «Нет, Пётр, требуйте этого только от тех, кто хотел бы стать апостолом и желает жить со Мной, как вы, – одной семьёй. Отец требует от детей Своих, чтобы их любовь была чистой и безраздельной. Нужно отказаться от всего, что стоит между вами и любовью к истинам Царства, – кем бы или чем бы это ни было. Если богатство не вторгается во владения души, оно несущественно для духовной жизни тех, кто желает войти в Царство».

Пётр спросил: «Но, Учитель, мы оставили всё, чтобы следовать за Тобой: что же будет нам?»

Тогда Иисус обратился ко всем двенадцати: «Истинно, истинно говорю вам: нет человека, оставившего богатство, дом, жену, братьев, родителей или детей ради Меня и ради Царства Небесного, который не получит во много раз больше в этой жизни – возможно, не избежав гонений, – и в мире вечной жизни. Но многие первые будут последними, а последние часто будут первыми. Отец обращается со Своими созданиями по их потребностям и в подчинение Своим справедливым законам милосердной и любвеобильной заботы о благополучии вселенной.

Царство Небесное можно сравнить с хозяином дома, который давал работу многим людям и который вышел рано утром нанять работников в свой виноградник. Договорившись платить по денарию в день, он послал их в виноградник. Около девяти часов он вышел и, увидев других, стоящих без дела на рыночной площади, сказал им: «Идите и вы работать в мой виноградник, и я заплачу вам по справедливости». И они тут же отправились работать. Около полудня он снова вышел из дома, а затем около трёх часов, и сделал то же. Отправившись на рынок около пяти часов пополудни, он опять увидел стоящих там людей и спросил их: «Почему вы стоите здесь целый день без дела?» И те ответили ему: «Потому что никто нас не нанял». Тогда хозяин дома сказал: «Идите и вы работать в мой виноградник, и я заплачу вам то, что причитается».

Когда наступил вечер, владелец виноградника сказал своему управителю: «Позови работников и заплати им, начиная с последних и заканчивая первыми». Когда пришли те, кого он нанял около пяти часов, то каждый получил по денарию. То же самое получили и остальные работники. Когда нанятые в начале дня увидели, что заплачено тем, кто был нанят позже, они решили, что получат больше, чем причиталось им по договору. Однако каждый из них, как и остальные работники, получил только один денарий. И когда все получили плату, они стали роптать на хозяина дома: «Те, кого ты нанял последними, проработали всего час, но ты заплатил им столько же, сколько нам, весь день трудившимся под палящим солнцем!»

Тогда хозяин дома ответил: «Друзья мои, я не обижаю вас. Разве каждый из вас не согласился работать за денарий в день? Возьмите то, что вам положено, и ступайте своей дорогой, ибо я желаю дать последним столько же, сколько я дал вам. Разве я не вправе распоряжаться, как угодно, тем, что мне принадлежит? Или глаза ваши завистливы оттого, что я желаю добра и милосердия?»»

41.4. ПРОЩАНИЕ С СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ

Это был волнующий день в жизни Магаданского лагеря, ведь в тот день семьдесят евангелистов отправлялись в путь со своей первой миссией. Ранним утром, в своей последней беседе с семьюдесятью, Иисус ещё раз наставил их.

После этой беседы Иисуса с семьюдесятью в присутствии всех апостолов и учеников, их увёл Симон Пётр, прочитавший им проповедь посвящения. Эта проповедь стала развитием наказа Иисуса, данного в тот день, когда Он возложил на них руки и выделил их в качестве посланников Царства. Пётр призвал семьдесят посланников высоко ценить в своём служении освященную преданность, истинное мужество, веру и доверие, рвение и инициативность, доброту и учтивость, а так же призвал их опекать больных.

Получив этот наказ и инструкции, они отправились по двое в путь для служения в Галилее, Самарии и Иудее.

Хотя евреи испытывали особое уважение к числу семьдесят и иногда считали, что языческий мир объединяет семьдесят наций, а также хотя эти семьдесят посланников должны были отправиться с Радостной Вестью ко всем народам, то, что в этой группе оказалось именно семьдесят человек, было чистой случайностью. Без сомнения, Иисус принял бы не менее полдюжины других, но они не пожелали заплатить должную цену – отказаться от богатства и своих семей.

41.5. ПЕРЕНОС ЛАГЕРЯ В ПЕЛЛУ

Теперь Иисус и двенадцать готовились к созданию своего последнего опорного пункта в Перее, рядом с Пеллой, где Учитель был крещён в водах Иордана. Последние десять дней ноября, проведённые в Магадане, прошли в совещаниях, и во вторник, 6 декабря, вся группа почти из трёхсот человек вышла на рассвете со всем своим имуществом, чтобы вечером остановиться на ночлег у реки рядом с Пеллой. Это было то же место у источника, где несколькими годами ранее стоял со своим лагерем Иоанн Креститель.

После ликвидации Магаданского лагеря Давид Зеведеев вернулся в Вифсаиду и сразу же начал сворачивать свою курьерскую службу. Царство вступало в новую фазу. Каждый день прибывали паломники со всей Палестины и даже из отдалённых районов Римской империи. Иногда здесь появлялись верующие из Месопотамии и стран к востоку от реки Тигр. Поэтому в воскресенье, 18 декабря, Давид, с помощью своих гонцов, погрузил на вьючных животных хранившееся в доме его отца лагерное снаряжение, которое он использовал в прежнем лагере у озера в Вифсаиде. Простившись на время с Вифсаидой, он отправился на юг по берегу озера и далее вдоль Иордана к месту, находившемуся севернее лагеря апостолов менее чем в километре от них. Не прошло и недели, как он уже был готов разместить здесь около полутора тысяч паломников. Апостольский лагерь вмещал до пятисот человек. В Палестине стоял сезон дождей, и это пристанище было необходимо для приёма растущего числа посетителей – большей частью искренних, – которые прибывали в Перею, чтобы увидеть Иисуса и услышать Его Учение.

Всё это Давид делал по собственной инициативе, хотя и советовался с Филиппом и Матфеем в Магадане. При сооружении лагеря он использовал бо́льшую часть своих бывших гонцов. В это время регулярные курьерские поручения выполняло менее двадцати человек. К концу декабря – и до возвращения семидесяти – возле Иисуса собралось уже около восьмисот посетителей, разместившихся в лагере Давида.

41.6. ВОЗВРАЩЕНИЕ СЕМИДЕСЯТИ

В пятницу, 30 декабря, пока Иисус находился неподалёку в горах вместе с Петром, Иаковом и Иоанном, семьдесят посланников начали по двое прибывать в лагерь у Пеллы в сопровождении многочисленных верующих. Примерно к пяти часам, когда Иисус вернулся в лагерь, все семьдесят были уже в сборе в том месте, где обычно учил Иисус. Вечерняя трапеза задержалась более чем на час, пока эти страстные проповедники Радостной Вести Царства рассказывали о своих впечатлениях. В предшествующие недели многое уже было известно апостолам от гонцов Давида, но все были воодушевлены, слушая, как эти вновь посвящённые евангелисты сами рассказывают об отношении истосковавшихся иудеев и иноверцев к их проповеди. Наконец-то Иисус смог увидеть, как люди несут Радостную Весть без Его личного участия. Теперь Учитель знал, что Он может покинуть этот мир, не опасаясь серьёзного замедления в распространении Царства.

Когда семьдесят рассказывали, что «даже бесы подвластны» им, они имели в виду случаи чудесного исцеления жертв нервных расстройств. Тем не менее, эти учителя действительно оказали помощь в нескольких случаях реальной одержимости зловредными сверхъестественными существами.

Говоря о таких случаях, Иисус сказал: «Неудивительно, что эти строптивые младшие духи подчиняются вам, ибо Я видел Сатану, упавшего с Небес, как молния. Но пусть не это вызывает у вас ликование. Я говорю вам, что, как только Я вернусь к Отцу, каждый из Нас пошлёт Дух Свой прямо в разум человеческий, так что горстка этих заблудших духов не сможет более вселяться в разум несчастных смертных. Вместе с вами Я рад тому, что вы способны воздействовать на людей, но не воодушевляйтесь этим, а радуйтесь, что ваши имена записаны на Небесах. А это значит, что вы пойдёте вперёд по бесконечному пути духовных побед».

Именно тогда, перед са́мой вечерней трапезой, Иисус ощутил один из редких приливов эмоционального восторга, свидетелями которого иногда становились Его последователи.

Он сказал: «Я благодарю Тебя, Отец, Господь Неба и земли, что хотя эта чудесная Радостная Весть осталась сокрытой от хитрых и лицемерных, духовные радости были раскрыты в духе этим детям Царства. Да, Отец Мой, Тебе, должно быть, было приятно вершить это, и Я радуюсь, зная, что Радостная Весть будет продолжать распространяться по всему миру, после того как Я вернусь к Тебе и тому труду, который Ты поручил Мне исполнить. Я глубоко взволнован, понимая, что вскоре Ты передашь всю власть в Мои руки, что только Ты по-настоящему знаешь, кто Я, и что только Я по-настоящему знаю Тебя, а также те, кому Я раскрыл Тебя. И когда Я завершу это откровение, посвящённое братьям Моим во плоти, Я продолжу его для Твоих небесных созданий».

После этого обращения к Отцу Иисус обернулся к Своим апостолам и пастырям и сказал: «Как счастливы ваши глаза, ибо видят, и уши, ибо они слышат эти речи! Позвольте сказать вам, что многие пророки и великие люди прошлых веков желали видеть то, что видите теперь вы, но им не было дано. И многие грядущие поколения детей света, слыша об этих вещах, будут завидовать вам, слышавшим и видевшим».

Затем, обращаясь ко всем ученикам, Иисус сказал: «Вы слышали, как многие города и сёла приняли Радостную Весть Царства и как Мои наставники и учителя были приняты иудеями и язычниками. Воистину счастливы те общины, которые решили принять Радостную Весть Царства! Но горе отвергшим свет жителям Хоразина, Вифсаиды-Юлии и Капернаума, городам, плохо принявшим посланников. Я говорю, что если бы чудеса, сотворённые в этих местах, были сотворены в Тире и Сидоне, люди этих так называемых языческих городов уже давно бы покаялись и сидели в рубище и пепле. Воистину, в День Суда более терпимо отнесутся к Тиру и Сидону».

Так как следующий день был субботой, Иисус уединился с семьюдесятью и сказал им: «Я действительно радовался вместе с вами, когда вы вернулись с доброй вестью о принятии Учения Царства столь многими людьми по всей Галилее, Самарии и Иудее. Но Я удивлён тем, что это привело вас в такой восторг. Разве вы не ожидали, что ваша проповедь будет заключать в себе такую силу? Неужели вы так мало верили в эту Радостную Весть, что вернулись, поражённые её воздействием? И теперь, хоть Я не собираюсь омрачать вашу радость, Я хотел бы строго предупредить вас о коварствах гордыни, духовной гордыни. Если бы вы могли понять падение Люцифера, Злодея, вы остерегались бы любых проявлений духовной гордыни.

Вы приступили к этому великому труду, раскрывая смертному человеку, что он есть сын Божий. Я показал вам путь: идите вперёд, исполняя свой долг, и неустанно творите добро. Вам и всем тем, кто пойдёт по вашим стопам во все времена, позвольте сказать, что Я всегда буду рядом, и Моё призывное воззвание есть и всегда будет таким: придите ко Мне все вы, кто трудится и обременён, и Я успокою вас. Примите ярмо Моё на себя и учитесь у Меня, ибо Я верен и предан, и найдёте покой душам вашим».

41.7. ПОДГОТОВКА К ПОСЛЕДНЕМУ СЛУЖЕНИЮ

Несколько следующих дней стали напряжённым временем для лагеря у Пеллы, где завершались приготовления к служению в Перее, последнему для Иисуса и Его собратьев. Трёхмесячное путешествие по всей Перее продолжалось вплоть до вступления Учителя в Иерусалим и завершения Его земных трудов. В течение этого времени центром деятельности Иисуса и апостолов был лагерь у Пеллы.

Иисусу больше не нужно было идти в народ, чтобы учить людей. Теперь каждую неделю к Нему приходило всё больше посетителей. Они прибывали отовсюду – не только из Палестины, но и со всего римского мира и Ближнего Востока. Хотя Учитель вместе с семьюдесятью евангелистами участвовал в путешествии по Перее, Он проводил много времени в лагере у Пеллы, обучая народ и наставляя апостолов. В течение всего этого трёхмесячного периода рядом с Иисусом было не менее десяти апостолов.

Вместе с семьюдесятью в путь собрались и члены женского корпуса, готовые попарно трудиться в основных городах Переи. За последнее время эти двенадцать женщин – члены первоначальной группы – подготовили корпус из пятидесяти женщин, обученных посещать дома́ и овладевших искусством оказания помощи больным и страждущим. Перпетуя, жена Симона Петра, вошла в эту новую группу женского корпуса, и ей было поручено руководить – под началом Абнера – деятельностью расширенного женского корпуса. После Пятидесятницы она не расставалась со своим прославленным мужем, сопровождая его во всех миссионерских путешествиях. И в тот же день, когда Пётр был распят в Риме, её бросили на арену на съедение диким зверям. Среди членов этого нового женского корпуса были жёны Филиппа и Матфея, а также мать Иакова и Иоанна.

Теперь, под личным руководством Иисуса, дело Царства должно было перейти в свою завершающую фазу. И этот этап был этапом духовной глубины, разительно отличаясь от времени былой популярности в Галилее, когда Иисуса сопровождали ждавшие волшебства и искавшие чудес то́лпы. Тем не менее, среди Его последователей по-прежнему оставалось много людей материалистического склада, неспособных понять истину о том, что Царство Небесное является духовным братством людей, основанным на вечной истине всеобщего отцовства Бога.

Наши рекомендации