Глава 51. Во вторник утром в Храме
51.1. НАСТАВЛЕНИЯ ИИСУСА АПОСТОЛАМ
В этот вторник, около семи часов утра, в доме Симона состоялась встреча Иисуса с апостолами, женским корпусом и группой из двух-трёх десятков ближайших учеников. На этой встрече Он простился с Лазарем и дал ему совет, следуя которому тот вскоре бежал в Филадельфию. Иисус также распрощался с престарелым Симоном и дал Свой прощальный совет женскому корпусу, ведь это стало Его последним формальным обращением к ним.
В то утро Иисус встретил каждого из апостолов персональным приветствием.
Андрею Он сказал: «Не поддавайся смятению из-за того, что должно вскоре произойти. Не отходи от братьев твоих и не позволяй им видеть тебя удручённым».
Петру Он сказал: «Не полагайся на силу плоти или лезвие меча. Утвердись на вечных скалах духа».
Иакову Он сказал: «Пусть наружность не смущает тебя. Оставайся твёрдым в своей вере, и вскоре ты познаешь подлинность того, во что веришь».
Иоанну Он сказал: «Будь добрым: люби даже своих врагов. Будь терпимым. И помни, что Я многое доверил тебе».
Нафанаилу Он сказал: «Не суди по внешности. Храни прочную веру, когда будет казаться, что всё пропало. Будь верен своему поручению посланника Царства».
Филиппу Он сказал: «Пусть надвигающиеся события не поколеблют тебя. Оставайся твёрдым даже тогда, когда не видишь пути. Будь верен своей клятве посвящения».
Матфею Он сказал: «Не забывай милосердия, принявшего тебя в Царство. Не дай кому-нибудь обманом отнять у тебя вечную награду. Ты успешно сопротивлялся влечениям смертной природы, так будь же готов проявить стойкость».
Фоме Он сказал: «Как бы трудно это ни было, именно сейчас ты должен идти, опираясь на свою веру, а не на зрение. Не сомневайся в том, что Я могу завершить начатый труд и что в итоге Я увижу всех Своих преданных посланников в мире ином».
Близнецам Алфеевым Он сказал: «Не позволяйте тому, чего вы не понимаете, сокрушить себя. Храните верность той любви, которая живёт в ваших сердцах, и не полагайтесь ни на великих людей, ни на изменчивое человеческое отношение. Оставайтесь вместе с братьями вашими».
Симону Зелоту Он сказал: «Симон, даже если ты будешь сломлен разочарованием, дух твой вознесётся превыше всего, что может обрушиться на тебя. Тому, чему ты не смог научиться у Меня, ты научишься у Духа Моего. Ищи подлинные миры духа и перестань испытывать влечение к ложным мирским теням».
Иуде Искариоту Он сказал: «Иуда, Я любил тебя и молился о том, чтобы ты любил братьев твоих. Твори добро без устали. И Я хотел бы предупредить тебя остерегаться скользких путей лести и отравленных стрел насмешки».
Поприветствовав Своих апостолов, Иисус отправился в Иерусалим вместе с Андреем, Петром, Иаковом и Иоанном, в то время как остальные апостолы занялись обустройством лагеря в Гефсимании, куда они должны были отправиться вечером. Этот лагерь был их пристанищем в последние дни жизни Иисуса во плоти. Спускаясь по склону Масличной горы, примерно на полпути Иисус остановился и около часа беседовал с четырьмя апостолами.
51.2. БОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЩЕНИЕ
Уже несколько дней Пётр и Иаков обсуждали своё разное понимание Учения Иисуса о прощении греха. Оба они решили обратиться со своим вопросом к Учителю, и Пётр воспользовался данным случаем как подходящей возможностью получить совет Иисуса.
Поэтому Симон Пётр прервал разговор, касавшийся различий между хвалой и поклонением, и спросил: «Учитель, Иаков и я по-разному понимаем Твои учения о прощения греха. Иаков утверждает, что, согласно Твоему Учению, Отец прощает нас ещё до того, как мы просим Его об этом, а я утверждаю, что покаяние и исповедь должны предшествовать прощению. Кто из нас прав? Что Ты скажешь?»
После короткого молчания Иисус многозначительно посмотрел на всех чётырех и ответил: «Братья Мои, вы ошибаетесь в своих воззрениях, поскольку не понимаете природы тех сокровенных и любвеобильных отношений, которые связывают создание и Создателя, человека и Бога. Вы неспособны постичь сочувствие мудрого родителя своему незрелому и порой заблуждающемуся дитя. Поистине сомнительно, чтобы разумных и любящих родителей приходилось когда-либо призывать прощать своих обыкновенных человеческих детей. Отзывчивость, связанная с любовью, успешно предотвращает всё то отчуждение, из-за которого впоследствии возникает нужда приспосабливать покаяние дитя к прощению родителя.
В каждом дитя живёт часть его отца. Отец пользуется преимуществом и превосходством в понимании всех вопросов, связанных с отношениями дитя и родителя. Родитель может судить о незрелости дитя благодаря более совершенной родительской зрелости – более зрелого опыта старшего товарища. В отношениях земного дитя и Небесного Отца божественный родитель обладает бесконечным, божественным сочувствием и способностью к исполненному любви пониманию. Божественное прощение неизбежно. Оно присуще и неотъемлемо от бесконечного понимания, которым обладает Бог, и Его совершенного знания всего, что касается неверных суждений и ошибочных решений дитя. Божественное правосудие отличается столь вечной справедливостью, что оно неизменно включает в себя отзывчивость и милосердие.
Когда мудрый человек понимает внутренние побуждения своих ближних, он начинает любить их. А если вы любите брата своего, то вы уже его простили. Эта возможность понимать природу человека и прощать его явные прегрешения богоподобна. Если вы – мудрые родители, то именно таким будет ваше отношение к вашим детям: вы будете любить, понимать и прощать их тогда, когда мимолётное непонимание, казалось бы, приводит вас к разобщению. Незрелому дитя, которому не хватает более полного понимания глубины отношений дитя и отца, часто приходится испытывать чувство вины из-за отчуждения. Это отчуждение возникает из-за отсутствия полного одобрения со стороны отца. Но настоящий отец никогда не чувствует какого-либо разобщения. Грех – это опыт сознания созданного существа, грех не есть часть сознания Бога.
Ваша неспособность или нежелание прощать своих собратьев является мерилом вашей незрелости, неспособности достичь отзывчивости, понимания и любви, присущих взрослому человеку. Мера затаённой вами злобы и вынашиваемых планов мести растёт соответственно незнанию внутренней жизни и истинных устремлений ваших собратьев. Любовь – это осуществление внутреннего божественного стремления, присущего жизни. Она основывается на понимании, воспитывается бескорыстным служением и совершенствуется мудростью».
51.3. ВОПРОСЫ ИУДЕЙСКИХ СТАРЕЙШИН
В понедельник вечером состоялось заседание Совета и ещё примерно пятидесяти видных учителей Закона, фарисеев и саддукеев. Участники этой встречи пришли к общему мнению, что было бы опасно прилюдно арестовывать Иисуса из-за Его влияния на чувства простых людей. Большинство присутствующих также считали, что необходимо предпринять решительные действия для дискредитации Иисуса в глазах народа, прежде чем Его можно будет арестовать и судить. Поэтому было назначено несколько групп учёных мужей, которые должны были на следующее утро явиться в Храм, готовые запутать Его трудными вопросами и вообще попытаться поставить Его в неловкое положение перед людьми. Наконец, фарисеи, саддукеи и даже иродиане (сторонники Ирода Антипы) объединились в попытке дискредитировать Иисуса в глазах пасхальных толп.
Утром во вторник Иисус прибыл во двор Храма и начал учить людей.
Он успел произнести лишь несколько слов, когда группа молодых учеников академий вышла вперёд и через своего представителя обратилась к Иисусу с заготовленным вопросом: «Учитель, мы знаем, что Ты добродетелен и возвещаешь пути истины, что ты служишь одному лишь Богу, ибо не боишься никого из людей, и что Ты нелицеприятен. Мы только учимся, и мы хотели бы знать истину о том, что волнует нас. Наше затруднение состоит в следующем: законно ли платить дань цезарю? Следует ли нам платить её или нет?»
Видя их лицемерие и лукавство, Иисус ответил им: «Зачем приходите испытывать Меня? Покажите мне монету для уплаты подати, и Я отвечу вам».
И когда они дали ему денарий, Он взглянул на него и спросил: «Чьё изображение и чьё имя на этой монете?»
Они ответили Ему: «Цезаря».
И тогда Иисус сказал: «Отдайте цезарю цезарево, а Богу – Божье».
Получив такой ответ, эти молодые ученики и их сообщники-иродиане оставили Иисуса и ушли, а люди (в том числе и саддукеи) порадовались их поражению. Даже те юноши, которые пытались запутать Иисуса, были восхищены неожиданной проницательностью Учителя.
Днём раньше старейшины пытались сбить Его с толку в вопросах духовной власти. Столкнувшись с поражением, они попытались дискредитировать Его, втянув в обсуждение гражданской власти. Как Понтий Пилат, так и Ирод находились в это время в Иерусалиме, и враги Иисуса рассудили, что если бы Он посмел посоветовать не платить подать цезарю, они могли бы тут же отправиться к римским властям и обвинить Его в подстрекательстве к бунту. С другой стороны, если бы Он многословно посоветовал платить подать, то, как они справедливо заключили, такое заявление глубоко оскорбило бы национальное достоинство еврейских слушателей и лишило бы Его народного благоволения и любви.
Во всём этом враги Иисуса потерпели поражение, поскольку существовало широко известное постановление Совета, принятое в качестве указания для евреев диаспоры, согласно которому «право чеканки включало в себя право взимать налоги». Так Иисус избежал западни.
51.4. САДДУКЕИ И ВОСКРЕСЕНИЕ
Прежде чем Иисус смог приступить к Своему обучению, ещё одна группа вышла вперёд, чтобы задать Ему свои вопросы. На этот раз это были образованные лукавые саддукеи.
Подойдя к Иисусу, их представитель спросил: «Учитель, Моисей учил, что если женатый человек умрёт бездетным, то его брат должен жениться на его вдове и иметь с ней детей для продолжения рода умершего брата. Случилось так, что один человек, у которого было шесть братьев, умер бездетным. Следующий брат взял его жену, но вскоре тоже умер, не оставив детей. Второй брат также взял её в жёны, но и он умер, не оставив потомства. И так продолжалось дальше, пока она не побывала за каждым из шести братьев, и все шесть умерли, не оставив детей, а последней умерла и женщина. И вот мы хотим спросить: кому будет она женой после воскресения мёртвых? Ведь все они жили с ней?»
Иисус знал – как знали и люди, – что, задавая свой вопрос, саддукеи лукавят, ведь вряд ли такое могло произойти в действительности. Кроме того, к тому времени евреи уже перестали следовать обычаю, согласно которому братья умершего человека стремились продолжить его род. Тем не менее, Иисус снизошёл до ответа на их злонамеренный вопрос.
Он сказал: «Задавая этот вопрос, все вы заблуждаетесь, ибо вы не знаете ни Писаний, ни живой силы Божьей. Вы знаете, что дети этого мира могут жениться и выходить замуж, но вы, похоже, не понимаете, что те, кто через воскресение праведных удостаивается достижения грядущих миров, не женятся и не выходят замуж. Испытавшие воскресение из мёртвых подобны ангелам небесным и никогда не умирают. Эти воскресшие становятся вечными сынами Божьими. Это дети света, воскрешённые для развития в вечной жизни. Так понимал это и ваш отец Моисей, ибо – во время своих испытаний у горящего куста – он слышал, как Отец сказал: «Я Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова [Исх, 3:6]». Так вместе с Моисеем Я утверждаю, что Отец Мой есть Бог не мёртвых, а живых. В Нём все вы живёте, размножаетесь и имеете своё смертное бытие».
Когда Иисус закончил отвечать на эти вопросы, саддукеи удалились, а некоторые из фарисеев забылись настолько, что воскликнули: «Верно, верно, Учитель, Ты хорошо ответил этим неверующим саддукеям».
Саддукеи не посмели задавать Ему новые вопросы, а простые люди восхитились мудростью Его Учения.
В этом столкновении с саддукеями Иисус сослался только на Моисея, поскольку данная религиозно-политическая группа признавала законность только так называемого Пятикнижия Моисея. Догматы их учения не опирались на книги пророков. Хотя в Своём ответе Иисус недвусмысленно подтвердил факт спасения смертных созданий через воскресение, Он ни единым словом не высказался в пользу фарисейских вероучений о воскресении физического человеческого тела. Иисус хотел подчеркнуть мысль о том, что Бог сказал: «Я есть Бог Авраама, Исаака и Иакова», а не «Я был их Богом».
51.5. ВЕЛИКАЯ ЗАПОВЕДЬ
Ещё одна группа саддукеев получила указание запутать Иисуса вопросами про ангелов, но когда они увидели, какая участь постигла их товарищей, пытавшихся поймать Его в ловушку вопросами о воскресении, они благоразумно решили промолчать и удалились, так ничего и не спросив. Согласно предварительному плану объединившихся фарисеев, учителей Закона, саддукеев и иродиан, весь день должен был быть заполнен этими коварными вопросами. Так они надеялись дискредитировать Иисуса в глазах людей и в то же время не оставить Ему времени для возвещения «нарушающих спокойствие» учений.
После этого вперёд вышла одна из групп фарисеев, чтобы досадить Иисусу своими вопросами, и их представитель, махнув Иисусу рукой, сказал: «Учитель, я учу Закону, и хотел бы спросить Тебя, которая из заповедей является величайшей?»
Иисус ответил: «Есть только одна заповедь – величайшая из всех, и эта заповедь звучит так: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всей [душою] твоею и всеми силами твоими [Втор, 6:5]». Это – первая и великая заповедь. А вторая заповедь подобна первой. На самом деле, она продолжает её и звучит так: «Люби ближнего твоего, как самого себя [Лев, 19:18]». И нет других, более великих, чем эти: на этих двух заповедях стоит весь Закон и Пророки».
Когда спросивший понял, что Иисус не только ответил в соответствии с высшим представлением иудейской религии, но также дал мудрый ответ в глазах собравшегося народа, он решил, что будет наиболее достойным открыто воздать должное ответу Иисуса.
Поэтому он сказал: «Хорошо сказано, Учитель. Ты прав, говоря, что Бог один и нет другого, кроме Него. И возлюбить Его всем сердцем, всеми помыслами, всей душой и всей силой, а также любить ближнего, как самого себя, есть первая и великая заповедь. И мы согласны, что эта великая заповедь означает гораздо больше, чем все приношения и жертвы».
Когда учитель Закона дал столь благоразумный ответ, Иисус взглянул на него и сказал: «Друг Мой, Я вижу, что ты недалёк от Царства Божьего».
Иисус не ошибся, сказав так, потому что в тот же вечер этот человек отправился в Гефсиманский лагерь, где находился Иисус, открыто признал свою веру в Радостную Весть Царства и был крещён Иосией – одним из учеников Абнера.
В Храме были ещё две-три группы фарисеев, собиравшихся задать свои вопросы, но одни были обезоружены этим ответом Иисуса, а другие остановлены поражением всех тех, кто пытался поймать Его в ловушку. После этого никто не осмелился задать прилюдно ни одного вопроса.
Поскольку новых вопросов не было и ввиду того, что приближался полуденный час, Иисус не стал продолжать Своё обучение, а удовлетворился тем, что задал фарисеям и их товарищам вопрос.
Иисус сказал: «Раз вы больше ни о чём не спрашиваете, Я хотел бы спросить у вас. Что вы думаете об Избавителе? Я имею в виду, чей Он Сын?»
После короткой паузы один из учителей ответил: «Помазанник Божий есть Сын Давида».
И так как Иисус знал о многочисленных спорах – даже среди Своих учеников – о том, является ли Он Сыном Давида, Он задал ещё один вопрос: «Если Избавитель вправду Сын Давида, то как же в псалме, который вы приписываете Давиду, сам Давид говорит в духе: «Сказал Господь Господину моему: [сиди по правую руку от] Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих [Пс, 109:1]»? Если Давид называет Его Господином, то как Он может быть Давиду сыном?»
Хотя старейшины, учителя Закона и старшие священники не дали ответа, они воздержались от новых вопросов и попыток запутать Иисуса. Они так и не ответили на этот вопрос, заданный им Иисусом, но после Его смерти попытались выйти из трудного положения, изменив толкование этого псалма и утверждая, что в нём говорится об Аврааме, а не о Мессии. Другие, пытаясь разрешить дилемму, отрицали, что автором этого так называемого мессианского псалма был Давид.
Только что фарисеи радовались тому, как Иисус заставил умолкнуть саддукеев, теперь же саддукеи были довольны поражением фарисеев. Но такое соперничество было преходящим. Они быстро забыли свои вековые распри, объединившись в стремлении положить конец учениям и делам Иисуса. Что же касается простых людей, то всё это время они слушали Иисуса с радостью.
51.6. ДЕЛЕГАЦИЯ ГРЕКОВ
Около полудня, когда Филипп покупал продовольствие для нового лагеря, который в тот день обустраивался вблизи Гефсимании, к нему обратилась делегация чужеземцев – группа верующих греков из Александрии, Афин и Рима.
Их представитель сказал апостолу: «Нам указали на тебя знающие тебя люди. Мы пришли, господин, с просьбой увидеть Иисуса, твоего Учителя».
Филипп никак не ожидал столкнуться на рынке с представительной делегацией язычников – греков, интересовавшихся Радостной Вестью, и, поскольку Иисус недвусмысленно велел двенадцати отказаться от всякого публичного обучения в течение пасхальной недели, он был несколько озадачен, не зная, как поступить. Его смутило также и то, что эти язычники были чужеземцами. Будь они евреями или соседними, привычными иноплеменниками, его сомнения были бы не столь явными. Филипп поступил следующим образом: он попросил этих греков никуда не уходить. Когда он поспешил прочь, те решили, что он отправился искать Иисуса, но в действительности он устремился в дом Иосифа, где, как он знал, трапезничал Андрей и другие апостолы. Вызвав Андрея, он объяснил ему, зачем пришёл, и вернулся вместе с ним к дожидавшимся грекам.
Так как Филипп почти уже закончил покупать продовольствие, он вернулся вместе с Андреем и греками в дом к Иосифу, где они были приняты Иисусом. И они сидели рядом с Ним, пока Он говорил апостолам и многим ближайшим ученикам, собравшимся за столом.
Иисус сказал: «Отец Мой послал Меня в этот мир раскрыть Своё милосердие детям человеческим, но те, к кому Я пришёл вначале, отказались принять Меня. Действительно, многие из вас сами поверили в мою Радостную Весть, но близок час, когда дети Авраама и их вожди отвергнут Меня, и тем самым они отвергнут Пославшего Меня. Я щедро возвещал этому народу Радостную Весть спасения: Я рассказывал о сыновстве, сулящем радость, свободу и жизнь, более обильную в духе. Отец Мой совершил много чудесных деяний для этих одержимых страхом детей человеческих. Но истину говорил пророк Исайя об этом народе, когда писал: «[Господи!] Кто поверил слышанному от нас, и кому [Ис, 53:1] был раскрыт Господь?» Воистину, вожди народа Моего намеренно ослепили свои глаза, чтобы не видеть, и ожесточили свои сердца, чтобы не поверить и не быть спасёнными. Все эти годы Я стремился исцелить их от неверия, дабы они могли принять дарованное Отцом вечное спасение. Я знаю, что не все подвели Меня: некоторые из вас действительно поверили в Мою проповедь. В этой комнате наберётся добрый десяток тех, кто некогда был в Совете или же занимал высокое положение в народных собраниях, хотя некоторые из вас до сих пор боятся открыто признать истину, опасаясь отлучения от синагоги. Кое-кто из вас больше любит славу человеческую, нежели славу Божью. Но Я не могу не быть снисходительным, ибо Я тревожусь за безопасность и преданность даже некоторых из тех, с кем мы так долго пробыли вместе и кто жил бок о бок со Мной.
Я вижу, что в этой гостиной находится примерно поровну евреев и иноплеменников, и Я хотел бы обратиться к вам как к первому и последнему такому собранию, которому Я могу дать наставления, прежде чем отправиться к Отцу Моему».
Эти греки внимательно слушали Иисуса, пока Он учил в Храме. В понедельник вечером они провели встречу в доме у Никодима, которая продлилась до рассвета, и тридцать из них решили войти в Царство.
Стоя перед греками, Иисус сказал: «Верующий в эту Радостную Весть верит не только в Меня, но и в Пославшего Меня. Когда вы смотрите на Меня, вы видите не только Сына Человеческого, но и Пославшего Меня. Я – свет миру, и кто поверит в Меня, тот не будет больше пребывать во тьме. Если вы, иноплеменники, услышите Меня, то получите слова жизни и сразу же обретёте ту радостную свободу, которую даёт истина богосыновства. Если Мои соотечественники, евреи, решат отвергнуть Меня и отказаться от Учения Моего, Я не буду осуждать их, ибо Я пришёл в мир не судить, а предложить ему спасение. Тем не менее, отвергающие Меня и не принимающие Учения Моего в должное время будут судимы Отцом Моим и теми, кого Он поставил судить отвергающих милосердный дар и спасительную истину. Запомните, каждый из вас, что Я говорю не от Себя, но правдиво оглашаю вам то, что Отец велел Мне раскрыть детям человеческим. И те слова, которые Отец послал Меня возвестить миру, это слова божественной истины, непреходящего милосердия и вечной жизни.
Но как еврею, так и иноплеменнику Я говорю: исполняется время для Сына Человеческого принять славу Свою. Вы хорошо знаете, что если пшеничное зерно не упадёт в землю и не умрёт, оно останется одно. Если же оно умрёт в хорошей почве, то принесёт множество зёрен. Тот, кто любит только свою жизнь, рискует потерять её. Тот же, кто готов сложить свою жизнь ради Меня и Радостной Вести, обретёт жизнь более обильную на земле и на Небе – жизнь вечную. Если будете истинно следовать за Мной также и после Моего возвращения к Отцу, то станете Моими учениками и искренними слугами ваших смертных собратьев.
Я знаю, что близок Мой час, и душа Моя печальна. Я вижу, что народ Мой решил отвергнуть Царство, но Я рад принять этих ищущих истину иноплеменников, которые пришли сегодня сюда в поисках пути света. И всё же сердце Моё болит за Мой народ, и душа Моя смущена тем, что надвигается на Меня. Что сказать Мне, когда Я вижу, что нависло надо Мной? Скажу ли Я: «Отец, избавь Меня от этого жуткого часа?» Нет! Ради того и пришёл Я в этот мир и к этому часу. Другие слова скажу Я и буду молиться, чтобы вы присоединились ко Мне: «Отец, восславь Себя, да исполнится воля Твоя»».
Когда Иисус произнёс эти слова, перед Ним явился Его Дух, представлявший Отца, и сказал: «Я уже не раз прославлял Себя в Твоих посвящениях, и Я прославлюсь вновь».
Хотя находившиеся здесь иудеи и язычники не слышали голоса, они не могли не заметить, что Иисус умолк, внимая какому-то сверхчеловеческому источнику.
И каждый присутствующий сказал своему соседу: «Ангел говорил с Ним».
После этого Иисус продолжал: «Всё это произошло не ради Меня, а ради вас. Я знаю наверняка, что Отец примет Меня и одобрит Моё служение, предпринятое для вашего блага. Но вас нужно поддержать и подготовить к скорому и жестокому испытанию. Позвольте заверить вас, что в итоге победа увенчает наши совместные усилия, направленные на просвещение мира и освобождение человечества. Старый порядок опорочил себя: властитель этого мира изгнан Мною. И все люди будут освобождены светом Духа, Который Я изолью на всю плоть после Вознесения к Отцу Моему Небесному.
А теперь Я говорю вам, что если Мне суждено быть вознесённым на земле и при вашей жизни, то Я привлеку всех людей к Себе, в братство Отца Моего. Вы всегда верили в то, что Избавитель будет жить на земле вечно, но Я утверждаю, что Сын Человеческий будет отвергнут людьми и что Он отправится назад к Отцу. Немного осталось Мне быть с вами: недолго осталось живому свету находиться среди этого объятого тьмой поколения. Идите к свету, пока он есть у вас, дабы не объяла вас грядущая тьма и смущение. Идущий во тьме не знает, куда идёт, но если решите ходить на свету, то воистину все станете освобождёнными сынами Божьими. А теперь пойдёмте все вместе назад, в Храм, где Я обращусь с прощальными словами к старшим священникам, учителям Закона, фарисеям, саддукеям, иродианам и закоснелым правителям Израиля».
Сказав это, Иисус повел их за Собой в Храм по узким улочкам Иерусалима. Они только что услышали, что Он собирается произнести в Храме прощальную речь, и шли за Ним в молчании и глубокой задумчивости.