Общество, человек, социальные отношения, стратификация общества, государство, культура, цивилизация
При подготовке первого вопроса следует учитывать, что социально-философская проблематика привлекала внимание мыслителей начиная с самых ранних стадий развития философского знания: еще в античности люди задумывались над тем, как возникает общество, каковы движущие силы его развития, каким должно быть совершенное общественное устройство. Платон и Аристотель, Локк и Гоббс, Гегель и Маркс, - все они так или иначе обращались к проблемам общественного характера. (Как менялось )
Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, классы, слои, группы и т. д., указывая на различное положение людей по отношению друг к другу по многочисленным критериям. («стратификация»). (Когда появилась первая стратификация? Как менялась стратификация общества с учетом исторического процесса? Существует ли стратификация общества сегодня? Как она выражена? (на примере западных и восточных стран)
Литература:
Сорокин П.А. Социальная и культурная мобильность // Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 302.). http://socioline.ru/pages/pitirim-sorokin-sotsialnaya-i-kulturnaya-mobilnost
Отвечая на второй вопрос, следует уяснить, что государство как социальный институт всегда выделялось среди других окружающих его институтов и организаций своей ключевой ролью в общественной системе, а также своими специфическими чертами. В широком смысле государство можно определить как властно-политически организованное общество, в более узком, специализированном, смысле – как особую организацию публичной власти, особый аппарат управления, выделенный из общества и с ним не совпадающий.
Характеризуя философское понимание государства, следует обратиться к античным его трактовкам (Платон, Аристотель), к новоевропейским концепциям происхождения государства (Просвещение, немецкая классическая философия), а также проанализировать современные подходы к интерпретации данного социального феномена.
Готовясь к третьему вопросу, следует учитывать многообразие подходов к пониманию культуры и большое количество определений данного понятия. Термин «культура» восходит к латинскому слову cultura, что означало первоначально «возделывание, обработку земли, уход за землей». Однако уже в античности это понятие наполнилось антропологическим содержанием и стало соотноситься с возделыванием души и ума человека. (Как изменялось понятие «культура» в разные исторические промежутки времени?)
Понятие «цивилизация» появилось еще в античности как определение качественного отличия античного общества от варварского окружения. В более поздние эпохи, вплоть до начала ХХ века, данный термин использовался в аналогичном смысле, то есть для характеристики высшей стадии социокультурного развития. Последнее представало в виде обобщенной схемы «дикость – варварство – цивилизация». В указанном значении цивилизацию иногда рассматривают как синоним развитой материальной культуры, базирующейся на технических средствах овладения природой.
Литература
Ф. Фукуяма Конец Истории http://www.ckp.ru/biblio/f/hist_ends.htm
О. Шпенглера «Закат Европы»
При презентации четвертого вопроса предоставляется возможность подготовить презентации по теме «Глобальные проблемы человечества». (на выбор)
При раскрытии темы, необходимо рассказать о сути проблемы, ее масштабах, а также возможности преодоления проблемы.
Семинарское занятие №2
«Проблема смысла человеческого существования»
Задание №1Студенты объединяются в мини-группы (2 человека) и проводят опрос среди родителей, друзей, однокурсников, знакомых, прохожих на улице «В чем заключается Ваш смысл жизни?». В проекте должно быть отображено мнение не менее 7 человек, разного возраста, социального статуса, пола и семейного положения. Проект оформляется в форме интервью и записывается на видео.
Защита. Защита работы проводится в форме презентации своего интервью (видео обзор ответов на вопросы). Студентам необходимо прокомментировать высказывания респондентов. Полученные данные необходимо отразить в таблице 1 и сделать вывод.
Таблица 1
№ п/п | Имя (без фамилии/ псевдоним) | Возраст | пол | Образование (высшее, средне-специальное, среднее, неоконченное высшее, кандидат/доктор наук) | Профессия (место работы) | Смысл жизни |
Задание №2 Смысл жизни в философии
Подготовьте ответ на вопросы:
1. Проанализируйте основные тенденции в понимании проблемы смысла жизни (гедонизм, эвдемонизм, религиозное мышление, эгоизм, альтруизм, экзистенциализм)
2. Как менялось значение смысла жизни в разные исторические промежутки времени?
Литература
1. «Антропологический поворот» в философии ХХ века. Вильнюс, 1989.
2. Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1995. .
3. Проблема человека в западной философии. М., 1988.
4. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности.М., 1994
Семинарское занятие №3
«Религия как форма общественного сознания»
Задание №1
Контрольная точка проводится в форме защиты проектов. Студенты заранее получают задание, и в соответствии с методическими рекомендациями, готовят выступление на выбранную тему. Проекты готовятся индивидуально.
Темы проектов
Ø Зарождение и распространение христианства
Ø Католицизм и протестантизм: сходство и различие
Ø Ислам, как одна из трех мировых религий
Ø Буддизм как мировая религия
Ø Взаимосвязь религий (на примере РФ)
Ø Русская православная церковь в ХХI веке
Ø «Новые» церкви и религиозные движения в России и мире в ХХI веке.
Ø Малые народы и малые религии
Ø Сектантство как социальный феномен (на примере действия 2-3 сект)
Ø Неохристианские исповедания (Церковь Унификации, Богородичный центр, Белое братство, церковь Виссариона).
Ø Неоориенталистские исповедания (Бахаи, Аум Сенрике, Междуна- родное собрание сознания Кришны, община гуру Раджниша Ошо, общество Трансцендентальной Медитации и др.)
Ø Деятельность Церкови Иисуса Христа святых последних дней
Ø Особенности вероучения и культа в зороастризме
Ø Свободная тема (анализ одного или нескольких религиозных направлений)
Защита проектов. Защита проектов проходит в форме презентации своей работы. В защите должны быть представлены основные тезисы проекта. Приветствуется наличие фото и видео ряда. Выступление группы рассчитано на 7-10 мин.
Литература:
1. Флиер А. Я. Мировые религии // Культурология. XX век. Энциклопедия. 1998.
2.Тонконогов А. В Сектантство как социальный феномен (исследование в среде осуждённых к лишению свободы)URL: http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=843
3. Мир религий. Новости мира религий. URL: http://www.religio.ru/news/index.html