За глубокую разработку ленинского философского наследства
(Рецензия на книгу «Диалектический материализм») *
Перед советскими философами давно стоит задача создать полноценные учебные пособия по важнейшим разделам марксистской философии, в частности по диалектическому материализму. Попыткой дать такое долгожданное пособие является книга, написанная одиннадцатью авторами, под редакцией Г. Ф. Александрова («Диалектический материализм» Институт философии АН СССР. Госполитиздат, 1953, 439 стр.).
В предисловии от Института философии АН СССР сказано: «Тематически книга построена в соответствии с ныне действующей программой курса диалектического материализма в высших учебных заведениях» (стр. 3) **. Очевидно, что такого рода книги должны рассматриваться как учебные пособия, независимо от того, получили они утверждение в качестве таковых или не получили. Естественно, что и книга «Диалектический материализм» была воспринята читателями и использовалась именно как учебное пособие, причем не только в СССР, но и в ряде зарубежных стран, поскольку она переведена на иностранные языки. Поэтому требования к ней должны быть предъявлены не просто как к книге, написанной несколькими авторами и излагающей их личные взгляды, но как к пособию, по которому учатся широкие слои нашей интеллигенции.
Еще в 1954 г., как только вышла в свет эта книга, она была обсуждена при участии ее авторов на ряде всесоюзных совещаний, во многих высших учебных заведениях (на философских факультетах Московского и Ленинградского университетов, в Академии общественных наук, Высшей партийной школе и ряде институтов) и — с большим опозданием — в Институте философии Академии наук СССР. В ходе обсуждения были вскрыты существенные недостатки как в общем подходе авторов к изложению диалектического материализма и в общей структуре книги, так и в ее содержании, в ряде формулировок, в приводимых примерах и в стиле. Тогда же журнал «Вопросы философии» на своих страницах (№ 4 за 1954 г.) осветил ход обсуждения книги и поместил заключительную статью, в которой подвел итоги обсуждений и по достоинству
* Эта рецензия была опубликована в виде статьи в журнале «Коммунист», 1955, № 14; она написана при участии Г. С. Гургенидзе. Здесь перепечатывается с незначительными изменениями.
** В круглых скобках указываются страницы рецензируемой книги.
оценил книгу. Согласившись с критикой, авторский коллектив далобещание переработать учебное пособие к 1 ноября 1954 г. Но авторский коллектив не выполнил своего обещания. Между тем книгой продолжали пользоваться как в СССР, так и за рубежом. В связи с этим представилось необходимым еще раз вернуться к книге «Диалектический материализм» и предупредить широкие круги как читателей, так и преподавателей о тех серьезных недостатках, которые имеются в ней.
Как известно, разработка вопросов диалектического материализма значительно отстает от потребностей развития научного познания и коммунистического строительства: у нас очень мало монографий и мало статей исследовательского характера по этим вопросам. Большинство брошюр и статей носит комментаторский характер, исследование проблем диалектического материализма часто подменяется переложением материала конкретных наук (физики, химии, биологии, физиологии, языкознания и т. д.). Все еще узок круг проблем, разрабатываемых нашими философами. После войны было защищено немало диссертаций по философии, но лишь незначительное их число посвящено проблемам диалектического материализма. В книге «Диалектический материализм» отразилось это общее неблагополучие с работой в данной области.
Разбирая эту книгу, надо напомнить, что в 1947 г. ЦК КПСС провел специальную дискуссию по книге «История западноевропейской философии», написанной Г. Ф. Александровым. При оценке книги «Диалектический материализм» следует учесть те указания, которые были даны ЦК КПСС на философской дискуссии 1947 г. Та высокая требовательность к учебнику, которая была предъявлена во время философской дискуссии, должна быть отнесена и к книге «Диалектический материализм», поскольку в ней с философской стороны излагается мировоззрение марксистско-ленинской партии, которое изучается широчайшими кругами читателей в нашей стране и за рубежом.
Бесспорно, в книге имеются некоторые положительные стороны. Так, разбирая вопросы диалектического материализма, авторы старались показать, как проявляются, как действуют всеобщие законы диалектики в социалистическом обществе, связать рассмотрение философских проблем с политикой Коммунистической партии. Каждая глава снабжена краткими выводами, что способствует усвоению содержания. Удачно подобраны многие примеры из области естествознания, в особенности из области физики. Сжатостью изложения книга «Диалектический материализм» выгодно отличается от ранее выходивших учебных пособий такого типа. Отдельные главы написаны интересно и содержательно, в частности глава восьмая — «Материальность мира и объективность закономерностей развития материи». В этой главе неплохо излагаются понятие материи и история развития представлений о строении материи в связи с вопросом о неразрывности материи и движения. Подвергается критике не только энергетика Оствальда, но и современный энергетизм, который спекулирует на открытиях ядерной физики, объявляя, будто выделение «атомной энергии» доказывает исчезновение материи и ее переход в энергию. Хотя удачно подобранный конкретный материал из области физики и не получил необходимого философского обобщения, глава представляет несомненный интерес: читателю сообщается немало ценных сведений из области естествознания; ряд вопросов
современной физики освещается при рассмотрении пространства и времени как основных форм бытия материи. Интересные и удачные примеры содержатся также в главе третьей — «Всеобщая связь и взаимная обусловленность предметов, явлений в природе и обществе»; кстати сказать, эта глава написана хорошим, доступным языком.
Однако книга содержит столь серьезные ошибки и недостатки, что мимо них пройти нельзя.
Важнейший недостаток книги — недооценка ленинского философского наследства. Как известно, на философской дискуссии 1947 г. было показано, что одним из наиболее существенных пороков книги Г. Ф. Александрова «История западноевропейской философии» явилось игнорирование и нарушение указаний В. И. Ленина о разработке марксистской философии вообще, марксистской истории философии в частности.
Об этих ошибках не было бы нужды напоминать, если бы в другой книге, вышедшей через семь лет под редакцией Г. Ф. Александрова, не обнаружился тот же недостаток. Вот почему, в частности, при оценке книги «Диалектический материализм» приходится вновь обращаться к материалам философской дискуссии.
С внешней стороны это неблагополучие в рецензируемой книге не так очевидно: в ней приведено более чем достаточно цитат из произведений В. И. Ленина. Но при внимательном чтении обнаруживается, что цитаты органически не связаны с текстом книги и важнейшие положения В. И. Ленина о том, как надо разрабатывать марксистскую диалектику, как надо ее изучать и излагать, не реализованы в книге. В. И. Ленин неоднократно подчеркивал, что марксистская диалектика включает в себя то, что называют теорией познания, гносеологией, которая «должна рассматривать свой предмет равным образом исторически, изучая и обобщая происхождение и развитие познания, переход от незнания к познанию» [14, стр. 38]. Ленин требовал, чтобы теория познания, теория отражения излагалась не в отрыве от марксистской диалектики, не обособленно, а в органической связи с диалектикой, как применение диалектики к теории познания. Разумеется, что и марксистский диалектический метод также невозможно излагать в отрыве от теории познания материализма.
В книге «Диалектический материализм» эти ленинские мысли не только не положены в основу всего изложения теории познания диалектического материализма, но вообще не раскрыты и не разъяснены. Правда, авторы в ряде мест привели соответствующие цитаты из ленинских работ (например, на стр. 61 приведены сразу две такие цитаты); более того, § 3 второй главы даже озаглавлен: «Материалистическая диалектика — теория познания и логика марксизма-ленинизма». Точно так же один из подразделов § 2 седьмой главы озаглавлен: «Единство диалектического метода и материалистической теории». Но, приведя выдержки из работ В. И. Ленина, авторы ограничились лишь формальной отпиской. В книге не показано, как марксизм научно, материалистически обосновал диалектический метод, как применил материалистическую диалектику к теории познания, учению о мышлении и его законах. Этот недостаток книги усугубляется тем, что решение основного вопроса всякой философии (а значит, и диалектического материализма) — вопроса об отношении мышления к бытию — не положено авторами в основу рассмотрения
всех философских проблем. Правда, о коренной противоположности материализма и идеализма кратко говорится на стр. 18— 26; так или иначе авторы касаются этого во всех главах. Но анализ основного вопроса философии впервые дается лишь в последней, десятой главе. В результате затушевываются вопросы теории познания диалектического материализма и диалектический метод не получает должного материалистического обоснования.
Утверждение авторов книги о том, что «диалектика и материализм составляют в марксистско-ленинской философии единое целое» (стр, 268), носит декларативный характер. На самом деле диалектика и материализм в книге излагаются разобщенно: главы со второй по шестую (стр. 39—241) посвящены изложению основных черт диалектики, причем хотя здесь и приводятся многочисленные примеры, взятые из области природы и общества, но не раскрывается связь диалектики с материалистической теорией познания. А в последующих главах, с седьмой по десятую (стр. 242—428), излагаются основные черты материализма, причем перед читателем не раскрывается диалектика развития познания, т. е. диалектика в ее применении к теории познания материализма, к теории отражения.
Конечно, при изучении всякого предмета необходим прием расчленения его на составные элементы. Но это лишь одна сторона дела: главное же состоит в том, чтобы показать эти элементы в их диалектическом единстве, чего как раз и нет в книге. Поскольку через всю книгу проводится раздельное изложение диалектики и материализма, авторам не удалось с достаточной глубиной раскрыть то главное, что отличает диалектический материализм как единое, цельное учение от домарксистской диалектики и домарксистского материализма.
Другим существенным недостатком книги является повсеместное сведение марксистской диалектики, да и всего диалектического материализма к простому набору примеров, иногда более или менее удачных (например, по физике), иногда неудачных и даже просто ошибочных. Разумеется, примеры необходимы, особенно в учебнике, и было бы странно возражать против примеров, поясняющих и конкретизирующих то или иное положение марксизма. Но как известно, перечень примеров не дает еще научной теории. Между тем изложение марксистской диалектики как науки, всего диалектического материализма в разбираемой книге подменено огромным количеством случайно подобранных примеров.
Книга «Диалектический материализм» написана с помощью следующего приема: сначала приводится соответствующее место из § 2 четвертой главы «Краткого курса истории ВКП(б)», т. е. из статьи И. В. Сталина «О диалектическом и историческом материализме», с формулировкой соответствующей черты диалектики или материализма, а затем к нему, по усмотрению авторов, присоединяется несколько примеров из общественной жизни, из естествознания или из философии. Примеры следуют один за другим в самом хаотическом беспорядке: периодическая система Менделеева чередуется с вопросами языкознания, астрономия — с политической экономией, ссылки на агробиологические работы Т. Д. Лысенко — с фактами из области практической деятельности Коммунистической партии, павловское физиологическое учение перемежается с историей классовой борьбы, а проблемы физики — с вопросами государства и права. Единственной связующей нитью служит то, что при-
меры, как мы уже сказали, призваны каждый раз служить иллюстрацией той или другой черты диалектики или материализма в их сталинской формулировке. При таком своеобразно догматическом подходе к работе И. В. Сталина «О диалектическом и историческом материализме» весь диалектический материализм попросту тонет в нагромождении примеров.
Перед всеми философами-марксистами стоит задача, выдвинутая Лениным: разрабатывать и излагать марксистскую диалектику творчески, но не сводить ее к сумме примеров, не подменять ее изучение и изложение отдельными примерами (хотя «для популярности» примеры и нужны). Ленин требовал обоснования всех положений диалектического материализма путем теоретического обобщения всей истории познания. Примеры должны служить изложению основ диалектического материализма как философской науки, но не подменять собою их изложение; простое перечисление примеров отнюдь еще не означает раскрытия сущности излагаемого. Подчеркивая, что диалектику нельзя сводить к сумме примеров, Ленин именно за это критиковал Г. В. Плеханова. Ленин требовал изучения самого предмета в его развитии и взаимосвязи с другими предметами. Он писал: «объективность рассмотрения (не примеры, не отступления, а вещь сама в себе)» [16, стр. 213]. Излагать курс диалектического материализма как набор примеров — значит отступать от принципа объективности.
Как известно, В. И. Ленин считал классическим образцом применения диалектики «Капитал» К. Маркса. В «Капитале», подчеркивал Ленин, применена к одной науке — политической экономии — диалектика, материалистическая теория познания, логика — словом, не только отдельные черты, положения и категории, а научный метод марксизма в целом. Разбирая марксистский диалектический метод, примененный в «Капитале», Ленин прямо указал, что таким же должен быть общий способ изложения диалектики.
В книге «Диалектический материализм» не учтены и не разъяснены эти ленинские мысли. Здесь приводятся высказывания В. И. Ленина о диалектике «Капитала», но почему-то цитаты обрываются как раз в тех местах, где Ленин говорит, каким должен быть метод изложения и изучения диалектики вообще.
В статье «О значении воинствующего материализма» (1922), справедливо рассматривающейся как философское завещание Ленина, настойчиво подчеркивается задача систематического изучения диалектики — диалектики, которую Маркс практически с таким успехом применял в «Капитале», в исторических и. политических работах. Хорошо известны положения Маркса, прямо и непосредственно относящиеся к диалектическому методу, высказанные в предисловии к первому изданию I тома «Капитала» и в послесловии ко второму его изданию. Хорошо известно развернутое изложение диалектического метода, данное Марксом в специальном разделе «Метод политической экономии» книги «К критике политической экономии» (во «Введении»), а также в известной рецензии Ф. Энгельса на эту работу К. Маркса.
Все эти положения классиков марксизма не только не реализованы, но даже не рассмотрены должным образом в книге «Диалектический материализм». Лишь полторы странички в самом ее конце отведены маловразумительной оценке диалектического метода, примененного в «Капитале». Причем здесь наряду с вопросами огромной
принципиальной важности — такими, как характеристика метода восхождения от абстрактного к конкретному (этому уделено ровно девять строчек),— излагаются и такие, как абстрагирование от строения и массы тел с тем, чтобы получить в кинематике «лишь геометрический образ движения» (кстати, это неверно: кинематика создает пространственно-временной образ движения, а вовсе не геометрический, не чисто пространственный). Здесь же даются ссылки на поэму Лукреция «О природе вещей», на сочинение Дидро «Разговор Даламбера с Дидро», на поэмы Ломоносова, на «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, на роман «Что делать?» Чернышевского и т. д. и т. п.
Даже из «Капитала» приведен такой пример (изображение системы машин в виде чудовища), в котором диалектика не так очевидна, как во многих других положениях труда Маркса. Неужели же ничего, кроме этого образа, не нашли авторы в «Капитале» для показа содержащейся в нем диалектики?
В книге «Диалектический материализм» проявляется также игнорирование марксистской диалектической логики. Бегло упомянув о том, что «диалектика есть теория познания и логика марксистско-ленинской науки» (стр. 62), что «логичность научного диалектического мышления неразрывно связана с его содержательностью» (стр. 63), приведя одну цитату из «Философских тетрадей» Ленина, авторы этим ограничились. Они даже не попытались разъяснить смысла приведенной ленинской цитаты. В книге остались неосвещенными важнейшие вопросы марксистского диалектического метода как метода познания, как метода научного исследования, метода изложения достигнутых результатов и раскрытия диалектики изучаемого предмета или процесса. Совершенно не рассматриваются такие проблемы, как индукция и дедукция, анализ и синтез в их диалектической взаимосвязи; соотношение общего и отдельного, единичного, особенного и всеобщего как моментов и как ступеней познания; соотношение абстрактного и конкретного в процессе познания, и многие другие вопросы, без уяснения которых невозможно разобраться в существе материалистической диалектики, марксистской диалектической логики, как метода научного познания.
Невозможно понять, почему в книге обойдена молчанием такая важная проблема диалектики, как соотношение исторического и логического. Известно, что материалистическую диалектику как философскую науку Ленин рассматривал в качестве общего итога, вывода, квинтэссенции всей истории человеческой мысли. Характеризуя общий ход человеческого познания, всей науки, Ленин отмечал, что диалектика, которая отражает и воплощает в себе этот общий ход познания, является обобщением истории мысли. Ленин ставил задачу проследить этот процесс конкретнее, подробнее, на материале из истории отдельных наук. Он подчеркивал, что «в логике история мысли должна, в общем и целом, совпадать с законами мышления» [16, стр. 314].
Это указание Ленина — одно из коренных философских его указаний — до сих пор не реализовано ни философами, ни историками естествознания и других наук. Разумеется, это затрудняет работу над учебником по диалектическому материализму. Но обходить на этом основании самую проблему соотношения исторического и логического неправомерно: в «Капитале» К. Маркса и в его работе «К критике политической экономии», а также в рецензии Ф. Эн-
гельса на эту книгу, в «Философских тетрадях» Ленина имеется достаточно материала, чтобы изложить этот вопрос с необходимой для учебника ясностью и полнотой. Таким образом, ссылка на неразработанность этого вопроса в нашей литературе не может служить доводом в пользу игнорирования одного из важнейших вопросов диалектического материализма как науки.
Положения Ленина о месте диалектической логики в марксистской философии в разбираемой книге обойдены; не рассмотрены и самые проблемы диалектической логики. С этим связано неправильное освещение категорий марксистской диалектики. Отдельные категории изложены отрывочно. Между тем понять такие, скажем, категории, как сущность и явление, форма и содержание, возможность и действительность, необходимость и свобода, случайность и необходимость и т. д., можно, лишь рассматривая их не в связи только с какой-либо одной чертой марксистской диалектики, но с позиций диалектического материализма в целом, т. е. с позиций всех черт и диалектики и материализма, взятых в их внутренней взаимосвязи, в их единстве. Только так можно осуществить диалектико-материалистический анализ любых философских категорий.
К примеру, категории «движение» и «развитие» — категории не одной лишь «второй» черты диалектического метода; они неразрывно связаны и со всеми другими его чертами. Точно так же они связаны со всеми чертами материализма, ибо, во-первых, движение есть способ существования материи, во-вторых, сознание, ощущение могут быть правильно поняты лишь как исторически возникшие и развившиеся из «неживой» материи, а в-третьих, движение, развитие распространяется и на само познание, например движение через относительные истины к абсолютной истине. То же касается и всех других категорий. Например, категории «случайность» и «необходимость» нельзя связывать только с «первой» чертой материалистической диалектики, с признанием лишь всеобщей связи явлений, как это сделано в книге (стр. 89—102), ибо в равной мере они связаны и со «второй» чертой, отражающей развитие, движение, изменение. Хорошо известно, что Энгельс рассматривал случайность и необходимость в связи с теорией развития в биологии. Как же можно дать правильное освещение этих категорий без учета тех черт диалектики, которые касаются развития, изменения, а в особенности единства и борьбы противоположностей?
Каждая категория связана со всеми чертами и сторонами диалектического материализма. Об этом, кстати, пишут и сами авторы на стр. 230: «Диалектика формы и содержания в природе, в обществе, в мышлении может быть понята лишь на основе знания всех основных черт марксистского диалектического метода» (и материализма, добавим мы от себя). Однако, вопреки сказанному, они излагают эту диалектику лишь в связи с «четвертой» чертой диалектического метода, лишая тем самым читателя возможности правильно понять взаимоотношения названных категорий.
Такое противоречие в книге объясняется очень просто: сводя диалектику к сумме примеров, разрывая материализм и диалектику, авторы разорвали и самую диалектику на четыре изолированные стороны или черты (так же они поступили и с материализмом), превратив категории диалектического материализма в примеры к отдельно взятым, изолированным чертам диалектики или материализма. И хотя сами же авторы на словах признают, что правильно
понять философские категории можно лишь на основе знания и применения всего марксистского метода в целом, со всеми его чертами, на деле они поступают иначе. В итоге категории диалектики не получают в книге правильного освещения; они освещаются однобоко, причем у авторов налицо явно субъективистский подход, произвол в выборе той черты, в которую они «втискивают» те или иные категории.
В. И. Ленин прямо указывал, что историю мысли надо рассматривать с точки зрения развития и применения общих понятий и категорий логики. Хорошо известно, как именно В. И. Ленин понимал и разъяснял эту задачу. Он писал: «Перед человеком сеть явлений природы. Инстинктивный человек, дикарь, не выделяет себя из природы. Сознательный человек выделяет, категории суть ступеньки выделения, т. е. познания мира, узловые пункты в сети, помогающие познавать ее и овладевать ею» [16, стр. 81]. В книге же «Диалектический материализм» все это не учтено, категории сведены к простой иллюстрации черт диалектики.
Между тем редактору книги Г. Ф. Александрову следовало бы помнить, что его литературная продукция была уже подвергнута критике именно за нежелание (или неумение) посчитаться с ленинскими положениями. На философской дискуссии говорилось, что в книге Александрова не дана история логики и диалектики, не показан процесс развития логических категорий как отражение человеческой практики, а потому приведенное в введении книги указание Ленина, что каждую категорию диалектической логики следует считать узловым пунктом в истории человеческой мысли, повисло в воздухе.
Тогда речь шла об истории философии, которую Г. Ф. Александров изложил как сумму философских систем, причем в ней не осталось места категориям. А сейчас речь идет о систематическом изложении диалектического материализма, где обойтись без категорий невозможно. Однако этот вопрос и сейчас изложен столь же неудовлетворительно.
Серьезные возражения вызывает трактовка основных законов диалектики в разбираемой книге. И здесь налицо недооценка ленинских указаний. Законы диалектики излагаются как законы объективного мира, но почти не показаны как законы познания; не раскрыто, как эти законы отражаются, проявляются и действуют в познании. Иначе говоря, отсутствуют теоретико-познавательные выводы из законов диалектики. Поэтому диалектический метод не получает систематического обоснования в неразрывной связи с теорией познания, с логикой.
Хорошо известно, как В. И. Ленин понимал ядро диалектики. Ленин писал: «Вкратце диалектику можно определить, как учение о единстве противоположностей. Этим будет схвачено ядро диалектики, но это требует пояснений и развития» [16, стр. 215].
Ленинские замечания о том, как надо понимать «ядро диалектики», в книге «Диалектический материализм» истолкованы односторонне, неверно. Основной закон диалектики изложен так, что из него оказался исключенным момент единства противоположностей, и даже самый этот термин не встречается в книге. Авторы говорят исключительно о борьбе противоположностей, причем из ленинских положений приводятся только те, которые соответствуют их точке зрения, и не приводятся те, которые ей не соответствуют. Делается
этобез какого бы то ни былообоснования и даже без разъяснения.
Ленин подчеркивал, что единство (совпадение, тождество, равноденствие) противоположностей условно, временно, преходяще, релятивно, что борьба взаимоисключающих противоположностей абсолютна, как абсолютно развитие, движение [см. 16, стр. 358]. Но отсюда вовсе не следует, что можно игнорировать момент единства, изгонять его из диалектики, как это сделано в книге. Отсюда не следует также, что закон единства и борьбы противоположностей целиком сводится к борьбе между старым и новым, хотя эта борьба и составляет существенную сторону данного закона диалектики.
Единство противоположностей не исключает, а включает их борьбу. Это не борьба случайно столкнувшихся, органически не связанных между собой вещей, а борьба внутренне связанных, противоречивых сторон единого целого, тенденций его развития.
Очень неясно говорится о законе отрицания отрицания. В ряде мест трудно уловить, признают авторы этот закон или отвергают его, настолько уклончиво они его излагают. Характеристику этого закона они резюмируют так: «Рациональная идея развития по восходящей линии, которая имела место в диалектике Гегеля, дана, таким образом, в явно мистической форме» (стр. 180). Из этого как будто вытекает, что, по мнению авторов, закон отрицания отрицания надо рассматривать как следствие гегелевского идеализма. Высказывания Энгельса и Ленина об этом законе в книге цитируются односторонне: приводятся лишь те из них, в которых отмечается, что отрицание отрицания нельзя смешивать с гегелевскими триадами и деревянными трихотомиями, которыми пробавляются разные вульгаризаторы диалектики. Прямые же высказывания Маркса, Энгельса и Ленина о сущности этого закона даже не упоминаются. Сказано лишь, что «в трудах Маркса и Энгельса в ряде случаев сохранилось выражение «отрицание отрицания», внесенное в философию Гегелем», и что «Маркс вкладывал в эту формулу тот смысл, что в действительном мире развитие идет по восходящей линии, что происходит отрицание старого новым» (стр. 181). Тут как будто отвергается существование закона отрицания отрицания, поскольку он не рассматривается как самостоятельный закон диалектики, а преподносится лишь как простое следствие закона перехода количественных изменений в качественные.
Авторы обошли молчанием то обстоятельство, что в число элементов диалектики В. И. Ленин включил «повторение в высшей стадии известных черт, свойств etc низшей» и «возврат якобы к старому (отрицание отрицания)» [см. 16, стр. 214, 215]. Между тем весь вопрос о том, что познание человека — не прямая, а кривая линия, бесконечно приближающаяся к спирали, изложен Лениным в свете отмеченных им элементов диалектики.
В книге приводятся известные слова Энгельса, что Маркс никогда не доказывал необходимости смены капитализма социализмом ссылками на отрицание отрицания, что выводы Маркса всегда основывались на огромнейшем фактическом материале, на данных реального исторического процесса. Но ведь это правильно и в отношении всех других законов диалектики, а не только в отношении отрицания отрицания! Надо было разъяснить это, чтобы у читателя не получилось неправильного впечатления, будто Маркс не считал отрицание отрицания законом диалектики. И Маркс, и Энгельс, и
Ленин неоднократно говорили об этом положении как о законе, раскрывали его содержание и действие, указывали на его связь с законом единства и борьбы противоположностей.
Хорошо известны также замечания В. И. Ленина, что, следуя Энгельсу, надо рассматривать смену форм материализма в связи с крупнейшими естественнонаучными открытиями [см. 11, стр. 238]. Это означает требование не просто иллюстрировать философские положения примерами из естествознания (что, конечно, необходимо), но и раскрывать закономерную связь между характером естественнонаучных открытий и появлением соответствующей им формы материализма.
В книге приведено очень много примеров из области естествознания, главным образом физики (из числа авторов книги двое специализировались по философским вопросам физики). Это, повторяем, одна из положительных сторон книги. Однако плохо то, что весь естественнонаучный (в том числе и физический) материал привлечен лишь в качестве не связанных между собой примеров. Этим авторы, по сути дела, и ограничили показ связи материализма с естествознанием.
Так, например, о возникновении диалектического материализма они говорят самыми общими фразами: «Уже в период своего возникновения диалектический материализм теоретически обобщил все существенные открытия естествознания середины XIX в., в том числе наиболее крупные из них: открытие закона сохранения и превращения энергии, открытие клетки и учение Дарвина. В дальнейшем В. И. Ленин в своем «Материализме и эмпириокритицизме» гениально подытожил великие открытия физики конца XIX — начала XX в.» (стр. 13). Вот и все. Ни звука о том, как новая, высшая форма материализма отвечала содержанию перечисленных открытий. То же самое мы видим и в разделах, где, казалось бы, невозможно обойти энгельсовское положение о смене форм материализма (см. § 1 и 2 седьмой главы). Ничего, кроме декларативных рассуждений, здесь нет.
Что же касается критики махизма и вообще «физического» идеализма, то В. И. Ленин предупреждал: «...связь новой физики... с махизмом и другими разновидностями современной идеалистической философии не подлежит ни малейшему сомнению. Разбирать махизм, игнорируя эту связь,— как делает Плеханов,— значит издеваться над духом диалектического материализма, т. е. жертвовать методом Энгельса ради той или иной буквы у Энгельса» [11, стр. 238]. Именно на такую, повторяющую плехановские ошибки критику махизма и прочих реакционных идеалистических течений сбиваются авторы всех глав, за исключением восьмой. Например, в § 1 девятой главы критика махизма и неомахизма (стр. 327—328 и далее) дана в полном отрыве от физики; то же — в десятой главе. Между тем как в этих главах, где разбираются две стороны основного вопроса всякой философии, сосредоточена главная критика современного субъективного идеализма. Этот недостаток рецензируемой книги есть рецидив одного из коренных пороков раскритикованной на философской дискуссии 1947 г. книги «История западноевропейской философии».
Одним из крупных недостатков книги «Диалектический материализм» является нигилистическое отношение к домарксовской философской мысли. Многовековая история философии выглядит в
книге как цепь ошибок и заблуждений. Правда, иногда авторы соглашаются признать за домарксистскими философами некоторые достоинства. Но ничего, кроме общей фразы, за таким признанием не кроется. Изложение всех философских проблем заключается одной и той же «дежурной» фразой-стандартом: домарксовская философия не могла научно решить эту проблему, и лишь марксизм дает ее научное решение. Но достаточно ли сказать только это? История знает немало великих мыслителей, чьи усилия шаг за шагом обогащали философию, двигали ее вперед.
В. И. Ленин писал: «История философии и история социальной науки показывают с полной ясностью, что в марксизме нет ничего похожего на «сектантство» в смысле какого-то замкнутого, закостенелого учения, возникшего в стороне от столбовой дороги развития мировой цивилизации. Напротив; вся гениальность Маркса состоит именно в том, что он дал ответы на вопросы, которые передовая мысль человечества уже поставила. Его учение возникло как прямое и непосредственное продолжение учения величайших представителей философии, политической экономии и социализма» [13, стр. 3]. Авторы книги, по существу, обошли это положение В. И. Ленина.
На философской дискуссии 1947 г. Г. Ф. Александрова критиковали за то, что он марксизм рассматривал не как революцию в философии, а как простое продолжение старых философских систем. В книге «Диалектический материализм» этот коренной недостаток «исправлен» таким образом, что преемственная связь между диалектическим материализмом и предшествующей ему философией игнорируется. Марксизм означает революцию в философии, но эта революция совершилась, как известно, не вдруг и не на пустом месте. Из книги «Диалектический материализм» следует, что можно возвеличить диалектический материализм за счет умаления роли предшествовавших ему философских систем. Это глубоко ошибочная, немарксистская точка зрения. Надо было показать диалектический материализм на фоне не только того отрицательного, что имелось в домарксовской философии, но и всего положительного, что было достигнуто ею. Долг советских философов — воспитывать уважение к истории философии. Значение диалектического материализма невозможно понять, не зная истории философии, а тем более искажая ее.
В специальном параграфе «Возникновение диалектического материализма — революция в философии» и в других разделах книги имеются исторические экскурсы. Однако предшествующие марксизму философские системы часто оцениваются недифференцированно, иногда не разграничиваются идеологи прогрессивных и реакционных классов. Говорится, например: «Не обоснование революционного изменения существующего эксплуататорского строя, а его оправдание составляло важнейшую задачу философии эксплуататорских классов, стремившейся примирить массы с существовавшими общественными порядками. Потому-то философы и проповедовали, что человек должен быть «выше» практических, бренных, преходящих интересов, что он должен интересоваться лишь вечным, абсолютным и т. п. Философы утверждали, что те практические цели, которые преследует человек в реальной жизни, ничтожны, мелочны, «конечны» и что философия должна отвлекаться от них» (стр. 9).
Такая суммарная оценка домарксовской философии ведет к упрощенчеству, неясностям и прямым ошибкам. Достаточно вспом-
нить французских материалистов XVIII в. Ламетри, Дидро, Гольбаха, Гельвеция. Они были идеологами буржуазии, т. е. эксплуататорского класса. Но разве они призывали к примирению с феодальными порядками? Наоборот. По выражению Энгельса, во Франции XVIII в. философская революция служила введением к политическому перевороту; французские философы вели войну со всей феодальной идеологией, церковью и часто даже с феодальным государством. Противореча своему исходному тезису в оценке домарксовской философии, авторы разбираемой книги на стр. 253 признают, что «материализм передовых буржуазных мыслителей выступил как идейное знамя антифеодальной борьбы».
Принижено значение гегелевской философии — одного из источников марксизма. Правда, на стр. 46 мы читаем: «Гегель поставил вопрос о всеобщности развития. Это было новой ступенью в развитии диалектической мысли, рациональным зерном гегелевской философии». Повторяется это декларативное заявление и на стр. 48. Но это — все, что сказано о «рациональном зерне» в философии Гегеля. Между тем фраза «Гегель поставил вопрос о всеобщности развития» без раскрытия ее сущности ничего не говорит читателю. Ведь еще древнегреческий философ Гераклит указывал, что «все течет, все изменяется»! Зато несколько страниц посвящено характеристике отрицательных сторон гегелевской философии, доказательству того, что Гегель увековечивал монархию (стр. 20), «идеалистически извращал действительность» (стр. 12) и т. д. Возникает вопрос: стоит ли так много говорить о Гегеле в книге по диалектическому материализму, если с Гегелем связано лишь отрицательное, реакционное? Разумеется, авторы не должны были затушевывать идеализм, «приглаживать» реакционные стороны философии Гегеля, но они были обязаны раскрыть рациональное зерно его диалектики, показать, как и почему гегелевская философия явилась одним из теоретических источников марксизма. Философия Гегеля заслуживает более вдумчивого и серьезного отношения, как того требует ленинский принцип партийности философии, ленинский подход к великим мыслителям прошлого. Этому учил нас Ленин.
Недоумение вызывают заключительные разделы каждой из глав, посвященных отдельным чертам диалектики и материализма. Эти разделы озаглавлены стереотипно: «Значение марксистского положения (о том-то) для практической деятельности Коммунистической партии». Во-первых, главнейшие материалы, связанные с практической деятельностью нашей партии, при таком способе изложения искусственно концентрируются в особых, «заключительных» разделах к основному тексту глав; это приводит к тому, что сами марксистские положения излагаются не всегда в связи с практической деятельностью партии; во-вторых, у читателя может создаться впечатление, будто диалектический метод применяется всегда только одной какой-либо своей стороной, обособленно от других сторон, но не в целом. Между тем он применяется в практической деятельности партии именно в целом, но не только в части каждой отдельной своей черты, каждого отдельного закона диалектики; при этом необходимо всегда учитывать и подчеркивать внутреннее единство и целостность марксистского метода, марксистского философского материализма. Весь этот исключительно важный вопрос сведен авторами опять-таки к набору примеров.
Бесспорно, для большей доходчивости следует при изложении
законов материалистической диалектики привлекать факты и примеры, характеризующие деятельность Коммунистической партии. Но диалектический метод всегда и везде применяется партией в целом как единый метод, но не как механическая сумма отдельных, независимых друг от друга черт.
В заключительные разделы, цель которых показать значение марксистской философии для практической деятельности партии, включен материал, не имеющий прямого отношения к вопросу, причем в очень большом объеме. Например, в раздел «Значение марксистского положения о всеобщей связи и взаимной обусловленности явлений для практической деятельности Коммунистической партии» включены создание теории люминесцентного свечения, ламп «дневного света», учение И. П. Павлова об условных рефлексах (стр. 109—111).
В разделе «Значение марксистского положения о материальности мира для практической деятельности Коммунистической партии» говорится: «Советский астроном В. А. Амбарцумян доказал, что процесс образования звезд из межзвездной материи совершается и в настоящее время»; здесь упомянуто, что закон сохранения материи является одной из основ «современных космогонических гипотез, создаваемых советскими учеными О. Ю. Шмидтом, В. Г. Фесенковым и др.» (стр. 323), что «С. И. Вавилов обосновал положение о том, что электромагнитное поле, в частности свет, является особой формой материи» (стр. 324) и т. д. Все это представляет интерес для уяснения связи диалектического материализма с естествознанием; в этом плане и следовало рассмотреть эти материалы. Но они неуместны в разделах, специально посвященных значению диалектического материализма для практической деятельности нашей партии.
В текст отдельных глав включены материалы из решений XIX съезда партии и последующих пленумов ЦК КПСС. В большинстве случаев включения эти сделаны механически, без серьезного, обстоятельного философского анализа и без связи с основным текстом книги.
В итоге все заключительные разделы глав оказались неудачными. Они не дают правильного представления о том, как Коммунистическая партия применяет диалектический материализм в своей практической деятельности. Показ живой действительности подменен книжным мудрствованием и схематизмом, которые могут привить читателю догматический взгляд на жизнь, начетнический подход к фактам.
Одной из основных причин наличия серьезных ошибок в книге «Диалектический материализм» является отсутствие творческого подхода к диалектическому материализму.
В книге не показано, как шло развитие материалистической диалектики в ее связи с общественно-исторической практикой и развитием науки. При изложении вопросов материалистической диалектики авторы пользуются стереотипным выражением «Диалектический метод требует...». А почему он требует именно такого подхода к познанию объективного мира, не сказано. Проблемы диалектического материализма изложены так, словно никаких нерешенных вопросов в науке нет. А в тех случаях, когда по ходу изложения при-шлось сталкиваться с вопросами, которые неясны или по которым идут споры, даны уклончивые, двусмысленные формулировки, пригодные при любом решении таких вопросов.
Известно, например, что наши философы по-разному понимают положения Ленина о совпадении, о тождестве диалектики, логики, теории познания в марксистской философии; в книге нет определенной, четкой позиции в этом вопросе, не разъясняется, полное ли это совпадение и тождество или тут налицо различные стороны, различные части единой марксистской философской науки. Можно понять так, а можно понять иначе... Среди философов нет единства мнений и по поводу того, всегда ли необходимость существует в форме случайности и не может ли она в определенных случаях выступать в «чистом» виде, т. е. не в форме случайности. Вместо того чтобы выразить какую-либо определенную точку зрения, авторы книги приводят прямо противоположные, исключающие друг друга ответы на этот вопрос. Так, на стр. 95 читаем: «...в реальной действительности необходимость, присущая явлениям, далеко не всегда выступает в своем непосредственном, чистом виде». Иначе говоря, здесь признается, что необходимость иногда выступает в непосредственном виде. Но на стр. 244 и 386 написано, что закон, сущность, необходимость не выступают в непосредственном виде. Таким образом, изложены — на выбор — противоположные точки зрения.
Отсутствие творческого подхода к книге наглядно проявляется и в том, что книга построена по методу цитатничества, хотя он подчас и замаскирован. Многие положения из работ классиков марксизма-ленинизма приводятся буквально, но только без кавычек и без ссылок на источник. Что же касается статей Сталина, то из них приводятся иногда целые страницы подряд в «раскавыченном» виде, без упоминания источника, но зато с перестановкой в тексте некоторых слов, очевидно, во избежание обвинения в дословном списывании.
Таким образом, книга «Диалектический материализм» не может служить удовлетворительным учебным пособием. При пользовании этой книгой необходимо относиться к ней критически, учитывая имеющиеся в ней существенные ошибки и пробелы.
Серьезные ошибки книги во многом объясняются келейным характером работы над ней, отсутствием критики и самокритики в ходе ее подготовки. Для того чтобы создавать полноценные учебные пособия по диалектическому материализму и избегать ошибок при их составлении, необходимо привлечь больший круг советских философов к обсуждению книг еще до их выпуска в свет.
Большая ответственность возлагается на составителей учебных пособий, как и на весь коллектив советских философов, в деле дальнейшей глубокой разработки ленинского философского наследства.
список
ссылок на литературные источники
[ 1] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., изд. 1, т. XVI, ч. II.
[ 2] К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные произведения, т. II,1955.
[ 3] К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные письма, 1953.
[ 4] К. Маркс. К критике политической экономии, 1953.
[ 5] К. Маркс. Капитал, т. I. Соч., изд. 2, т. 23.
[ 6] К. Маркс. Капитал, т. III.Соч., изд. 2, т. 25, ч. I.
[ 7] К. Маркс. Капитал, т. III.Соч., изд. 2, т. 25, ч. II.
[ 8] Ф. Энгельс. Анти-Дюринг, 1957.
[ 9] Ф. Энгельс. Диалектика природы, 1955.
[10] В. И. Ленин. Соч., изд. 4, т. 1.
[11] В. И. Ленин. Материализм и эмпириокритицизм. Соч., изд. 4, т. 14.
[12] В. И. Ленин. Соч., изд. 4, т. 17.
[13] В. И. Ленин. Соч., изд. 4, т. 19.
[14] В. И. Ленин. Соч., изд. 4, т. 21.
[15] В. И. Ленин. Соч., изд. 4, т. 32.
[16] В. И. Ленин. Философские тетради. Соч., изд. 4, т. 38.
[17] «Программа Коммунистической партии Советского Союза». Госполитиздат, 1961.