Со сменой поколения ошибки забываются...
Диалектика определяется как система принципов, законов и категорий, которые в своей совокупности отражают целостность объективного мира и его познание в беспрерывном изменении и развитии. При этом под принципами подразумевают общие и универсальные, основополагающие идеи, критерии, которые определяют смысл и роль всех других элементов в системе. В современных концепциях диалектики наиболее весомая роль принадлежит принципу связи и принципу развития. 6.
6. закон диалектической противоречивости — это закон, в силу которого всем вещам, системам, явлениям и процессам присущи внутренние противоречия, противоположные стороны и тенденции. Взаимодействие, борьба между ними выступают источником изменения и развития, ведут к нарастанию противоречий, которые разрешаются на определенном этапе путем исчезновения старого и возникновения нового.
7.Противоречия в окружающем нас мире многогранны; их принято классифицировать по различным основаниям. Одной из самых распространенных является следующая классификация: 1) по форме проявления — внутренние и внешние; 2) по роли в развитии — основные и неосновные; 3) по характеру возникновения — необходимые и случайные; 4) по типу в обществе — антагонистические и неантагонистические.
8.Во-первых, этот закон раскрывает источник всякого движения и развития, то есть дает ответ на самые важные и существенные вопросы теории развития. Во-вторых, этот закон является основой всех остальных законов и категорий диалектики, в каждом из которых мы находим противоположности, связанные отношением единства и противодействия. В-третьих, закон диалектической противоречивости определяет главное содержание диалектического метода познания, требуя раздваивать в мышлении единое и изучать его противоположности, объединяя их анализ с дальнейшим синтезом.
9.Анализ процессов, происходящих в природе, обществе и мышлении, позволяет сделать вывод о том, что каждому предмету, явлению, процессу присущи количественная и качественная определенность, которые находятся в неразрывной связи и постоянном изменении. Суть этих изменений проявляется в том, что постепенные количественные изменения накапливаются, увеличивая меру предмета, и приводят к изменению его качественного состояния. Это происходит в форме скачка, прерывания поступательности в развитии. Тут действует всеобщий закон бытия — закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
10.Закон отрицания — это закон, в силу которого процесс развития представляет собой бесконечную цепь диалектических отрицаний старого новым при сохранении и удержании (снятии) в новом всего характерного и жизненно важного из предыдущих этапов развития и имеет в целом поступательную, восходящую направленность.
11.Категории диалектики можно разделить на два вида: субстанционные и соотносительные. Первые — это те категории, которые используются в отдельности, независимо от других. К таким относят категории «бытие», «материя», «движение», «развитие», «пространство», «время», «противоречие» и т.д. Они фиксируют определенные общие свойства объективной действительности, но не дают непосредственного представления о связях этих категорий с другими. Что же касается категорий соотносительных, то они являются органически связанными друг с другом, в процессе познания предполагают друг друга; уяснив одну, нельзя не учитывать другую. К таким категориям относятся: единичное и общее; явление и сущность; форма и содержание; часть и целое; причина и следствие; случайность и необходимость; возможность и действительность.
12.Метафизика — это такое понимание мира и такой способ мышления, при котором игнорируются или упрощенно рассматриваются взаимосвязи и взаимодействия явлений и предметов, а процесс развития трактуется, прежде всего, как количественное увеличение объектов без их качественного изменения.
13.Альтернативность диалектики и метафизики как двух концепций развития и методов познания состоит: а) в понимании связей предметов и явлений. б) в понимании направленности развития.. в) в понимании характера развития, «механизма» перехода от старого к новому качеству. г) в понимании направленности развития. д) в понимании метода познания.
14.Эклектика (от греч. — выбираю) — это механическое объединение в одном учении разнородных, не совместимых элементов, которые беспринципно заимствованыиз противоположных концепций; использование и подтасовка с определенной тенденциозной целью вырванных из контекста фактов, формулировок, цитат и т. п.
15.Синергетика (от греч. — общий, согласованно действующий) — это направление межотраслевых исследований, объект которых — процессы самоорганизации в открытых системах физической, химической, биологической, экологической и другой природы.
16.Агностицизм (от греч. — знание, познание) — это философское учение, которое ставит под сомнение возможность достоверного познания сущности действительности.
17.Познание включает в себя следующие элементы:
1) субъект познания — это тот, кто действует, влияет на объект.
2) объект познания — это фрагмент (часть) объективной реальности (социальной, природной, правовой и т. д.), который включен в человеческую деятельность и познание.
3) посредники познания — это средства познания как материального характера (орудия труда, приборы, инструменты, ЭВМ и т. п.), так и идеального (понятия, категории, художественные образы, нравственные нормы, научные теории, концепции и т. п.).
18.Различают чувственное и рациональное познание. Чувственное познание является начальным и вообще предпосылкой познания. Оно возникает при непосредственном взаимодействии субъекта и объекта и имеет три формы: ощущение, восприятие и представление.
Формы рационального познания — понятие, суждение, умозаключение — дают возможность проследить закономерности в развитии природы и общества.
19. Современная теория познания основана на таких принципах: принцип объективности,; принцип познаваемости; принцип активного, творческого отражения; принцип диалектики; принцип практики; принцип конкретности истины.
20.Одно из первых упоминаний о природе сохранили и донесли до нас памятники античности. В то время формировалось Общее представление о Вселенной, ее строении, месте Земли во Вселенной, роли человека и общества, его связи с Космосом.
Природа здесь не противопоставлялась человеку, а трактовалась как центр логоса, эталон организации, мерило мудрости.
21.В широком значении природа – это бытие, вселенная, весь объективный мир во всем многообразии ёё форм. В узком значении природа – это часть объективного мира с которым взаимодействует общество.
22.Природа влияет на общество таким образом: 1) дает средства к существованию; 2) природа влияет на размещение производительных сил общества и специализацию экономики.; 3) природа ускоряет или замедляет развитие производительных сил.; 4) природа может уничтожать результаты человеческой деятельности.; 5) природа влияет на формирование и развитие общественного сознания.
23.Основные направления экологической политики такие:
Ø усиление охраны вод, воздуха, земли, недр, растений;
Ø совершенствование управления охраны природы;
Ø внедрение безотходных и малоотходных технологий;
Ø улучшение экологического образования и воспитания.
24.Динамику населения Земли изучает специальная наука — демография.
25. Сложной и острой проблемой системы «природа — общество» является демографическая проблема. Экология человека, обеспечение условий для воссоздания генетически, физически и духовно здорового человека — задача чрезвычайно важная, не менее важная, чем обеспечение условий для сохранения окружающей среды.
26.Принято считать, что исторически первой формой диалектики является стихийная диалектика древних философов — наивная диалектика бытия и познания без проникновения в суть процессов.
Диалектика Гегеля создала предпосылки для возникновения следующей формы диалектики, в которой немецкие философы Карл Маркс и Фридрих Энгельс попробовали сделать новый шаг — соединить материализм с диалектической логикой. Результатом стало создание третьей исторической формы диалектики (вторая половина XIX века). В последние годы некоторые исследователи, характеризуя диалектику Гегеля и материалистическую диалектику как классическую, выделяют и четвертую, неклассическую форму диалектики.
27.Определим характерные особенности классической диалектики. Во-первых, классическая диалектика является таким способом понимания мира, при котором действительность осмысливается с позиции всеобщей взаимосвязи предметов и явлений, их взаимообусловленности и постоянного изменения. Во-вторых, диалектика признает существование диалектики объективной и субъективной.
В-третьих, внутреннее содержание, логический каркас диалектики как науки создают
ее принципы, законы и категории. И в четвертых, особенностью диалектики является то, что она выполняет роль и теории, и методологии.
28.Объективная диалектика — это взаимосвязь и развитие природных и социальных явлений. Она существует независимо от субъекта, от человека и человечества. Субъективная диалектика — это диалектика мышления субъекта и познание им объективного мира. Каково же их соотношение? С позиции материалистического периода субъективная диалектика отражает объективную. Объективная и субъективная диалектика совпадают по смыслу (общим у них является содержание — единая диалектическая закономерность развития действительности). Но в то же время они различаются по форме, так как мышление имеет свои особенности по сравнению с другими сферами действительности, свою внутреннюю логику развития. Объективная диалектика отражается в мышлении: в субъективной и идеальной формах.
29.Противоположность – философская категория, отражающая стороны, свойства, тенденции, процессы в предметах и явлениях, которые взаимообуславливают и взаимоисключают друг друга (ассимиляция – диссимиляция, изменчивость – наследственность, производство – потребление, добро – зло и пр.).
30.Законы диалектики выражают всеобщие существенные связи в процессе развития. Они выполняют важную методологическую функцию в создании ее теории. Всеобщих законов в диалектике три: закон диалектической противоречивости, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений и закон отрицания.
31.В современных концепциях диалектики наиболее весомая роль принадлежит принципу всеобщей связи и принципу развития. Мир чрезвычайно разнообразен. Каждый объект имеет множество свойств, которые раскрываются при взаимодействии с другими объектами. Итак, каждый объект находится в закономерной связи с другими и принимает участие во взаимодействии с другими объектами. Не существует объектов, которые бы существовали вне каких-либо связей и взаимодействий. Именно в учете всесторонних взаимосвязей и взаимодействия объектов и состоит один из существенных признаков диалектики и содержание принципа всеобщей связи.
32.Законы развития: закон диалектической противоречивости, закон взаимного перехода, количественных и качественных изменений, закон отрицания
33. категории диалектики — это предельно широкие формы идеального отражения объективного мира, которые служат исходными принципами познания и духовно-практического преобразования действительности.
Категории диалектики можно разделить на два вида: субстанционные и соотносительные. Первые — это те категории, которые используются в отдельности, независимо от других. К таким относят категории «бытие», «материя», «движение», «развитие», «пространство», «время», «противоречие» и т.д. Что же касается категорий соотносительных, то они являются органически связанными друг с другом, в процессе познания предполагают друг друга; уяснив одну, нельзя не учитывать другую. К таким категориям относятся: единичное и общее; явление и сущность; форма и содержание; часть и целое; причина и следствие; случайность и необходимость; возможность и действительность.
34.Когда речь идет об альтернативах диалектики, имеются в виду противоположные или не схожие с диалектикой концепции развития, методы познания, способы духовного освоения мира, то есть отличные от диалектики мировоззренческие и методологические установки. Одной из таких альтернатив диалектики является метафизика, или метафизический метод мышления. В этом плане метафизика рассматривается как антидиалектика.
35.В философии наблюдаются два направления такой абсолютизации — сенсуализм и рационализм. Представители сенсуализма делают акцент на том, что все знания, которыми владеет человечество, выведены из чувственного опыта; что ощущение является единой цепью, соединяющей человека с внешним миром. Рациональные формы познания сенсуалисты считают спекулятивными, надуманными, не отвечающими истине. А рационализм утверждает: только на основе рационального мышления возможно познать сущность процессов и явлений; чувственные формы познания — лишь предпосылка возникновения знаний на ранних стадиях цивилизации.
36.Истина — это адекватное отражение объекта в сознании субъекта, которое воссоздает объект таким, каким он существует независимо от сознания субъекта.
37.Выдающимся научным открытием, которое способствовало освобождению естествознания из-под власти религии, было создание Николаем Коперником (1473—1543) гелиоцентрической системы мира. Он обосновывал, что Земля — одна из рядовых планет и вращается как вокруг своей оси, так и вокруг Солнца. Таким образом, была подорвана религиозная теория геоцентризма.
38.Существенно меняется отношение к природе с утверждением христианства, которое рассматривает ее как воплощение материального первоначала, как «низ», противостоящий абсолютному духовному, то есть Богу.
39.В эпоху Возрождения одним из главных завоеваний философской мысли было развитие натурфилософии. Она выдвинула ряд глубоких материалистических и диалектических идей. Выдающимся научным открытием, которое способствовало освобождению естествознания из-под власти религии, было создание Николаем Коперником (1473—1543) гелиоцентрической системы мира. Итальянский философ Джордано Бруно (1548— 1600) выдвинул идею о бесконечности природы и бесчисленности миров. Его соотечественник физик, астроном и математик Галилео Галилей (1564—1642) подтвердил гипотезу об аналогичности строения земных и небесных космических тел, открыл планеты Солнечной системы.
40.В Новое время природа впервые стала объектом тщательного научного анализа. Перед наукой была поставлена задача усилить (еще больше закрепить) власть человека над природой. Объектом науки считалась природа, а ее целью — превращение природы в царство человека. Природу начали понимать как объект интенсивной преобразовательной деятельности и как кладовую, из которой человек может брать без меры и без конца.
41.Формирование представлений о природной среде, непосредственно окружающей человека, привело к созданию учения о биосфере. Оно было создано трудом многих исследователей природы. Сам термин «биосфера» (от греч. — жизнь и – шар) впервые применил австрийский геолог Эдуард Зюсс.
42.Объем природной среды не остается постоянным. Он расширяется по мере углубления познания и расширения масштабов преобразующей деятельности человека. Сегодня природная среда включает в себя земную кору, почвенный покров, воду, растительный и животный мир, нижние слои атмосферы и ближний космос.
43.Законы природы и законы общества, невзирая на объективный характер и тех и других, существенно отличаются друг от друга:
§ если законы природы действуют как «слепая» необходимость, то законы общественного развития реализуются через сознательную, целеустремленную деятельность людей;
§ если законы природы вечны, то законы общества ограничены временем существования человеческого общества, а некоторые — рамками одной или нескольких общественно-экономических формаций;
§ если в природе действуют и динамические, и статические закономерности, то общественные законы носят только статический характер и представляют собой законы-тенденции, в которых историческая необходимость пробивает себе путь через массу случайностей;
§ общественные законы познавать сложнее, чем законы природы, потому что они действуют более скрыто, через людей, внешне, случайно.
44.В XX веке получило развитие еще одно течение географического детерминизма — геополитика. Это доктрина, которая пыталась оправдать захватническую политику государств особенностями природной среды, в частности их географическим положением, богатством или бедностью недр, темпами прироста населения и т.п.
45.Общество влияет на природу: 1.общество расширяет объем и пределы использования природной среды. 2. общество изучает и осваивает природу «в глубь». 3. общество усиливает интенсивность использования природных ресурсов путем: а) увеличения объема использования природных ресурсов; б) вовлечения в производственную деятельность природных процессов, которые раньше не использовались; в) повышения эффективности использования природных ресурсов; 4.общество влияет на структуру окружающей природной среды. 5. общество направляет свои усилия на воссоздание природы.
46.Выход из демографической проблемы состоит в переходе человечества к двух-, трехдетным семьям по принципу «новый человек — только на смену умершему», в сохранении более-менее одинаковых уровней рождаемости детей во всех регионах планеты и пр.
47.человек — живое существо, которое имеет определенные потребности, удовлетворяет их в процессе производства благодаря общению и способности сознательно, целеустремленно преобразовывать мир и самого себя.
индивид — это отдельно взятый представитель человеческого рода с присущими ему неповторимыми индивидуальными качествами.
Личность — это наивысшая степень духовного развития человека, представляющая собой устойчивую совокупность социально значимых качеств, характеризующих индивид как уникальную субъективность, способную осваивать и изменять мир.
48.Духовная жизнь общества – это многогранные процессы, явления, связанные с духовной сферой жизнедеятельности людей, совокупность их взглядов, чувств, представлений, а также процессы производства общественных и индивидуальных идей и их восприятие.
49.Выделяют такие формы общественного сознания, как: политическая, правовая, моральная, эстетическая, религиозная, философская, научная и т. п.
50. Культуру можно определить как совокупность всех видов творческой деятельности человека и общества, а также результатов этой деятельности, воплощенных в материальных и духовных ценностях.
51.Функции культуры:
Преобразовательная функция.
Познавательная, или гносеологическая функция.
Коммуникативная функция.
Регулятивная, или нормативная функция.
Функция эмоционального регулирования жизнедеятельности человека.
Ценностно-ориентационная функция.
Человекотворческая, или гуманистическая функция.
52.б64. Гераклит76.в
53.г65.в77.в
54.б,в,д,е,ж66.д78.б,г,д
55.г67.ж79.д
А,г,е68. г 80. г
57.б,г,д69.в81.д
58.д70.а82.Пифагор
59.б71.а,г,д,ж
А,б,г72. г
А,г73. г
62. г74.д
63.а,б,д75.а
83. Счастье является этической категорией, тесным образом связанной с категорией "смысл жизни". Счастье обозначает особое психологическое состояние, сложный комплекс переживаний человека, связанный с положительной оценкой им своей жизни в целом.
Состояние счастья человек способен испытывать даже тогда, когда вплотную не соприкасается с тем, что вызывает у него ощущение и чувство счастья. Чтобы научиться испытывать состояние счастья, необходимо как можно чаще производить общую оценку своей жизни в целом с позиций наиболее значимого (ценного для вас). Человек, неспособный произвести такую оценку, чаще чувствует себя несчастным, сводя счастье только к ощущениям. Отсюда следует, что счастье – это не только эмоциональное, но и духовное переживание, возникающее при удовлетворении высших потребностей личности.
84.Согласна. К определенному возрасту у человека появляется свой «багаж» жизненного опыта, проверенных взглядов и т.д.
85.Нужно уметь реализовать себя в жизни, поставить цель и идти к ней. Несмотря на молодой возраст, есть люди, которые оставили большой яркий след в творчестве, искусстве ит.д.
86.Самая настоящая и самоотверженная в этом мире ЛЮБОВЬ - это любовь матери к своему ребенку! Если Вы любите человека за то, что ОН ПРОСТО СУЩЕСТВУЕТ НА ЭТО СВЕТЕ - это настоящая любовь. Любовь это слияние двух начал: женского и мужского. Это чувство мы бережем, как самое дорогое, что у нас есть. Каждый день это чувство растет, развивается. Мечтая о любви мужчины, боятся ее. Они называют это светлое чувство сексом, как бы защищая себя от душевной боли. Люди никогда не любившие завидуют другим, они злым словом, грубостью, сплетнями пытаются убить это чувство. Только зародившаяся Любовь это слезы и счастье, это восторг в глазах, бессонные ночи, мечты. Влюбленный человек наделяет любимого самыми лучшими качествами, недостатки он просто не видит. Вы никогда не задумывались, почему многие из нас влюбляются в школе в своих учителей, ораторов, известных людей. Вы будто приоткрываете окно в мир, полный секретов и тайн.
87.Некоторые предпочитают «идти по трупам», любые средства хороши для достижения своей цели. «Цель оправдывает любые средства» Но я считаю….
88.Сила слова велика, слово «материально». Я считаю, что действительно словом можно обидеть, оттолкнуть от себя и даже убить. Нужно уметь правильно высказываться, чтобы не наговорить что – то лишнего. Можно подумать что, какая – то фраза приемлема, а для собеседника – это очень обидно. …
89.Я считаю, что каждый человек индивидуален, и он сам выбирает, что ему нужно: учиться на своих ошибках или на чужих…..
90.Все три фразы взаимосвязаны и важны. Очень важно, когда твоей «портрет» совпадает с «портретом» нарисованном о тебе другими людьми. Развитие личности нескончаемый процесс, происходящий постоянно, и если этого не происходит, то человек деградирует.
91.Эти понятия взаимосвязаны. Например: 70 летний человек культурен, но не знает компьютера, то это не говорит о том, что он не цивилизован. …
93.Можно любить животных, но при этом ненавидеть людей, так как в наше время люди становятся очень злыми, жестокими и слово животное для них уже не подходит.
94.Люди преуспели в какой – то одной области, например в математике и становятся немного фанатиками в своей области, тоесть они живут этим….
95.В преклонном возрасте люди готовятся к смерти, подводя в своей жизни итог…
96.Я считаю, что человек, стремящийся жить разумно, должен выработать для себя основные правила, чтобы не совершать в жизни глупостей….
97.Совесть – показатель человечности. Совесть - понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение; выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль на базе сформулированных в данном обществе норм и правил поведения, самостоятельно формулировать для себя высокие нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков с высот морали и нравственности.
98.Зло — понятие нравственности, противоположное понятию добро, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение ближнему вреда, ущерба, страданий.Следует различать вред, ущерб, с одной стороны, и собственно зло. Злом является не всякий ущерб или вред, а только такой, который осуществляется намеренно, т.е. подпадает под определения нравственности. Стихийные бедствия, случайное стечение обстоятельств, случайный вред или ущерб - не являются злом, поскольку не характеризуются как нравственные или безнравственные действия . В этом смысле зло может причинить только свободное существо, обладающее волей. Различают добрую волю и злую волю. Один и тот же вред или ущерб может быть и результатом случайности и результатом злой воли. Только в последнем случае вред или ущерб становятся злом. Вред, причиненный неумышленно или явившийся неудачным стечением обстоятельств, игрой случая, а не намерением свободной воли (злой воли) не является злом. Именно стереотипическое мышление человека, привычка, что за вредом всегда стоит чья-то злая воля, порождает религиозное представление о потусторонних злых силах, некоем сверхсуществе поставившем целью разрушить мир, разгневавшихся богах, как неких незримых, но наделенных нечеловеческими способностями существ и тому подобное.
99.Я считаю, что любить надо такого человека, который стремиться быть человеком, постоянно побеждает в себе животное начало…
100.Я считаю, что быть исключительным стыдно. Чтобы сейчас преуспеть в жизни, надо продемонстрировать свою индивидуальность, исключительность…
101.Я считаю, что нужно уметь прощать, ведь каждый человек может поступить неправильно. Первое, что нужно сделать – успокоиться самому, оценить ситуацию, какой от тебя ждут реакции, и решить – отвечать ударом или нет. Но я считаю, что нужно уметь прощать, хотя ситуации бывают разные и это очень трудно будет сделать…
102.я считаю, что заставлять жить ребенка, так как жили взрослые не нужно, времена меняются и нужно просто давать советы, учить жизни и т.д. ….
Со сменой поколения ошибки забываются...
109.смысл – это рамки. Смысл жизни – просто жить. Если у человека смысл жизни творчество, то человек забывает о семье ит.д. …
110.проблема нравственного выбора. Человек сам выбирает, какой жизнью жить и делает все возможное, чтобы достигнуть своей цели.
111.Эпоха социализма. Человек рассматривается как высокое духовное существо, возведенное на пъедистал. Общение — это одно из условий социализации личности. В общении человек не только получает рациональную информацию, формирует способы деятельности, но путем подражания и наследования усваивает человеческие эмоции, чувства, формы поведения. Важное место в процессе социализации играют воспитание, пример родителей, а также собственная настойчивость и трудолюбие в развитии природных задатков. В то же время важным условием для реализации человеком своих способностей и качеств личности является его востребованность обществом.