Тематическая карта дисциплины
Наименование разделов и тем | Количество час. | Контр. работа | К/п, К/р | Зачет | Экзамен | |||||
Всего час. | Из них | |||||||||
Лекции | Практич. занятия | Всего аудит. час. | Сам. работа | |||||||
Семинары | Всего | |||||||||
Раздел 1. История философии | ||||||||||
Тема 1.1.Роль философии в жизни человека и общества | ||||||||||
Тема 1.2.История западной философии | ||||||||||
1.2.1. Философия античности средневековья и Возрождения | ||||||||||
1.2.2. Философия Нового времени | ||||||||||
1.2.3. Современная западная философия | ||||||||||
Тема 1.3.История отечественной философии | ||||||||||
1.3.1. Этапы развития отечественной философии | ||||||||||
1.3.2. Особенности русской религиозной философии | ||||||||||
1.3.3. Философия марксизма на Западе и в России | ||||||||||
Раздел 2. Философия Всеобщего | ||||||||||
Тема 2.1. Учение о бытии (онтология) | ||||||||||
2.1.1. Самоорганизация бытия | ||||||||||
2.1.2. Диалектика, ее категории, законы и принципы | ||||||||||
Тема 2.2. Учение о человеке (антропология) | ||||||||||
2.2.1. Бытие человека и его «измерения» | ||||||||||
2.2.2. Сознание, самосознание и личность | ||||||||||
Тема 2.3. Учение о познании (гносеология) | ||||||||||
2.3.1. Познание и его структура. Вера и знание | ||||||||||
2.3.2. Философия науки и техники | ||||||||||
Тема 2.4. Социальная философия | ||||||||||
2.4.1. Общество и его структура | ||||||||||
2.4.2. Глобальные проблемы и будущее человечества | ||||||||||
2.4.3. Философские проблемы экономики | ||||||||||
ВСЕГО ПО ДИСЦИПЛИНЕ | 118 | + | + |
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
Код занятия | Наименование разделов и тем (вид занятия) | |
Раздел 1. История философии | ||
1.1. | Роль философии в жизни человека и общества Понятие мировоззрения, мироощущения, мировосприятия. Структура мировоззрения. Исторические формы мировоззрения. Мифология, религия и философия. Мировоззрение, как философски обобщенное видение мира и места в нем человека. Создание обобщенных картин мира в истории философии, науки, религии и их историческая обусловленность. Философия, как особая сфера духовной жизни человека и общества. Структура философского знания. Философское и обыденное сознание. Философия и наука. Природа философских проблем. Построение философских систем, как попытка упорядочения и объединения в целое многообразных философских знаний и представлений. Основные компоненты и отрасли философского знания: онтология, гносеология, логика, методология, аксиология, этика, эстетика, философская антропология, социальная философия. Онтология, как учение о мире и человеке. Гносеология, как учение о взаимоотношении бытия и сознания, о познании, его основных формах и этапах. Логика и методология и их связь с гносеологией. Мировоззрение и специальные знания о природе, обществе, человеке. Гуманизм и технократизм. Место и роль философии в культуре. Основные функции философии в обществе и значение философского образования. Смысложизненные вопросы и философия. Философия и другие учебные дисциплины в вузе. Цель, задачи, предмет изучения, роль и место философии в системе подготовки экономиста и его последующей практической деятельности. Построение дисциплины. Рекомендации по самостоятельной работе над учебным материалом. | |
1.2. | История западной философии. Зарождение философской мысли, ее культурно-исторические предпосылки. Своеобразие философии в древней Индии, Китае. Античная философия. Космоцентрический характер древнегреческой философии. Учение о бытии, проблема человека и общества, нравственных и правовых норм. Становление античной диалектики. Диалектика и диалог. Философия средневековья. Изменение роли, социальных функций философии. Религиозный характер философской мысли. Учение Августина. Идеи Бога. Природа и человек, как творение Бога. Душа и тело. Разум и воля. Учение о свободе воли. Понятие «священной истории». Философия Ф. Аквинского. Обоснование идеи Бога. Проблема разума и веры, сущности и существования. Спор о природе общих понятий (универсалий). Особенности развития философии в Византии. Средневековая философия мусульманского Востока. Философия Возрождения. Характерные черты эпохи, их отражение в философской мысли. Антропоцентрический характер философии Возрождения. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности. Натурфилософия Возрождения. Пантеизм. Возвращение к первоначальному смыслу диалектики. (Н. Кузанский, Д. Бруно). Рождение новой науки. Гелиоцентризм и учение о бесконечности Вселенной (Н. Коперник, Г. Галилей, Д. Бруно). Философия Нового времени. Формирование буржуазного общества. Критика религии, догматизма, средневековой схоластики. Научная революция ХУП в. (И. Ньютон). Проблема метода познания в философии (Ф. Бэкон, Р. Декарт). Эмпиризм и рационализм. Создание механической картины природы. Понятие субстанции в философии XVII-ХVIII вв. Проблема человека в философии просвещения (Вольтер, Руссо). Страсти и разум. «Частный интерес» и «общая справедливость». Французский материализм и его трактовка человека и общества (П. Гольбах и др.). Классическая немецкая философия. Активно-деятельностное понимание человека в немецком идеализме. Понятие свободы. Философские позиции И. Канта. Наука и нравственность. Философские концепции Гегеля. Идеалистическая диалектика. Антропологический материализм Фейербаха и гуманизм. Марксистская философия. Предпосылки появления и формирование основ материалистического мировоззрения. Разработка вопросов диалектики. Разработка К. Марксом и Ф. Энгельсом социальных проблем. Новая концепция общественного сознания и идеологии. Становление новой картины мира в философии ХХ века. Сциентизм и антисциентизм. Технократические и антитехнократические концепции общественного устройства. Попытки философского осмысления особенностей информационного общества. Человек в мире и мир человека. Новая постановка проблемы человека в философии ХХ века. Экзистенциальная философия и ее разновидности (экзистенциализм, персонализм, философская антропология). Человек в условиях отчуждения, социальных кризисов и «пограничных ситуаций». Существование человека и его сущность. Бытие человека и бытие мира. Человек, как уникальное существо. Проблема жизни и смерти с точки зрения экзистенциальной философии. Позитивизмкак «философия науки». Проблема знания и языка в философии ХХ в.: неопозитивизм, структурализм, герменевтика. Принципы верификации, конвенциализма и фальсификации. Язык и мир, язык и сознание. Постпозитивизм 60-90-х годов и его роль в современной науке и философии. Коренные изменения в производстве, политике, науке и культуре на исходе ХХ века, тенденции и перспективы развития философии. | |
1.3. | История отечественной философии. Русская философия XI-XVII века. Традиции и особенности русской философии. Влияние Византии. Практически-нравственная ориентация русской философии. Проблема человека. Тело и душа. Философия XVIII века, ее связь с литературой. Историософия Чаадаева. Славянофилы и западники. Философские воззрения революционеров-демократов (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов). Религиозная философия конца XIX - начала ХХ веков (Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев и др.). Русский космизм (Н.Ф. Федоров, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский и др.). Развитие марксистской философии в XIX - ХХ веках. Особенности философии России конца ХХ века, ее роль в развитии мировой и отечественной культуры. Отечественная философия сегодня. | |
Раздел 2. Философия Всеобщего | ||
2.1. 2.1.1. 2.1.2. | Учение о бытии (онтология) Самоорганизация бытия. Онтология – учение о бытии (о сущем), фундаментальных принципах, сущности и видах бытия. Категория бытия в истории философии и религии. Жизненные корни и философский смысл проблемы бытия. Мир как совокупная реальность. Философская категория бытия. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Многообразие форм, видов и уровней бытия. Философский смысл понятий природы, Вселенной, мира, космоса и универсума. Научные гипотезы о происхождении и развитии Вселенной. Природа как важнейший объект философского осмысления. «Первая природа» и «вторая природа». Вопрос о внутренней активности природы. Человек как микрокосм. Общество как организация и жизнедеятельность людей. Вопрос о единстве мира в истории философии. Понятие субстанции. Монизм и дуализм, материализм и идеализм. Понятия материального и идеального. Объективный мир и понятие материи. Категория материи в истории философии. Ленинское определение материи и его методологическое значение. Движение как способ существования материи и его формы. Развитие и прогресс. Антропный принцип в космологии и его философские толкования. Пространство и время – формы бытия материи. Проблема размерности пространства-времени, их бесконечности и качественного многообразия пространственно-временных структур. Социальное пространство и время. Понятие картины мира. Создание обобщенных картин мира в истории философии, науки, религии, их историческая обусловленность. Общенаучная картина мира и картины мира отдельных наук. Определяющий элемент научной картины мира, ее концептуальный и чувственно-образный компоненты. Современная научная картина мира и философия. Религиозная картина мира и ее роль в мировоззрении. Диалектика, ее категории, законы и принципы. Связь и развитие внешнего мира и мира человека. Диалектика как учение об универсальных связях бытия, его изменении и развитии. Смысл и сущность диалектики. Проблема диалектики в истории философии. Материалистическая и идеалистическая диалектика. Гегель и Маркс. Диалектика окружающего мира и диалектика мышления: тождество и различие. Проблема единства диалектики, логики и теории познания. Содержание и классификация связей и развития. Связь и отношение. Закон как выражение связей и развития. Классификация законов. Универсальные связи бытия; основные и не основные законы диалектики. Понятие движения и развития. Развитие и прогресс. Всеобщие законы связи и развития, их система и методологическое значение. Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений. Качество и свойство, количество, мера, скачок. Закон единства и борьбы противоположностей. Диалектическое тождество, различие, противоположность, противоречие. Закон отрицания отрицания. Диалектическое отрицание и синтеза, отрицание отрицания. Цикличность и поступательность развития. Проявление неосновных законов диалектики в парных категориях. Единичное и общее, явление и сущность: принцип всеобщности. Часть и целое, форма и содержание, система и элемент: принцип целостности и системности. Причина и следствие, необходимость и случайность, действительность и возможность: принцип детерминизма. Законы диалектики и ее принципы: единство и различие. Методологическое значение законов и основных категорий диалектики для анализа экономических проблем современности. | |
2.2. 2.2.1. 2.2.2. | Учение о человеке (антропология). Бытие человека и его «измерения». Антропология(учение о человеке) - учение о сущности (природе) человека, его происхождении и назначении, месте в мире, закономерностях и принципах его развития. Специфика философского понимания человека. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Становление и развитие философской антропологии. Многозначность человеческого бытияи его «измерения»: бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие, бытие духовного (индивидуализированное духовное и объективированное духовное), бытие социального (индивидуальное бытие и бытие общества). Космобиопсихосоциокультурный феномен человека. Современное естествознание и философия о появлении и развитии человека. Космическая природа человека, проблемы коэволюции. Антропный принцип в естествознании и философии. Единство духовного и телесного, биологического и социального в человеке. Вопрос возникновения человека в мифологии, истории религии и философии. Современная наука о сущности антропосоциогенеза. Проблема воспроизводства человеческого: взаимодействие генетического и культурного в человеке. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Смысл жизни как стремление к разрешению противоречий индивидуального и социального бытия. Абсолютность и относительность смысла жизни. Критерии индивидуального смысла жизни и их соотношение с социальными ценностями. Проблема смерти и бессмертия в современных философских и религиозных концепциях (философская антропология, экзистенциализм, марксизм, христианство, ислам, буддизм). Уникальность и самоценность индивидуальной человеческой жизни. Биоэтика как ответ на появление новых проблем жизни и смерти: этические проблемы аборта, суицида, пересадок органов, новых технологий деторождения, генной инженерии, половой самоидентификации человека, психического здоровья и др. Комплексный характер биоэтических проблем. Сознание, самосознание и личность. Проблема сознания в науке и философии. Сознание как сущностное свойство и отличительный признак человека. Развитие форм отражения как генетическая предпосылка сознания. Отражение в неживой, живой и социально организованной природе. Общественная природа сознания. Душа и тело, сознание и мозг, психика и сознание. Соотношение и взаимосвязь сознания и подсознания, рационального и иррационального. Таинственные и непознанные явления человеческого сознания и психики. Проблема парапсихологии. Материальное и идеальное. Проблема идеального и форм его бытия. Идеальность сознания, субъективность и объективность сознания. Мышление, память, воля, эмоции. Сознание и язык. Значение и смысл. Знак и символ. Проблемы искусственного языка и искусственного интеллекта. Моделирование сознания в кибернетических системах. Абстрагирование, целеполагание и саморегуляция как основные функции сознания и их реализация в познании и ценностных формах сознания. Сознание и самосознание. Оценочно-познавательная и творческая активность сознания. Индивидуальное и общественное сознание. Содержание, специфика и структура общественного сознания. Проблемы социальной психологии. Феномен «массового сознания». Влияние общественного сознания на духовный мир экономистов. Личность. Проблемы свободы и ответственности. Человек как продукт и субъект общественных отношений. Диалектика понятий «индивид», «индивидуальность», «личность». Личность как целостная характеристика человека, единство индивидуальности и социальности. Структура личности. Факторы формирования и развития личности. Социализация личности. Личность экономиста. Свобода личности, ее онтологические основания. Свобода – продукт развития общества и личности. Свободная деятельность человека и общественная необходимость. Свобода личности как условие ее социальной активности и способ самооценки. Основные формы проявления свободы: выбор, творчество, игра, риск. Свобода и ответственность. Нравственные, эстетические и религиозные ценности и их роль в человеческой жизни. | |
2.3. 2.3.1. 2.3.2. | Учение о познании (гносеология) Познание и его структура. Вера и знание Познание как проблема философской науки, гносеология. Способы постижения реальности: обыденное познание, художественное познание, религиозное познание, философское познание, научное познание. Сущность, структура и функции познавательной деятельности. Познание как система. Субъект и объект познания. Структура и функции субъекта. Уровни и формы познания. Диалектика чувственного и рационального познания. Специфика и роль чувственного познания. Развитие форм чувственного отражения. Структура рационального познания. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Мышление как высшая форма отражения действительности и как объект изучения различных наук. Мыслительный процесс построения логически идеальных образов объектов и образов действий с ними. Формирование логики (структуры) мышления. Предпосылки и условия научного мышления. Системность и доказательность научного мышления. Открытие законов – существенная черта научного мышления. Объяснение, понимание, рефлексия в мышлении. Характер мыслительной деятельности экономиста. Соотношение в мышлении экономиста гуманитарных, естественнонаучных и экономических знаний. Понятие истины. Проблема истины в истории философии. Концепции истины в современной западной философии. Диалектико-материалистическая концепция истины. Истина как процесс и как результат. Единство в истине объективного и субъективного, абсолютного и относительного. Истина, оценки, ценности; факторы, стимулирующие и искажающие истину. Истина, заблуждение и ложь. Ценностно-праксеологическая функция гносеологии. Активность, деятельность, практика. Единство средств и целей, материального и идеального в практической деятельности. Практика как целеполагающая и целенаправленная деятельность по преобразованию природы и общества. Диалектика субъекта и объекта практики. Практика и теория, труд и творчество. Практика как основа единства и специфики материального и духовного производства. Знание. Структура и развитие знания. Знание как система. Знание, отражение, информация. Проблема единства знания. Знание и вера. Диалектика знания и веры в деятельности экономиста. Научное познание и его специфические признаки. Наука как объективное и предметное знание. Основные отличия науки от обыденного познания. Перцептивное и рациональное познание. Эмпирическое познание. Различные трактовки эмпирического и его соотношения с теоретическим. Объект, цели, средства и методы эмпирического познания. Цели, средства и методы теоретического познания. Формы научного познания. Диалектика эмпирического и теоретического. Объяснение. Проблема интерпретации и понимания в научном познании. Интуиция и предвидение. Логика и культура научно-познавательной деятельности экономиста. Философия науки и техники Техника как социокультурный феномен. Многокачественность техники: инструментально-технологическое, естественное (природное), индивидуальное, социальное и культурологическое измерения. Техника как сложное, многомерное социальное явление. Социокультурные смыслы техники как средства преобразования среды, природы и самого человека; посредника между человеком и природой, задающим тип отношения между ними; средства, изменяющие самого человека и задающие проблему человека в мире техники. Проблемы взаимоотношений «Человек – Техника»: граница между человеком и машиной и проблема образа жизни человека в техномире. Научное познание и его специфические признаки. Наука как объективное и предметное знание. Основные отличия науки от обыденного познания. Эмпирическое познание. Объект, цели, средства и методы эмпирического познания. Цели, средства и методы теоретического познания. Формы научного познания. Диалектика эмпирического и теоретического. Объяснение. Проблема интерпретации и понимания в научном познании. Интуиция и предвидение. Логика и культура научно-познавательной деятельности экономиста. Наука как система знания, деятельности и социальный институт, как объективное и предметное знание. История и философские основания науки. Наука как специфическая деятельность по получению нового знания и как результат этой деятельности. Структура науки. Социальная природа науки и ее функции. Классификация наук. Фундаментальные, прикладные и специальные науки. Естественные, социогуманитарные и технические дисциплины в составе научного знания. Становление и развитие субъекта познания. Этические нормы и ценности науки. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Проблемы перехода от постиндустриального к информационно-экологическому обществу. | |
2.4. 2.4.1. 2.4.2. 2.4.3. | Социальная философия Общество и его структура Общество как объект социального познания. Философские основания построения теоретической модели общества: современные альтернативы (позитивизм, исторический материализм, экзистенциализм), возможности и границы концептуального взаимодополнения и синтеза. Многообразие факторов общественного развития. Место и роль вооруженного насилия в истории общества. Формационное, цивилизационное и культурологическое основания модели общества. Законы общественного развития как законы деятельности социальных субъектов. Общество как продукт деятельности людей. Диалектика объективного и субъективного в истории. Историческая закономерность и сознательная деятельность людей. Понятие социального субъекта и его типология. Источники и движущие силы общественного развития. Человек и исторический процесс, личность и массы, свобода и необходимость. Общество как целостная саморазвивающаяся система. Уровни организации общественной системы как оформление и закрепление многообразия форм социального опыта действующего человека. Человек в системе социальных связей. Структура материально-производственной жизни общества, ее предназначение и функции, критерии развития. Социально-политическая система и ее структура. Проблема прав, свобод, обязанностей и ответственности субъектов общества, ее решение в социально-политической сфере. Духовная жизнь общества как система его духовных институтов, как единство общественного сознания, духовных отношений и духовной практики. Глобальные проблемы и будущее человечества Глобальные проблемы современности, их роль и значение в жизни общества. Соотношение глобальных и общечеловеческих проблем. Обеспечение мира и всеобщее разоружение как важнейшие задачи человечества, гарантирующие сохранение цивилизации и ее прогресс. Социоприродный характер глобальных экологических проблем. Общая экология, экология человека, социальная экология. Развитие материально-технической базы общества и социально-экологические проблемы. Прогресс общества и задачи сохранения и укрепления здоровья людей. Демографические проблемы в современном мире: вопросы взаимовлияния темпов воспроизведения, эволюции возрастной структуры, миграции населения и общих процессов развития общества. Национальные аспекты социально-экологических проблем. Взаимодействие естественных, гуманитарных и технических наук в решении современных глобальных проблем человечества. Развитие общества как естественноисторический процесс. Соотношение эволюции и революции. Единство и многообразие мировой истории, проблема ее периодизации. Понятие исторической эпохи. Проблема относительной устойчивости и конвергенции социальных состояний. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Необходимость и содержание социального прогнозирования. Философский смысл проблемы конечности человеческой истории. Общественный прогресс и его критерии. Ускорение ритма истории. Пределы роста и стимулы развития. Единое ассоциированное человечество – миф или реальная перспектива? Философские проблемы экономики Философия как методология экономической науки. Философско-методологические основы экономической теории. Материальное и идеальное в экономике. Проблема экономического бытия и экономического сознания.. Динамика экономических процессов: противоречивость, единство количественных и качественных изменений, действие механизма отрицания. Сознательное и стихийное, объективное и субъективное. Философские основания парадигмы экономической теории. Характерные черты и пути формирования экономической парадигмы. Методология и система методов в экономической теории. Философские аспекты формирования экономической культуры специалиста. Сущность и особенности экономического сознания. Структура экономического сознания. Экономическое сознание и экономическая культура. Кругозор экономиста как показатель его интеллекта. Общие и профессиональные знания в культуре мышления экономиста. Культура мышления как критерий социального авторитета деятельности экономиста. |
ВИДЫ И ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ