Противоречивым словом ты как бы вводишь в заблуждение мое сознанье; скажи мне достоверно одно то, чем я достигну блага.
Бхагавадгита
19 октября 1989 года произошло событие, которого энтузиасты йоги в СССР ждали много лет - в одном из конференц-залов высотки МГУ открылась первая Всесоюзная научно-практическая конференция «Йога: проблемы оздоровления и самосовершенствования человека». На ней присутствовали более 600 делегатов от всех союзных республик. Среди множества свадебных генералов президиума прямое отношение к развитию йоги в СССР имели лишь двое: профессор философии Василий Васильевич Бродов и первый секретарь посольства Индия в СССР господин Гангули. Продлилось мероприятие три дня, и было освещено, хотя и скупо, средствами массовой информации.
Среди зарубежных гостей величественным обликом выделялся Б.К.С.Айенгар, прибывший в Москву со своими секретарями и преданными учениками Дхармаверсингхом (Махидой) и Фаеком Бириа.
Советских участников представляли исключительно энтузиасты, поскольку официальный запрет на йогу был снят всего полгода назад. Тем не менее, полным ходом раскручивался неизвестно кем созданный московский НПЦ (научно-производственный центр) нетрадиционных методов оздоровления при ЦНИИМСе Госкомспорта, где йога, специалистов по которой просто не могло быть, волшебным образом оказалась в спектре платных услуг.
Получилось так, что после конференции Айенгар побывал у меня дома. Когда я показал ему мощный фолиант в самодельном алом переплете, объяснив, что это перевод его книги, по которой мы занимались в смутные времена запрета на йогу в СССР, он был так поражен, что попросил подарить ему это для музея института Рамамани Айенгар в Пуне. Те, кто бывал там, говорят, что большая красная книга до сих пор занимает одно из почетных мест в экспозиции, а тогда, в 1989, Гуруджи надписал мне на обложке английского издания своего «Прояснения йоги»: «Желаю вам создать собственный ашрам».
Два года спустя, в 1991, восемь русских учеников Лакшмана Кумара (первого учителя йоги при индийском посольстве), среди которых был и автор этих строк, в присутствии тогдашнего посла Индии Гонсалвеса получили сертификаты на право преподавания. И вскоре самые отчаянные (Роман Амелин, Борис Мартынов, Константин Данильченко и автор этих строк) учредили первый в России Центр «Классическая йога».
До сих пор меня спрашивают: откуда такой интерес к индийской экзотике? Почему бы не развивать что-то свое, исконное, русское?
Начнем с того, что йога - это универсальный, проверенный временем метод самосовершенствования, который, кроме прочего, обеспечивает своим адептам устойчивое физическое здоровье.
Но что такое здоровье? Это состояние, которое становится заметным только при его нарушении, пока все в порядке механизмы жизнедеятельности себя не проявляют.
Современная медицина нацелена на консервативное (терапия) либо оперативное (хирургия) устранение заболеваний. Но сохранить здоровье, предупреждая его разлад, восстановиться после операций и травм - это задачи, находящиеся за пределами официальной медицинской компетенции.
Авиценна сказал когда-то (имея в виду обычную физическую активность, поскольку он вряд ли был знаком с йогой): «Движение заменит все лекарства мира, но ни одно лекарство мира не заменит движения». Йога расширяет область этого утверждения, используя специальные возможности.
Итак, на здоровье влияет совокупность следующих основных факторов:
- наследственность;
- экология;
- социум;
- пища, вода, воздух;
- личное поведение.
Первый фактор неустраним, к нему можно только приспособиться. Учет второго – прерогатива государства, сегодня страна как никогда нуждается в жестком экологическом контроле, хотя многое зависит и от населения. Фактор третий определяется уровнем культурного и экономического развития страны и личными качествами индивида. Влияние четвертого фактора детерминировано материальным благосостоянием. А вот пятый - решающий, поскольку «Своей деятельностью человек настолько изменил окружающую среду, что для выживания в ней ему придется изменить себя» (Н.Винер).
Сегодня, как никогда, человеку необходим простой и надежный способ самосохранения, универсальный адаптер к стремительно деградирующей экологии. В развитых странах высокий уровень комфорта с одной стороны, скученность проживания и рост информационного давления с другой привели к тому что подавляющая часть перегрузок, выпадающих на долю субъекта, локализуется в его психоэмоциональной сфере, тело в их утилизации фактически не участвует, будучи обездвиженным и детренированным. Как следствие, быстро увеличивается число индивидов с нервно-психическими патологиями, наркоманов, алкоголиков и случаев отклоняющегося поведения. Применение антибиотиков порождает резистентность бактерий, возникают мутации, с которыми иммунная система человека не в состоянии справиться, появляются неизвестные ранее заболевания и расстройства.
Что же предлагается для решения проблемы?
Во-первых, спорт, как традиционный, так и все более экстремальный. Возникло бессчетное множество методов, школ и систем оздоровления, но в массе люди относятся к своему здоровью все также наплевательски, сами врачи едва ли не в первую очередь подвержены типовым слабостям и порокам. Здоровье дано каждому от рождения, запас его конечен, но пока возможно, человек ведет себя так, словно он бессмертен.
Гладиаторы от спорта бьются на рингах, стадионах, трассах и кортах, а толпы ожиревших бездельников беснуются у телеэкранов и на стадионах. Атеросклероз, сердечно-сосудистые и нервно-психические заболевания стремительно молодеют, и если ситуация будет развиваться в том же ключе, то лечение вскоре будет начинаться от рождения и длиться до самой смерти. Средняя продолжительность жизни как бы и растет, но качество ее, уже смолоду, все чаще определяется понятием «ни жив, ни мертв». Что касается России, то ситуацию в ней четко охарактеризовал Михаил Задорнов: «Русский человек живет мало, но плохо».
Никто не возражает против здорового образа жизни, но подавляющее большинство людей считает, что это связано с ограничением их личной свободы, которая дает неотъемлемое право делать с собой все, что угодно.
Конференция сайта realyoga.ru от 06.2003, Lana:
«Я встречала частнопрактикующих врачей из вполне традиционных направлений медицины, которые положительно относятся к йоге, но все они говорят: редкий пациентготов взять на себя ответственность за свое здоровье. Одной из причин такого положения вещей называют советский медицинский официоз, который наряду с идеологией, воспитал подобное отношение граждан».
С этим трудно согласиться, поскольку в СССР далеко не все было так уж плохо, как со спортом, так и, например, с образованием. Лично я не стал бы винить только медиков. В 1924 году запрещенная с 1914 водка вернулась на магазинные полки, одновременно большевики объявили физическое развитие «нового человека» одной из задач окультуривания масс. Сам термин «физическая культура» был введен в обиход наркомом здравоохранения Н.Семашко и всемерно поддерживался главой Всевобуча Н.Подвойским. Государству нужны были граждане, преданные идеям коммунизма, самозабвенно служащие начальству, чуждые мещанского стремления к материальному благополучию и пышущие здоровьем. Однако среднестатистический пролетарий, когда его не трогали, был вполне доволен наличием водки, махорки и карт, а о здоровье не вспоминал вообще. Этот же уклад плавно переместился и в брежневскую эпоху. В советском обществе выпивка была средством идентификации человека с окружением, средством признания со стороны коллег и товарищей. Все мои друзья юности достаточно рано и систематически стали потреблять алкоголь, при этом мы нормально учились, увлекались спелеологией, скалолазанием, пропадали на море - замечательная жизнь была тогда в Крыму! Мои настырные попытки уклонения от «народной традиции» воспринимались с досадой, мне популярно объясняли: во-первых – у нас свобода, и если человек желает выпить, какое кому до этого дело? Во-вторых: если ты нормальный мужик, то не хряпнуть за дружбу и здоровье это прямое неуважение и вызов! В-третьих, каждый здравый человек свою норму знает. В-четвертых - ты что, зараза, самый умный и дольше всех прожить хочешь?! Меня, отщепенца, сначала снисходительно и по-дружески терпели, потом привыкли, а после армии уже хвалились, как экспонатом: - Слышь, а у нас – кроме шуток! - есть пацан свой в доску, но непьющий! Да нет, не больной он, просто не пьет и все, он йог, представляешь?!
С тех пор прошло больше сорока лет. Многие из тех, кто «знал норму», спились и умерли, оставшимся давно уже не до смеха, но отказаться от спиртного они не могут (на сегодняшний день это удалось одному!). Теперь с друзьями, теми, кто еще жив, не сбегать, как в юности, на Чатыр-Даг или Мангуп, нет у них здоровья чтобы, как в двадцать лет, нырять, загорать, плавать, доступной осталась только одна грань далекой былой свободы - донести стакан до рта.
Ганс Селье сказал когда-то: «Жить следует не менее интенсивно, но более разумно». Сегодня быт культурного человека, независимо от расы, нации и возраста непременно должен включать в себя личные усилия по сохранению здоровья. В мегаполисах одним из наиболее выгодных и эффективных способов для этого является Хатха-йога. Мы трогательно заботимся о домашних животных, цветах, автомобиле, но мало кому, пока не клюнет жареный петух в темечко, приходит в голову мысль о том, что собственное тело – абсолютно уникальная машина, требующая ежедневного внимания и профилактики.
Жизнь, смерть и здоровье не имеют четких определений, хотя и есть косвенные, например здоровье - отсутствие нездоровья. Абсолютное здоровье несовместимо с жизнью, оно означало бы неизменность процессов жизнеобеспечения во времени.
«Для нормального функционирования практически всех систем жизнедеятельности характерен некий промежуточный режим между хаосом и порядком. Дыхание, биение сердца, кроветворение, ритмы сна и бодрствования, психическое равновесие – для всех этих процессов свойственна определенная мера хаоса, необходимая для поддержания здоровья. Здоровье – это тонкий баланс между хаосом и порядком. Вопрос заключается в том, сколько хаоса может вынести человеческий организм, чтобы не заболеть?» («Основания синергетики», с. 344).
«Здоровье представляет собой оптимальное соотношение взаимосвязанных ритмов физиологических функций организма и их соответствие циклическим изменениям внешней среды» (Хильдербранд, 1976).
«Здоровье является результатом динамического равновесия между физическим, психологическим и социальным аспектами существования» («Дао физики», 1994).
Понятию «здоровье» отвечает устойчивое постоянство внутренней среды организма, именуемое в физиологии гомеостазом (имеется в виду гомеостаз не патологический, свойственный хроникам, но тот, который характерен для человека, не имеющего явных заболеваний).
Здоровье это субъективное переживание благополучия, возникающее при функционировании организма определенным образом, проблема в том, как данное состояние описать. До каких-то пор тело безропотно сносит любое обращение, подобно придворному, которого хлестал когда-то по щекам светлейший князь Потемкин, приговаривая: «Что с ними делать, если они все терпят!»
В отношении к здоровью часто встречаются два крайних подхода: сверхэгоизм, когда человек плюет на все, заботясь лишь о себе любимом, и бессмысленная жертвенность. В последнем случае один член семьи беззаветно заботится о прочих, чаще всего о детях, оберегая их от малейших трудностей. Детей жалеют авансом: пусть растут, бедняжки, еще напашутся. В этом случае «подвижник» не имеет времени и возможности сохранять свое здоровье, хотя расходует его с бешеной интенсивностью, подобно одному из героев советской эпохи Павке Корчагину: «Ребята, смены не будет, но мы-то есть...». Когда для бесконечных домашних забот есть только «мы» в одном лице, то из этого со временем проистекает следующее:
- патологически заботливый член семьи преждевременно изнашивается – во всех смыслах;
- тем самым, он сокращает свою жизнь, следовательно и длительность заботы о людях, ради которых так уродуется в повседневности;
- дети привыкают наплевательски, как и неумеренно опекающий их родитель, относиться к своему здоровью, кроме того, они растут махровыми эгоистами, привыкая к тому, что им все всегда должны;
- они не могут нормально адаптироваться к жизни, поскольку патологическая опека лишает их возможности с малых лет проявлять ответственность;
- когда (рано или поздно) здоровье заботливого заканчивается, воспитанным таким образом чадам он становится обузой.
Резюме: имея в виду свое личное здоровье, следует помнить, что интересы каждого отдельного человека всегда являются частью интересов его окружения. Правительства не могут эффективно заботиться о здоровье граждан, следовательно, каждый должен блюсти себя сам, и уделять этому ровно столько времени, сколько нужно, чтобы сохранять психофизическую полноценность, не превращаясь в жертву комфорта, пустых желаний и дурных привычек. Даже если исходные данные замечательны, любой организм со временем приходит в упадок, поскольку неизбежно изнашивается в процессе жизни. Об этом отлично сказано у Франсуа Вийона: «Где плеч атлас? Где губ бальзам? Где глаз манящих поволока? Где тело, чтимое как храм, куда приходят издалека?»
Сохранение хорошего уровня здоровья, несмотря на возраст, требует систематического вложения сил и времени. Рассмотрим выгоды, которые здесь может дать йога:
- отпадает необходимость в спортивных снарядах и тренажерах, то, с чем идет работа - собственное тело - есть у каждого;
- нет затрат времени на транспорт, заниматься можно дома;
- необходим минимум площади - два квадратных метра;
- происходит восстановление не только тела, но и психоэмоциональной сферы;
- метод выверен тысячелетиями и, в отличие от множества новомодных, безопасен.
Асаны - единственный в своем роде вид физической активности, целенаправленно воздействующий на внутренние органы путем придания телу необычных положений (форм). Любая поза йоги действует на организм в целом, и локально - на отдельные звенья, кроме того, весь его объем подвергается специфической гравитационной «обработке» массой крови. Асаны обеспечивают попеременное ритмичное сжатие, растяжение и скручивание тела. Уддиана и Мула бандхи способствуют удалению застойной крови из зон плохой микроциркуляции, облегчая венозный отток и «освежая» кровообращение в соответствующих участках тканей и органов. Науке пока неизвестен механизм влияния асан и бандх на кровообращение в мелких артериях, капиллярах и венах, где происходит диффузия газов между тканями и кровеносным руслом.
По интенсивности физическая нагрузка условно подразделяется на четыре категории (кстати, хорошо известные в лечебной физкультуре): слабая, умеренная, сильная, очень сильная. Физиологический эффект первой проходит бесследно и быстро (хотя в случаях тяжелой хроники может оказаться весьма полезным), умеренная - стимулирует жизнедеятельность, сильная - угнетает, очень сильная - разрушает. Традиционная Хатха-йога реализуется только в области нагрузокумеренных и слабых.
Экономическая свобода, сменившая в России эпоху принудительного распределения, устраивающего подавляющее большинство населения, привела к поголовной невротизации. Даже молодые люди остро чувствуют, что образ жизни, диктуемый российским бизнесом, противоестествен. Привычные способы снятия перегрузок и стрессов (водка, баня и прочее) чреваты издержками, поэтому более дальновидные пытаются сохранять себя иными методами. Но не всегда это удается.
Эпизод первый: парень двадцати восьми лет, здоров, физически развит, род деятельности - коммерция. После рабочего дня постоянно бегал, в меру занимался атлетизмом, тренажерами, плаванием, спиртное не употреблял. Года три было нормально, затем физическое состояние стало сдавать, появились эмоциональные срывы. Памятуя, что лучший отдых - смена деятельности, он начал увеличивать нагрузку, но легче не стало. Он явился ко мне с землистым лицом, отечными глазами, общей подавленностью, постоянным нервным напряжением, плохим сном, раздражительностью, хронической усталостью и тахикардией - и это при росте под метр девяносто и прекрасной комплекции!
На протяжении рабочего дня уровень эмоционального возбуждения у него усиливался и к вечеру наступал перегрев. В таком состоянии парень грузил себя по вечерам тренажерами, бегал и т.д., но это не помогало. Почему? Если взвинченный человек поднимает штангу, лезет в прорубь или бегает с теми же мыслями, которые его напрягли, физическая нагрузка не снимает нервное напряжение, но только усиливает его! Существовал когда-то при Госкомспорте институт физической культуры (ВНИИФК) - беспримерная синекура для бездельников. За долгие годы в его стенах была защищена единственная дельная диссертация, автор которой показал, что в пред- и послесоревновательный периоды у спортсменов возникает перегрузочный иммунодефицит.
То же самое имеет место при длительных стрессах, как это было у моего пациента. Он добросовестно грузился, не сбросив общее нервное перевозбуждение до необходимого уровня (у каждого он свой), и потому активная физическая работа это перевозбуждение не снимала, но только усиливала! Лишь с началом освоения глубокой релаксации посредством йоги человек начал приходить в себя и затем восстановился полностью.
Эпизод второй: столяр из Нефтеюганска, двадцать три года, сильная астения, с детства - тяжелый невротик, пяти лет от роду он видел, как пьяный отец раскроил матери голову. С тех пор у парня начались заикание, бессонница, депрессия, общая болезненность, плохой контакт со сверстниками. Он пытался укреплять здоровье - бег, гантели, плавание, система Порфирия Иванова, но через короткое время неизменно заболевал. В 1992 столяр прибыл на семинар в Аксаково, но вскоре стало ясно, что асаны не годятся, парень вообще не знал что такое релаксация. Я посоветовал ему выполнять Йога-нидру дважды в день, через год он позвонил мне и сказал: - Знаете, теперь я начал, наконец, жить…
Эпизод третий: компьютерщик пятидесяти пяти лет, физическая форма такая, что не верилось глазам. Серафим, так его звали, с юности увлекся альпинизмом и побывал на всех семитысячниках Союза. Раньше не доводилось общаться с людьми такого склада, и я не мог взять в толк, чего хочет от меня этот седой человек с телом тридцатилетнего? Тогда он пояснил, что нареканий по здоровью как бы и нет, однако выносливость уже не та, тащить рюкзаки в гору не дает позвоночник, посаженный тоннами груза, поднятого за много лет в альплагеря.
- С одной стороны - сказал Сима – хотелось бы разобраться со спиной, с другой – телу нужен какой-то эквивалент, наверх не пускают, я и так уже всех однокашников переплюнул…
- Хорошо - сказал я - но почему йога? Ведь полно занятий более доступных: горные лыжи, например, мало разве там нагрузки и острых ощущений?
Смуглое лицо альпиниста выразило скепсис: - Да пробовал я, летишь с этой горки, скорость за сотню – ну и что? В глазах не темнеет, дыхание нормальное, никаких намеков что ты на пределе - разврат! А йога, говорят, хорошо лечит спину … Сима схватывал объяснения на лету, но в асанах напрягался так, словно таскал мешки с солью. Не ощущая необходимости расслабления, он проявлял беспрецедентную жесткость по отношению к своему телу, которое спасала от травм лишь безупречная физическая форма. Как бы то ни было, в течение полутора лет альпинист освоил глубокую релаксацию, и проблема со спиной была снята.
Ф.Капра («Дао физики», 1994) исследовал множество культур и традиций, пытаясь определить фундаментальные параметры здоровья, и пришел к выводу, что их всего два: гибкость позвоночника и умение глубоко расслабляться, оба этих качества обеспечивает йога.
Рассмотрим понятие гомеостаза, устойчивого постоянства внутренней среды организма, являющегося одним из признаков здоровья. Можно условно выделить три характерных разновидности гомеостаза, первый - когда физиологические параметры остаются в допустимых границах отклонения, что бы человек ни делал. В этом случае здоровье называют «железным», исторические примеры - Гиляровский, Дюма-отец, Гришка Распутин.
Второй – разовое расстройство, причины его могут быть внешними, внутренними или комбинированными. В этом случае ряд вторичных параметров гомеостаза выходит за пределы оптимальных значений, но защитные силы организма тут же активизируются, исправляя ситуацию.
Третий - заболевания хронические, когда функциональная разбалансировка сохраняется длительное время, перераспределяясь в сети подсистем. В этом случае и болезнь не в состоянии окончательно сломить организм, и защитные силы не могут справиться с ней, гомеостаз, образно говоря, застывает в «перекошенном» виде.
Хатха-йога выражено влияет на работу иммунной системы, не только стимулируя (чем грешат многие современные препараты), но мягко корректируя её работу. Это позволяет йоге быть одинаково эффективной как при иммунодефицитах, так и при аутоиммунных заболеваниях. Возможно что специфический иммунитет при этом не затрагивается но, через локальные изменения гемодинамики и стимуляцию вегетативных функций, воздействие идет впрямую на иммунитет неспецифический.
Начальные либо терапевтические комплексы асан должны подбираться только в индивидуальном порядке, с учетом возраста, конституции, состояния здоровья и рода деятельности индивида, в этом случае практика формирует оптимальный тонус ВНС (сочетание возбуждения и торможения, токов Иды и Пингалы).
Ментальная релаксация - временное торможение типовой активности коры мозга (при бодрствующем сознании) - обеспечивает более полную интеграцию ее процессов с подкорковыми, что, в свою очередь, позволяет преодолеть нарушения тонического ритма. Поскольку тело - продукт длительной животной эволюции, возможно асаны влияют на него как архетипы ранних стадий филогенеза и онтогенеза (развития вида и отдельной особи), частично утилизируя психоэмоциональную энергию инстинктов.
Кровеносная система организма имеет резерв мощности - систему так называемых коллатералей, сосудов, находящихся в неактивном, потенциальном состоянии. При необходимости резерв этот может быстро (в течение нескольких часов) активироваться до мощности, покрывающей возросшие потребности кровотока. Коллатерали это сосуды-заменители, они окольным путем доставляют кровь в те участки тела, куда она по каким-то причинам не может поступать по обычной схеме. Второй компонент резерва - анастомозы, вторичные проводники крови, связывающие между собой магистральные сосуды основной сети. Анастомозы и коллатерали образуют защитный механизм кровеносной системы, демпфер, гасящий в ней пиковые ситуации.
Коллатеральная сеть охватывает весь тканевой объем тела, включая сердечную мышцу, этот резерв сохраняет жизнь не только при закупорках (тромбах) и гибели основных сосудов, но также при атеросклеротическом сужении их просвета. При хронических коронарных заболеваниях коллатеральный резерв сердечной мышцы со временем полностью исчерпывается. По сравнению с темпом развития патологической «хроники» коллатерали включаются опережающим образом, поэтому человек может чувствовать себя вполне нормально, имея сильнейший атеросклероз, в таком состоянии даже незначительная перегрузка может спровоцировать ВСС (внезапную сердечную смерть). На коронографии дефекты работающих сосудов сердца видны, а «замороженные» коллатерали - нет. Хотя сосудистый резерв располагает большой функциональной мощностью, в пиковых ситуациях ему часто недостает времени для «включения». Без надобности (природа экономна) коллатерали находятся в потенциальном состоянии и не могут прийти в рабочее состояние мгновенно. Исследования показали, что сосудистый резерв отмобилизован и всегда готов к мгновенному действию лишь у тех, кто живет на среднегорье (от 1000 до 2000 м. над уровнем моря), систематически занимается спортом либо физическим трудом.
В асанах частично пережимаются крупные сосуды, и в отдельных участках кровеносной системы возникает локальный застой крови, активизирующий систему коллатералей. Поэтому настоящих йогов всегда можно узнать по яркому цвету кожи - признаку полноценного кровообращения.
При грамотном выполнении асан, даже наиболее трудных физически, пульс выше восьмидесяти не поднимается, но тогда чем можно активизировать коллатерали миокарда? Здесь в игру вступает пранаяма: тренированный йог может свободно дышать в темпе одно дыхание в три минуты и более, следовательно, дыхательный процесс замедляется раз в тридцать (по сравнению с состоянием покоя), а самый лучший спринтер лишь восьмикратно превышает скорость обычной ходьбы. Количество углекислоты в организме, при темпе дыхания один цикл в четыре минуты, примерно в шесть раз выше, чем у пробежавшего дистанцию спринтера. Но бегун «отрабатывает» дистанцию примерно за десять секунд, а время занятий пранаямой во много раз больше. Перенасыщение крови углекислотой вызывает расширение сосудов, вплоть до капилляров, активизируя коллатерали сердечной мышцы. Таким образом, традиционная йога полезно влияет как на кровеносную, так и на эндокринную системы организма.
Теперь обратимся к нематериальным, если можно сказать так, следствиям регулярных и качественных занятий йогой. Многие проблемы связаны с тем, что текущая жизненная ситуация не может быть адекватно воспринята и оценена, поскольку информация, которую воспринимает и которой оперирует человек не бывает (и не может быть) полной. Действительность всегда шире восприятия и любого ее описания, следовательно и понимания. Будучи персонажем картины, увидеть всю ее нельзя, для этого надо выйти из ее плоскости. Подлинный смысл событий всегда проясняется человеку лишь после того, как они отодвинулись назад во времени. Когда приходит понимание, сделать уже ничего нельзя, отсюда и поговорка «поезд ушел». Но адепт йоги ежедневно выходит из потока бытия в иную реальность, благодаря этому обстоятельству (систематической практике) он получает новую точку обзора, тем самым реализуется принцип дополнительности и понимание текущей ситуации становится адекватным - без обычных потерь времени! «А там, над улицею сонной, черты земные затая, стеною, странно освещенной, встает за мною жизнь моя» (В.Набоков). Таким образом, йога дает фантастическую возможность обойти теорему Курта Геделя о неполноте.
Следующий момент - коммуникация личности с «остальной психикой». Методы Фрейда, Юнга, Райха и т.д. создавались именно для того чтобы освободить подсознание от вытесненного и «осевшего» там патологического материала, постоянного источника психосоматического страдания. При глубокой ментальной релаксации материал этот начинает постепенно и неосознанно аннигилировать через «пространство» сознания. Все вытесненное не может быть полностью сброшено через тело, какой бы эффективной не была практика, глубинные психические проблемы, так или иначе, «стравливаются» с частичным их осознанием. В этом же направлении – с телесным «каналом» разгрузки подсознания - еще в начале ХХ века (до создания ССС техники Йога-нидры) работали Джакобсон и Шульц, но если последний остановился на аутодидактике, то Джакобсон уделял много внимания проработке «зажимов» физических, учитывая их связь с вытесненными эмоциями.
Следующий момент это, как я их называю, «малые сиддхи». Во время практики асан (либо в паузах между ними) в частично отключенное сознание начинают «выстреливать» ответы на незаданные, но актуальные вопросы. Всплывающую информацию нужно принимать к сведению и учитывать, иначе эвристический процесс угаснет. Для утилизации этого явления можно держать при себе бумагу и ручку, без лишней суеты делая необходимые пометки, чтобы не нарушить усилием запоминания молчание ума.
Любой человек, будь он даже семи пядей во лбу, неизбежно сталкивается с неприятностями и проблемами. У адептов йоги реакция на них отличается от обычной тем, что в ней нет лишних эмоций, нет трясучки. Это позволяет сохранять оптимальное состояние в самых тяжелых ситуациях. В условиях же обычных йога дает непревзойденную ясность восприятия, мышления и чувство рафинированной радости, ни от чего не зависящей.
В последние годы ко мне часто обращаются люди среднего возраста и достаточно еще молодые с интересной проблемой: они полностью обеспечены в материальном отношении, как говорят – «упакованы от и до», есть все. Только жить нельзя. «Едет крыша» от экзистенциальной пустоты, их терзает скука, пресыщенность и ощущение бесцельности бытия. Я сразу предупреждаю: йога дает отличное здоровье и душевную гармонию только человеку социальному, у которого уже есть свое дело, свой интерес в этом мире, но она не может обеспечить смысла жизни - на этот счет не должно быть иллюзий! Йога является смыслом для профессионалов, но не обывателей, для них она только средство! Человек должен быть при деле, желательно оно должно ему нравиться, отсутствие такого дела (интереса) заканчивается скверно для души и разума. Еще Пуанкаре говорил: «Главное – не заработать деньги, а как бы при этом не заскучать». Проблема поиска смысла жизни находится вне рамок йоги, хотя изредка бывает так, что пришедший в себя и восстановившийся с ее помощью человек в горизонте своего нового мировосприятия находит свое призвание.
Если проблемы смысла не существует, то после разгрузки подсознания наступает стадия самтоши. Человек пребывает теперь в неизменно позитивном настрое, в состоянии немотивированного, беспричинного счастья, что свойственно нам только в детстве. Даже после неизбежных жизненных неудач и катастроф психоэмоциональное состояние автоматически, как Ванька-встанька возвращается к приемлемому уровню переживаний, нестерпимость быстро заканчивается.
Теперь о работе или бизнесе. Если, находясь в состоянии обычного психоэмоционального дисбаланса (свойственного 99% взрослого населения России) выкладываться до предела способностей и ресурсов, участвуя в различных событиях и процессах, и обеспечивая желательное для себя их развитие, то шансы разрешения ситуации в нужном ключе всегда меньше 100%. Тому же, кто полностью проработан йогой, достаточно делать минимум необходимого, однако результат всегда получается наилучшим из возможных. И это совсем другая жизнь, непохожая на все, что было раньше.
Теперь о затратах времени и возрастных рамках. Как правило, взрослый человек довольствуется семью часами сна, хотя индивидуальной разброс потребности в нем достаточно велик. Качественная йога сокращает отдых до пяти часов, ограничений на занятия по возрасту - нет. Детям йога рекомендуется после пяти лет, но с определенными нюансами. Тексты советуют вообще начинать практику либо в детстве, либо в зрелом возрасте, поскольку с двадцати до пятидесяти лет львиная доля энергии индивида расходуется на решение социальных задач. Однако, такое ограничение достаточно условно, и йога может быть успешно осваиваться в любом возрасте.
В «Хатхайогапрадипике» сказано: «Благодаря продолжительной практике старый йогин молодеет снова». Бельгийская королева начала занятия йогой в восемьдесят четыре года, Кришнамурти - в шестьдесят. Индра Деви выполняла асаны, когда ей было далеко за девяносто, гуру Кришнамачарья практиковал до ста лет (правда – свою собственную йогу), Б.К.С.Айенгар сохраняет практику, отметив девяностолетие.
Собственно, почему бы и не жить дольше среднего возраста тем, кто систематически блюдет здоровье и душевный покой? В хрониках Ост-Индской компании есть описание любопытного казуса. В середине семнадцатого века ее агенты сотрудничали в Индии с раджой одного из княжеств, сын и наследник его, Тапасвиджи, с юности практиковал йогу, родился он в середине восемнадцатого века, но умер во второй половине двадцатого!
Известно, что некий Цзинъюнь, личный врач китайского генерала Ян Сена Ли, занимаясь цигуном и традиционной китайской медициной, прожил около двухсот пятидесяти лет. Правда, абхазец Ширали Муслимов достиг возраста в сто шестьдесят семь лет не имея представления о цигуне и йоге, равно как и англичанин Томас Парр, который пережил шестнадцать королей и в свои сто пятьдесят пять умер от обжорства. Понятно что главную роль в долголетии играют наследственность, образ жизни и, конечно, случай, йога лишь полностью реализует заложенный природой потенциал.
Асаны и пранаямы действуют на тело как обжиг на сырую глину: огонь обеспечивает максимальную прочность изделия, но избыток огня равносилен отсутствию. У японцев есть загадка: какая часть традиционного деревянного дома самая долговечная? Ответ: брус порога, он мерзнет, мокнет, на него постоянно наступают, он находится в абсолютно некомфортных условиях, но сохраняется гораздо дольше остального. «Йога это ослиная работа, но результат - великолепный!» (афоризм Б.К.С.Айенгара).
В конце ХХ века в Калифорнии состоялся симпозиум по долгожительству, где выяснилось, что одной из причин старения и одновременно его признаком является критическое уменьшение массы мышц тела, противостоящих силе тяжести. Причина такого уменьшения - снижение продукции соматотропного гормона гипофиза (СТГ), отвечающего, в том числе, за преобладание мышечной массы над жировой. Большое количество экспериментов с введением синтетического СТГ показало его высокую эффективность в лечении и профилактике старения. Вероятно, Хатха-йога каким-то образом запускает естественный процесс синтеза СТГ гипофизом, и опосредовано - других гормонов, поскольку результаты ее практики явно коррелируют с нормализацией функции гормональной системы. Все это чётко укладывается в нейроэндокринную теорию старения, разработанную Дильманом. Хатха-йога поддерживает функционирование психосоматики на оптимальном уровне, как скорость – мотоциклиста на вертикальной стене. Если умело запустить плоский камень по водной глади, он скользит по ней «пунктиром», то касаясь поверхности, то пролетая по воздуху. Как только скорость камня уменьшается (практика йоги либо любая другая активная физическая деятельность прекращена) - он перестает держаться на грани двух миров и тонет.
Говорят, что хотя йог и живет в мире, но не принадлежит ему целиком (не подчиняется его законам, например - средней скорости старения). Тексты натхов утверждают: «Избавленный от всех болезней, йогин развивает тело гибкое и мягкое, как внутренняя часть стебля лотоса, и так наслаждается молодостью и долголетием».
«Ни один человек не относится так сознательно и внимательно к своему здоровью, как настоящий йогин, пребывающий в неразрывной связи с тончайшими физиологическими законами, служащий образцом совершенного, абсолютного и равновесного здоровья» («Личная гигиена йога», с. 17).
Но эталон - продукт исключительных условий, умный человек никогда не будет стремиться к полному совершенству, в противном случае неизбежна ситуация по Честертону:
«Конечно, они считают, что их вера лечит все болезни тела. А лечит ли она единственную болезнь духа? - серьезно и взволнованно спросил отец Браун.
- Что же это за болезнь, - улыбнулся Фламбо.
- Уверенность в собственном здоровье, - ответил священник».
Если что-то в жизни не так, после качественного занятия всегда становится легче. Это похоже на барона Мюнхгаузена, который вытаскивал себя за волосы из болота, но в случае с йогой - чистая правда. Она дает внутреннюю, скрытую в тебе самом точку опоры, ни от чего внешнего не зависящую. Вещи бездушны, люди мгновенны, все слишком ненадежно и быстротечно. Как сказал о Мастере сборщик податей Левий Матвей: «Он не заслужил света, он заслужил покой». Безусловно, покой - далеко не счастье, но безусловная его предтеча.
Йога, описанная в этой книге, не есть способ решения исключительно частных проблем, это нечто гораздо большее – элемент максимально эффективной поведенческой стратегии. Данную технологию может с успехом использовать кто угодно, в том числе и верующие (включая православных). Работа с телом и дыханием не содержит идей, она безлична, как скальпель хирурга, спасающего жизнь.
Говоря об экономически развитых странах, Юнг отметил: «Духовное развитие Запада шло совсем иными путями, чем на Востоке, а потому оно создало, пожалуй, самые неблагоприятные условия для применения йоги» («Йога и Запад», с. 38). С этим утверждением нельзя согласиться, поскольку никакие условия не препятствуют людям осваивать все более усложняющуюся бытовую технику, в том числе и компьютерную. Технология йоги не сложнее, другое дело, что существует острый дефицит тех, кто достоверно владеет ею.
Сказано в «Дхаммападе»: «Если что-либо должно быть сделано - делай, совершай с твердостью. Ибо расслабленный странник только больше поднимает пыли» («Дхаммапада», с. 112).
Глава 4
КОММУНИКАЦИЯ