Глава 43. Начало проповедничества в Перее
43.1. ПОСЛЕДНЕЕ СЛУЖЕНИЕ ИИСУСА
Во вторник, 3 января 30 года н. э., Абнер (ставший руководителем семидесяти посланников Царства) созвал своих собратьев и дал им последние наставления, прежде чем отправить их в миссионерское путешествие по всем городам и сёлам Переи. Эта миссионерская деятельность продолжалась почти три месяца и стала последним служением Иисуса. После этого Иисус отправился в Иерусалим, где прошёл через Свои завершающие испытания во плоти.
Семьдесят евангелистов, которым периодически помогали Иисус и двенадцать апостолов, трудились в следующих больших и малых городах, а также примерно в пятидесяти сёлах: Зафон, Гадара, Макад, Арбела, Рамаф, Едрей, Восор, Каспин, Миспе, Гераса, Рагаба, Суккот, Амаф, Адам, Пенуэл, Капитолия, Дион, Хатита, Гадда, Филадельфия, Иогбега, Галаад, Беф-Нимра, Тир, Елеала, Ливиас, Хешбон, Каллирой, Беф-Пеор, Шиттим, Сивма, Медеба, Беф-Меон, Ареополь и Ароер.
Во время этого путешествия по Перее женский корпус, состоявший уже из шестидесяти двух человек, взял на себя почти весь уход за больными. Это был завершающий период формирования более высоких духовных учений Радостной Вести Царства, чем и объяснялось отсутствие чудес. Никакой другой части Палестины апостолы и ученики Иисуса не уделили так много внимания, как Перее, и ни в одном другом районе Его учения не получили столь широкого признания среди обеспеченных людей.
В те времена Перея была почти в равной степени иудейской и языческой, так как при Иуде Маккавее произошло массовое изгнание евреев из этих регионов. Перея была самой красивой и живописной провинцией во всей Палестине. Евреи обычно называли её «Заиорданье».
В течение всего этого периода Иисус делил Своё время между лагерем в Пелле и путешествиями, в которые Он отправлялся вместе с двенадцатью, помогая семидесяти евангелистам в разных городах, где они учили и проповедовали. По распоряжению Абнера семьдесят крестили всех верующих, хотя Иисус и не давал таких указаний.
43.2. В ЛАГЕРЕ У ПЕЛЛЫ
К середине января в Пелле собралось уже более тысячи двухсот человек. Когда Иисус находился в лагере, Он минимум раз в день учил этих людей. Обычно, если не было дождя, Он выступал в девять часов утра. Пётр и другие апостолы учили каждый день пополудни. Вечерами Иисус отвечал на вопросы двенадцати и других подготовленных учеников. На вечерних занятиях присутствовало около пятидесяти человек.
К середине марта, когда Иисус направился в Иерусалим, более четырёх тысяч человек собирались каждое утро на утреннюю проповедь Учителя или Петра. Иисус решил завершить Свой труд во плоти в тот момент, когда интерес к Его учению достиг высокой отметки, – высшего уровня за всё время этой второй, лишённой чудес, стадии развития Царства. Хотя три четверти присутствующих представляли собой искателей истины, здесь находилось много фарисеев из Иерусалима и других мест, а также большое число скептиков и крючкотворов.
Иисус и двенадцать апостолов уделяли много времени народу, собравшемуся в лагере у Пеллы. Апостолы почти не участвовали в миссионерских путешествиях и только иногда отправлялись в путь вместе с Иисусом, чтобы навестить соратников Абнера. Абнер был хорошо знаком с Переей, ведь именно здесь его прежний учитель, Иоанн Креститель, осуществил бо́льшую часть своего труда. После начала миссионерского путешествия в Перее Абнер и семьдесят больше не возвращались в лагерь у Пеллы.
43.3. ПРОПОВЕДЬ О ДОБРОМ ПАСТЫРЕ
Группа более чем из трёхсот жителей Иерусалима – фарисеев и других – отправилась за Иисусом на север, в Перею, когда, в конце Праздника Обновления Храма, Он спешно покинул область, подвластную иудейским правителям. Именно перед этими еврейскими учителями и вождями, а также двенадцатью апостолами, Иисус выступил с проповедью о добром пастыре.
После получасовой непринуждённой беседы Иисус, обращаясь к группе примерно из ста человек, сказал: «Этим вечером Мне нужно о многом рассказать вам, и так как среди вас немало Моих учеников, а некоторые из присутствующих – Мои злейшие враги, Я изложу Своё учение в виде притчи, так, чтобы каждый извлёк из неё то, что найдёт отклик в его сердце.
Сегодня здесь, передо Мной, находятся люди, готовые умереть за Меня и за эту Радостную Весть Царства, и в будущем некоторые из них пожертвуют собой. Здесь присутствуете и вы, рабы традиции, следующие за Мной из Иерусалима и вместе со своими ослеплёнными и обманутыми вождями стремящиеся убить Сына Человеческого. Моя нынешняя жизнь во плоти станет судом и для тех, и для других, – пастырей истинных и пастырей ложных. Будь ложный пастырь слепцом, он был бы безгрешен, но вы утверждаете, что видите. Вы говорите, что являетесь учителями Израиля, поэтому ваш грех остаётся на вас.
Истинный пастырь на ночь загоняет свою отару в овчарню, когда ей грозит опасность. С наступлением утра он входит в овчарню через дверь, и когда он окликает овец, они узнаю́т его голос. Каждый пастырь, попавший во двор не через дверь, а другим путём, это вор и грабитель. Настоящий пастырь входит в овчарню после того, как сторож откроет ему дверь, и овцы, зная его голос, выходят на его оклик. Выведя свою отару, пастырь идёт перед ней: он идёт первым, и овцы следуют за ним. Его овцы идут за ним потому, что знают его голос: они не пойдут за чужим. Они убегут от чужого, ибо не знают его голоса. Народ, собравшийся здесь вокруг нас, – что овцы без пастыря, но когда мы обращаемся к ним, они узнаю́т голос пастыря и идут за нами – по крайней мере, те из них, кто жаждет истины и праведности. Некоторые из вас не принадлежат к Моей отаре. Вы не знаете голоса Моего и не идёте за Мной. И поскольку вы – ложные пастыри, овцы не знают вашего голоса и не пойдут за вами».
Когда Иисус рассказал эту притчу, никто не задал Ему ни одного вопроса. Через некоторое время Он продолжил Свою речь, перейдя к обсуждению притчи: «Вы, кто хочет помочь пасти отары Отца Моего, должны не только быть достойными вождями: вам следует также хорошо кормить овец, предлагая им добрую пищу. Только тогда вы станете настоящими пастырями, когда выведете отары свои на зелёные пастбища к тихим водам.
А теперь, дабы некоторым из вас эта притча не показалась слишком простой, я говорю: Я есть одновременно и дверь в овчарню Отца, и истинный Пастырь отар Отца Моего. Каждый пастырь, пытающийся войти в овчарню без Меня, обречён на неудачу, и овцы не будут слушаться его голоса. Я и те, кто служит со Мною, – это дверь. Каждая душа, вступающая на вечный путь с помощью созданных и предопределённых мною средств, будет спасена и сможет идти дальше к вечным пастбищам Рая.
Но Я есть также истинный Пастырь, готовый положить жизнь за Своих овец. Вор вламывается в овчарню только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я же пришёл для того, чтобы все вы имели жизнь, и имели с избытком. Когда приходит опасность, наёмный работник бежит, обрекая овец на рассеяние и уничтожение. Но истинный пастырь не побежит, когда придёт волк: он защитит отару и, если придётся, отдаст жизнь ради спасения своих овец. Истинно, истинно говорю вам, друзья и враги: Я – Пастырь истинный: Я знаю Моих овец, и Мои овцы знают Меня. Я не побегу перед лицом опасности. Я доведу до конца Своё служение и исполню волю Отца, и Я не брошу отару, забота о которой доверена Мне Отцом.
Но у меня есть также много других овец, которые не принадлежат к этому стаду, и слова́ эти истинны не только в этом мире. Эти другие овцы также слышат и знают Мой голос, и Я обещал Отцу, что все они будут собраны в одно стадо, – одно братство сынов Божьих. И тогда все вы будете знать голос одного Пастыря, Пастыря истинного, и все признаете отцовство Бога.
И тогда все вы узнаете, почему Отец любит Меня и доверил все Свои отары в этих пределах в руки Мои: Отец знает, что охраняя стада Его, Я не дрогну, не брошу овец Моих и, если потребуется, отдам жизнь Свою в служении Его многочисленным отарам. Но имейте в виду: если Я отдам свою жизнь, Я приму её снова. Ни один человек и ни одно другое создание не может отнять у Меня жизнь. У Меня есть право и сила отдать её, и точно так же у Меня есть право и сила взять её обратно. Вам этого не понять, но Я получил такую власть от Отца ещё до того, как появился этот мир».
Услышав это, апостолы были смущены, ученики были поражены, а фарисеи из Иерусалима и окрестностей удалились в ночь, говоря: «Либо Он сошёл с ума, либо в Нём бес».
Но даже некоторые из иерусалимских учителей говорили: «Он говорит как Человек, наделённый властью. Кроме того, разве кто-нибудь видел, чтобы тот, в ком сидит дьявол, дарил зрение слепорождённому и совершал все те чудесные вещи, которые совершил этот Человек?»
На следующий день половина этих иерусалимских учителей заявила о своей вере в Иисуса, а остальные в смятении вернулись в Иерусалим и разошлись по домам.
43.4. СУББОТНЯЯ ПРОПОВЕДЬ В ПЕЛЛЕ
К концу января на дневных субботних проповедях собиралось уже около трёх тысяч человек.
В субботу, 28 января, после вступительных замечаний Симона Петра, Иисус сказал: «То, что не раз говорил Я Своим апостолам и ученикам, говорю теперь этому собранию: берегитесь фарисейской закваски, которая есть лицемерие, рождённое предубеждением и вскормленное в рабском подчинении традиции. Хотя многие из этих фарисеев честны сердцем и некоторые из них находятся здесь как Мои ученики. Вскоре все вы поймёте Моё Учение, ибо нет ничего скрытого, что не открылось бы. Все вы узнаете то, что сейчас скрыто от вас, когда Сын Человеческий завершит Своё служение на земле во плоти.
Скоро, очень скоро то, что наши враги замышляют втайне и в темноте, выйдет на свет и будет провозглашено на крышах. Но Я говорю вам, друзья Мои: не бойтесь их, когда они будут пытаться уничтожить Сына Человеческого. Не бойтесь тех, кто может убить тело, но после этого уже не имеет власти над вами. Я призываю вас никого не бояться – ни на земле, ни на Небе, – а радоваться, познавая Того, в Чьей власти освободить вас от всей неправедности и представить вас невинными перед судом вселенной.
Разве не продаются пять воробьёв за два гроша? И всё равно, когда эти птицы перелетают с места на место, ища пропитания, ни одна из них не забыта у Отца, Источника всего живого. Для серафимов-хранителей у вас и волосы на голове пересчитаны. И если всё это так, то почему вы должны жить в страхе перед всякими пустяками, которые случаются в вашей обыденной жизни? Говорю вам: не бойтесь, вы намного ценнее множества воробьёв.
Всех вас, имевших мужество признать веру в Мою Радостную Весть перед людьми, Я вскоре призна́ю перед ангелами небесными. Тот же, кто преднамеренно отрицает истину Моих учений перед людьми, будет отвержен своим хранителем судьбы перед ангелами небесными.
Говорите о Сыне Человеческом, всё, что хотите, и простится вам. Тот же, кто осмеливается хулить Бога, едва ли найдёт прощение. Когда люди доходят до того, что умышленно приписывают дела Божьи силам зла, такие злостные мятежники вряд ли получат прощение за грехи свои.
И когда наши враги приведут вас к старейшинам синагог и другим вождям, не заботьтесь о том, что говорить, и не волнуйтесь о том, как отвечать на их вопросы; ибо пребывающий в вас дух непременно научит вас в тот самый час, что сказать во имя Радостной Вести Царства.
Сколько ещё будете мешкать в долине сомнения? Почему вы колеблетесь? Почему иудей или язычник должны сомневаться, принимать ли добрую Весть о том, что он – сын вечного Бога? Как долго нам ещё придётся убеждать вас с радостью принять своё духовное наследство? Я пришёл в этот мир, чтобы раскрыть вам Отца и привести вас к Отцу. Первое Я уже выполнил, но второго Я не могу выполнить без вашего согласия: Отец никогда и никого не заставляет вступать в Царство. Приглашение всегда было и всегда будет неизменным: пусть все желающие приходят и щедро черпают воду жизни».
Когда Иисус умолк, многие отправились к Иордану, чтобы получить крещение от апостолов, а Иисус слушал вопросы оставшихся.
43.5. РАЗДЕЛ НАСЛЕДСТВА
Пока апостолы крестили верующих, Иисус говорил с теми, кто остался.
Один юноша сказал Ему: «Учитель, мой отец умер, оставив мне и моему брату большое наследство, но мой брат отказывается отдать то, что мне причитается. Не можешь ли Ты приказать моему брату разделить со мной наследство?»
Иисусу не очень понравилось, что этот материально настроенный юноша вынес на обсуждение сугубо деловой вопрос. Однако Он воспользовался этим случаем для того, чтобы продолжить Своё обучение.
Иисус сказал: «Человек, кто поставил Меня делить между вами наследство? Почему ты решил, что Меня интересуют мирские дела этого мира?»
И затем, повернувшись ко всем, кто находился перед Ним, Иисус сказал: «Смотрите, берегитесь жадности. Жизнь человека не зависит от вашего имущества, как бы богаты вы ни были. Не власть богатства приносит счастье, и не сокровища дают радость. Само по себе богатство не есть проклятие, но любовь к нему часто приводит к такой приверженности вещам этого мира, что душа становится слепа к восхитительным, чарующим духовным мирам Царства Божьего на земле и радости вечной жизни на Небесах.
Позвольте рассказать вам историю об одном богатом человеке, получившем хороший урожай. Разбогатев, он стал рассуждать сам с собой: «Что мне делать со всем моим богатством? У меня теперь его столько, что я не знаю, где держать своё состояние». Поразмыслив над своей трудностью, он сказал: «Сделаю вот что: снесу все мои амбары и построю бо́льшие, и будет у меня достаточно места, чтобы собрать весь урожай и всё моё добро. И скажу душе моей: душа, много добра запасено у тебя на многие годы! Отдыхай, ешь, пей и веселись, ибо ты богата и приумножила своё добро».
Но этот богач был также глупцом. Заботясь о плотских нуждах своего ума и тела, он не запасся сокровищами на Небесах для удовлетворения духа и спасения души. Не принесло ему радости и накопленное богатство, ибо в ту же ночь он погиб. В дом его ворвались разбойники, убили его и, разграбив его амбары, сожгли то, что осталось. А наследники его подрались из-за уцелевших владений. Этот человек собирал для себя сокровища на земле, но не был богат перед Богом».
Когда Иисус закончил Свой рассказ, другой человек поднялся и спросил: «Учитель, я знаю, что Твои апостолы продали всю свои земные владения, чтобы идти за Тобой, и что у вас всё общее, как у общины ессеев. Но желаешь ли Ты, чтобы так же поступили и все мы, Твои ученики? Греховно ли честно накопленное богатство?»
Иисус ответил на этот вопрос: «Друг Мой, честное богатство не есть грех. Однако греховно, если материальное богатство превращается для тебя в сокровища, полностью овладевающие тобой и отвлекающие тебя от верного духовного стремления к Царству Божьему. Нет греха в том, чтобы обладать честными владениями на земле, при условии, что твоё сокровище – на Небесах, ибо где твоё сокровище, там будет и твоё сердце. Есть огромная разница между богатством, ведущим к стяжательству и себялюбию, и богатством людей, которые, в избытке владея вещами этого мира, как рачительные хозяева хранят и распределяют его, щедро поддерживая тех, кто посвящает все свои силы делу Царства. Многие из вас, присутствующие здесь без средств, накормлены и размещены в этом палаточном городке благодаря тому, что состоятельные и свободные от предубеждений мужчины и женщины передали деньги для этой цели вашему хозяину, Давиду Зеведееву.
Но всегда помните о том, что богатство – не вечно. Любовь к богатству слишком часто мешает духовному ви́дению и даже уничтожает его. Вам следует понять всю опасность превращения богатства из вашего слуги в вашего хозяина».
Затем, пока люди спускались к реке, чтобы посмотреть на крещение, человек, первым обратившийся с вопросом, подошёл к Иисусу, чтобы поговорить с Ним наедине о наследстве, поскольку считал, что Учитель сурово обошёлся с ним.
Вторично выслушав его, Иисус ответил: «Сын Мой, почему в такой день ты потворствуешь своему стяжательству, вместо того, чтобы воспользоваться возможностью и вкусить хлеба жизни? Разве ты не знаешь, что иудейские законы о наследстве обеспечат справедливое решение, если ты придёшь со своей жалобой в суд синагоги? Разве ты не видишь, что Моя цель – сделать так, чтобы ты узнал о своём Небесном наследстве?
Разве ты не читал в Писании: «Иной делается богатым от осмотрительности и бережливости своей, и это часть награды его, когда он скажет: «Я нашёл покой и теперь наслаждаюсь моими благами». И не знает он, сколько пройдёт времени до того, когда он оставит их другим и умрёт» [Сир, 11:16-18].
Разве ты не читал заповедь: «Не желай [Исх, 20:17]»? И в другом месте: «Они будут есть и насыщаться, и утучнеют, и обратятся к иным богам [Втор, 31:20]»?
Читал ли ты в Псалтыре: «Господь питает отвращение к корыстолюбцам»; «Малое у праведника – лучше богатства многих нечестивых [Пс, 36:16]»; «Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца [Пс, 61:11]»?
Разве ты не читал то место из Иеремии, где он говорит: «Да не хвалится богатый богатством своим [Иер, 9:23]»? Иезекииль также изрёк истину, сказав: «Они в устах своих делают из [великого] забаву, сердце их увлекается корыстью [Иез, 33:31]».
Сын Мой, какая тебе польза, если приобретя весь мир, ты потеряешь свою душу?»
И с этими словами Иисус отослал юношу.
Другому человеку, стоявшему рядом и спросившему, каким будет положение богатых в Судный день, Иисус ответил: «Я пришёл не судить богатых или бедных: сама жизнь, прожитая людьми, будет судьёй всем. Помимо прочего, что зачтётся при вынесении приговора богачу, каждый владелец большого состояния должен ответить хотя бы на три вопроса. Какое состояние накопил? Как его приобрёл? Как им распорядился?»
После этого Иисус удалился в палатку, чтобы немного отдохнуть перед вечерней трапезой. Когда апостолы закончили крестить, они также пришли сюда и хотели поговорить с Ним о богатстве на Земле и о сокровище на Небесах, но Он спал.
43:6. БЕСЕДЫ С АПОСТОЛАМИ О БОГАТСТВЕ
В тот вечер, после ужина, когда Иисус и двенадцать собрались на свой ежедневный совет, Андрей спросил: «Учитель, мы крестили верующих и не могли услышать всех тех слов, с которыми Ты обратился к оставшемуся народу. Поэтому не согласишься ли Ты повторить их для нас».
В ответ на просьбу Андрея Иисус сказал: «Да, Андрей, Я поговорю с вами об этих вещах – богатстве и пропитании. Но слова, обращённые к вам, Моим апостолам, должны отличаться от тех, которые Я говорил ученикам и народу, ибо вы оставили всё не только для того, чтобы идти за Мной, но и для того, чтобы быть посвящёнными в посланники Царства. За вашими плечами уже несколько лет опыта, и вы знаете, что Отец, Чьё Царство вы возвещаете, не оставит вас. Вы посвятили свою жизнь служению Царству. Поэтому не тревожьтесь и не заботьтесь о делах бренной жизни – ни о том, что вам есть, ни о теле своём, во что ему одеться. Благополучие души больше еды и питья, развитие духа намного выше нужды в одежде. Когда вы испытываете соблазн усомниться, будет ли у вас пропитание, вспомните о во́ронах: они не сеют и не жнут, нет у них ни хранилищ, ни амбаров, однако же, Отец питает каждого из них, кто ищет себе пищу. Насколько же вы ценнее множества птиц! Кроме того, никакие беспокойства или тревоги не помогут вам хоть как-то удовлетворить ваши материальные нужды. Кто из вас, беспокоясь, способен хотя бы на ладонь прибавить себе росту или на один день продлить свою жизнь? Если такие вещи не зависят от вас, то зачем беспокоиться о каком-либо из этих затруднений?
Посмотри́те на лилии, как они растут: они не трудятся и не шьют себе одежды. Но говорю вам, что и Соломон со всем своим великолепием не имел таких одеяний, как любая из них. И если Бог с такой роскошью одевает полевые растения, которые сегодня есть, а завтра будут скошены и брошены в печь, то насколько же богаче Он оденет вас, посланников Царства Небесного. О маловеры! Беззаветно отдавая себя возвещению Радостной Вести Царства, не тревожьтесь о пропитании для себя или оставленных вами семей. Если вы действительно посвятите свою жизнь Радостной Вести, вы будете жить по ней. Если же вы – только верующие ученики, то должны зарабатывать себе на хлеб и помогать всем, кто учит, проповедует и исцеляет. Если вы заботитесь о еде и питье, в чём ваше отличие от народов мира, которые столь усердно стремятся удовлетворить эти нужды? Посвятите себя своему труду и верьте: и Отец, и Я знаем, что из всего этого вам нужно. Позвольте заверить вас раз и навсегда: если вы отдадите свою жизнь делу Царства, всё, что вам по-настоящему будет нужно, вы получите. Стремитесь к великому, и малое будет в том же. Просите небесного, и земное приложится. Тень всегда следует за вещью.
Вы – лишь малое братство, но если будете верить, если не оступитесь в страхе, то говорю, что Отец Мой с огромной радостью даст вам это Царство. Вы приготовили себе сокровище там, где богатства непреходящи, к которым не подберётся вор, которые не погубит тление. И, как Я говорил народу, где ваше сокровище, там будет и ваше сердце.
Но в том труде, который ждёт нас, и в том, который останется вам после Моего возвращения к Отцу, вас ждут тяжкие испытания. Все вы должны остерегаться страха и сомнений. Пусть каждый из вас будет наготове, и пусть горят ваши светильники. Будьте подобны слугам, ожидающим возвращения своего господина с брачного пира с тем, чтобы, когда он придёт и постучит в дверь, тотчас отворить ему. Господин благословляет таких бодрствующих слуг, убедившись в их верности в столь великий час. Господин велит слугам своим сесть за стол, а сам прислуживает им. Истинно, истинно говорю вам: близится решающий миг в вашей жизни, и вам следует хранить бдительность и быть готовыми.
Вы хорошо понимаете, что если бы хозяин дома знал, когда придёт вор, то не позволил бы ему вломиться в его дом. Будьте же и вы готовы, ибо Сын Человеческий покинет вас в тот час, которого вы меньше всего ждёте, причём так, как вы и не догадываетесь».
Несколько минут двенадцать сидели в молчании. Некоторые из этих предупреждений они уже слышали, но не в том контексте, в котором они прозвучали на этот раз.
43:7. ОТВЕТ НА ВОПРОС ПЕТРА
Пока они сидели, задумавшись, Симон Пётр спросил: «Только ли нам, Твоим апостолам, рассказал Ты эту притчу или всем ученикам?»
Иисус ответил: «Испытания раскрывают человеческую душу: злоключения показывают, что действительно таится в сердце. Когда слуга испытан и проверен, тогда хозяин дома может поручить ему управлять своим хозяйством и спокойно доверить этому преданному управляющему уход за детьми. Так же и Я скоро буду знать, кому можно будет доверить благополучие детей Моих, после того как Я вернусь к Отцу. Как хозяин дома поручает истинному и испытанному слуге дела своей семьи, так и Я возвышу в делах Царства Моего тех, кто выдержит испытания этого часа.
Если же слуга нерадив и говорит себе: «Мой господин вернётся не скоро», и начинает плохо обращаться с другими слугами, есть и напиваться с пьяницами, то придёт господин слуги́ в то время, когда тот не ждёт его, и, уличив в неверности, с позором прогонит. Поэтому вам следует хорошо подготовиться к тому дню, когда к вам придут внезапно и нежданно. Помните: вам много дано, поэтому от вас много и потребуется. Жестокие испытания приближаются к вам. Я должен принять иное крещение, и Я буду бодрствовать, пока оно не свершится. Вы проповедуете мир на земле, но служение Моё не принесёт мира в материальные дела людей, – по крайней мере, не сразу. Где двое из семьи верят в Меня, а три отвергают, там результатом может быть только рознь. Радостная Весть, которую вы проповедуете, не может не обратить друг против друга друзей, родственников и возлюбленных. Конечно, каждый из этих верующих обретёт великий и прочный мир в своём сердце, но мир на земле наступит только тогда, когда все будут готовы поверить в славное наследство богосыновства и вступить в него. И всё же, идите по всему миру, возвещая эту Радостную Весть всем народам: каждому мужчине, женщине и ребёнку».
Так завершилась эта напряжённая суббота. На следующий день Иисус и двенадцать апостолов отправились в города северной Переи, чтобы навестить семьдесят посланников Царства, трудившихся в этих местах под началом Абнера.