Лекции 7, 8. Происхождение трагедии.
Творчество Эсхила, Софокла, Еврипида
А. Происхождение трагедии
- Основные источники греческой трагедии:
- прежде всего, обрядовый дионисийский хор (Аристотель в «Поэтике» указывает на происхождение трагедии от запевал дифирамбов или – из сатировской игры (сатиры – козлоподобные существа из свиты Диониса)),
- а также элевсинские мистерии в честь Деметры и Персефоны.
Этимология названия жанра подтверждает версию дионисийского происхождения трагедии: «трагедия» означает «песнь козлов», тотемных животных Диониса.
- В работе Ф. Ницше «Рождение трагедии из духа музыки» (1870-1871), в которой он обозначил два начала, формирующие эллинский дух, - аполлоническое и дионисийское, классическая трагедия представлена как их наивысший синтез.
- Дифирамб – культовая песнь в честь Диониса, сочетающая поочередные выступления хора и солиста, является литературным предшественником трагедии.
- «Отцом трагедии» называют Эсхила, так как, введя второго актера, он создал почву для отражения внешнего конфликта.
Б. Эсхил (525-456 гг. до н.э.)
- Эволюция творчества Эсхила: от оратории (крупного музыкального произведения с драматическим сюжетом для хора и солистов) – к трагедии.
- В «Персах» конфликт еще не представлен, преобладают лиро-эпические элементы (выступления хора и вестников).
- Трагедия «Прикованный Прометей» демонстрирует яркий конфликт между свободолюбивой личностью и тиранией (Прометей – Зевс). Развитое сценическое действие представлено в трилогии «Орестея».
- «Орестея» - единственный образец трилогии, дошедший до наших дней.
- Основной композиционный закон трилогии Эсхила – авторская идея раскрывается полностью только в совокупности трех составляющих («Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды»).
- Единый сюжетообразующий мотив трилогии: преступление и возмездие (родовая и личная ответственность за преступления).
- Главная тема творчества Эсхила – утверждение принципов афинской демократии, которую поддерживает справедливая божественная воля: демократические Афины побеждают персов, Ореста оправдывает ареопаг.
В. Софокл (496-405 гг. до н.э.)
8. Софокл вводит третьего актера, сокращая тем самым роль хора в трагедии.
9. Две идеологические тенденции эпохи нашли своеобразное синтетическое преломление в творчестве Софокла:
- Ведущее место в литературе V в. до н.э. занимает тема осознанного нравственного выбора человека-гражданина (носителя принципов полисной морали).
- Тезис софиста Протагора «человек есть мера всех вещей» не только утверждает представление об относительности истины, подрывая тем самым основы полисной морали, но ипротивопоставляет человека коллективу сограждан.
10. Нормативный герой Софокла («человек, каким он должен быть»), оказываясь в ситуации, подсказывающей софистический выбор «выгодной истины», решает свою судьбу, следуя законам полисной этики.
- так, Эдип («Эдип-царь»), виновный и невинный одновременно, наказывает себя, осознав объективный результат своего деяния – убийство отца;
- Антигона («Антигона») бесстрашно выполняет свой родственный долг – хоронит брата, следуя божественным законам, но при этом она нарушает указ Креонта – правителя, противопоставившего свою индивидуальную волю традиционной морали.
- Эдип («Эдип в Колоне») делает софистический выбор, снимая с себя ответственность за убийство отца.
11. «Эдип-царь» - самое известное произведение Софокла. Основными мотивами трагедии явились:
- мотив неотвратимости рока, который оборачивается в финале гимном силе человеческого духа,
- мотив слепоты (как ограниченности человеческого знания).
Г. Еврипид (484-406 гг. до н.э.)
12. Трагедии Еврипида отразили кризис афинского полиса, обострившийся в период Пелопоннесской войны.
13. Ученик Протагора и друг Сократа, Еврипид сосредоточил свое внимание на личных чувствах и переживаниях отдельного человека.
- Конфликт, представленный в его трагедиях, может быть определен как бытовой, т.е. происходящий в сфере личных взаимоотношений людей.
- Впервые внутренний мир человека, борьба чувств в его душе (Медея («Медея») и Федра («Ипполит»)) получают углубленное художественное выражение.
- Герой Еврипида – «человек, какой он есть на самом деле», страдающий от своей внутренней раздвоенности и одинокий (не имеющий опоры в традиционной морали и представлениях общества).
14. Древние назвали Еврипида «философом на сцене» за активное внимание к философским идеям современности и отражение их в творчестве.
- Патриотический пафос и героический характер (Ифигения) нашли художественное выражение в трагедии «Ифигения в Авлиде».