В чем состоят поиски объективного критерия периодизации развития общества?

Одним из важнейших принципов социокультурологической философии истории является обоснование духовных предпосылок существования общества и отрицание прогрессивного, поступательного развития общества. Однако исторические реалии второй половины XX столетия, связанные с бурным развитием науки и техники, побуждают представителей современной философии истории и социологии обратиться к парадигме общественного прогресса как важнейшей в анализе общества и прогнозировании его будущего. Революционные изменения, к которым приводит научно-техниче­ская революция, способствовали формированию технико-сциентист­ской ориентации сознания в современном сообществе ученых. К началу 70-х годов складываются господствующие как в философии истории, так и в социологии направления «технологического детерминизма», суть которых в обосновании решающего значения технической и технологической сторон производства в развитии общественно-экономических структур. В своем развитии это направление проходит ряд этапов и реализуется в концепциях «стадий экономического роста» Уолта Уитмена Ростоу (р. 1916–2003), «единого индустриального общества» Раймона Арона (1904–1983), «постиндустриального общества» Даниела Белла (р. 1919–2011), «технотронного общества» Збигнева Бжезинского (р. 1928), «сверхиндустриального общества» Алвина Тоффлера (р. 1928).

Одним из первых с критикой культурно-социологических концепций циклического характера истории выступил американский социолог и политический деятель У. Ростоу – автор книги, вызвавшей
в свое время оживленные дискуссии, «Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест». Уже само название книги говорит о том, что автор поставил перед собой задачу обоснования истории посредством экономических факторов и, тем самым, дать философско-исторический анализ общественного развития. Всю историю человеческого общества У. Ростоу разделяет на пять стадий экономического роста. Первая стадия – «традиционное общество». Это аграрное общество с примитивным развитием сельского хозяйства и «доньютоновским» развитием науки и техники. К нему он относит первобытное, рабовладельческое и феодальное общество,
а также современные слаборазвитые страны. Вторая стадия – «переходное общество», в котором создаются предпосылки для последующего сдвига. В этот период осуществляется развитие науки и техники, появляются научные открытия и изобретения, способные оказать влияние на развитие производства. Главное, что отличает переходное общество от традиционного – это изменение в политике, связанное с формированием централизованных государств. Энергичное и инициативное меньшинство, по мнению У. Ростоу, выступает в качестве подлинной движущей силы. Это меньшинство переводит «традиционное общество» на рельсы промышленного развития. Третья стадия – «стадия сдвига», которая характеризуется повышением доли накопления капитала и быстрым ростом ведущих отраслей промышленности. На этой стадии Англия находилась в конце ХVIII в., Франция и США в середине XIX в., Германия во второй половине XIX века., Россия – в 1890–1914 гг., Индия и Китай вступили в эту стадию в 50-х г. прошлого столетия. Четвертая – «стадия зрелости». Она связана с бурным развитием промышленности и созданием новых отраслей, значительным увеличением национального дохода. Для достижения зрелости необходимо от предыдущей стадии пройти переходный период продолжительностью
в 50–60 лет. В Англии этот период закончился в 1850 г., в США – 1900 г., в Германии и Франции – в 1940 г., в СССР – в 1950 г. Основным критерием стадии зрелости является создание тяжелой индустрии. Пятая, заключительная, стадия – «эра высокого массового потребления», связанная с индустриальным развитием общества, когда его внимание сосредоточено на проблемах потребления и роста благосостояния населения. На основе технического совершенства возникает общество «всеобщего благоденствия», наиболее характерной чертой, которого является массовое потребление товаров длительного пользования.

Экономические изменения У. Ростоу рассматривает как последствия внеэкономических человеческих порывов и устремлений творческого меньшинства как результат принятия эффективных решений и выбора. Концепцию «стадий экономического роста»
У. Ростоу рассматривает как вызов коммунизму и социализму, которые рассматриваются как болезненный этап в развитии общества. Он высказывает надежду, что с наступлением периода высокого уровня массового потребления коммунизм, как форма общественных отношений, придет к упадку. Но вместе с тем У. Ростоу предлагает для модернизации капиталистического общества осуществить ряд экономических, социальных, политических преобразований, связанных с плюрализмом собственности, внедрением планирования экономического развития. Свою концепцию У. Ростоу рассматривал как альтернативу материалистическому пониманию истории. Данная теория положила начало «индустриалистским концепциям общественного развития».

Наши рекомендации