Темам и видам учебных занятий

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский государственный гуманитарный университет»

(РГГУ)

Философский факультет

ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

Для аспирантов, работающих в области социальных наук

Москва 2014 ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

Дополнительная программа

к программе, утвержденной ВАК

(социальные науки)

Составители

Е.Н. Ивахненко, д. филос. н., профессор;

Н.И. Кузнецова, д.филос. н., профессор;

В.П. Филатов, д. филос н., профессор.

© Российский государственный

гуманитарный университет 2014

© Коллектив авторов
Целевая установка и организационно-методические указания

Цель дисциплины

Целью данного курса является повышение общенаучной культуры исследования, формирование адекватных представлений об истории науки и самосознании ее творцов.

Учебные задачи дисциплины:

Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса решаются следующие задачи:

- овладение слушателями системой основных знаний, умений и навыков, необходимых для формирования продуктивных методологических установок в будущей профессиональной деятельности;

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В процессе освоения данной дисциплины аспирант формирует и демонстрирует следующие профессиональные компетенции:

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

- использование основных положений и методов гуманитарных, социальных и технических наук при решении профессиональных задач;

- способность анализировать социально значимые проблемы и процессы.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

ЗНАТЬ:

- роль и место науки в общественном развитии;

- общие проблемы философии науки и персоналии;

- основные периоды истории философии науки;

- наиболее важные концепции философии науки;

- источниковую базу.

УМЕТЬ:

- применять философскую методологию и общенаучные методы исследования в разных областях научного знания;

- актуализировать собственные знания на основе изучения новых источников по истории философии науки и использования мультимедийных средств обучения;

- применять сравнительно-исторический, герменевтический и другие методы интерпретации текстов.

ВЛАДЕТЬ:

- научным категориальным аппаратом и общенаучными методами научного исследования;

- навыками самостоятельной научно-исследовательской деятельности.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО РАЗДЕЛАМ,

ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Наименование всего часов уч. занятий   в том числе уч. занятий с преподавателем в том числе по видам учебных занятий самостоятельная работа
лекции семинары практич. занятия зачет (экзамен)
ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
Тема 1. Специфика социальных наук, их генезис и место в системе научных дисциплин.          
Тема 2. Роль ценностей в социальном познании. Объективное и субъективное в социальном познании            
Тема 3. Классификации и типологии в СН. Объяснения и законы в социальных науках.          
Тема 4. Проблема понимания в методологии социальных наук          
Тема 5. Модели человека в социальных науках.          
Тема 6. Основные направления социально-экономической мысли и научно-исследовательские программы в социальных науках 19 – 20 вв.          
Тема 7. Критерии научности в социальном познании. Проблема истины в социальном познании          
Тема 8. Социальное познание и идеология          
Тема 9. Методологический контекст обсуждения актуальных тем современного социального знания.          
Всего:        

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Наши рекомендации