Темам и видам учебных занятий
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российский государственный гуманитарный университет»
(РГГУ)
Философский факультет
ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
Для аспирантов, работающих в области социальных наук
Москва 2014 ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
Дополнительная программа
к программе, утвержденной ВАК
(социальные науки)
Составители
Е.Н. Ивахненко, д. филос. н., профессор;
Н.И. Кузнецова, д.филос. н., профессор;
В.П. Филатов, д. филос н., профессор.
© Российский государственный
гуманитарный университет 2014
© Коллектив авторов
Целевая установка и организационно-методические указания
Цель дисциплины
Целью данного курса является повышение общенаучной культуры исследования, формирование адекватных представлений об истории науки и самосознании ее творцов.
Учебные задачи дисциплины:
Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса решаются следующие задачи:
- овладение слушателями системой основных знаний, умений и навыков, необходимых для формирования продуктивных методологических установок в будущей профессиональной деятельности;
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В процессе освоения данной дисциплины аспирант формирует и демонстрирует следующие профессиональные компетенции:
- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;
- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
- использование основных положений и методов гуманитарных, социальных и технических наук при решении профессиональных задач;
- способность анализировать социально значимые проблемы и процессы.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
ЗНАТЬ:
- роль и место науки в общественном развитии;
- общие проблемы философии науки и персоналии;
- основные периоды истории философии науки;
- наиболее важные концепции философии науки;
- источниковую базу.
УМЕТЬ:
- применять философскую методологию и общенаучные методы исследования в разных областях научного знания;
- актуализировать собственные знания на основе изучения новых источников по истории философии науки и использования мультимедийных средств обучения;
- применять сравнительно-исторический, герменевтический и другие методы интерпретации текстов.
ВЛАДЕТЬ:
- научным категориальным аппаратом и общенаучными методами научного исследования;
- навыками самостоятельной научно-исследовательской деятельности.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО РАЗДЕЛАМ,
ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Наименование | всего часов уч. занятий | в том числе уч. занятий с преподавателем | в том числе по видам учебных занятий | самостоятельная работа | |||
лекции | семинары | практич. занятия | зачет (экзамен) | ||||
ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК | |||||||
Тема 1. Специфика социальных наук, их генезис и место в системе научных дисциплин. | |||||||
Тема 2. Роль ценностей в социальном познании. Объективное и субъективное в социальном познании | |||||||
Тема 3. Классификации и типологии в СН. Объяснения и законы в социальных науках. | |||||||
Тема 4. Проблема понимания в методологии социальных наук | |||||||
Тема 5. Модели человека в социальных науках. | |||||||
Тема 6. Основные направления социально-экономической мысли и научно-исследовательские программы в социальных науках 19 – 20 вв. | |||||||
Тема 7. Критерии научности в социальном познании. Проблема истины в социальном познании | |||||||
Тема 8. Социальное познание и идеология | |||||||
Тема 9. Методологический контекст обсуждения актуальных тем современного социального знания. | |||||||
Всего: |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ