Сущность познания. Проблема субъекта и объекта познания. Социальные формы познания.
Человек – существо наделенное способностью познавать мир не только чувственной системой, но и сознанием. Благодаря сознанию мы верно оцениваем окр. мир, ориентируемся в нем. Знакомство с миром происходит в форме познания, которое связывает субстанцию с сознанием, чела с миром. Основные проблемы П: можно ли познать мир, если да, то где предел П. Каковы способы П мира. П – это и процесс познавания мира, извлечения знания и вместе с тем, системы в которых все проблемы выступоют в форме субъекта и объекта. Субъект – это активный источник, носитель оценок, знаний и П. Это индивидуальный, обладающий сознанием, ощущением, представлением, памятью, понятивно-образным восприятием мира. Субъект понятия, также – группа и общество в целом. Объект П – предмет на который направлено П субъекта а также деятельность субъекта. В целом, объектом выступает весь мир. Понятие объекта, отлично от понятия объективная реальность (ор). ОР – вся бесконечная вселенная, а объект – это фрагмент вселенной с которым соприкасается чел. Объект и субъект могут меняться местами. Объекты могут иметь материальную и идеальную природу. Понятие объект не тождественно понятию предмет познанию. Предмет – часть объекта, который изучается в том или ином аспекте. П – это предельно активная форма отражения объекта в сознании субъекта, позволяющее субъекту прогнозировать будущее, на основе полученного знания. Прогнозирование в фил-ии наз-ся опережающим отражением. П осущ-ся в разных формах, взаимосвязанных, но обладающих спецификой. Фил-я изучает всеобщие процессы бытия в форме оценки и предельно общих понятий, раскрывающих сущность объекта. Наука также носит оценочный характер, но проникает в сущность вещей менее глубоко. П осуществляется на 2 уровнях: обыденном и теоретическом. 1: присуще мифу, носит индивидуальный характер и пронизано личным опытом. 2: присуще философам, проникает в сущность объекта в масштабах всего общества на основе соц опыта. Религия занимает особое место в П, сочетает в себе эл-ты образности и предельно глубокого проникновения в сущность вещей, требует от чела веры, сводит процесс П к богопознанию, как источнику мира.
36. Система познавательного процесса. Дилемма эмпиризма и рационализма. Чувственное и рациональное в познании.Процесс П, вкл в себя методы, кот-е классифицируются на: 1) частично научные, общенаучные, всеобщие (по масштабу изучения мира) 2) эмпирические, теоретические (по глубине проникновения в сущность предмета) 3) чувственные и рациональные (по характеру средств используемых в познании). Познание существует и происходит в форме знания, которое бывает повседневным и научным. Первое мифично, недостоверно, 2 – отвечает критериям, системности, достоверности, обоснованности. Научные знания обуславливаются логикой и фактами. Формами знания выступают проблема, гипотеза, теория. Проблема присущая начальному этапу расследования, выражает противоречия между ограниченными знаниями и безграничностью бытия. Гипотеза – предположение, научное допущение о сущности объекта. В случае подтверждения гипотезы, она становится теорией. Основные особенности теории – объяснение фактов, подтверждение в эксперименте, способность прогнозировать будущее. 2 типа: эмпирический и теоретический. Эмпирических методов немного: 1 - наблюдение, 2 – эксперимент. Наблюдение направлено на реальные предметы, а эксперимент представляет собой сознательное воспроизведение исследуемого процесса в искусственных условиях. Теоретические методы: 1) мысленный эксперимент 2) идеализация (предписание предмету некоторых свойств 3) аксиоматизация (создание систем посылок в виде аксиом) 4) формализация (отображает результаты мышления в точных понятиях и утверждениях) 5) аналогия (вероятное умозаключение по какому либо внешнему признаку, когда новые знания осмыслеваются через старые) 6) восхождение от абстрактного к конкретному (формулирование исходных абстрактных образов, исключая несущественные признаки объекта и оставляя самое необходимое). В настоящее время, наука не смогла разработать универсальный метод познания, поэтому создавая новые методы, стремятся выводить истину благодаря системе методов.
37. Проблема истины познания. Критерии познания.Смыслом познания является достижение истины. Сложились 2 подхода истины: 1) догматизм, абсолютизирующий неизменность знаний об объектах. 2) релятивизм напротив, признававший изменчивый характер знаний об объекте, исключавший возможность полного знания об объекте. Истина – знание о предмете, верность которого подтверждена практикой. Практика – деятельность людей (общественно историческая), по созданию культуры. Понятия И отражает процесс познания бытия, поэтому требует наличие объекта и субъекта. Процесс познания истины бесконечен, в силу бесконечности бытия. Полное знание о мире получила название абсолютной истины и в силу масштабности бытия, а.и. неподвластна богу, поэтому для характеристики стадийного приближения вводится понятие относительной истины. Она отличается локальным понятием о мире, выражающим постепенно расширяющийся объем знаний. Кроме того, наука учит и конкретной истине, т.е. зависимость ее от места, времени, условий, в которых находится объект. При изучении истины, важную роль играет разработка проблемы критериев с их помощью истина отделяется от заблуждения. В наше время, универсальный критерий – практика, позволяет в ходе эксперимента целенаправленно действовать на объект. Практика многозначна, она является источником и основой процесса познания, способствуя появлению мотивов, интересов, потребностей человеческого освоения природы в форме трудовой деятельности. В тоже время практика – цель познания, поскольку чел формирует культуру осмысленно и целенаправленно. Практика либо доказывает, либо опровергает наше знание о бытии.