II. Учебные пособия, курсы лекций
ВАРИАНТ № 1
Философия и круг ее проблем.
1.Философия в системе культуры. Функции философии.
2.Философия как мировоззрение. Философия и мифология. Философия и религия.
ВАРИАНТ № 2
Проблема научности философского мировоззрения.
1.Понятие научно-философского мировоззрения.
2.Философия и наука: сходство и различие функций.
ВАРИАНТ № 3
Исходные принципы основных философских направлений.
1.Понятие субстанции. Дуализм и монизм. Материализм и идеализм – два противоположных монистических направления в философии. 2.Познаваемость мира и его законов.
ВАРИАНТ № 4
Диалектический и метафизический методы познания.
1.Диалектический и догматический методы мышления, их принципиальное различие.
2.Основные исторические формы диалектики.
3.Объективная и субъективная диалектика.
ВАРИАНТ № 5
Становление философии.
1.Понятие мировоззрения, его исторические типы.
2.Возникновение философии и ее исторические типы.
ВАРИАНТ № 6
Философское понимание мира: бытие, материя как исходные категории.
1.Категория бытия как начало философского анализа мира. Основные формы бытия.
2.Философское учение о материальности мира.
3.Понятие материи.
ВАРИАНТ № 7
Современная наука о строении материи.
1.Современная наука о системной организации материи.
2.Основные уровни организации неживой и живой материи. Общество как высший уровень организации материи.
3.Философское понимание единства и многообразия мира.
ВАРИАНТ № 8
Материя и движение.
1.Понятие движения. Движение и материя.
2.Движение и покой.
3.Основные формы движения материи.
ВАРИАНТ № 9
Пространство и время.
1.Понятие пространства и времени. Материя, движение, пространство, время.
2.Качественное разнообразие форм пространства и времени в неживой и живой природе. Социальное пространство и время.
3.Диалектика конечного и бесконечного.
ВАРИАНТ № 10
Диалектика: связь и развитие.
1.Понятие связи. Философский принцип всеобщей связи.
2.Понятие развития. Принцип историзма.
ВАРИАНТ № 11
Диалектика количественных и качественных изменений.
1.Категории качества, количества и меры. Качество и свойство.
2.Диалектика количественных и качественных изменений.
ВАРИАНТ № 12
Единство противоположностей и противоречие.
1.Понятие тождества, различия, противоположности, противоречия. 2.Противоречия – источник движения и развития. Ступени развития противоречий.
3.Виды и типы противоречий.
ВАРИАНТ № 13
Отрицание, преемственность и новации.
1.Отрицание как закономерный момент развития. Понятие диалектического отрицания. Поступательный и спиралевидный характер развития.
ВАРИАНТ № 14
Единичное, особенное, общее.
1.Понятие единичного, особенного, общего.
2.Значение категорий единичного и общего для познания природы и общества.
ВАРИАНТ № 15
Причина и следствие.
1.Понятие причины и следствия. Причинность как момент всеобщей связи явлений действительности.
2.Причинность и целесообразность. Индетерминизм и телеология. 3.Причинность и развитие.
ВАРИАНТ № 16
Необходимость и случайность.
1.Понятие необходимости и случайности.
2.Взаимосвязь необходимости и случайности.
ВАРИАНТ № 17
Возможность и действительность.
1.Понятие возможности и действительности. Виды возможностей. 2.Взаимосвязь возможности и действительности.
3.Роль субъектов истории в превращении возможности в действительность.
ВАРИАНТ № 18
Содержание и форма.
1.Понятие содержания и формы.
2.Диалектическое единство содержания и формы.
3.Значение категорий содержания и формы для познавательной и практической деятельности человека.
ВАРИАНТ № 19
Сущность и явление.
1.Понятия сущности и явления, их взаимосвязь.
2.Познание как процесс движения от явления к сущности.
ВАРИАНТ № 20
Происхождение и сущность сознания.
1.Понятие сознания. Сознание и мозг. Происхождение сознания.
2.Сознание, язык, общение.
3.Творческая активность сознания. Сознание и самосознание.
ВАРИАНТ № 21
Теория познания.
1.Что значит знать?
2.Структура и процесс познания. Субъект и объект познания.
ВАРИАНТ № 22
Чувственное познание и его формы.
1.Чувственное познание, его роль в отражении действительности. 2.Основные формы чувственного познания.
3.Чувственная и рациональная стороны познания, их взаимосвязь. Сенсуализм и рационализм.
ВАРИАНТ № 23
Рациональное (логическое) мышление и его формы.
1.Рациональное мышление как обобщение и опосредованное отражение действительности.
2.Основные формы рационального мышления.
3.Взаимосвязь мышления и языка.
ВАРИАНТ № 24
Теория истины.
1.Понятие истины. Объективная истина.
2.Абсолютная и относительная истины, их взаимосвязь.
ВАРИАНТ № 25
Наука и ее роль в обществе.
1.Понятие науки и ее социальные функции.
2.Взаимосвязь науки и производства.
3.Научная картина мира.
ВАРИАНТ № 26
Методы и формы научного познания.
1.Научное познание, его специфические признаки. Структура научного познания.
2.Эмпирический уровень научного знания: методы и формы.
3.Основные методы и формы теоретического уровня научного знания.
ВАРИАНТ № 27
Природа как объект философского осмысления.
1.Понятие природы. Живая и неживая природа, их качественное различие и взаимосвязь.
2.Природная среда как предпосылка возникновения и развития человека.
ВАРИАНТ № 28
Природа и общество.
Взаимодействие человека и природы. “Естественная” и “искусственная” среды обитания (“первая” и “вторая” природа). Экологическая проблема современности.
ВАРИАНТ № 29
Общество как предмет философского анализа.
1.Общество как подсистема объективной реальности. Отличие законов социума от законов природы.
2.Идеальное и материальное в обществе. Общественное бытие и общественное сознание, их взаимосвязь.
ВАРИАНТ № 30
Общество как развивающаяся система.
1.Понятие материального производства, его структура и роль в общественном развитии.
2.Особенности формационного анализа социальной реальности.
ВАРИАНТ № 31
Общественное сознание и его структура.
1.Понятие общественного сознания. Относительная самостоятельность общественного сознания.
2.Структура общественного сознания: обыденное и теоретическое сознание, общественная психология и идеология.
ВАРИАНТ № 32
Формы общественного сознания.
1.Критерии разграничения форм общественного сознания .
2.Специфика и место различных форм общественного сознания в духовной сфере жизни общества.
ВАРИАНТ № 33
Проблема человека в философии.
1.Специфика философского рассмотрения человека. Природа, сущность и предназначение человека.
2.Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Биологизаторские и социологизаторские трактовки человека. 3.Биологическая и социальная продолжительность жизни и проблема выживания человечества.
ВАРИАНТ № 34
Личность и общество.
1.Личность как социальная характеристика человека. Роль социальной среды в формировании личности.
2.Общественный и личный интерес: проблема взаимосвязи.
ВАРИАНТ № 35
Историческая необходимость и свобода личности.
1.Необходимость и свобода. Фатализм и волюнтаризм.
2.Диалектика исторической необходимости, свободы и ответственности.
ВАРИАНТ № 36
Общественный прогресс.
1.Понятие прогресса. Критерий прогресса.
2.Противоречивость общественного прогресса.
ВАРИАНТ № 37
Культура.
1.Философское понятие культуры. Традиции и новаторство в культуре. 2.Групповое и общечеловеческое в культуре. Культура и нравственность. 3.Социальные функции культуры.
ВАРИАНТ № 38
Научно-технический прогресс: сущность и последствия.
1.Сущность и основные особенности современного научно-технического прогресса.
2.Социальные последствия научно-технической революции.
ВАРИАНТ № 39
Глобальные проблемы современности.
1.Понятие глобальных проблем. Происхождение глобальных проблем. 2.Глобальные проблемы и социальный прогресс.
3.Взаимосвязь глобальных проблем, пути и способы их решения.
Учебная литература по дисциплине «Философия»
Основная литература.
Учебники.
Канке В.А.Философия: Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. М.: Изд.-книготорг. дом «Логос», 2002.
Спиркин А.Г.Философия: Учебник. М.:
Гардарики, 2000.
Философия: Учебник /Под ред.В.Д.Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. М.: ТОН-Остожье, 2001.
Философия: Учебник для вузов /Под ред. проф. Л.А. Никитич. М.: ЮНИТИ-Дана, 2000
.
Дополнительная литература
I. Учебники
1.Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник . М.: «Проспект», 1998.
2.Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. /Под общ.ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1989.
3.Ермакова Е.Е. Философия: Учебник для техн. вузов. М.: Высш.школа, 2000.
4.Спиркин А.Г. Философия: Учебник для техн. вузов. М.: Гардарики, 2002.
5.Философия: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. М., 2001.
II. Учебные пособия, курсы лекций
1. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учеб. пособие. М.: Знание, 1998.
2. Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1998.
3. Курашов В.И. Начала философии науки. Казань, Изд-во КГУ, 2004.
4. Курашов В.И. Начала философии науки. Казань, Изд-во КГУ, 2004.
5. Курашов В.И. Начала прагматической антропологии. Казань, Изд-во КГУ,2004.
6. Курашов В.И. Теоретическая и практическая философия в кратчайшем изложении: Учеб. пособие. Казань, 2003.
7. Курашов В.И. Философия: познание мира и феномены технологии. Казань, КГТУ, 2001.
8. Курашов В.И. Человек и смысл его жизни. Казань, КГТУ, 2001.
9. Курашов В.И. Философия и российская ментальность: философская мысль России на пороге ХХ1 века : Учеб. Пособие. Казань, КГТУ, 1999.
10. Курашов В.И. PRIMA ELEMENTA научного познания: методология науки и концепции естествознания: Учеб. пособие. Казань, КГТУ, 1988.
11. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. М.: Центр, 2000.
12. Тихонравов Ю.В. Философия: Учеб. пособие. М.: ЗАО «Бизнес школа, Интелсинтез», 1998.
13. Философия: Учеб. пособие. /Под ред.Т.И. Кохановской. Ростов н/Д, «Феникс», 2003.
14. Философия: Учеб. пособие /Под ред. В.Н.Лавриненко. М., Юрист, 1996.
15. Философия: Учеб. пособие /Под ред. Ю.А.Харина. Минск, ТетраСистема, 2000.