Мораль – сфера внутренней регламентации поведения, самоопределения и свободного выбора человека, а, следовательно, сфера его личной ответственности
Мораль обусловлена социально-исторически, ее структура и содержание изменяются, а конкретный облик в ту или иную эпоху определяется многими факторами:
· типом материально-производственной деятельности;
· социальной структурой;
· господствующей системой ценностей;
· состоянием государственно-правовой регуляции;
· средствами коммуникации и т. д.
Основные теории происхождения морали:
· естественно-историческая;
· религиозная;
· априорно ценностная.
Философская наука, изучающая происхождение, природу и специфику морали и нравственности, называется этикой.
Предлагая образцы должного, разумного, общечеловеческого, мораль служит критерием культуры межличностных и общественных отношений людей, средством духовно-персонального самоопределения личности, атрибутивной характеристикой социального бытия.
В уровне нравственного развития личности, ее моральном облике наиболее полно и рельефно выражены автономия и величие человеческого духа.
Социальные функции морали:
•оценочная (проявляется в стремлении морали придать повседневному человеческому бытию высший смысл);
• императивная(свойство морали требовать определенного поведения, отражает долженствовательный характер морали);
• воспитательная (создает условия для самосовершенствования личности);
• коммуникативная(формирует способность относительно самостоятельно вырабатывать и направлять свою стратегию поведения без повседневного внешнего контроля в рамках межличностного общения);
• гуманизирующая (способствует гуманизации отношений людей друг к другу, уравнивает их перед лицом морали);
• познавательная (обеспечивает человеку возможность познания мира и смысла человеческого существования).
В эволюции духовной культуры существенно важную роль играют социально-психологические и чувственно-эмоциональные структуры сознания. Они расширяют и обогащают код, смысл и язык культуры, стимулируют ее интеллектуальные и политико-идеологические формы, воплощают преемственную связь поколений, оптимизируют процессы культурной коммуникации.
Искусство– особая форма освоения мира, основу которой составляет эстетическое отношение человека к действительности(греч. аеsteticos – чувствующий, чувственный).
Универсальный характер эстетического отношения человека к действительности несомненен.
Эстетические переживания – атрибутивная характеристика специфически человеческого способа бытия в мире.
Однако в большинстве ее видов и форм эстетический аспект является второстепенным, подчиненным (материальное производство, наука, право, спорт и т. д.).
Только в искусстве эстетическое обладает самодовлеющим статусом, приобретает основное и самостоятельное значение.
Термин "искусство" употребляется чаще всего в двух основных значениях:
1) мастерство, умение, сноровка в любой форме практической деятельности;
2) особая форма человеческой деятельности, ориентированная на создание художественных произведений (художественное творчество), в которой эстетическое сознание из сопутствующего элемента превращается в основную цель.
Отмеченная сфера художественного творчества, исторически развиваясь, образует особую подсистему культуры – художественную культуру, функционирующую по имманентным законам и обладающую рядом специфических особенностей.
Искусство в отличие от других форм духовной деятельности ориентировано на эмоционально-чувственную сферу человека.
Чувственно-наглядный характер произведений искусства в совокупности с особым арсеналом выразительных и изобразительных средств обеспечивает ему колоссальную силу воздействия на человека, его убеждения и ценностные ориентации.
На первый план в искусстве выступает субъект и субъективность художника, его свобода, собственное видение и переживание мира. Поэтому подлинное искусство демократично, гуманистично и антиавторитарно по своей сути.
Изучением природы и специфики эстетического отношения человека к действительности, закономерностей художественного творчества занимается особая философская наука – эстетика(понятие введено в XVIII в. А.Баумгартеном).
Философско-эстетические взгляды развивались Аристотелем, И. Кантом и другими философами.
Как философия искусства эстетика впечатляюще представлена в творчестве Г. Гегеля.
Среди отечественных исследователей искусства широко известны А. Герцен, В. Белинский, Н. Бердяев, Л. Гумилев, А. Лосев, Д. Лихачев, Э. Ильенков и другие.
Историки полагают, что искусство восходит к эпохе верхнего палеолита и насчитывает 300-400 веков своей эволюции.
В современной философской литературе отсутствует единая точка зрения на проблему происхождения искусства.
Имеют место религиозные, игровые, эротические, подражательные, трудовые и некоторые другие гипотезы, объясняющие его генезис.
Искусство реализует задачи культурного самоопределения личности и социальных общностей, трансляции художественного опыта человечества, организации эстетического отношения человека к миру, а в конечном итоге – воспроизводства человека как универсального и целостного существа.
Функции искусства:
· познавательная;
· воспитательная;
· аксиологическая;
· коммуникативная;
· эстетическая.
Религия (лат. rеligiо – благочестие, набожность, святыня) – мировоззрение, миропонимание и мироощущение, основанное на вере в реальное существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и в их определяющее воздействие на мироздание и жизнь человека.
Философское осмысление данного феномена культуры предполагает постановку и развернутую интерпретацию следующих задач:
· определение сущности религии и места в системе мировоззрения;
· выявление социальных и психологических аспектов религии, ее онтологического и гносеологического статуса;
· экспликация нравственного смысла религии и ее роли в жизни общества, в духовной эволюции человека и человечества и др.
Религиозное отношение человека к миру носит универсальный характер.
Оно возникает на основе стремления человека обрести непосредственную связь с Абсолютом, а религия осмысливает и в различных версиях интерпретирует эволюцию и горизонты духовной связи человека и Абсолюта.
Поэтому религия – универсальный феномен, ее содержание выступает предметом индивидуальной веры и мировоззренческой парадигмой, принятой в результате свободного выбора, а религиозное сознание отличается образностью и обращено главным образом к эмоционально-чувственной сфере человека.
В истории философской мысли сложилось несколько концепций, объясняющих происхождение и сущность религии:
· по мнению И. Канта, религия представляет собой познание наших обязанностей в виде божественных заповедей, но не в виде санкций (произвольных, случайных для самих себя предписаний некой чужой воли), а как существенных законов любой свободной воли;
· для Гегеля религия – самосознание абсолютного духа или знание божественного духа о себе благодаря опосредованию конечным человеческим духом;
· как превращенную форму отражения человеческого бытия рассматривал религию Л. Фейербах;
· Ф. Энгельс трактовал ее как фантастическое отражение внешних обстоятельств, господствующих над людьми в их реальной жизни;
· по мнению Э. Дюркгейма, религия – это идеологический механизм, обеспечивающий целостность общества посредством сакрализации базовых социальных связей;
· 3. Фрейд считал религию коллективным неврозом, массовой иллюзией, коренящейся в комплексе Эдипа;
· У. Джемс полагал религиозные представления врожденными, источником которых является нечто сверхъестественное.
Религия – системное социокультурное образование, включающее религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации.
Религиозное сознание представляет собой два относительно самостоятельных уровня – религиозную идеологию и религиозную психологию. В современных развитых религиях в состав религиозной идеологии входят теология, религиозная философия, богословские концепции отдельных сфер общества (экономики, политики, права и т. д.).
Религиозный культ – совокупность символических действий, связанных с практическим и духовным обращением к Богу.
Религиозные организации – это объединения последователей той или иной религии, возникающие на основе общности верований и культа.
Основным типом религиозной организации является церковь – религиозный институт, регулирующий как отношения внутри религиозных объединений, так и связи со светскими социальными институтами.
Религия – явление многоплановое и многозначное. Выполняя мировоззренческую, компенсаторную, коммуникативную, интегрирующую функции, она порождена особыми закономерностями социальной динамики. Социальные процессы определят в конечном итоге и ее судьбу.