Сообщения учащихся о детстве и юности поэта, о начале литературной деятельности, о длительной службе на чужбине.
Ход урока
I. Организационный момент. Целеполагание.
План
1. Детство и юность.
2. Начало литературной деятельности.
3. Служба на чужбине.
4. Основные темы и мотивы лирики Тютчева.Анализ стихотворения «Не то, что мните вы, природа…»
II. Повторение изученного.
Укажите ИВС(письменно). Самостоятельно работает учащийся у доски
· Пушкина читали все
· Наступило вечное мгновение.
· Чёрный вечер – белый снег
· Совы летают, как хлопья белого снега
· Чайник кипит
· Сон наяву
· Покатились глаза собачьи
Золотыми звёздами в снег.
· Готов задушить в объятьях.
· Ледовая дорожка ждёт будущих чемпионов.
· Люди в белых халатах.
Фронтальный опрос(устно)
· Что такое метафора?
· Дайте определение синтаксическому параллелизму?
· Что такое сравнение?
· Что такое антитеза?
· Что такое парцелляция?
· Что такое литота?
· Что такое градация?
· Что такое архаизмы?
· Что такое профессионализмы?
· Что такое диалектизмы?
· Что такое лексический повтор?
· Что такое перифраз?
· Что такое оксюморон?
III. Основная часть урока. Жизненный и творческий путь Ф. И. Тютчева .
Вступительное слово учителя.
Федор Иванович Тютчев (1803–1873) – поэт-мыслитель, чей голос не умолкал на протяжении многих десятилетий и без которого, по словам великого Л. Н. Толстого, «нельзя жить». Лучшие стихи Тютчева и сейчас волнуют читателей своей красотой, глубиной и силой мысли. Поэт не создает поэм, его стихи – короткие. Вся поэзия – чуть больше четырехсот лирических фрагментов. Фрагмент – ведущий жанр лирики Ф. И. Тютчева. И это не случайно. Лишь на мгновение открывается единство души человеческой и души природы. Это мгновение и отражается в лирических фрагментах поэта.
Н. А. Добролюбов: Тютчеву «доступны и знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая дума, возбуждаемая не одними стихийными явлениями, но и вопросами нравственными, интересами общественной жизни».
Мы знаем слова поэта, обращенные к убитому Пушкину:
Тебя ж, как первую любовь,
России сердце не забудет…
Или еще одно тютчевское стихотворение:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить;
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
Знамениты романсы на стихи Тютчева: «Я помню время золотое…» (1836), «Я встретил вас – и все былое…» (1870), посвященные Амалии Лерхенфельд, в которую поэт был влюблен.
Романсы можно прослушать в записи.
В чем же необычность судьбы Ф. И. Тютчева – человека и поэта?
Сообщения учащихся о детстве и юности поэта, о начале литературной деятельности, о длительной службе на чужбине.
Поэт родился в 1803 г. в культурной стародворянской семье среднего достатка, где сильны были патриархальные начала. Детство провел в усадьбе Овстуга Орловской губернии, Москве и подмосковном имении Троицком. Иван Николаевич Тютчев – отец поэта, был гостеприимным хозяином-помещиком. Екатерина Львовна – мать поэта – умная и впечатлительная, но несколько нервная, имела сильное влияние на сына.
1803—1819 гг. — детство, юность, учеба у С. Е. Раича (домашним образованием Тютчева руководил поэт-переводчик С. Е. Раич, приобщивший своего воспитанника к литературному творчеству). С 12 лет Тютчев проявил интерес к латинской литературе, занимался переводами Горация.
С 1819 по 1821 гг. Тютчев учился в Московском университете на словесном отделении, увлечение философией Паскаля и Руссо. «Pensées» («Мысли») Паскаля — импульс к философскому характеру его лирики, осмыслению места человека во Вселенной, связям человека и природы.
В студенческие годы участвовал в литературной жизни университета, но политикой почти не интересовался. К революционным выступлениям молодежи относился отрицательно.
С 1821 г. Тютчев поступил на службу в Коллегию иностранных дел, далее переехал в Мюнхен, где началась его карьера дипломатического чиновника.
За границей поэт прожил 22 года. Его мучило одиночество, оторванность от друзей, от России.
1822—1837 гг. — служба в русской дипломатической миссии в Мюнхене, а затем в Турине.
Успех в творчестве обеспечили напечатанные в «Современнике» в 1836 г. стихи под заголовком «Стихи, присланные из Германии». 24 стихотворения поэта были прочитаны и одобрены П. А. Вяземским и В. А. Жуковским. Вопрос об отношении к стихам Пушкина остается спорным и по сей день, но Россия узнала о Тютчеве благодаря Пушкину и его журналу «Современник».
1838 г. — смерть первой жены поэта Элеоноры Тютчевой.
1839 г. — второй брак с Эрнестиной Дёрнберг.
1840-е гг. — период становления политического мировоззрения Тютчева.
1844 г. — возвращение в Петербург. Публикация политических статей «Россия и Германия», «Россия и революция», «Папство и римский вопрос».
1850год знаменателен в творческой биографии поэта. Н. А. Некрасов опубликовал в «Современнике» 92 стихотворения Тютчева. Читающая Россия по-настоящему узнала Тютчева! Его дарование с особой силой сказалось в лирике природы и в лирике любви.
1854 г. — выход первого сборника стихотворений Тютчева
1850—1860-е гг. — усиление трагизма восприятия действительности, связанное с осмыслением жизни в России, и критика правительства. Драматический характер любви к Елене Денисьевой и ее смерть (1864).
1858—1873 гг. — служба в России в должности председателя Комитета цензуры иностранной.
1873 г. — смерть Тютчева.
IV. Лекция учителя «Основные темы и мотивы лирики Тютчева»(краткое изложение).
Поэзия для Тютчева – средство самовыражения, общение с читателем имело меньшее значение.