Часть вторая. Первоисточники

ММ

Экзаменационные вопросы по курсу «Философия»

Часть первая. Теория.

1. Проблема определения предмета философии. Специфика философского знания.

2. Исторически сложившиеся предубеждения против сущности философии: софистическое, идеологическое, мировоззренческое, методологическое, мистическое.

3. Происхождение философии. Философия как обращение к «началу». Понятие «исторической эпохи».

4. Основные характеристики философской системы. Индивидуализирующее измерение философии.

5. Возникновение философии на фоне мифа. Особенности мифологического мышления. Переход от мифологического мышления к рациональному.

6. Философия и наука. Принципы научного мышления. Понятие техники философского искусства. Специфика философского языка.

7. Воссоздание культурно-исторического контекста древнегреческой философии. Античные корни западной культуры. Единство и различия восточной и западной культуры и философии.

8. Основные направления философской мысли: Античность, Средние века, Возрождение, Новое время, Просвещение. Особенность современной исторической ситуации в философии.

9. Ключевые проблемы современности, их связь с философской и культурной традицией.

Состояние «пост-философии» (ХХ век): место философии в ситуации «смерти философии». Современность и ее философское осмысление. Что значит: быть современным?

10.Рациональность как философская проблема. Классическая и неклассическая рациональность. Противоречия в развитии современной культуры.

11. Бытие как проблема онтологии. Становление классической онтологии в античной философии.

12. Античная философия: общая характеристика, основные этапы развития, основной круг проблем.

13. Проблематика бытия (небытия), движения (непрерывности) в школе элеатов. Апории Зенона как гносеологическая проблема.

14. Парменид о тождестве мышления и бытия. Атомистическая теория Демокрита.

15. Учение Сократа и его место в античной философии. Техника сократовского искусства: искусство вопрошания, искусство незнания, майевтика, диалектика.

16. Учение Платона об идеях («видах», эйдосах), о душе и познании. Идея блага.

17. Онтология Аристотеля. Бытие и сущее. Сущность как первая категория.

18. Критика учения Платона об идеях у Аристотеля. Теория познания Аристотеля. Наука, искусство и опыт.

19. Философия эллинистической эпохи: киники и скептики, стоики и эпикурейцы.

20. Средневековая философия: проблемы периодизации. Проблема отношения новой культуры (христианской) к античному (языческому) наследию (риторический принцип). Соотношение религии, философии и догматического богословия в философии христианского средневековья.

21. Специфические черты философии Возрождения. Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения.

22. Категории пространства и времени в культуре Нового времени. Основные черты эпохи Нового времени. Формирование научной картины мира. Философско-религиозные истоки новоевропейского естествознания.

23. Проблема метода в науке. Метод – как инструмент построения «нового мира». Основные правила Метода. (Р. Декарт)

24. Р. Декарт: принцип методического сомнения. Очевидность как критерий истины. «Сogito ergo sum».

25. Учение Р. Декарта о двух субстанциях: res cogitans и res extensa. Онтологическое доказательство бытия Бога. Понятие врожденной идеи.

26. Философия Просвещения: основные характеристики. Sapere aude! – как основной девиз эпохи Просвещения.

27. Замысел и предмет критической философии Канта. Смысл и содержание «революции образа мышления» или коперниканского переворота Канта. Явление и вещь в себе.

28. Априорные формы познавательных способностей. Кант о возможности априорных синтетических суждений.

29. Учение Канта о чувственности и ее априорных формах: пространстве и времени. Всеобщность и необходимость научного знания.

30. Основные тенденции и направления философии ХIХ века.

31. Философия Ницше: проблема нигилизма и «переоценка ценностей». Человек как путь к сверхчеловеку.

32. Основные направления и проблемы философии ХХ века.

33. Психоаналитическое направление в философской антропологии ХХ века. Природа бессознательного и его роль в жизни человека (З. Фрейд).

34. Понятие культуры и ее сущность. Культура массовая и элитарная. Феномен масс-медиа.

Часть вторая. Первоисточники.

1. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990. (статьи: Призвание философа; Как я понимаю философию; Идея преемственности и философская традиция; Философия – это сознание вслух) (см. диск, папка «введение») http://lib.rus.ec/b/35392

2. Мамардашвили М.К. Проблема человека в философии. (см. диск, папка «человек»)http://www.psychology.ru/library/00021.shtml

3. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991. Лекции 1-5. (см. диск, папка «учебные тексты»)

4. Берлин И. Назначение философии // Вопросы философии. Вып. 5. 1999. (см. диск, папка «введение»)

5. Делёз Ж. Гваттари Ф. Что такое философия? СПб., 1998. (фрагменты) (см. диск, папка «введение»)

6. Поппер К. Все люди — философы: Как я понимаю философию; Иммануил Кант — философ Просвещения. М., 2003 (статья «Как я понимаю философию») (см. диск, папка «учебные тексты»)

7. Вайцзеккер К.Ф. Физика и философия.Вопросы философии.— 1993.— №1.— С. 115—125. (см. диск, папка «учебные тексты»)

8. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат // Витгенштейн Л. Избранные произведения. Т. 1, М.: Гнозис, 1994. (отрывок) (см. диск, папка «учебные тексты»)

9. Платон. Государство. Книга 7. // Платон. Собр. соч. в 4-х тт.Т. 3, М., 1993. (миф о пещере) (см. диск, папка «учебные тексты»)

10. Декарт Р. Размышления о первой философии // Декарт Р. Собр. соч. в 2 –х тт. Т. 2, М., 1994. (Первое, второе и третье размышления). (см. диск, папка «учебные тексты»)

11. Кант И. Ответ на вопрос: Что такое Просвещение? // Кант И. Собр. соч. в 6-ти тт. Т.6, М., 1966. (см. диск, папка «наука и просвещение») + текст М. Фуко «Что такое Просвещение» (там же)

12. Кант И. Критика чистого разума. // // Кант И. Соч. в 8 т. Т.3, М., 1994. (см. диск, папка «учебные тексты»)

13. Ницше Ф. К генеалогии морали. // Ницше Ф. Соч. в 2 т. Т.2, М., 1996. (см. диск, папка «учебные тексты»)

14. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. Пер. Л.Любарской, Е.Марковской. М., 2000. (см. диск, папка «учебные тексты»)

Наши рекомендации