Культурно-исторические типы Н. Данилевского
Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885 - русский ученый биолог, статистик, историк, философ), по своему мировоззрению примыкал к идеологии славянофилов, которые считали, что славянам не стоит обращаться к историческому опыту Европейской цивилизации; у них есть собственный, более продуктивный и более гуманный путь прогресса. Эти идеи были реализованы Данилевским в его историко-философской концепции, изложенной в работе "Россия и Европа" (1871). В этом труде были сформулированы все основополагающие методологические принципы культурологической философии истории.
Данилевский утверждает, что общей истории у человечества нет. Каждый народ представляет собой своеобразный, неповторимый культурно-исторический тип, живущий по своим меркам и своей системе ценностей.
Признаки культурно-исторического типа:
ü своеобразный язык как основание культуры;
ü особый духовный склад народа (современный термин - менталитет); ядро которого составляет религия;
ü наличие у народа политической независимости (когда народ обретает государственность), то реализуется возможность более эффективного развития первых двух признаков.
Данилевский формулирует следующие основные законы развития культурно-исторических типов.
Закон 1. Всякое племя или семейство народов, характеризуемые отдельным языком или группой языков... составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и вышло уже из младенчества.
Закон 2. Дабы цивилизация, свойственная самобытному культурно-историческому типу, могла зародиться и развиваться, необходимо, чтобы народы, к нему принадлежащие, пользовались политической независимостью.
Закон 3. Начало цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций.
Закон 4. Цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, тогда только достигает полноты разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, его составляющие, - когда они не будучи поглощены одним политическим целям, пользуясь независимостью, составляют федерацию или политическую систему государств.
Закон 5. Ход развития культурно-исторических типов ближе всего уподобляется тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения - относительно короток и истощает раз и навсегда их жизненную силу[39].
Данилевский различает три типа народов:
v народы - творцы культур;
v народы - разрушители, могильщики цивилизаций (например, гунны, монголы, турки-османы).
v пассивные народы (этнографические) - медленно строят свою культуру и выступают инструментом для народов - творцов.
К первому типу относятся, например, следующие культуры:
o египетская - еврейская - перуанская
o китайская - греческая - романо-германская
o халдейская - римская (европейская)
o индийская - аравийская - российская[40]
o иранская - мексиканская
В своем относительно замкнутом развитии каждая культура проходит три основных стадии:
ü первая - этнографическая - собирание ценностей своей культуры, выработка своего духовного склада;
ü вторая - государственная - обретение государственной самостоятельности;
ü третья - фаза цивилизации - старение и умирание; культура прекращает творчество и начинает переживать старое.
Первая и вторая фазы, по мнению ученого, могут длится сколь угодно долго, а для третьей отмерено не более 500 лет.
Структура общественных отношений выражена у Данилевского в "общих разрядах культурной деятельности". Он выделяет четыре основных сферы общественной жизни и располагает их по степени значимости:
1. Деятельность религиозная, объемлющая собою отношение человека к Богу, понятие человека о судьбах своих как нравственно неделимого в отношении к общим судьбам человечества и Вселенной.
2. Деятельность культурная (в узком значении этого слова) - развитие науки, искусства, техники.
3. Деятельность политическая, объемлющая собою отношения людей между собою как членов одного народного целого и отношения этого целого как единицы высшего порядка к другим народам.
4. Деятельность общественно-экономическая, объемлющая собою отношения людей не непосредственно как нравственных и политических личностей, а посредственно – применительно к условиям пользования предметами внешнего мира, добывания и обработки их[41].
В зависимости от того, какая сфера жизнедеятельности развита больше, Данилевский выделяет типы одноосновные (европейская культура - религиозная деятельность, греческая - эстетическая, римская – политическая); двухосновные (европейская - политико-культурный тип). Характеризуя с этой точки зрения славянский культурно-исторический тип, Данилевский делает такой прогноз: "Мы можем надеяться, что славянский тип будет первым четырех основным культурно-историческим типом"[42]; т.е. в нем получают развитие все сферы общественной жизни. Философ также утверждает, что славянский тип отличается молодостью, жизнетворчеством и имеет большие преимущества перед европейской культурой, находящейся в фазе цивилизации. Эта же мысль позже будет высказана Освальдом Шпенглером в его знаменитой книге "Закат Европы".