Структура научного познания. Понятие метода научного познания.

Текст лекции по теме №13

Тема занятия:Наука и научное познание.

Вопросы занятия:

1. Наука как социальное явление

2. Структура научного познания. Понятие метода научного познания.

3. Основные формы научного познания.

4. Наука и техника.

Наука как социальное явление.

Наука – это система исследовательской деятельности общества, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении.

Наука в классическом виде сформировалась в XVII— XVIII вв. и представляла собой естествозна­ние. Наука считалась единственной, способной добывать знание. Наука, как и другие формы духовной культуры изменялась и развивалась. Во второй половине XIX в. начинает быст­ро развиваться гуманитарное и социальное знание, которое по своему содержанию отличалось от научного.

В науке новые сведения о реальности форму­лируются и выражаются в виде непротиворечивых принци­пов и законов.

Другой особенностью научного знания является его объективность. Наука стре­мится постигать действительность как можно точно, по возможности исключая субъективистские мо­менты. В отличие от обыденного, научное знание не ограничи­вается фактами, а объясняет их, т.е. имеет объяснительный характер.

Научное знание в отличие от обыденного, художественного, религиозного или мифоло­гического является знанием доказательным. Это, однако, не отменяет того факта, что в научном знании существуют гипотезы, которые в дальнейшем могут быть опровергнуты. Наука имеет интенцию на обоснование своих положений, что роднит ее с философией.

Наука стремится обнару­жить общее и необходимое. Цель науки — открытие за­кономерностей и общих принципов.

Эвристичность научных теорий - предсказание неизвест­ных явлений и фактов или определение тенденций разви­тия уже известных.

Особеннос­тью научного знания является его системная организован­ность. Все данные науки упорядочены в теории и концеп­ции, которые согласуются друг с другом.

Критерии научности.

Научное знание – это логическое знание, подтвержденное опытом. В истории философии рационализм традиционно противопоставлялся эмпиризму и сенсуализму. Выработка критериев научности явилась важнейшей задачей для самой науки, т.к. необходимо было найти достоверный базис научного познания, отличавший науку от других видов интеллектуальной деятельности.

Логический позитивизм (представители «Венского кружка» М. Шлик, позднее – Р.Карнап, Ф.Вайсман, О Нейрат) сводит философию к логичекому анализу научных высказываний.

В качестве первого принципа рассматривается принцип верификации, т.е. опытной подтверждаемости. Только те высказывания имеют научный смысл, которые допускают сведение к чувственному опыту и поэтому проверяемы с помощью опыта. С помощью этого принципа предполагалось очистить науку и построить идеальную модель с точки зрения логики.

Но кроме эмпирического уровня знания существует и теоретический уровень, который образуется при помощи индуктивных обобщений. Теоретический и эмпирический уровни научного знания – это структурные уровни знания.

На теоретическом важны научная гипотеза и законы, которые требуют обоснования и проверки. Важно установить связь между теоретическим и эмпирическим уровнями и осуществить проверку при помощи эмпирических фактов, т.е. провести редукцию – сведение теоретического знания к эмпирическому.

Но наука не может развиваться только на основе опыта. Различные формулировки общих законов не могут быть проверены с помощью критерия верификации. Эти противоречия были преодолены в постпозитивистских концепциях.

Принцип фальсифицируемости К.Поппера – принцип отграничения научного знания от ненаучного. Поппер считал, что научное отношение это критическое отношение. Испытание гипотезы на научность заключается в не поиске подтверждающих фактов, а в попытке ее опровергнуть. Фальсифицируемость приравнивается к эмпирической опровержимости. Из общих теорий выводятся следствия, которые могут быть соотнесены с опытом. Следствия подвергаются проверки. Опровержение одного следствия теории фальсифицируют всю систему. Если теория построена так, что она в принципе не опровержима, то ее нельзя считать научной. Но и эта теория была противоречива.

Было предложено рассматривать науку не только на эмпирическом и теоретическом уровнях, но и на метатеоретическом, где задаются содержательные нормы и стандарты научности.Т. Кун ввел новое понятие «парадигма» для обозначения метатеоретического уровня.

Парадигма – (пример, образец) модель любого вида человеческой деятельности, принятая в качестве образца. На уровне парадигмы формируются основные нормы отграничения научного знания от ненаучного.

И. Лакотос вводит новое понятие «научно – исследовательская программа».

Основой программы является совокупность методологических принципов. Он вводит такие понятия как «позитивная эвристика» и «негативная эвристика», которые помогают сохранить опыт и логику, а также ряд содержательных установок. По мнению Лакотоса, исследовательская программа является успешной, которая дает больше новых предсказаний, подтверждаемых опытом. Опыт выступает мерой в оценке конкурирующих программ. Если же опыт опровергает теорию, то вся программа, сохраняя ядро и позитивную эвристику, остается дееспособной. Опровержение теории не является основанием для отвержения всей программы.

Наука стала фактором производственного процесса, который в свою очередь был и сферой приложения науки. Техника становилась опредмеченной силой знания и все больше зависела от успехов научных исследований.

Рациональное начало, лишенное эстетического смысла, вырождается в пустую форму. Еще древние греки поняли - истина не существует вне добра и красоты. В XX в. пришло время вновь обратиться к мудрости античных философов. Именно такой общекультурный контекст вызвал всплеск интереса к рациональности.

Существуют две основные линии в осмыслении проблемы рациональности: сциентизм и антисциентизм.

Сциентизмделает акцент на науке и поиске строгих средств систематизации знания. Это направление представлено позитивизмом, неопозитивизмом и постпозитивизмом.

Антисциентизмсвязывает проблемы рациональности с философией жизни, экзистенциализмом, философской антропологией. Наука отодвигается на второй план. Акцент делается на вненаучные формы постижения действительности, на спонтанность человеческого поведения. Развитие этого противоречия способствовали выработке нового представления о рациональности.

XVII – XVIII вв. – расцвет культа разума. Бэконовское изречение «Знание – сила» стало гарантией достижения счастья. Основной задачей становится просвещение. И только в н. XX в. развитие рациональности приводит к изменению культурных смыслов и установок. Ориентир на науку породил кризис в ней самой. Человечество осознало, что в погоне за знанием, забыло о добре и красоте.

Структура научного познания. Понятие метода научного познания.

Процесс познания не исчерпывается изучением объективной реальности. На определенном уровне развития наука обращается к самопознанию. На этом пути одной из ключевых проблем является проблема методов исследования. Познавательный процесс включает в себя использование множества различных приемов, методов и форм познания.

Под приемами мышления и научного познания понимаются общечеловеческие и общегносеологические операции, используемые человеческим мышлением во всех сферах и на любом этапе научного познания.

Метод (от греч. methodos – путь исследования) – это система регулятивных принципов практической или теоретической деятельности человека.

Научный метод – это определенным образом упорядоченная познавательная деятельность, в итоге которой достигается познание истины. Применяемый научный метод определяется характером исследуемого объекта.

Методы научного познания делятся на три группы: специальные, общенаучные и универсальные или всеобщие.

Специальные методы применимы только в рамках отдельных или частных наук. Общенаучные методы используются во всех науках.

Философское учение о методах познания и преобразования действительности называется методологией.

Методология – учение о методах познания и преобразования действительности, где изучаются приемы получения знания, а не само знание. Методология имеет описательную и нормативную составляющие. Первая часть методологии – описание того, как функционирует и как достигается знание, вторая – предписание правил и образцов достижения адекватного знания, нормы его оформления и функционирования.

Научное знание рассматривается как целостная система, состоящая из эмпирического, теоретического и метатеоретического знания.

Основной формой знания на эмпирическом уровне является факт.

На теоретическом – знание фиксируется в виде закона, принципа и теории.

На метатеоретическом уровне формулируются основные нормы и стандарты научности, это уровень знания, на котором наука встречается с философией. Здесь знание фиксируется в виде принципов, утверждающих нечто о самой научной теории.

Основными методами эмпирического познания являются наблюдение и эксперимент.

Наблюдение– совокупность действий, опирающиеся в основном на чувственные способности человека (ощущение, восприятие, представление), которые помогают получить знание о внешних сторонах, свойствах и признаках изучаемого объекта.

Эксперимент – метод исследования, позволяющий произвести измерения в изучаемом объекте с целью выявления его общих и необходимых свойств и отношений. Эксперимент включает в себя элементы наблюдения, но не тождественен ему. Эксперимент является связующим звеном между теоретическим и эмпирическим уровнями исследования. Особым видом эксперимента является мысленный эксперимент. Здесь ученый оперирует чувственными образами или теоретическими моделями. В результате наблюдения и эксперимента полученные данные описываются. Описание один из дополнительных методов эмпирического уровня. Описание должно быть по возможности точным, достоверным и полным. На основе описаний осуществляется дальнейшая систематизация знания.

На теоретическом уровне происходит выявление закономерностей между известными фактами и предсказание новых. Теоретически осмысленный факт становится научным фактом.

Методами теоретического уровня являются дедукция, индукция, аналогия.

Индукция – прием исследования, при котором мысль движется от частного знания, знания фактов к знанию общего. В основе индукции лежат индуктивные умозаключения, они не дают достоверного знания, лишь только «наводят» мысль на открытие общих закономерностей.

Дедукция – метод познания, в котором движение мысли идет от общего знания к знанию частного. Дедуктивные умозаключения дают достоверное знание при условии, что оно содержится в посылках. Индукция и дедукция органически связаны.

Аналогия – метод познания, дающий возможность на основе сходства объектов по одним признакам сделать вывод об их сходстве по другим. Аналогию называют выводом от частного к частному.

Сравнение – метод, позволяющий установить не только сходство, но и различие объектов. Метод сравнения близок к аналогии. Аналогия и сравнение позволяют выдвигать новые гипотезы.

Моделирование – такой метод исследования, при котором объект замещается другим. Первый – называется оригиналом, второй – моделью. Моделирование применяется там, где изучение оригинала невозможно или затруднено. На основе знания, полученного на модели, делают вывод о свойствах оригинала.

Методы метатеоретического уровня имеют вид общелогических приемов: анализ и синтез, абстрагирование, идеализация.

Анализ – это прием мышления, связанный с разложением объекта на части с целью их изучения.

Синтез – прием, связанный с соединением выделенных частей в целое.

Абстрагирование – прием мыслительного выделения

Идеализация - прием мышления, в процессе которого происходит предельное отвлечение от реальных свойств предмета, с одновременным введением в содержание образуемых понятий признаков, нереализуемых в действительности. Образуется новый идеальный объект (материальная точка, прямая).

Наши рекомендации