Семинар № 1. Античная философия (1 час)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА
(рабочий план)
Дисциплина Философия
Специальность/направление_44.0301 Педагогическое образование.
Профиль «Русский язык»
Курс 2, з/о Гр. 523401 Семестры 3-4
Фамилия, имя, отчество лектора д.ф.н., проф.Есюков Альберт Иванович
Фамилия руководителя практических занятий – проф. Есюков А.И.
Количество часов в семестре: лекции – 6 часов; практич. занятия – 6 часов. Всего 12 часов.
Общее 102 часа (3 зач. ед.), в том числе: аудиторные занятия 16, самостоятельная работа 82, КСР – 4,8
1. Лекции(3-й семестр – 4 ч.; 4-й сем. – 2 ч. Всего 6 часов)
№ п/п | Содержание | Количество часов | Дата | Примечание |
1. | Философия, ее предмет и место в культуре | 17ХII.2015 | ||
2. | Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии. | 24.ХII.2015 18.02.2014 | Далее 4-й семестр | |
3. | Философия бытия (онтология) | - | Самост. раб. | |
4. | Теория познания и философия науки | - | Самост. раб. | |
5. | Социальная философия и философия истории | Май 2016 | ||
6. | Философия политики и этика ответственности | - | Самост. раб. | |
7. | Проблемы философской антропологии | Май 2016 | ||
Итого: | ||||
Выполнение (нагрузка в часах): 6 час. « ___ » ________________ 2016 г. Подпись лектора: _______________________ |
- Практические занятия (семинары)4-й сем. – 6 ч.
№ п/п | Содержание | Количество часов | Вид занятий* | ||
Примечания | |||||
1. | Философия, ее предмет и место в культуре | - | Сам. работа1 | Работа с текстами (Конспекты) | |
2. | Античная философия | Семинар №1 | Работа с текстами (Конспекты) | ||
3. | Философия Средних веков и эпохи Возрождения | - | Самост. работа | Работа с текстами (Конспекты) | |
4. | Философия Нового времени | Семинар №2 | Работа с текстами (Конспекты) | ||
Немецкая классическая философия | Семинар №3 | Работа с текстами (Конспекты) | |||
5. | Европейская философия сер. ХIХ – ХХ вв. | Семинар №4 | Работа с текстами (Конспекты) | ||
6. | Русская философия | Семинар №5 | Работа с текстами (Конспекты) | ||
7. | Философская онтология | - | Самост. работа | Работа с текстами (Конспекты) | |
8. | Теория познания и методология науки | Семинар :№6 | Работа с текстами (Конспекты) | ||
9. | Социальная философия и философия истории | - | Самост. работа | Работа с текстами (Конспекты) | |
10. | Философия политики | - | Самост. работа | Прием к/работ | |
10. | Философская антропология | - | Самост. работа | Работа с текстами (Конспекты) | |
Итого: | |||||
Общее выполнение аудиторной нагрузки:12 час. | |||||
Подпись преподавателя |
Итоговый контроль
КСР: 4,8 час.
Консультация: 2 ч.
Экзамен 3 часа. сроки проведения – май/июнь 2016 г.
Составил __________ Есюков А.И.
(подпись) (фамилия имя, отчество)
Соответствует рабочей программе дисциплины от «10» сентября 2015 г.
Зав. кафедрой ____________П.В. Лизунов
(подпись) (фамилия, ,имя, отчество)
« 20» сентября 2015 г.
Нагрузка, предусмотренная учебно-методической картой, выполнена. Зав. кафедрой _____________П.В. Лизунов (подпись) (фамилия, имя, отчество) «___» июня 2016 г. |
Требования гос. образовательного стандарта по дисципл. «Философия»
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.
Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального.
Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.
Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс, личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Религиозные ценности и свобода совести.
Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.
Проблема истины. Действительность, мышление. Логика и язык. Научное и ненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смена типов рациональности. Наука и техника.
Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
Краткое содержание дисциплины«Философия»
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела дисциплины |
Философия, ее предмет и место в культуре | Философские вопросы в жизни современного человека. Предмет и структура философии. Основные характеристики философского знания. Функции философии. Философия и жизненный мир человека. | |
Исторические типы философии. | Возникновение философии. Философия древнего мира. Философия Средних веков и эпохи Возрождения. Философия XVII-XIX вв. Современная философия. Традиции отечественной философии. Философские традиции и современные дискуссии. | |
Философская онтология | Бытие как проблема философии. Монистические и плюралистические концепции бытия. Материальное и идеальное бытие. Специфика человеческого бытия. Пространственно-временные характеристики бытия. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности и множественности во Вселенной. Идея развития в философии. Бытие и сознание. Структура сознания. Сознание и бессознательное. Знание, сознание, самосознание. Мышление, язык, коммуникация. Язык как «дом бытия» | |
Теория познания и философия науки | Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания. Основные формы и методы познания. Проблема истинности в философии и науке. Многообразие форм познания. Истина, оценка, ценность. Познание и практика. Наука как знание, деятельность и социальный институт. Структура научного знания и проблема его обоснования. Верификация и фальсификация. Закономерности развития научного знания. Проблема научного метода. Позитивистские и постпозитивистские концепции науки. Научные революции и смена типов рациональности. Специифика социального познания. Свобода научного поиска и ответственность ученого. | |
Социальная философия и философия истории | Философское понимание общества и его истории. Общество как саморазвивающаяся система. Культура и цивилизация. Многовариантность исторического развития. Необходимость и сознательная деятельность людей в историческом процессе. Динамика и типология исторического развития. Гражданское общество, нация и государство. Общественно-политические идеалы и их историческая судьба: марксистская теория классового общества; «открытое общество» К. Поппера; «свободное общество» Ф. Хайека; неолиберальная теория глобализации. Концепции философии истории. | |
Политическая философия и этика ответственности | Структура политической системы: политические институты, политико-правовые нормы, политические отношения. Формы республиканского правления и политические режимы: демократический, авторитарный, диктаторский. Демократия, ее исторические формы и ценности. Три поколения прав человека, Политическая власть, концептуальные модели демократии и парадигмы политического. Проблема соизмеримости представлений о гуманизме в разных культурах. Социальная справедливость, политический конструктивизм и этика ответственности. Технологии власти в современном обществе. | |
Философская антропология | Человек и мир в современной философии. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Антропосоциогенез и его комплексный характер. Человек, свобода, творчество. Девиантное поведение как проблема философии. Человек перед собой и опыт встречи с Другим. Человек в системе коммуникаций: от классической этики к этике дискурса. Свобода, творчество, солидарность, справедливость, ответственность как ядро мотивационного комплекса личностного развития. Религия и философия о смысле жизни. Искусство жизни как предмет практической философии. Свобода и безопасность человека. Программа развития человеческого потенциала ООН. Индексы и индикаторы развития человека в России и странах мира: Доклады ООН за 1991 – 2013 гг.) |
2 курс Рус. яз., з/о. 2015-2016 уч. г. (Семинары – 6 час.) – 4 семестр
Семинар № 1. Античная философия (1 час)
1. Особенности и предпосылки античной философии.
- Проблема первоначала в античной философии. Атомизм Демокрита.
- Сократ и философия Платона.
- Философия Аристотеля.
- Философия Эпикура и римских стоиков (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий).
Источники
Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1978-1984 (Т.1: «Метафизика», «О душе»; Т.4: «Никомахова этика»). Аристотель. Политика. Афинская полития. М., 1997. (ч/з).
Платон. Собр. соч.: В 4 т. М., 1990-1995 (Диалоги: «Апология Сократа», «Федр», «Федон», «Государство»). Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М., 1998 (ч/з).
Сенека. Нравственные письма к Луцилию. М., 1986.
Библиографический список
Асмус В.Ф. Античная философия. Изд. 3. М., 2001. (ч/з)
Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985 (ч/з).
Кессиди Ф.Х. Сократ. СПб., 2001 (ч/з).
Кессиди Ф.Х. Вечный спутник человечества. Трактовка учения и деятельности Сократа в советский период // Вопросы философии. 2001. №9 (ч/з).
Платон: pro et contra: Платоническая традиция в оценке русских мыслителей: Антология. СПб., 2001 (ч/з).
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1994. Т. 1. (ч/з)
Семинар. Философия средних веков и Возрождения(Самостоятельное изучение).
1. Трансформация античной философии в средневековой культуре. Особенности религиозно-философской культуры: теоцентризм, креационизм, провиденциализм, теодицея, эсхатологизм.
2. Восточная (греческая) и западная патристика. Схоластика как система обучения и тип философии: спор об универсалиях, проблема веры и разума, доказательства бытия Бога.
3. Средневековая философия мусульманского Востока и Особенности развития философии в Византии. Византийский гуманизм ХIV-ХV вв. и антропология Григория Паламы. Византизм и русская культура.
4. Особенности духовной жизни в эпоху Возрождения. Изменение картины мира и представле-ния о человеке.
5. Пантеистическая онтология Николая Кузанского и Джордано Бруно.
6. Христианский гуманизм Эразма Роттердамского и философия власти Н. Макиавелли.
7. «Утопия» Т.Мора (1516) и («Город Солнца»Т. Кампанеллы (1602).
Источники
Антология средневековой мысли: В 2 т. СПб., 2001-2002 (ч/з).
Кузанский Н. Об ученом незнании// Сочинения. В 2 т. Т. 1. М., 1979.
Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. М., 1996 (ч/з).
Монтень М. Опыты: В 3 кн. М., 1979-1980 (ч/з).
Мор Т. Утопия // Утопический роман ХVI–ХVII веков. М., 1971. С. 41-140 (др. изд. - ч/з).
Роттердамский Э. Философские произведения. М., 1987.
Роттердамский Э. Похвала глупости. М., 1991.
Библиографический список
Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. СПб., 1991.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Кн. 2. Средневековье. СПб., 1994. Соколов В.В. Европейская философия ХV-ХVII вв. М., 1984.
Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.
Хрестоматия по истории философии: В 3 частях. Ч.1. М., 1997 (ч/з).
Семинар № 2. Философия Нового времени(ХVII-ХVIII вв.) – 1 час
1. Особенности европейской философской мысли Нового времени.
2. Проблема метода научного исследования: эмпиризм Бэкона и рационализм Декарта (правила метода) .
3. Концепция «общественного договора» Томаса Гоббса.
4. Джон Локк и Шарль Монтескье. Идеи Монтескье и «Наказ» Екатерины II.
5. Философия воспитания Я.А. Коменского и Дж. Локка.
Источники
Бэкон Ф. Новый Органон // Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1972 (ч/з).
Гоббс Т. Левиафан // Гоббс Т. Сочинения. В 2 т. Т. 2. М., 1991. (ч/з – др. изд.)
Декарт Р. Сочинения. В 2 т. М., 1989-1991 (Т.1. «Рассуждение о методе», «Размышления о первой философии»).
Коменский Я.А. Вселенский совет об исправлении человеческих дел // Коменский Я.А. Соч. М.,1997. С.177 – 402 (ч/з).
Локк Дж. Два трактата о правлении // Локк Дж. Сочинения. В 3 т. Т. 3. М., 1988. С. 135-406.
Локк Дж. Мысли о воспитании // Локк Дж. Сочинения. В 3 т. Т. 3. М., 1988. С. 407-608.
Монтескье Ш. О духе законов. М., 1999 (ч/з).
Хрестоматия по истории философии: В 3 частях. Ч.1. М., 1997 (ч/з).
Библиографический список
Нарский И.С. Западноевропейская философия ХVII века. М., 1974.
Нарский И.С. Западноевропейская философия ХVIII века. М., 1973.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 3. Новое время. СПб., 1996 (ч/з).
Хёсле В. Гении философии Нового времени. М., 1992 (ч/з).
Семинар № 3. Немецкая классическая философия ХVIII – ХIХ вв. – 1 час
1. Особенности культуры эпохи Просвещения и их отражение в немецкой философии.
2. Философия Им. Канта (познание, мораль, религия, воспитание,.проект «вечного мира»)..
3. Философия Шеллинга.
4. Философия Гегеля: логика, философия природы, философия истории.
5. Антропология Л. Фейербаха. Критика религии и философии Гегеля.
Источники
Гегель. Философия истории. СПб., 1993 (ч/з).
Кант И. Критика практического разума // Там же. Т. 4 (1). М., 1964 (ч/з).
Кант И. Критика чистого разума // Там же. Т. 3. М., 1964 (ч/з).
Кант И. К вечному миру // Там же. Т. 6. М., 1966 (ч/з).
Кант И. Религия в пределах только разума // Кант И. Трактаты. СПб., 1996 (ч/з).
Фихте И.Г. Речи к немецкой нации. М., 2008.
Библиографический список
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 3,. Новое время. СПб., 1996; Т.4. От романтизма до наших дней. СПб., 1997 (ч/з).
Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986.
Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. М., 1986.
Нарский И.С. Западноевропейская философия ХIХ в. М., 1976.
Философия Шеллинга в России / Под ред. В.Ф. Пустарнакова. СПб.: РХГИ, 1999. (Чит. зал).
Семинары №4 и 5 . Философия К. Маркса и философия ХХ века. – 2 часа.
1. Философии К. Маркса и Ф.Энгельса. Материалистическое понимание истории; экономический редукционизм и учение о миссии пролетариата. Эволюция «форм зависимости», понимание истории как процесса преодоления отчужденных форм существования человека.
2. Материализм ХХ – нач. ХХI в. Антропология Э. Фромма и концепция справедливости Дж. Роулза.
3. Позитивизм и аналитическая философия. Неопозитивизм и постпозитивизм.
4. Философии жизни Ф. Ницше и Философия экзистенциализма.
5. Истоки и основные идеи философской герменевтики (Х-Г. Гадамер, П. Рикёр).
6. Философия структурализма и постмодернизма. Археология знания и проблема власти.
Источники
Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.
Камю А. Бунтующий человек. М., 1990 (ч/з).
Кун Т. Структура научных революций. Изд. 2. М., 1977.
Левинас Э Избранное: Трудная свобода. М., 2004.
Лэнгле Альфрид. Person: Экзистенциально-аналитическая теория личности / Пер. с нем. М., 2009
Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Там же. Т. 3.
Маркс К. Экономическо-философские рукописи // Там же. Т. 42 (ч/з).
Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Соч.: В 2 т. Т.2. М., 1990. (ч/з)
Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995.
Ролз Дж. Теория справедливости. М., 2010.
Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989 (ч/з).
Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.
Фромм Э. Концепция человека у К. Маркса // Фромм Э. Душа человека. М., 1992. С. 375-414.
Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1994.
Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991 (ч/з).
Библиографический список
Зотов А.Ф. Современная Западная философия. М., 2012.
Данто А. Ницше как философ. М., 2001 (чит. зал).
Канке В.А. Современная философия. Учебник для магистров. М., 2013.166-181, 213-275.
Ойзерман Т.И. Опыт критического осмысления диалектического материализма // Вопр. философии. 2000. №2. ч/з
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.4. СПб., 1997. (ч/з).
Скирбекк Г., Гилье Н. История философии / Пер. с англ. М., 2000. Гл. 21. С. 524-553; с. 745-751.
См. статьи о философии Ф. Ницше в журнале: «Вопросы философии». 2002. № 2.