Глава 24. На Гелвуе и в Десятиградье
24.1. ЛАГЕРЬ НА ГЕЛВУЕ
Сентябрь и октябрь прошли в уединении в укромном лагере, разбитом на склонах горы Гелвуй. Весь сентябрь Иисус находился здесь наедине со Своими апостолами, обучая их и посвящая в истины Царства.
Существовало несколько причин для уединения Иисуса и апостолов в это время на границе Самарии и Десятиградья. Религиозные правители Иерусалима были настроены весьма враждебно. Ирод Антипа всё ещё держал Иоанна Крестителя в заточении, не решаясь ни освободить, ни казнить его, и продолжая подозревать, что Иоанн и Иисус каким-то образом связаны друг с другом. В этих условиях было бы неразумно планировать активную работу в Иудее или Галилее. Была и третья причина: постепенное усиление напряжённости между ведущими учениками Иоанна и апостолами Иисуса, что усугублялось с увеличением числа верующих.
Иисус знал, что предварительная работа – учёба и проповеди – подходит к концу, что следующий шаг положит начало полноценному и завершающему труду Его земной жизни, и Ему хотелось приступить к этому делу так, чтобы оно никоим образом не терзало и не смущало Иоанна Крестителя. Поэтому Иисус решил провести какое-то время в уединении и проверить подготовленность Своих апостолов, а затем спокойно трудиться в городах Десятиградья до тех пор, пока Иоанн не будет либо казнён, либо освобождён и сможет трудиться вместе с ними.
Со временем двенадцать становились всё более преданными Иисусу и всё более приверженными делу Царства. Эта преданность в значительной мере объяснялась личной верностью. Они не понимали Его многостороннего Учения, всей сущности Иисуса и значения Его посвящения на Земле.
За время, проведённое на Гелвуе, Иисус рассказал апостолам о Своём прошлом и о пребывании на горе Хермон. Он также частично поведал им о том, что произошло в горах в течение сорока дней сразу же после Его Крещения. И Он велел им не рассказывать об этом никому до тех пор, пока Он не вернётся к Отцу.
В эти сентябрьские недели они отдыхали, общались, делились своим опытом, накопленным с того времени, когда Иисус впервые призвал их к служению, и всерьёз пытались свести воедино всё, что они почерпнули от Учителя вплоть до этого времени. В какой-то мере все они чувствовали, что это станет их последним длительным отдыхом. Они понимали, что очередной публичный труд в Иудее или Галилее положит начало окончательному возвещению грядущего Царства, однако они очень смутно представляли себе, если представляли вообще, каким оно будет. Иоанн и Андрей считали, что Царство уже пришло. Пётр и Иаков полагали, что оно ещё не пришло. Нафанаил и Фома честно признавались в том, что они не знают, что думать. Матфей, Филипп и Симон Зелот были неуверены и смущены. Близнецы Алфеевы пребывали в состоянии блаженного неведения о существующих разногласиях, а Иуда Искариот молчал, не принимая ни одну из сторон.
Значительную часть этого времени Иисус провёл в одиночестве в горах поблизости от лагеря. Иногда Он брал с Собой Петра, Иакова или Иоанна, но чаще всего уходил один, чтобы предаться молитвам или общению с Отцом. После Крещения Иисуса и сорока дней, проведённых в горах Переи, вряд ли было бы правильно говорить об этих периодах общения с Отцом как о молитве, как было бы несообразно говорить о поклонении. Вернее назвать эти периоды личным общением Иисуса со Своим Небесным Отцом.
24.2. БЕСЕДА О МОЛИТВЕ
В течение всего сентября центральной темой обсуждений была молитва и поклонение. В заключение – после нескольких дней, посвящённых обсуждению поклонения, – Иисус выступил с памятным рассуждением о молитве в ответ на просьбу Фомы: «Учитель, научи нас молиться».
Иисус в частности сказал: «Иоанн научил вас действительно простой молитве: «О, Отец, очисть нас от греха, покажи нам славу Твою, раскрой любовь Твою и позволь Духу Твоему освятить сердца наши на веки вечные. Аминь!» Он научил этой молитве, дабы вам было чему учить народ. Он сделал это не для того, чтобы вы пользовались таким застывшим прошением для молитвенного выражения своих собственных душ.
Молитва – это только личное, неподготавлеваемое выражение отношения души к духу. Молитва должна быть сокровенным общением сына и выражением сопричастности. Если молитва диктуется духом, то в результате этого происходит духовный рост. Идеальная молитва есть духовное общение, которое ведёт к разумному поклонению. Истинная молитва отражает ваше подлинное небесное стремление к достижению своих идеалов.
Молитва – это дыхание души. Она должна привести вас к настойчивости в вашем стремлении познать волю Отца. Если у кого-либо из вас есть друг, и вы придёте к нему посреди ночи и скажете: «Друг, одолжи мне три хлеба, ибо мой друг зашёл ко мне с дороги, а мне нечем угостить его»; и если ваш сосед ответит: «Не беспокой меня, дверь уже заперта, мои дети и я уже в постели, поэтому я не могу встать и дать тебе хлеба», – вы будете настаивать, объясняя, что ваш друг голоден, и вам нечего предложить ему. Я говорю вам, что если он не поднимется, чтобы дать хлеба из дружбы к вам, то благодаря вашей настойчивости он встанет и даст столько хлебов, сколько вам нужно. Если настойчивость найдёт расположение даже смертного человека, насколько же больше хлеба жизни, благодаря своей настойчивости в духе, вы можете получить из благорасположенных рук Отца Небесного! И вновь Я говорю вам: проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучитесь в дверь, и она отворится вам. Ибо если кто просит, тому и дано будет; и тот, кто ищет, всегда найдёт; и если кто стучится в дверь спасения, то она откроется перед ним.
Кто из вас, будучи отцом, к которому сын обращается с неразумной просьбой, не ответит ему, руководствуясь родительской мудростью, а не ошибочным прошением сына? Если дитя нуждается в хлебе, дадите ли ему камень только оттого, что оно неразумно попросило его? Если сын просит рыбы, дадите ли ему водяную змею только потому, что она угодила в сеть вместе с рыбой и дитя по глупости своей просит змею? Если же вы, будучи смертными и конечными созданиями, знаете, как отвечать на просьбы и давать добрые и подобающие дары своим детям, то насколько же больше совершит ваш Небесный Отец духовных и многих других благодеяний для тех, кто попросит у Него! Людям всегда следует молиться и не предаваться унынию.
Позвольте рассказать вам об одном судье, который жил в нечестивом городе. Этот судья не боялся Бога и не уважал людей. В том же городе жила бедная вдова, которая много раз приходила к этому несправедливому судье, говоря: «Защити меня от моего противника». Какое-то время он не хотел её слушать, но после сказал сам себе: «Хоть я и Бога не боюсь, и людей не уважаю, но эта вдова не оставляет меня в покое. Я защищу её, чтобы она больше не приходила и не надоедала мне». Я рассказываю вам это для того, чтобы призвать вас к настойчивости в своих молитвах. Мои слова не означают, что ваши прошения изменят справедливого и праведного Отца Небесного. Своей настойчивостью вы должны добиваться не расположения Бога, а изменения своего земного отношения и расширения способности своей души к духовному восприятию.
Однако когда вы молитесь, вы почти не пользуетесь своей верой. Истинная вера сдвигает горы материальных трудностей, которые могут оказаться на пути развития души и духовного роста».
24.3. МОЛИТВА ДЛЯ ВЕРУЮЩЕГО
Но и это не удовлетворило апостолов. Они хотели, чтобы Иисус дал им образец молитвы, которому они могли бы учить новых учеников.
Выслушав беседу о молитве, Иаков Зеведеев сказал: «Пусть так, Учитель, но нам нужен пример молитвы не столько для самих себя, сколько для новых верующих, столь часто упрашивающих нас: «Научите, как нужно молиться Отцу Небесному»».
Когда Иаков умолк, Иисус сказал: «Если вы по-прежнему желаете услышать такую молитву, Я познакомлю вас с той, которой Я научил Моих братьев и сестёр в Назарете:
«Отец наш Небесный!
Пусть прославится имя Твоё,
пусть придёт Царство Твоё,
пусть исполнится воля Твоя
на земле, как на Небе.
Дай нам хлеб наш насущный на завтрашний день,
освежай наши души водой жизни.
И прости каждому из нас наши долги,
как и мы простили нашим должникам.
Спаси нас в искушении, избавь нас от зла,
и делай нас всё более совершенными, подобными Тебе»».
Иисус учил апостолов молиться тайно, уходить в одиночестве на природу, в её спокойное окружение, или отправляться в свои комнаты и закрывать двери, прежде чем приступать к молитве.
После смерти Иисуса и Его Вознесения к Отцу, для многих верующих стало обыкновением завершать эту так называемую Молитву Господню добавлением слов: «Во имя Господа Иисуса Христа». Ещё позже при переписывании были утеряны две строки, и к молитве было добавлено новое предложение: «Ибо Твоё есть и Царство, и сила, и слава вовеки».
Иисус дал апостолам коллективную молитву, которой пользовались Его домашние в Назарете. Он никогда не учил формальной индивидуальной молитве – только групповым, семейным или социальным прошениям. И Он никогда не делал этого по Собственной инициативе.
Одна из причин того, что Пётр, Иаков и Иоанн, столь часто сопровождавшие Иисуса в Его длительных ночных бдениях, никогда не слышали молитв Иисуса, заключалась в том, что их Учитель чрезвычайно редко облекал Свои молитвы в слова. Практически все Свои молитвы Иисус возносил в духе и в сердце – молча.
24.4. ДРУГИЕ МОЛИТВЫ ИИСУСА
Время от времени, в течение оставшегося периода Своего пребывания на Земле, Иисус обращал внимание апостолов на некоторые дополнительные формы молитвы, но использовал он их только в качестве иллюстраций в других вопросах и запрещал учить народ этим «иносказательным молитвам».
Среди этих молитв были следующие:
«Отец наш, в Ком заключены вселенские миры,
да возвысится имя Твоё и да восславится нрав Твой!
Присутствие Твоё охватывает нас, и вершится слава Твоя;
несовершенная в нас, в совершенстве является она на Небесах.
Ныне дай нам животворящие силы света,
и не дай нам сбиться на порочные глухие тропы наших мечтаний.
Ибо прославлена живущая в Тебе вечная сила,
что для нас – вечный дар бесконечной любви Сына Твоего;
вовеки веков, аминь!»
«Наш Родитель созидающий, Кто есть центр вселенной,
посвяти нам суть Твою и дай нам нрав Твой!
Благодатью Своей сделай нас сыновьями и дочерьми Твоими;
и прославь имя Своё в нашем вечном свершении.
Пошли Дух Свой, что направляет и руководит, жить и пребывать в нас,
дабы мы исполнили волю Твою в этом мире, как ангелы исполняют веления Твои в свете.
Придай нам сил ныне в нашем странствии по пути истины.
Избавь нас от безделья, зла и всяких греховных отступлений.
Будь терпелив к нам; мы же будем милостивы к ближним нашим.
Щедро наполни духом милосердия Своего сердца́ наши – сердца́ созданий.
Шаг за шагом, веди нас рукою Своею по запутанным путям жизни,
и когда придёт конец наш, прими к Себе верный дух наш.
Да исполнится воля Твоя, а не наши желания, аминь!»
«Совершенный и праведный Отец наш Небесный,
в этот день вдохновляй и направляй путь наш!
Освяти дела наши и приведи к согласию мысли наши.
Всегда веди нас по путям развития вечного.
Наполни нас всем могуществом мудрости,
и бесконечной силой Своей вдохни в нас жизнь.
Воодушеви нас божественным пониманием
присутствия и водительства воинств серафимов.
Вечно веди нас вверх по пути света.
Сполна оправдай нас в день великого Суда.
Сделай нас подобными Тебе в вечной славе,
и прими нас в Своё вечное небесное служение».
«Отец наш, покрытый тайной,
раскрой нам святой нрав Твой!
В этот день позволь детям Твоим земным
увидеть путь, свет и истину.
Покажи нам путь развития вечного,
и дай нам волю идти по этому пути.
Создай в нас Своё божественное царствование,
и этим одари нас полным владением собой.
Не дай нам сбиться на пути мрака и смерти;
вечно веди нас по водам жизни.
Услышь эти молитвы наши во славу Твою.
Возрадуйся, делая нас всё более похожими на Тебя.
Когда придёт конец, во имя божественного Сына,
прими нас в Свою вечную власть.
Да исполнится воля Твоя, а не наша, аминь!»
«Чудесные Отец и Мать, слитые в одном Родителе,
мы желаем быть верными божественной сути Твоей!
Пусть воля Твоя вновь живёт в нас и через нас
благодаря дару и посвящению Твоего божественного Духа;
и этим хоть несовершенно показывает в этом мире Тебя,
являющегося в совершенстве и величии на Небе.
Изо дня в день жалуй нам Своё благотворное служение в духе братства;
и, мгновенье за мгновением, веди нас по пути любвеобильного служения.
Будь вечно и неизменно терпелив к нам,
так же как мы являем терпение Твоё детям нашим.
Даруй нам божественную мудрость, благоприятную во всём,
и бесконечную любовь, благодатную для каждого создания.
Посвяти нам терпение и милосердие Твоё,
дабы сострадание наше могло объять слабых этого мира.
И когда завершится путь наш, то пусть он будет достоин имени Твоего,
порадует Дух Твой добрый и удовлетворит помощников душ наших;
не как желаем мы, Отец наш любящий, но как желаешь Ты вечного блага смертным детям Твоим.
Да будет так, аминь!»
«Наш всем преданный Источник и всемогущий Центр,
да чтится и святится имя всемилостивого Сына Твоего!
Щедроты и благословения Твои ниспосылаются нам,
наделяя нас силой для исполнения воли Твоей и велений Твоих.
Мгновенье за мгновеньем давай нам пищу от древа жизни;
день за днём питай нас живыми водами реки жизни.
Шаг за шагом выводи нас из мрака на божественный свет.
Обнови разум наш преображающей силой живущего в нас духа;
и когда придёт смертный час наш,
прими нас к Себе и направь нас в вечность.
Увенчай нас небесными венцами плодотворного служения,
и мы прославим Отца, Сына и Святую Силу;
по всей бесконечной вселенной, аминь!»
«Отец наш, обитающий в тайных обителях вселенной,
да чтится имя Твоё, да почитается милосердие Твоё и да вершится правосудие Твоё!
Пусть солнце праведности светит нам в полдень;
в сумерках же мы молим Тебя направить наши нетвёрдые стопы.
Веди нас за руку по путям, избранным Тобой,
и не оставляй нас, когда труден путь и когда нас окружает тьма.
Не забывай нас, столь часто забывающих Тебя и пренебрегающих Тобой.
Будь же милосерден и люби нас, как мы желаем любить Тебя.
Будь милостив к нам и милосердно прощай нас,
как справедливо прощаем мы тех, кто терзает и ранит нас.
Пусть же любовь, преданность и посвящение величественного Сына
даст жизнь вечную, исполненную Твоего бесконечного милосердия и любви.
Пусть же Бог вселенных полной мерой посвятит нам Дух Свой;
дай нам благодать, чтобы подчиняться водительству этого Духа.
Пусть же Сын ведёт и направляет нас до скончания века
через любвеобильное служение преданного воинства серафимов.
Извечно делай нас всё более похожими на Тебя,
и в конце пути нашего прими нас в вечные объятия Рая;
во имя Посвящённого Сына,
в честь и во славу Высшего Отца, аминь!»
Хотя апостолы не имели права использовать эти посвящённые молитве уроки в публичных проповедях, в своём личном религиозном опыте они извлекли большую пользу из всех этих откровений.
24.5. СОВЕЩАНИЕ С АПОСТОЛАМИ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ
Около 1 октября Филипп и часть его собратьев-апостолов отправились в одно из соседних сёл, чтобы купить еды, где повстречали нескольких апостолов Иоанна Крестителя. В результате этой случайной встречи на рынке, на Гелвуе состоялась трёхнедельное совещание апостолов Иисуса и апостолов Иоанна, так как незадолго до того Иоанн, следуя примеру Иисуса, назначил двенадцать своих ведущих учеников апостолами. Иоанн поступил так по призыву Абнера, главы его верных последователей. Иисус присутствовал в лагере на Гелвуе в течение первой недели этого совещания, отсутствуя там в течение второй и третьей недели.
К началу второй недели этого месяца Абнер собрал всех своих соратников в лагере на Гелвуе и был готов приступить к совещанию с апостолами Иисуса. В течение трёх недель эти двадцать четыре человека встречались трижды в день шесть дней в неделю. В первую неделю Иисус общался с ними в перерывах между их утренними, дневными и вечерними встречами. Они хотели, чтобы Учитель присутствовал на их встречах и возглавлял их совместные диспуты, но Он упорно отказывался участвовать в их дискуссиях, хотя и согласился выступить перед ними в трёх случаях. Эти выступления Иисуса перед двадцатью четырьмя были посвящены взаимопониманию, сотрудничеству и терпимости.
Андрей и Абнер поочерёдно председательствовали на совещаниях обеих апостольских групп. Этим людям предстояло обсудить и решить много сложностей и проблем.
Раз за разом они приходили со своими трудностями к Иисусу, но в ответ слышали от Него только одно: «Я занимаюсь только вашими личными, связанными лишь с верой, трудностями. Я показываю Отца каждому человеку, а не собраниям людей. Если в своих отношениях с Богом вы столкнётесь с личными трудностями, приходите ко Мне, и Я выслушаю вас и посоветую, как разрешить вашу трудность. Но когда вы приступаете к согласованию разных человеческих толкований вопросов веры и к распространению веры среди людей, вам суждено самим находить решения всех подобных трудностей. И всё же Моё отношение будет неизменно благожелательным и внимательным, и Я заранее обещаю вам Свою полную поддержку и дружеское участие, если вы придёте к единым решениям в этих вопросах, не имеющих духовного значения. Теперь же, дабы не мешать вашим обсуждениям, Я покидаю вас на две недели. Не тревожьтесь обо Мне, ибо Я вернусь к вам. Я буду заниматься делом Отца Моего, ибо у Нас есть, кроме этого, и другие миры».
Сказав это, Иисус спустился по склону горы, и они не видели Его в течение целых двух недель. Они так и не узнали, где Он был и что делал в те дни. Прошло какое-то время, прежде чем двадцать четыре человека смогли взяться за серьёзное обсуждение своих проблем, настолько они были расстроены отсутствием Учителя. Однако не прошло и недели, как дискуссии разгорелись с новой силой, и они не могли обратиться к Иисусу за помощью.
Первое, о чём удалось договориться, было принятие молитвы, которой Иисус лишь недавно научил их всех. Присутствующие единодушно постановили, что именно этой молитве будут учить верующих обе группы апостолов.
После этого они решили, что до тех пор, пока Иоанн жив (в заключении или на свободе) обе группы из двенадцати апостолов будут продолжать свою деятельность и что каждые три месяца будут проводиться недельные совместные встречи в специально оговорённых местах.
И всё же наиболее серьёзной проблемой был вопрос крещения. Их трудности ещё больше усугублялись тем, что Иисус отказывался высказать Своё мнение по этому вопросу. Наконец, они договорились о следующем: пока Иоанн жив, или до тех пор, пока они вместе не изменят это решение, только апостолы Иоанна будут крестить верующих и только апостолы Иисуса будут давать последние наставления новым ученикам. Соответственно, начиная с того времени и вплоть до периода, наступившего после смерти Иоанна, двое из апостолов Иоанна сопровождали Иисуса и Его апостолов для крещения верующих, так как совместный совет единодушно постановил, что крещение должно быть первым шагом во внешнем приобщении к делам Царства.
После этого было решено, что в случае смерти Иоанна его апостолы явятся к Иисусу и будут подчиняться Ему и что они будут продолжать крестить только с разрешения Иисуса или Его апостолов.
И, наконец, было принято решение, что в случае смерти Иоанна апостолы Иисуса начнут крестить водой в знак крещения божественным Духом. Следует ли в проповеди крещения упоминать покаяние, было оставлено на усмотрение апостолов. Не было принято какого-либо решения, обязательного для всей группы. Апостолы Иоанна проповедовали: «Покайтесь и креститесь». Апостолы Иисуса возвещали: «Поверьте и креститесь».
Такой была первая попытка последователей Иисуса согласовать противоречивые устремления, уладить расхождения во мнениях, организовать групповые начинания, выработать правила внешней обрядности и социализировать индивидуальные религиозные ритуалы.
Были рассмотрены многие второстепенные вопросы, в отношении которых апостолы пришли к единодушному мнению. В течение этих двух недель двадцать четыре человека приобрели ценный опыт, ведь им пришлось сталкиваться с трудностями и находить решения проблем без помощи Иисуса. Они учились расходиться во мнениях, спорить, соглашаться, молиться и идти на компромиссы и во всём сохранять благожелательное отношение к точке зрения собеседника и хотя бы некоторую терпимость к его чистосердечным взглядам.
Иисус вернулся в тот день, когда апостолы проводили завершающее обсуждение финансовых проблем.
Он выслушал их и сказал: «Значит, таковы ваши мнения, и Я помогу каждому из вас претворить ваши совместные решения».
Через два с половиной месяца Иоанн был казнён, и в течение этого времени апостолы Иоанна оставались с Иисусом и Его апостолами. Все они работали сообща и крестили верующих в этот период трудов в городах Десятиградья. Лагерь на Гелвуе просуществовал до 2 ноября 27 года н. э.
24.6. В ГОРОДАХ ДЕСЯТИГРАДЬЯ
В ноябре и декабре Иисус и двадцать четыре апостола неприметно трудились в греческих городах Десятиградья – в основном в Скифополе, Герасе, Абиле и Гадаре. Именно здесь завершился тот предварительный этап, в течение которого апостолы Иисуса приняли на себя труд Иоанна и его организацию. Крещение стало той ценой, которую сторонники Иисуса заплатили, чтобы иметь рядом с собой сторонников Иоанна Крестителя в качестве авторитетной в обществе религиозной группы. Сторонники Иоанна, присоединяясь к сторонникам Иисуса, отказались практически от всего, кроме крещения водой.
Во время служения в городах Десятиградья Иисус почти не учил публично. Он много занимался с двадцатью четырьмя и провёл целый ряд специальных бесед с двенадцатью апостолами Иоанна. Со временем они стали лучше понимать, почему Он не навещает Иоанна в тюрьме и не пытается добиться его освобождения. Но они так и не поняли, почему Иисус не совершает чудес, почему отказывается творить знамения Своей божественной власти. До прихода в лагерь на Гелвуе они верили в Иисуса в основном благодаря свидетельству Иоанна, но вскоре начали верить в Него в результате личного соприкосновения с Учителем и Его учениями.
В течение этих двух месяцев бо́льшую часть времени группа работала в парах – один из апостолов Иисуса трудился вместе с одним из апостолов Иоанна. Апостолы Иоанна крестили, апостолы Иисуса учили, причём и те, и другие проповедовали Радостную Весть Царства в соответствии с собственным пониманием. И они завоевали много душ среди иноверцев и отступивших от своей веры евреев.
Абнер, глава апостолов Иоанна, стал убеждённым последователем Иисуса и впоследствии был назначен главой группы из семидесяти учителей, которых Иисус отправил проповедовать Радостную Весть.
24.7. В ЛАГЕРЕ У ПЕЛЛЫ
Во второй половине декабря все они перебрались к Иордану и обосновались у Пеллы, где снова начали учить и проповедовать. Как иудеи, так и иноверцы приходили в этот лагерь услышать Радостную Весть. В один из дней, пополудни, когда Иисус учил народ, некоторые из ближайших друзей Иоанна доставили Учителю послание, ставшее последним, которое Он получил от Крестителя.
Иоанн находился в заключении уже полтора года, и в течение большей части этого времени Иисус трудился, не привлекая к Себе внимания. Поэтому неудивительно, что Иоанн начал беспокоиться о судьбе Царства.
Друзья Иоанна прервали Иисуса, чтобы сообщить Ему: «Иоанн Креститель послал нас спросить – Ты ли истинный Освободитель или искать нам другого?»
Помолчав, Иисус ответил друзьям Иоанна: «Пойдите и скажите Иоанну, что он не забыт. Скажите ему, что вы слышали и видели, что нищие слушают Радостную Весть».
Поговорив ещё с посланниками Иоанна, Иисус повернулся к народу и сказал: «Не думайте, что Иоанн усомнился в Радостной Вести Царства. Он спрашивает только для того, чтобы убедить своих учеников, которые являются также и Моими учениками. Иоанн – не слабый человек. Позвольте спросить вас, слышавших проповеди Иоанна до того, как Ирод бросил его в темницу: что видели вы в Иоанне – тростник, колышимый ветром? Капризного человека, одетого в мягкие одежды? Обычно те, кто пышно одевается и роскошно живёт, пребывают в царских дворцах и особняках богатеев. Так кого же вы видели в Иоанне? Пророка? Да, говорю Я вам, и много больше, чем пророка. Именно об Иоанне было сказано: «Вот, Я посылаю [вестника] Моего, и он приготовит путь предо Мною [Мал, 3:1]».
Истинно, истинно говорю вам: среди всех родившихся не было никого более великого, чем Иоанн Креститель. И всё же самый малый в Царстве Небесном выше его, ибо рождён в духе и знает, что стал сыном Божьим».
Многие из тех, кто слышал Иисуса в тот день, приняли крещение, как его совершал Иоанн, и тем самым публично заявили о вступлении в Царство. И с того дня апостолы Иоанна крепкими узами связали себя с Иисусом. Это событие ознаменовало действительное объединение последователей Иоанна и Иисуса.
После беседы с Абнером посланники отправились в Махерон, чтобы рассказать обо всём этом Иоанну. Он был чрезвычайно утешен, и слова Иисуса, вместе с сообщением от Абнера, укрепили его веру.
В тот день Иисус продолжил обучение словами: «С кем сравню Я это поколение? Многие из вас не хотят принимать ни проповедь Иоанна, ни Моё Учение. Вы подобны детям, играющим на рыночной площади, которые обращаются к своим товарищам и говорят: «Мы играли для вас на свирели, а вы не плясали. А мы пели вам печальные песни, а вы не грустили». Так и некоторые из вас. Пришёл Иоанн, который не ел и не пил, и они говорили, что он одержим бесом. Пришёл Сын Человеческий, Который ест и пьёт, и те же люди говорят: «Вот Человек, Который слишком много ест и слишком много пьёт вина, друг сборщиков податей и грешников!» Воистину, о мудрости судят по её плодам.
Может показаться, что Отец Небесный сокрыл некоторые из этих истин от мудрых и разумных, открыв их простым и малым. Но Отец всё делает во благо. Отец раскрывает Себя вселенной теми путями, которые Он выбирает Сам. А потому придите ко Мне все вы, кто трудится и обременён, и отдохнут ваши души. Примите божественное «ярмо», и вы почувствуете мир Божий, который превыше всякого понимания».
24.8. СМЕРТЬ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ
Иоанн Креститель был казнён по приказу Ирода Антипы вечером 10 января 28 года н. э. На другой день некоторые из его учеников, которые пришли в Махерон, узнали о казни и, обратившись к Ироду, испросили разрешение забрать тело, которое они положили в гробницу, а позднее похоронили в Севастии, на родине Абнера. На следующий день, 12 января, они отправились на север, в лагерь апостолов Иисуса и Иоанна у Пеллы, и рассказали Иисусу о смерти Иоанна.
Выслушав их сообщение, Иисус отпустил народ и сказал собравшимся двадцати четырём: «Иоанн мёртв. Ирод обезглавил его. Вечером соберите совет и решите должным образом свои дела. Промедление закончено. Пришла пора возвестить Царство открыто и во всю мощь. Завтра мы выступаем в Галилею».
Так ранним утром 13 января 28 года н. э. Иисус и апостолы в сопровождении примерно двадцати пяти последователей отправились в Капернаум и заночевали в доме Зеведея.