Редмет и специфика философии
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования
«Казанский национальный исследовательский технический университет
им. А.Н. Туполева - КАИ»
(КНИТУ-КАИ)
Институт авиации, наземного транспорта и энергетики
Домашняя работа
по дисциплине «Философия»
Выполнил студент
группы №1196 ______________ Ёров Ш. М
.
(подпись) (Фамилия И.О.)
Казань, 2017
раткий словарь философских терминов
МИРОВОЗЗРЕНИЕ – система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
ФИЛОСОФИЯ – форма общественного сознания, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру (познавательное, ценностное, практическое и др.). Философия – это теоретически сформулированное мировоззрение, система взглядов.
НАУКА – сфера деятельности человека, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности.
РЕФЛЕКСИЯ– принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания; деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека.
МАТЕРИАЛИЗМ – направление в философии, исходящее из признания первичности материи, ее несотворимости и неуничтожимости.
ИДЕАЛИЗМ – направление в философии, исходящее из первичности сознания, духа, психического по отношению к материи, природе, физическому.
АГНОСТИЦИЗМ —теории познания и теологии, полагающий принципиально невозможным познание объективной действительности через субъективный опыт и невозможным познание любых предельных
СКЕПТИЦИЗМ – гносеологическая позиция, подвергающая сомнению возможность познания действительности. Последовательный скептицизм смыкается с агностицизмом и нигилизмом.
ЭМПИРИЗМ – направление теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником познания, утверждающее, что все знание обосновывается в опыте и посредством опыта.
НАЦИОНАЛИЗМ — принцип идеологии и политики, выражающийся в идеях и представлениях о национальной исключительности, превосходстве одних народов над другими, национальной обособленности, неприязни и вражде
СЕНСУАЛИЗМ – направление в теории познания, признающее ощущение единственным источником и главной формой достоверного познания. В противоположность рационализму, сенсуализм стремится вывести все содержание познания из деятельности органов чувств.
РАЦИОНАЛИЗМ – философское направление, полагающее разум основой познания и поведения людей. Рационализм противостоит иррационализму и сенсуализму (эмпиризму).
КРЕАЦИОНИЗМ – религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего.
ЦЕННОСТЬ – термин, используемый для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности.
редмет и специфика философии
Философия возникла более 2,5 тысяч лет назад в Древней Греции, Риме, Индии, Китае и существует в виде двух ветвей - Европейской и Восточной. Европейская традиция связана с осмыслением внешнего мира путем формирования понятий, законов и принципов, отражающих внешний мир. Восточная традиция делает акцент философского исследования на человека, на его внутренний мир. Философы через постижение человека пытались понять окружающий мир. Лидерство в развитии науки и техники захватила Европа, поэтому" в системе мировой культуры европейская философская традиция стала доминирующей. В настоящее время осуществляется своеобразное возрождение и ассимиляция Восточной философской культуры в мировую. Термин "философия" в переводе с древнегреческого означает любомудрие, любовь к мудрости ("филео" - любовь, "софия" - мудрость). Философия пришла на смену мифам, формируясь на основе мифологии и религии первобытного общества. Философия как мудрость означала определенное отношение к знанию и деятельности человека в целом. В отличие от простого частного знания, которое раскрывало секреты ординарной деятельности, философия составляла высшее знание, обладание которым делало человека мудрым, а значит, приближало к богам. Не случайно Пифагор олицетворял философское отношение к миру с созерцанием, осмыслением, противопоставляя конкретной деятельности (миф об Олимпийских играх). Понять предмет философии - означает выяснить, чем занимается философия, для чего она предназначена. Однако на этот вопрос нет однозначного ответа. И это не должно показаться странным. Одной из главных характеристик философии в этой связи является ее развивающаяся природа, динамическая сущность. Поскольку мир развивается, развивается наше знание о мире, то и предмету философии присуща эволюция. Философия, прежде всего - это рациональное объяснение окружающего мира, основанное на разуме, попытка объяснить смысл и назначение человека в мире, его возможности, реальность их осуществления, смысл человеческого бытия в целом. На современном этапе философия представляет собой теоретическое осознание человеком себя в мире, средство ориентации человека в мире, - и в этом ее основное предназначение. Философия - учение о смысле человеческого существования, о судьбе человека и человечества и представляет собой философскую антропологию. Анализируя специфику философского знания, следует подчеркнуть большую степень общности (всеобщность) философских понятий и принципов. В отличие от частных наук, которые изучают определенные фрагменты мира, философия изучает мир в целом. Co всеобщностью связана абстрактность ее основоположений, оторванность от реальных дел, что является иногда предметом для спекуляций. Следующей специфической особенностью, является рефлексивность философии. Рефлексивная позиция означает, что для философа предметом размышлений является сам человек и его деятельность в мире. Рефлексивность может быть бесконечной, что приводит к аномалии сознания рефлексирующего человека, Примером рефлексии в физике является методологический анализ оснований в период кризиса. Философия наряду с объективным знанием является субъективно-личностным убеждением человека. Она служит средством объяснения и ориентации человека в мире, т.е. совокупность философских знаний формирует мировоззрение человека. Философия плюралистична, т.е. представляет собой различные авторские версии решения одних и тех же "вечных проблем". Философия - практичная наука, ибо отвечает на главный вопрос стратегии жизни - "каким надо быть, чтобы быть человеком?". (И.Кант). Она является не только наукой, но и искусством, прежде всего не в философствовании, но в реальной жизни по достижению меры и гармонии.
ознание
Познание— процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности - человек - исследует человека, то есть самого себя.
Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения, главным образом, с помощью материальных носителей информации — книг, рисунков, объектов материальной культуры. (Например, Коперник доказал вращение Земли вокруг Солнца, однако это стало достижением не только Коперника или его поколения, но и всего человечества.)
В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:
• познает окружающий мир непосредственно (то есть открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества);
• познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры).
В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания:
•гностицизм;
• агностицизм.
Сторонники гностицизма(как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.
Агностики(часто — идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма,согласно которой:
• сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями (благодаря ограниченным познавательным возможностям разума);
• сам окружающий мир непознаваем в принципе — человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений — "вещей в себе".
Агностицизм и гностицизм являются не главными различиями в подходе к познанию материалистов и идеалистов. Отличие их подходов в том, что:
•идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального разума;
• материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность — сознание — изучает сама себя.
Современная гносеологияв своем большинстве стоит на позициях гностицизма и базируется на следующих принципах:
•диалектики, что подразумевает необходимость диалектически (то есть с точки зрения развития) подходить к проблеме познания, использовать законы, категории, принципы диалектики;
• историзма — рассматривать все предметы и явления в контексте их исторического возникновения и становления;
• практики — признавать главным способом познания практику — деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя;
• познаваемости - быть убежденным в самой возможности познания;
• объективности — признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания;
• активности творческого отображения действительности;
• конкретности истины — искать именно индивидуальную и достоверную истину в конкретных условиях.
Познающим субъектомявляется человек — существо, наделенное разумом и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством.
Общество в целом, которое за свою историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры — носителей результатов познания, также является познавательным субъектом.
Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества.
Объектом познанияявляется окружающий мир (бытие во всем его разнообразии), а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта.
Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом называется истиной.
Неадекватное, недостоверное отражение познающим субъектом окружающей действительности, искаженный, не соответствующий действительности результат познания называется заблуждением.
Логическое осмысление субъектом (сознанием) окружающей действительности, опираясь на категории, законы, понятия, прежние ценности, является оценкой.
Основной формой познания и критерием истины при познании является практика.
Практика— конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека.
Главные виды практики:
• материальное производство;
• управленческая деятельность;
• научный эксперимент.
Функции практики — то, что она является:
•критерием истины;
• основой познания;
• целью познания;
• результатом познания.
В процессе познания участвуют в совокупности чувственное, рациональное познание, логика, интуиция.
Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность, и логике.
Рациональное познание основано на разуме, его самостоятельной деятельности.
Близким к рациональному является интуитивное познание, при котором истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне.
илософская антропология
Точно определить время появления философской антропологии как отдельной философской дисциплины вряд ли возможно. Проблему человека, так или иначе, пытались разрешить философы Древней Греции, Индии, Китая. Философская антропология - это наука о сущности человека, о его отношении к природе и обществу, самому себе, другим людям, о его происхождении, об основных законах его бытия. Работа К. Гельвеция «О человеке» или «Антропология» И. Канта - это уже научные исследования, посвященные проблеме человека. В 20-м веке философия пытается решить трудновыполнимую задачу: разработать единую систематизированную теорию человека. И. Кант полагал, что философия, которая отвечает на четыре основных вопроса (что я могу знать? что я должен делать? на что я могу надеяться? что такое человек?), первые три вопроса должна свести к четвертому, а все существующие науки — к антропологии. По И. Канту, философская антропология - фундаментальная наука, но она становится ей только тогда, когда человек начинает задумываться над тем, кто он такой, откуда пришёл, куда идёт и чем отличается он от животных, и другими вопросами. Что же является предметом данной науки? Какие вопросы она исследует сейчас, и будет изучать и впредь? Предмет философской антропологии: сущность человека, его происхождение, типологизация, физиологические и духовные составляющие человека, система отношений человека (к обществу, к Другому, природе, культуре и т.д.), совокупность феноменов человеческого бытия (труд, творчество, смерть, игра, любовь и т.п.) М. Шелер писал, что в нашу эпоху, впервые за десять тысяч лет, проявилась проблема человека – он не знает, кто он такой, но он знает, что он этого не знает. Научные работы М. Бубера, М. Шелера, А. Гелена, Х. Плеснера в философии послужили появлению темы «антропологического поворота». Всё больше учёных подключается к антропологической проблематике и в итоге появляются два направления: с одной стороны часть учёных пытается всё научное знание и всё сущее связать с человеком, а с другой – появляются попытки преодоления антропологии, как они говорят, «антропологический сон», «антропологическое безумие» и прийти к знанию объективному, подлинному бытию, онтологии, свободной от человека. Учёные ведут этот научный спор уже не первый год, и завершения дискуссии в ближайшее время не ожидается. Как следствие, философская антропология всё время должна что-то изобретать, доказывая, например, что без антропологического обоснования все другие концепции теряют внутреннюю логику и смысл. Так, в физике и синергетике появляется так называемый антропный принцип, доказывающий, что Вселенная должна иметь свойства, позволяющие развиться разумной жизни, то есть, в данном случае, человеку. Философская антропология в последнее время начинает претендовать на то, чтобы занять позиции новой фундаментальной науки о человеке, а не только быть разделом в рамках философской науки. С целью обоснования такого подхода она всё время делает попытки создания такого языка, который мог бы озвучить главные тайны человеческого бытия, его конечность и прикосновение к вечности, величие его духа и низменность животных страстей, его цельность и противоречивость. Интересно, что иногда учёные, не являющиеся сторонниками философской антропологии, тем не менее, обогащали её язык, развивали её категории своими оригинальными подходами к анализу человеческой сущности. Так, например, произошло с представителями постмодернизма. Они, создавая свой язык, невольно способствовали и развитию слова, с помощью которого человек мог описывать смысл своего существования. Однако необходимо заметить, что такой язык до сих пор ещё не создан, и философская антропология пока не стала систематизированной фундаментальной наукой о человеке. Может быть, она и не будет таковой никогда, но потребность думающих, ищущих смысл своего существования и сущности людей в подобной науке будет всегда.
оциальная философия
Социальная философия – это одна из важнейших сторон философского знания. Это знание направлено на осмысление процессов и состояний человеческой жизнедеятельности в обществе. Являясь неотъемлемым компонентом философии в целом, она обладает всеми чертами, характерными для этой науки. Вместе с этим рассматриваемая область наделена и определенными особенностями, которые отличают ее предмет и объект исследования. Социальная философия, выступая в качестве конкретной дисциплины, занимается исследованием всеобщего и целого. Однако данное стремление проявляется лишь в рамках исследования человеческого общества. Вместе с этим необходимо иметь в виду, что социальная философия затрагивает и вопросы закономерностей всеобщего бытия, проявляющихся достаточно своеобразно в жизни людей, и специфические законы развития, отсутствующие, к примеру, в прочих сферах.
Являя собой науку, эта область знания разрабатывает собственные категории (общие понятия). С их использованием социальная философия осуществляет исследование сущности людского бытия в обществе на всех стадиях его формирования и развития. К наиболее абстрактным формам логики выражения общественной практики относят такие категории, как «общественное сознание», «отношение», «бытие», «культура», «деятельность» и прочее. В этих категориях отражается перемещение мысли к адекватному познанию общественной действительности, а также происходит выработка универсальных свойств различной деятельности людей. Благодаря этим понятиям становится возможным выявление и формулирование законов и принципов, имеющих определенное значение для любой сферы жизни, получение доказательных и объективных знаний о человеческой деятельности. Категории прочих наук общественного значения фиксируют только определенные, отдельные стороны и характеристики общественной реальности, в то время как понятия социальной философии являют собой в некотором роде этапы познания процессов в общем. В связи с этим роль последних является наиболее значимой.
Проблемы социальной философии главным образом состоят в достижении объективной истины, получении адекватного знания и возможностей его реализации и дальнейшего развития. Вместе с этим дисциплина отражает развитие и функционирование в весьма абстрактной форме. И в данном смысле для социальной философии характерно намеренное стремление исключать историческую конкретику, так как действительное значение для дисциплины в научном плане имеет знание о действительности, отражающее ее в той или иной степени правильно, что, в свою очередь, многократно подтверждается самой действительностью. Рассматриваемая дисциплина являет собой учение, подверженное постоянному развитию. Это обусловлено главным образом тем, что имеет место непрерывный анализ процессов и явлений общества. Благодаря этому сохраняется и предмет дисциплины. Вместе с этим в социальной философии имеет место постоянное обсуждение одних и тех же, казалось бы, вопросов; для учения характерно отсутствие решений, заданных раз и навсегда. Следует сказать, что те понятия, при помощи которых осуществляется ограничение определенного исследовательского поля, представляют собой метод выявления определенного, присутствующего в общественной жизни всегда субъект-объектного отношения. Это отношение претерпевает постоянные изменения: исторические, пространственные, временные. В связи с этим постоянно приходится находить новые решения различных вопросов: что субъективно, что объективно, что реально, а что нереально. В этом смысле решается по-новому не один и тот же вопрос, а вопросы ставятся каждый раз по-новому, в связи с чем и начинается поиск новых ответов.
ксиология
Аксиология — это философская наука, исследующая и осмысливающая истоки мировоззренческого и методологического отношения людей к бытию вещей, предметов и явлений, необходимых для их полнокровной жизни и активной деятельности. Аксиология рассматривает изучаемые вещи, предметы и явления в их реальной целостности, а значит — выявляет их целевое назначение, которое в этой целостности обеспечивает и обусловливает отбор и взаимоотношения всех необходимых для нормального взаимодействия структур. Феномен ценности представляет собой довольно многомерное и весьма сложное образование, которое не сводится к какой-либо стороне предмета, вещи, явления, к тому или иному конкретному их проявлению. Это многостороннее единство ценностей может быть смоделировано только философской аксиологией. Философский подход предполагает рассмотрение не самой ценности или собственно ценностной оценки, а целостного ценностного отношения, «полюсами» которого являются ценность и оценка. Подобное субъективное отношение образуется особой формой связи субъекта и объекта и потому не сводится ни к чистой объективности, ни к субъективности.
Ценностное отношение (как субъектно-объектное) есть сознательно оценивающее отношение субъекта к объекту. Иначе говоря, это особое (оценочное) отношение человека к тем вещам, предметам, явлениям, которые его окружают и по-разному воздействуют на его жизнь и деятельность. Ценностное отношение аксиологией рассматривается как философское осмысление субъектом оцениваемого объекта с последующим отнесением его к разряду ценностей. Так, природный ландшафт, превращенный человеком в культурный центр, обретает для него совершенно иной смысл, а значит, получает некую художественную, мемориальную, экономическую ценность. Это означает, что ценности не существуют для человека просто как факты, а порождаются его сознанием. Философский подход, при котором человек, его жизнь, деятельность и поведение рассматриваются в концептуальном пространстве субъективнообъективных отношений, обнаруживает смысл именно в пространстве ценностей. Речь идет о придании ценности, всему, что входит в пространство сознания человека из мира природы или из сферы культуры. Это идеалы, регулятивные идеи, образцы поведения и т.д., за которыми стоит опыт человечества, его устремления и потенции. К настоящему времени аксиология не только высветила важную роль ценностей в жизни и деятельности людей, но и показала их динамику и противоречия. Речь идет о противоречиях в природе ценностей. Они обусловлены особенностями культурно-исторического развития общества, типом цивилизации, религиозными традициями.
Философски осмысливая ценностную сферу, то есть рассматривая ее как форму субъектно-объектных отношений, необходимо исходить из отчетливого понимания содержания таких философских категорий, как субъект, объект, не подменяя при этом субъективный статус индивида в познании. Стоит отметить, что у человека отношение к истине и ценности всегда было двойственным. С одной стороны, традиционно лежащий в основе познания рационалистически-сциентистский тип мышления порождал высокомерно-пренебрежительное отношение ко всему, что выходило за границы точного знания (истины). А с другой стороны, особое отношение людей вызывало к себе все, что делало их жизнь человеческой — гуманной, красивой, добропорядочной. Только в конце XVII и начале XVIII веков возрос интерес к философскому осмыслению мира ценностей в культурном развитии современного мира.
В XIX веке философский релятивизм предопределил рождение теории ценностей. Философы предприняли попытку выйти за пределы традиционного онтологического и гносеологического конструирования мира. Рождение аксиологии становилось жизненной необходимостью. И в начале XX века аксиология утвердила свое место в философии как ее теоретическая дисциплина, кстати, самая молодая. Заметим, что она сразу же сравнялась по фактической роли и значению с теорией познания — гносеологией. Более того, сама теория познания уже требовала ценностного подхода для критического осмысления целого ряда научных открытий и технологических достижений, особенно в физике, химии, биологии и других естественных науках. Так, для работ А. Эйнштейна было характерно сочетание научных и ценностных подходов, более того, их синтез. Это органическое соединение истины и ценности в познании мира сделало ученого, обладающего великим умом и благородным сердцем, «совестью эпохи».
Еще более активно ценностный подход стал применяться в гуманитарных науках: психологии, этике, эстетике, культурологии, социологии, а также в медицине. Так, новое значение во всех этих дисциплинах приобрел феномен человеческой жизни. Ж.-П. Сартр (1905-1980) писал: «…Жизнь не имеет априорного смысла. Пока вы не живете своей жизнью, она ничего собой не представляет, вы сами должны придать ей смысл, а ценность есть не что иное, как выбранный вами смысл» [5]. Смысл человеческой жизни становится самоценностью. Только на пути интеллектуального и нравственного проникновения в свое внутреннее «Я», в мир научных знаний и ценностей стало возможно самосовершенствование личности, достижение «добродетели и благой жизни» (Сократ). Ключевое значение этой проблемы объясняется тем, что, как показала история философской мысли, ценности со временем становятся предметом изучения широкого круга естественных и гуманитарных наук. Ее естественным образом стремятся включить в свое предметное поле познания и представители медицины, философски размышляя о проблемах жизни человека, его здоровья, здорового образа жизни.
Мы уже говорили о том, что как самостоятельная философская дисциплина аксиология сформировалась лишь в конце XIX века, пройдя долгий и трудный путь становления и развития. Аксиология стремится разрешать особо сложные философские вопросы, возникающие в сфере формирования отношения к миру вещей, предметов, явлений, с которыми человек постоянно сталкивается. Суждение о ценности впервые высказал И. Кант, философски осмысливая нравственные проблемы жизни человека. Философ считал, что ценность не поддается научному исследованию, так как она не имеет собственного бытия. Действительно, сознанию даны только носители ценностей вместе с их мерой, которая и превращает их в желаемое. Поэтому ценности, по Канту, имея своих носителей (вещи, предметы, явления), становятся желанным человеку фактором в его жизни.
Ценность не столько постигается в интеллектуальном акте познания, сколько наделяется особым смыслом в эмоционально-чувственном восприятии. Она, кстати, как и истина, не будучи свойством материи, выражает отношение к материальной реальности. Основываясь на своем индивидуальном опыте, человек, как правило, осознает наличие связи между значимым для него объектом и собственными потребностями и интересами. Важно отметить, что ценности носят конкретно-исторический характер, то есть соответствуют тому или иному этапу развития общества. Кроме того, они отражаются в интересах и потребностях различных демографических групп — молодежи, старшего поколения, а также классовых, профессиональных, политических, религиозных и иных объединений. При этом они никоим образом не сводятся ни к фактам объективной реальности, ни, тем более, к области произвольных субъективных определений.
Отражая реальную связь человека с миром природных и социальных явлений, ценности не только выражают отношение к ним, но и придают им (если это возможно) положительную социальную значимость, отражают органическую связь действительных потребностей и интересов личности с ее внутренними целями и устремлениями, идеями и идеалами. Существенная особенность ценностей состоит в том, что именно они оказываются для человека тем побуждающим фактором, который стимулирует у него творческий порыв, желание созидать новые виды культуры через выражение своего внутреннего состояния, прежде всего — эмоционально-чувственного переживания различных жизненных ситуаций. Не случайно одни философы объединяют теорию ценностей с этикой, другие — с эстетикой, третьи — с социологией и т.д. Огромный мир ценностей представляет собой некую самобытную структуру личностного бытия — аксиосферу.