Что необходимо, чтобы продвинуться вперед в исследовании природы
Декарт, приобретя некоторые общие понятия относительно физики, заметил, испытывая их в различных трудных частных случаях, как далеко они могут вести и насколько они отличаются от принципов, которыми пользовались до сих пор. Эти основные понятия показали, что можно достичь знаний, весьма полезных в жизни, и что вместо умозрительной философии, преподаваемой в школах, можно создать практическую, с помощью которой, зная силу и действие огня, воды, воздуха, звезд, небес и всех прочих окружающих нас тел, так же отчетливо, как мы знаем различные ремесла наших мастеров, мы могли бы, как и они, использовать и эти силы во всех свойственных им применениях и стать, таким образом, как бы господами и владетелями природы.
Такие знания желательны для сохранения здоровья, которое, без сомнения, есть первое благо и основание всех других благ этой жизни. Ведь дух так сильно зависит от состояния и от расположения органов тела, что если можно найти какое-либо средство сделать людей более мудрыми или более ловкими, чем они были до сих пор, то его надо искать в медицине. Все известное в медицине почти ничто по сравнению с тем, что еще предстоит узнать. Можно было бы избавиться от множества болезней как тела, так и духа, а может быть, даже от старческой слабости, если бы имели достаточно знаний об их причинах и о тех лекарствах, которыми снабдила нас природа.
Тем самым Декарт сообщал публике то немногое, что он нашел, и что может побудить способные умы идти далее, содействуя сообразно своим склонностям и возможностям, опытам, которые необходимо производить, и сообщая все приобретенное народу, чтобы следующие за ними начинали там, где кончили их предшественники, соединяя таким образом жизнь и труд многих, для совместного продвижения дальше, чем мог бы сделать каждый в отдельности.
Декарт правильно заметил насчет опытов, что они тем более необходимы, чем далее мы продвигаемся в знании. Для начала лучше пользоваться лишь теми, которые сами представляются нашим чувствам и о которых мы не можем оставаться в неведении при малейшем о них размышлении; это лучше, чем искать редких и искусственных опытов. Такие опыты часто обманывают нас, когда мы еще не знаем наиболее простых причин, а обстоятельства, от которых они зависят, почти всегда так исключительны и скрыты, что их крайне трудно обнаружить.
Порядок, которого Декарт придерживался, таков: во-первых, он старался вообще найти начала, или первопричины, всего, что существует и может существовать в мире, рассматривая для этой цели только Бога, сотворившего его, и выводя их только из неких ростков тех истин, которые от природы заложены в наших душах. После этого он рассмотрел, каковы первые и наиболее простые следствия, которые можно вывести из этих причин; и таким путем нашел небеса, звезды, Землю и даже воду, воздух, огонь, минералы на Земле и другие вещи, являющиеся самыми обычными и простыми, а потому и более доступными познанию. После перехода к более частным следствиям, пришел к мысли, что человеческий ум не в силах отличить формы и виды тел, существующих на Земле, от множества других, которые могли бы быть на ней, если бы Бог захотел их там поместить. Следовательно, обратить их на пользу можно, только продвигаясь от следствий к причинам и используя многочисленные частные опыты. Для того чтобы узнавать, надо проводить многочисленные опыты. В зависимости от возможности проводить эти опыты зависит продвижение в познании природы.
Декарт посвящал время собственному просвещению, не соглашаясь на издание своих сочинений при жизни, чтобы ни противоречия, ни споры, которые они могут вызвать, ни даже известность, которую они могли бы доставить, какая бы она ни была, не отняли у него время. Каждый человек по мере сил обязан заботиться о благе других, и тот, кто не приносит пользы другим, ничего не стоит. Однако верно также и то, что наши заботы должны простираться дальше настоящего времени, и лучше пренебречь тем, что может принести некоторую пользу живущим теперь людям, с целью заняться тем, что принесет больше пользы нашим потомкам. То немногое, что Декарт узнал, почти ничто по сравнению с тем, что ему хотелось узнать и что он не терял надежды изучить.
В жизни Декарт никогда не встречал такого критика своих мнений, который представлялся бы более строгим и более справедливым, чем он сам.
Главным в жизни для него были не почетные должности, а обыденный досуг, которым он мог беспрепятственно пользоваться. Пользоваться, чтобы принести пользу людям и пойти дальше в своём познании.
Заключение
Прочитав трактат, можно сделать следующие выводы:
В первой части Декарт уделяет внимание языкам, истории, красноречию, литературе, математике, богословию, философии, юриспруденции, медицине. По его мнению, все эти предметы необходимы, и объясняет их роль и необходимость в жизни людей. Декарт высказывает мнение о том, что наука не должна служить обогащению людей.
Во второй части мы знакомимся с методом Декарта, основы которого состоят из 4 слагаемых:
· включение в свои суждения того, что ясно и чётко себе представляешь;
· деление задач на части, чтобы лучше их решить;
· мыслить в определённом порядке: от простого к сложному;
· охватывать всё, ничего не пропуская.
В третьей части, следуя из метода, Декарт вывел несколько правил морали:
· повиноваться законам и обычаям страны, в которой воспитан, прислушиваться к мнениям людей, среди которых живёшь, имея своё;
· быть твёрдым и решительным в своих действиях;
· стремиться побеждать себя, чем судьбу, т.е. работать над собой.
В четвёртой части Декарт утверждает, что Бог существует и является совершеннейшим существом.
В пятой части Декарт даёт сведения о солнечной системе, о небесных пространствах, планетах, кометах, Земле. Показывает, как в силу законов природы располагаются небесные тела, делает вывод, что все частицы стремятся к центру Земли. Также показывает образование некоторых тел, например, огня. В этой же части Декарт описал особенности человека. Очень подробно описывает поступление крови в сердце и делает вывод о кругообращении крови в организме человека, рассматривает устройство мышц и нервов.
В шестой части уделяется большое значение проведению опытов, от возможности их проведения зависит продвижение в познании природы.
Я считаю, что достичь чего-то можно, если работать над собой так, как это делал Декарт.