Таким образом, познание способно не только прорываться к истине, но и создавать иллюзии, блуждать в них.

Познание можно сравнить с самой жизнью. Мы живём, и великая философская система живёт. Но наступает момент смерти, и мы умираем. Так же и философские системы. Разница в том, что духовные произведения не исчезают, а подвергаются сомнению. Умирает вера в них как в абсолютную истину. Это относится к конкретным произведениям, как смерть относится к конкретному индивиду. Но само понятие абсолютной истины остаётся, как остаётся смерть, убивающая всё живое. В объективной реальности имеет место диалектика жизни и смерти, а в познании – диалектика относительной и абсолютной истины. И если неизбежность смерти не даёт оснований говорить, что жизни нет, то и неизбежность сомнения в абсолютной истине не даёт оснований говорить, что абсолютная истина отсутствует или что она недостижима. Как момент смерти содержится в жизни, так и момент гибели содержится в претензиях философии на абсолютную истину. Таким образом,

человеческие знания всегда относительны. Познание – это процесс смены одних относительных истин другими, более точными и полными. Абсолютная истина складывается из множества относительных, и, чем выше уровень нашего познания, тем полнее мы приближаемся к абсолютной истине. Но процесс этот бесконечен. Диалектика познания – от «живого созерцания» к абстрактному мышлению, а от него к практике – таков путь постижения истины.

II

Высшей и основной формой познания является наука.Наука – это не только система знаний, но и деятельность, подчиненная производству знаний. Её главной целью является объяснение мира и производство нового знания:фундаментального и прикладного. Выявление закономерностей изучаемых феноменов обычно происходит по схеме: проблема – гипотеза – теория.

Проблема –это то, что ещё неизвестно, но требует познания.

Гипотеза –это форма знания, содержащая обоснованное предположение относительно сущности объекта. Она проходит проверку практикой, которая и служит критерием её истинности. Научное познание венчает теория. Теория –это форма научного знания, которая даёт всестороннее отображение закономерных и существенных связей исследуемого объекта.

Научное познание не может обойтись без методов. Метод представляет собой систему принципов, приёмов и требований, которыми руководствуются в процессе познания. В арсенал методов и приёмов научного познания входят:

- абстрагирование –мысленное отвлечение от несущественных сторон и свойств предмета, процесса или явления и сосредоточение внимания на главном, существенном. Например, чтобы сформулировать понятие «товар», необходимо во-первых – отвлечься от несущественных конкретных черт (веса, цвета и т.д.), во-вторых – выделить то общее и существенное, а именно, что эти продукты труда изготовлены для продажи;

- анализ – разложение изучаемого объекта на составные части. Например, действие рыночного механизма рассматривают через спрос, предложение, цену и конкуренцию, т.е. через основные атрибуты рынка;

- синтез – операция, объединяющая в целое части и тенденции объекта;

- индукция – движение мысли от частного к общему. Например, - вода, нефть, спирт – упруги. Все они являются жидкостями. Значит жидкости – упруги;

- дедукция – от общего к частному. Например, все металлы электропроводны. Медь – металл. Значит медь – проводник;

- аналогия – установлениесходства между объектами на основаниинекоторых признаков свойств;

- моделирование – метод исследования, при котором объект исследованиязамещается другим объектом, находящимся в отношенииподобия с первым;

- наблюдение– это систематическое восприятие предметов и явлений, опирающееся на чувственные формы познания;

- эксперимент – прием исследования, при котором объект ставится в точноучитываемые условия или искусственно воспроизводится с цельювыяснения тех или иных свойств.

В научном познании существуют два основных уровня: эмпирический – преобладает живое созерцание, и теоретический, при котором преобладают рациональные, абстрактно-логические формы.

Основными методами познания на эмпирическом уровне являются наблюдение и эксперимент, а на теоретическом – дедукция, индукция, аналогия и др.

Таковы основные формы и методы научного познания.

Общество ХХI века, судя по всему, будет поляризованным, ибо уровень знаний у разных людей станет различным. В связи с этим огромное значение приобретает самообразование. Не физический труд, а интеллектуальная осведомленность будет обеспечивать место человека в постиндустриальной цивилизации.

Наши рекомендации