Вопрос 30. Коэволюция человека и природы.Экологическая проблема.
Вопрос 29 Природа как объект философского осмысления
Понятие «природа» — одно из важнейших философских понятий. В сознании современного образованного человека слово «природа» ассоциируется главным образом с двумя значениями: 1) природа в смысле естественной среды обитания человека и 2) природа как объект специального научного исследования в рамках целой совокупности так называемых естественных наук (естествознания). Отсюда необходим более полный перечень существенно важных значений термина «природа».
1) Природа в смысле внутренних особенностей, сущности той или иной вещи (явления, системы и пр.). Наличие и специфика этого значения становятся особенно очевидными при сопоставлении таких выражений, как «красота природы» и «природа красоты»; «явление природы» и «природа явления» и т. д.
2) Природа в смысле сущего в целом, во всем многообразии его существования в мире. В этом своем значении термин «природа» соотносителен с такими понятиями (а иногда и синонимичен им), как материя, Вселенная, космос, универсум и т. д.
3) Природа как материальное начало в самом человеке. В этом смысле «природа», «природное» противопоставляется «духу», «духовному» в ч4) Природа как совокупность естественных условий существования человека, человеческого общества и человеческой культуры и как источник необходимых ресурсов (материальных, энергетических и пр.) их существования.
5) Природа как объект специального научного познания в рамках целого комплекса дисциплин — «наук о природе» или «естественных наук» (естествознания). В этом своем значении понятие «природа» формируется лишь в Новое время, в период становления промышленного капитализма и науки в современном ее понимании и носит ярко выраженный нормативный характер.
Вопрос 30. Коэволюция человека и природы.Экологическая проблема.
Коэволю́ция — совместная эволюция биологических видов, взаимодействующих в экосистеме. Изменения, затрагивающие какие-либо признаки особей одного вида, приводят к изменениям у другого или других видов. В философской литературе применяется, главным образом, в двух основных смыслах: в широком - когда термином «К.» обозначается совокупная, взаимно адаптивная изменчивость частей в рамках любых биосистем (от молекулярного и клеточного вплоть до уровня биосферы в целом). Примером таких отношений служат, например, взаимные изменения видов-партнеров в экосистемах «паразит - хозяин», «хищник - жертва». Результатом такой коадаптивной изменчивости может быть как сохранение биосистемы в уже достигнутом оптимальном состоянии, так и ее совершенствование. В природе коэволюционное становление и сохранение биосистем осуществляется как объективный процесс в рамках естественного отбора, который из всех возможных трансформаций тех или иных компонентов системы оставляет лишь взаимно совместимые. В более узком смысле понятие «К.» используется для обозначения процесса совместного развития биосферы и человеческого общества. Согласно принципу К., человечество, для того, чтобы обеспечить свое будущее, должно не только изменять биосферу, приспосабливая ее к своим потребностям, но и изменяться само, приспосабливаясь к объективным требованиям природы. «Мы столь радикально изменили нашу среду, - утверждал Н. Винер, - что теперь для того, чтобы существовать в ней, мы должны изменить себя». Именно коэволюционный переход системы «человек - биосфера» к состоянию динамически устойчивой целостности, симбиоза и будет означать реальное превращение биосферы в ноосферу. Для обеспечения этого процесса человечество должно следовать, прежде всего, экологическому и нравственному императивам. Первое требование обозначает совокупность запретов на те виды человеческой деятельности (особенно - производственной), которые чреваты необратимыми изменениями в биосфере, несовместимыми с самим существованием человечества. По Я. Тин-бергену «научное понимание нашего поведения, ведущее к его контролю, возможно, наиболее насущная задача, стоящая сегодня перед человечеством. В нашем поведении имеются такие силы, которые начинают создавать опасность для выживания вида и... для всей жизни на Земле». Второй императив требует изменения мировоззрения людей, его поворота к общечеловеческим ценностям (например, чувству уважения любой жизни), к умению ставить превыше всего не частные, а общие интересы, к переоценке традиционных потребительских идеалов и т.д. К сожалению, сознание людей очень консервативно и с трудом отказывается от стереотипных представлений об отношении человека к природе.
Вопрос 31. Диалектика как система принципов…
Диалектика – учение о наиболее закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанных на этом учении методов мышления.
Формы диалектики:
1) Античная (наивная) – Гераклит.
2) Классическая немецкая – Гегель.
3) Материалистическая диалектика Маркса (маркситсткая).
4) Современная диалектика. Опирается не только на марксистскую, но и на естествознание
Диалектика как философский метод и как теория представляет собой сложную системуПринцип (от греч. principium основа, первоначало) представляет собой основную идею, фундаментальные положения лежащие в основе всей системы знаний, придающие им определенную системность и целостность.
В философской науке существует много философских принципов, среди которых можно выделить: принцип материального единства мира, принцип первичности материи и вторичности знания, принцип единства теории и практики и т.д.
Кроме принципов диалектики в ей структуру входят также и философские категории. Они представляют собой особый класс понятий, несопоставимый с теми, которые употребляются в обыденной речи, или же в каждой конкретной науке, скажем, математике, физике, химии, биологии, генетике и т.д. Философские категории отражают предельно общие связи и свойства явлений материальной действительности. Они наполнены глубоким содержательным смыслом, так как в качестве основных структурных компонентов включают в себя знания, отражающие всеобщие формы бытия. В силу данного обстоятельства категории выступают организующим началом сознательной деятельности людей, без них невозможно мышление человека, так как оно осуществляется на их основе. Категории являются структурообразующими элементами законов диалектики: закона единства и борьбы противоположностей, закона перехода количественных изменений в иочественные и закона отрицания отрицания.
Центральное место в материалистической диалектике принадлежит закону единства и борьбы противоположностей, так как он раскрывает источник и движущую силу всякого развития.
Содержание данного закона раскрывается посредством таких категорий, как «тождество», «различие», «противоположности», «противоречия».
Тождество выражает отношение предмета к самому себе и другим вещам основные стороны и тенденции которых совпадают. Различие выражает изменчивость вещей. Противоположности - это стороны предмета, которые только взаимоисключают, но и взаимопредполагают себя, т.е. не могут существовать друг без друга. Например, нет северного полюса без южного, производства без потребления, экспорта без импорта и т.д.
Синерге́тика(от греч. συν- — приставка со значением совместности и ἔργον «деятельность»), или теория сложных систем[1] — междисциплинарное направлениенауки, изучающее общие закономерности явлений и процессов в сложных неравновесных системах (физических, химических, биологических, экологических, социальных и других) на основе присущих им принципов самоорганизации[2].