Первая научная картина мира
Религиозное засилье объективно не могло остановить природные процессы. Развитие человеческой личности, рост потребностей общества шли своим чередом. Наступивший в XIV–XVI веках этап быстрого развития совместил целую систему взаимосвязанных явлений: распад средневекового социально-политического строя, возрождение интереса к личности человека (эпоха Возрождения), становление новых подходов в познании. Аскетические идеалы религиозных течений пришли в резкое противоречие с интересом человека к самому себе, к своему внутреннему миру. Выдающиеся из своего времени личности стали отстаивать право человека на познание окружающего мира, право развивать свои способности.
В учении гуманизма, зародившемся в XV веке, центральной идеей стал своего рода антропоцентризм. Гуманисты добивались высвобождения интеллекта из собственности религиозных догматиков. Они почитали высшей доблестью и добродетелью стремление человека к познанию и к самовыражению. Их стараниями общество было подготовлено к секуляризации интеллекта и к появлению качественно новых идей в естествознании.
НИКОЛАЙ КОПЕРНИК (1473-1543 гг.) – польский астроном, математик, механик, экономист, каноник эпохи Ренессанса. Наиболее известен как автор гелиоцентрической системы мира, положившей начало первой научной революции.
Пользуясь фактически лишь методами натурфилософии, то есть наблюдениями и умозаключениями, создал новую астрономическую картину мира. В своей книге «О вращении небесных сфер», опубликованной лишь в последний год его жизни, Коперник вполне обоснованно показал, что в центре Вселенной должно быть Солнце – Гелиос. Планетам же суждено вращаться вокруг Солнца по круговым орбитам. Во времена Коперника было известно шесть планет – Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн. Земля в этой последовательности представлялась рядовой планетой в прекрасно организованной Солнечной системе.
Гелиоцентризм, провозглашенный и доказанный Коперником, потряс не только естественников, но и гуманитариев, и теологов, и обывателей. С одной стороны, гелиоцентризм отодвигал Землю и людей вместе с ней куда-то на задворки, отводя человеку, творению божественному (атеистов тогда было мало), место отнюдь не центральное. Осознание этого ставило на дыбы не только служителей культа, но и большинство ученого сообщества. С другой стороны, открытие Коперника возвеличивало человека, ибо люди оказались способными сотворить знание об истинном устройстве Солнечной системы. Именно человеческое величие привлекло на сторону учения Коперника многих выдающихся людей современности.
Гелиоцентрическая система в варианте Коперника может быть сформулирована в семи утверждениях:
орбиты и небесные сферы не имеют общего центра;
центр Земли – не центр Вселенной, но только центр масс и орбиты Луны;
все планеты движутся по орбитам, центром которых является Солнце, и поэтому Солнце является центром мира;
расстояние между Землёй и Солнцем очень мало по сравнению с расстоянием между Землёй и неподвижными звёздами;
суточное движение Солнца – воображаемо, и вызвано эффектом вращения Земли, которая поворачивается один раз за 24 часа вокруг своей оси, которая всегда остаётся параллельной самой себе;
Земля (вместе с Луной, как и другие планеты), обращается вокруг Солнца, и поэтому те перемещения, которые, как кажется, делает Солнце (суточное движение, а также годичное движение, когда Солнце перемещается по Зодиаку) — не более чем эффект движения Земли;
это движение Земли и других планет объясняет их расположение и конкретные характеристики движения планет.
ДЖОРДАНО БРУНО (1548-1600 гг.) — итальянский монах-доминиканец, философ и поэт, представитель пантеизма.
Будучи католическим монахом, Джордано Бруно развивал неоплатонизм в духе возрожденческого натурализма, пытался дать в этом ключе философскую интерпретацию учения Коперника.
Бруно высказывал ряд догадок, опередивших эпоху и обоснованных лишь последующими астрономическими открытиями: о том, что звёзды — это далёкие солнца, о существовании неизвестных в его время планет в пределах нашей Солнечной системы, о том, что во Вселенной существует бесчисленное количество тел, подобных нашему Солнцу. Бруно не первый задумывался о множественности миров и бесконечности Вселенной: до него такие идеи выдвигались античными атомистами, эпикурейцами, Николаем Кузанским.
Наряду с идеей бесконечности и единства мироздания Бруно отстаивал мысль о неограниченности познавательных способностей человека, о свободе исследований. Мысли о множественности «человечеств» в дошедших до нас сочинениях Бруно нет, но из его учения она прямо-таки напрашивалась.
Был осуждён католической церковью как еретик и приговорён светским судом Рима к смертной казни через сожжение. В 1889 году, спустя почти три столетия, на месте казни Джордано Бруно был воздвигнут памятник в его честь.