Принцип когерентности есть основание вывода о том, что фактор взаимосвязи является существенным признаком отличия космоса и хаоса.
Все многообразие связей в мире определяется уровнем организации бытия. В природе законы проявляют себя как стихийная сила, которая в процессе своего развития самоупорядочивается. В человеческом обществе развитие проявляется в процессе разумной и осмысленной деятельности. И те и другие законы носят объективный характер. Их знание и осознание форм их проявления дают возможность управления протекаемыми в мире процессами, как в природе так и в обществе.
Однако принцип взаимосвязи нуждается в предельно тщательном анализе его специфики применительно к каждому отдельному случаю. Все существующие связи сводятся к усложнению. Так, элементарные связи на уровне микромира в конечном итоге приводят в сложным связям макромира. Биологически связи выражаются во внутривидовых и внутриорганизменых, межвидовых отношениях.
1.1
Материализм (от лат. materialis - вещественный), одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии (что первично: материя или сознание) в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему за исходное, первичное сознание, дух, идею, мышление и т.д. Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, а существует вечно, что пространство, время и движение - объективно существующие формы бытия материи, что мышление не отделимо от материи, что единство мира состоит в его материальности. Материалистическое решение второй стороны основного вопроса философии - о познаваемости мира - означает убеждение в возможности адекватного отражения самой действительности в человеческом сознании, в познаваемости мира и его закономерностей.
1.2
Материализм
(от лат. materialis - вещественный) - философское направление,которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне инезависимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена,существует вечно, что сознание, мышление - свойство материи, что мир и егозакономерности познаваемы. противоположен идеализму; их борьбасоставляет содержание историко-философского процесса.
1.3
Материали́зм (от лат. materialis — вещественный) — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением), а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием). Материализм признает существование единственной субстанции — материи; все сущности образованы материей, а явления (в том числе сознание) — являются процессами взаимодействия материальных сущностей.
В предыдущем вопросе(2)
3.1
Схоластика (лат. scholastica от греч. sholastikoz, - школьный) - тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологического вероучения, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к логической проблематике; преобладал в Западной Европе в эпоху зрелого и позднего Средневековья.
3.2 Схола́стика (греч. σχολαστικός — учёный Scholia - школа) — систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокругуниверситетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.
3.3
Схоластика
(от лат. schola - школа) - вначале это традиция христианского образования в Средние века, привлекшая античное культурное наследие и связанная со "школами" - первыми европейскими университетами. В философии схоластика всесторонне использовала творческие возможности естественного человеческого разума для лучшего понимания богооткровенных истин, систематического выражения вероучения, осмысления человека и мира в свете веры. Начало схоластики связывается с именами Алкуина и Иоанна Скота Эриугены (VIII-IX в.), когда в Западной Европе произошло расщепление культуры и религиозной жизни, веры и разума. В схоластике теология в целом превалировала над философией, но предоставляла ей весьма широкие права в своей области. рациональна, она использовала для христианской философии достижения мысли, заимствованные из античности и арабомусульманской культуры. не в силах была полностью преодолеть расщепление веры и культуры, но вплоть до XIV - XV вв. предотвращала их полный разрыв. Вершина схоластической мысли - XIII в., когда возниктомизм, признанный основным для католицизма. "Применение разума для нужд веры и в самой вере, но приобретшее в конечном счете научную форму, и есть "схоластика". По сравнению с Отцами Церкви схоластика - не столько новая доктрина, сколько новый интеллектуальный стиль, соответствующий тому времени, когда христианская традиция, внезапно обогащенная вкладом аристотелизма, усвоила большое количество новых научных и философских понятий" (Э.Жильсон). Это иной тип христианской мудрости: если для древних Отцов была важна целостная мудрость преображенного благодатью разума, укорененного в сердце человека, то в схоластике разум верующего считался таким же, как у всех людей, но используемым по-христиански.
В предыдущем(4)
5.1
Телеология - учение, раскрывающее некоторые стороны целесообразности, т.е. соответствия явления или процесса определенному (относительно завершенному) состоянию, материальная или идеальная модель которого представляется в качестве цели. Целесообразность рассматривается, с одной стороны, как имманентная (внутренняя) взаимосвязь объекта самого по себе, а с другой - как некоторое отношение в сфере взаимодействия объекта и субъекта. Отношение целесообразности, характерное для человеческой деятельности, вместе с тем может выступать в качестве научного принципа исследования структуры и функций саморегулируемых и эквифинальных систем (т.е. систем, способных достигать одинакового конечного результата независимо от начальных условий). В классических формах телеологии (имманентная телеология Аристотеля, Лейбница, Шеллинга и особенно Гегеля) были раскрыты некоторые диалектические аспекты проблемы целесообразности.
5.2
Телеоло́гия (от греч. τέλειος, «заключительный, совершенный» + логос - учение) — онтологическое учение о целесообразности бытия, оперирующее наличием разумной творческой воли (творца). Ставит перед собой задачу ответить на вопрос «зачем, с какой целью?» без анализа причинно-следственной связи явлений.
5.3
Телеология
(греч. telos - завершение, цель; teleos - достигший цели и logos - учение) - учение о целесообразности как характеристике отдельных объектов или процессов и бытия в целом. Термин введен немецким философом Вольфом в 1740, однако основы Т. как парадигмальной установки в философии были заложены еще в античности в качестве антитезы механическому натурфилософскому детерминизму. Так, Платон оценивает целевую причину, не конституированную еще в его диалогах в категориальной форме, как "необходимую" для объяснения и "самую лучшую" (см. критику Платоном в "Федоне" Анаксагора за отсутствие в его космогонической модели обоснования цели и смысла существующего мироустройства: пусть-де, например, описав Землю как плоскую или круглую, "объяснит необходимую причину - сошлется на самое лучшее, утверждая, что Земле лучше всего быть именно такой, а не какой-нибудь еще").
В предыдущем(6)
В предыдущем (7)
8.1
Индетерминизм (от лат. in - приставка, означающая отрицание, и детерминизм) - философское учение и методологическая позиция, которые отрицают либо объективность причинной связи (онтологический индетерминизм), либо познавательную ценность причинного объяснения в науке (методологический индетерминизм). В истории философии, начиная с древнегреческой философии вплоть до наст, времени, индетерминизм и детерминизм выступают как противостоящие концепции по проблемам обусловленности воли человека, его выбора, проблеме ответственности человека за совершённые поступки; индетерминизм трактует волю как автономную силу, утверждает, что принципы причинности не применимы к объяснению человеческого выбора и поведения, обвиняет сторонников детерминизма в фатализме. Индетерминизм, ограничивая область действия детерминизма, предстает как симптом выявления новых форм воздействия (функционального, структурного, аксиологического и др.). Так, баденская школа неокантианства ограничивала принцип детерминизма только областью наук о природе и отрицала его применимость к "наукам о духе" (Виндельбанд, Риккерт). Неопозитивизм, прагматизм и персонализм пытаются ограничить детерминизм только логической сферой. Проблема индетерминизма стала особенно актуальной в связи с развитием квантовой физики. Было установлено, что принципы классического детерминизма не пригодны для характеристики процессов микромира. В связи с этим предпринимались попытки истолкования основных законов квантовой теории в духе индетерминизма.
8.2
Индетермини́зм (от лат. in — не и лат. determinare — определять) — учение или методологическая позиция, отрицающие либо объективность причинной связи (онтологическийиндетерминизм), либо познавательную значимость причинного объяснения в науке (методологический индереминизм)[1]. Противоположен детерминизму.
8,3
Индетерминизм
- философская концепция, отвергающая всеобщий характер универсальной взаимосвязи явлений, отвергает причинность. противостоит детерминизму по вопросуо месте и роли причинности.
47.
В 42 это 4определение
В42 это 2 определение
3.1
Онтология (от греч. on (ontos) сущее и logos - понятие, учение) - учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Иногда онтология отождествляется с метафизикой, но чаще рассматривается как её основополагающая часть, т.е. как метафизика бытия. Термин "онтология" впервые появился в "Философском лексиконе" Р. Гоклениуса (1613) и был закреплен в философской системе Х. Вольфа.
3.2
Онтоло́гия (новолат. ontologia от др.-греч. ὄν, род. п. ὄντος — сущее, то, что существует и λόγος — учение, наука) — раздел философии, изучающий бытие. «Онтология в своем классическом понимании есть знание о предельно общем»
Онтология
(греч. on, ontos - сущее, logos - учение) - учение о бытии: в классической философии - учение о бытии как таковом, выступающее (наряду с гносеологией, антропологией и др.) базовым компонентом философской системы; в современной неклассической философии - интерпретации способов бытия с нефиксированным статусом. Термин "О." был введен Р.Гоклениусом ("Философский лексикон", 1613) и - параллельно - И. Клаубергом. введшим его (в варианте "онтософия") в качестве эквивалента понятию "метафизика" ("Metaphysika de ente, quae rectus Ontosophia", 1656); в практическом категориальном употреблении закреплен Х.Вольфом, эксплицитно дистанцировавшим семантику понятий "О." и "метафизика". Однако, объективно, любое философское учение в рамкахтрадиции включало в себя онтологический компонент, фундирующий его в качестве целостной системы. В классической философии О., как правило, содержательно совпадает с метафизикой. В эволюции классической О. могут быть выделены два вектора.
Это в 42 (4)опред.
Это в 45 (5)
Это в 42 (6)
Не нашла
Это в 45 (8)
41.Що ви знаєте про соціальні моделі з політичним концентом? Визначте особливості тоталітаризму і лібералізму.
Либерали́зм (фр. libéralisme) — философская, политическая и экономическая идеология, исходящая из того, что права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общественного и экономического порядка. Это течение отличается терпимостью и снисходительностью по отношению к любым законным способам распоряжаться собой и своей собственностью.
Тоталитари́зм (от лат. totalis — весь, целый, полный; лат. totalitas — цельность, полнота[3][4]) — политический режим, стремящийся к полному (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества. В сравнительной политологии под тоталитарной моделью понимается теория о том, что фашизм[5], сталинизм и, возможно, ряд других систем являлись разновидностями одной системы — тоталитаризма
44.
Коллективизм – форма общественных связей людей в условиях социализма, характерная черта социалистического образа жизни, один из важнейших принципов коммунистической морали. При социализме общественные отношения строятся на присущих ему коллективистских началах.
Индивидуализм – черта мировоззрения и принцип поведения человека, когда интересы отдельного индивида абсолютизируются, противопоставляются коллективу и обществу.
Личный, индивидуальный интерес сам социально обусловлен и выражается в стремлении человека, вовлеченного в определенный тип социального взаимодействия, к получению для себя максимума пользы и к недопущению грозящего ему вреда. В основе своей такой интерес состоит в обеспечении человеком необходимых условий для его жизни с помощью собственного труда, который вливается в общественное разделение и кооперацию труда. Полезно для нормального человека все то, что содействует его продолжительной и высококачественной жизни, а вредно то, что этому мешает.
Помимо такого рода индивидуальных интересов у человека как разумного общественного существа появляются также общественные интересы - стремление извлекать пользу от пребывания в том или ином социуме и одновременно защищаться от нанесения вреда со стороны этого социума или отдельных его членов. Социально-трудовая природа человека генерирует в нем не только индивидуальные, но и общественные интересы, которые осознаются отдельными личностями по-разному и сосуществуют в разной пропорции в зависимости от присущих им склонностей. Индивидуальные и общественные интересы уживаются в каждом отдельном человеке, противоборствуют и определенным образом сочетаются, причем временами могут даже полностью подавлять друг друга. Но они тем не менее реально существуют в диалектическом единстве и выражаются в конкретных поступках и общем поведении любого индивида.
Общественное, коллективистское начало в человеке - это не абстрактное понятие. Оно проявляется у каждой личности, но не в одинаковой мере и в разных "формах. Само существование помимо законченных эгоистов еще и альтруистов свидетельствует о наличии у последних ярко выраженных социальных интересов, которые часто преобладают и определяют личностный тип. Этот интерес заставляет таких людей задумываться об общем благе, об улучшении жизни других людей и всего социума, совершать неэгоистичные поступки и даже посвящать всю свою жизнь служению общему делу. И в политику многие вникают не только ради личной выгоды, но и для защиты групповых и всеобщих интересов. Альтруизм проявляется и в семье, и на рабочем месте, заставляя людей действовать самоотверженно и даже иногда жертвовать собой.
Европейская, романо-германская цивилизация выводит свою родословную из античности, полагая, что последняя является детством европейского человечества, древним Западом. Античность вплетена в контекст европейской цивилизации как ее смысловое начало. Может ли она при этом быть чуждой западному умонастроению? Между тем основным элементом европейской культуры является, по словам М. Мамардашвили, “кристаллизация свободы в форме и облике личности и, соответственно, история как драма свободы” [13].
Индивид со своими интересами – это первоэлемент гражданского общества. Как писал Гегель: “В гражданском обществе каждый себе – цель, все остальные для него ничто” [14]. Но, видя в других средство удовлетворения своего эгоизма, индивид осознает свою зависимость от них, поэтому он придает своим целям форму всеобщего. Например, требуя свободы для себя, он возводит свободу в принцип, то есть требует ее для всех. Работая на собственное благо, индивид волей-неволей через форму всеобщего удовлетворяет стремление других к благу.
Только такой тип общества, в котором находят признание индивидуальные интересы, существует баланс индивидуального и общественного, - только такой тип общества может поощрять индивидуализм в качестве важного источника общественного прогресса, творческой самодеятельности. Поэтому так важно однозначно разрешить вопрос о том, мог ли вообще обитать в античном обществе дух индивидуализма и какое место в полисной гражданской общине отводилось частным интересам и потребностям.
ЦИКЛИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕОРИЯ (греч. cyklos — круг) —
описание модели социокультурных динамических процессов, в основе которой лежит представление о повторяемости, обратимости.
Циклические модели отрицают эволюционную однолинейную или многолинейную
концепцию исторического развития. Человеческая история воспринимается ни как
процесс который направлен ко все большему усовершенствованию форм социальной и
культурной жизни. С точки зрения циклических концепций история представляет
собой движение происходящие в рамках локальных культур. Это движение не
является прогрессом но возвращением одних и тех же законов зарождения и упадка
которые имеют характер всеобщей неизбежности . Питирин Сорокин выделил этапы
развития культурно исторического процесса. В зависимости от смены этих этапов
изменяется господствующий тип культуры. Первым таким типом является-
идеациональный тип. Он характеризуется господством духовных принципов,
теоцентрическим видением мира, истинной веры. Второй тип – идеолистический
обуславливает интеграцию духовных и чувственных начал. Этот тип культуры
Сорокин определил как характерезующийся истинным разумом. Третий тип –
Чувственная культура характеризуется господством натурализма и эмпирического
знания. В чувственной культуре на первый план выходит утелитаризм ( принцип
практической пользы) духовные истины подвергаются забвению. Не смотря на то
что современная цивилизация проходит чувственный этап культуры, Сорокин
оптимистически трактовал будущие современной цивилизации. Он говорил о
наступлении эпохи нового средневековья которая будет являться возрождением
духовных начал и новых цивилизационных завоеваний. В наибольшей степени
завершенная циклическая концепция предстает в книге О. Шпендлера “Закат
Европы”. Шпендлер развивает идею о том что по аналогии с живыми организмами,
культуры проходят:
а) детство культуры- период накопления сил для последующего роста
б) юность-период развития
в) зрелость- период реализации потенциальных возможностей культуры
г) старость- период упадка и гибели культуры.
СИСТЕМА (греч. systema — составленно из частей, соединенное) — категория, обозначающая объект, организованный в качестве целостности, где энергия связей между элементами С. превышает энергию их связей с элементами других С., и задающая онтологическое ядро системного подхода. Формы объективации этой категории в разных вариантах подхода различны и определяются используемыми теоретико-методологическими представлениями и средствами. Характеризуя С. как таковую в самом общем плане, традиционно говорят о единстве и целостности взаимосвязанных между собой элементов. Семантическое поле такого понятия С. включает термины "связь", "элемент", "целое", "единство", а также "структура" — схема связей между элементами.
Исторически, термин С. возникает в античности и включается в контекст философских поисков общих принципов организации мышления и знания. Для понимания генезиса понятия С. принципиален момент включения мифологических представлений о Космосе, Мировом порядке, Едином и т. п. в контекст собственно философско-методологических рассуждений. Например, сформулированный в античности тезис о том, что целое больше суммы его частей, имел уже не только мистический смысл, но и фиксировал проблему организации мышления. Пифагорейцы и элеаты решали проблему не только объяснения и понимания мира, но и онтологического обоснования используемых ими рациональных процедур (сведения одних знаний к другим, использования схематических изображений — чертежей, введения элементов доказательств и др. ). Число и Бытие — начала, не столько объясняющие и описывающие мир, сколько выражающие точку зрения становящегося рационального мышления и требование мыслить единство многого. Платон выражает это требование уже в явном виде: "Существующее единое есть одновременно и единое и многое, и целое и части... ". Только единство многого, т. е. С., может быть, согласно Платону, предметом познания. Отождествление стоиками С. с мировым порядком можно понять только с учетом всех этих факторов. Таким образом, генезис понятия С. имел главным образом эпистемолого-методологическое значение, задавая принцип организации мышления и систематизации знания. В последующей истории философии, вплоть до начала 19 века, закрепляется чисто эпистемологическая трактовка понятия С. В 16-18 вв. С. называли объекты подобные, "Началам" Евклида. Кант писал: "Под С. я разумею единство многообразных знаний, объединенных одной идеей". Однако, начиная с 19 в. распространяются онтологические и натуралистические интерпретации С. Системность начинает трактоваться как свойство объектов познания, а связи между различными слоями знания — как фиксация связей в самих объектах. Речь теперь идет не столько о том, чтобы сформировать С. знания, сколько о том, чтобы воспроизвести в знании объект как С. Этот поворот порождает ряд совершенно новых и специфических проблем. Материальны ли связи? Что можно считать элементом? Может ли С. развиваться? Как связана С. с историческими процессами? и т. д. Развитие инженерного подхода и технологий в 20 в. открывает эру искусственно-технического освоения С. Теперь С. не только исследуются, но проектируются и конструируются. Одновременно оформляется и организационно-управленческая установка: объекты управления также начинают рассматриваться как С. Это приводит к выделению все новых и новых классов С.: целенаправленных, самоорганизующихся, рефлексивных и др. Сам термин "С. " входит в лексикон практически всех профессиональных сфер. Начиная с середины 20 в. широко разворачиваются исследования по общей теории систем и разработки в области системного подхода, складывается межпрофессиональное и междисциплинарное системное движение. Тем не менее категориальный и онтологический статус "С. как таковой" остается во многом неопределенным. Это вызвано, с одной стороны, принципиальными различиями в профессиональных установках сторонников системного подхода, с другой стороны, попытками распространить это понятие на чрезвычайно широкий круг явлений, и наконец, процедурной ограниченностью традиционного понятия С. Вместе с тем, во всем многообразии трактовок С. продолжают сохраняться два подхода. С точки зрения первого из них (его можно назвать онтологическим или, более жестко, натуралистическим), системность интерпретируется как фундаментальное свойство объектов познания. Тогда задачей системного исследования становится изучение специфически системных свойств объекта: выделение в нем элементов, связей и структур, зависимостей между связями и пр. Причем элементы, связи, структуры и зависимости трактуются как "натуральные", присущие "природе" самих объектов и в этом смысле — объективные. С. в таком подходе полагается как объект, обладающий собственными законами жизни. Другой подход (его можно назвать эпистемолого-методологическим) заключается в том, что С. рассматривается как эпистемологический конструкт, не имеющий естественной природы, и задающий специфический способ организации знаний и мышления. Тогда системность определяется не свойствами самих объектов, но целенаправленностью деятельности и организацией мышления. Различие в целях, средствах и методах деятельности неизбежно порождает множественность описаний одного и того же объекта, что порождает в свою очередь установку на их синтез и конфигурирование (системо-мыследеятельностная (СМД) методология). Традиционная точка зрения заключается в том, что поведение и свойства С., ее целостность и внутреннее единство определяются прежде всего ее структурностью. Функционирование С. и материальная реализация ее элементов в этом случае вторичны по отношению к структуре и определяются ею. Новая постановка проблемы вызвана, в свою очередь, развитием новых областей человеческой деятельности, в первую очередь технического и социального проектирования. Если в классическом естественнонаучном анализе исследовательское движение осуществлялось от материально выделенных объектов к идеально представленным процессам и механизмам, присущим этим объектам, то при проектировании идут противоположным путем: от функции к процессу функционирования и лишь потом к материалу, обеспечивающему функционирование. "Процесс" и "материал" его реализации образуют исходную категориальную оппозицию понятия С. в СМД-методологии. Другие категориальные слои С. возникают на пути "реализации" процесса на материале: "функциональная структура", задающая пространственный модус процесса, его синхронию; "организованность материала", представляющая результат "наложения" или "отпечатывания" структуры на материале; "морфология" — материальное наполнение функциональных мест структуры. Связи и отношения этих категорий между собой задаются с помощью ряда других категорий. В частности, таких как "механизм", "форма", "конструкция". Таким образом, понятие С. оформляется как определенная организация и иерархия категорий. С этой точки зрения, рассмотреть какой-либо объект в виде С. — это значит представить его в четырех категориальных слоях: 1) процессов, 2) функциональной структуры; 3) организованностей материала, 4) морфологии. Затем слой морфологии может быть снова разложен по слоям процессов, структур и организованностей, и это разложение будет образовывать уже второй уровень системного описания. И такая операция может повторяться до тех пор, пока не будет получено представление объекта необходимого уровня конкретности. На этой основе в СМД-методологии была отработана достаточно подробная схема полисистемного анализа, получившая целый ряд перспективных приложений. Прежде всего, это возможность соединить любые процессуальные представления о С. со структурными и организационными. Другим преимуществом являлось эффективное решение проблемы взаимодействия структур.