Из наличия свободного духа в здоровом теле. 3 страница
Когда основная масса населения станет здоровее физически, благодаря новому направлению в медицине, и духовно, благодаря системе образования, направленного на развитие самодостаточных способностей человека, тогда социальное здоровье страны станет отвечать требованиям сознательного общества, живущего по принципу: «Сознание определяет бытиё» с постепенным переходом к ещё более прогрессивному принципу: «Единство сознания и бытия» или «Единство жизни», где слово «жизнь» вмещает в себя высокое сознание и достойное ему бытиё.
Общество любой страны, всегда неоднородно. В нём есть люди с большим интеллектом и не очень, консерваторы и радикалы, трудоголики и бездельники, законопослушные и преступники и т.д. И всё это разнообразие должно находиться в согласии друг с другом. Задача трудная, т.к. насильственная настройка сознания людей на согласие невыполнима, потому что подобные действия никогда ещё не приводили к длительным, стабильным и положительным результатам. Правильнее переключать внимание людей на переход своей личности в созидательную индивидуальность посредством различных образовательных процессов, культуры и ненасильственных средств массовой информации.
Однако, «далеко не всегда человек может изменить жизненную ситуацию, но он всегда может изменить своё отношение к ней», так говорил видный психолог У.Джеймс, отдавая, таким образом, предпочтение сознанию человека, а не его быту. Зачастую, именно быт труднее поддаётся изменению, в то время как сознание полностью зависит от человека и находится на той стадии развития какой он желает. Всегда есть надежда, что эта взаимосвязь имеет реальную силу, что изменения в сознании способны привести к улучшению жизни. Выбор зависит от человека. «Можно прожить жизнь в зависимости от различных обстоятельств, утверждая, что не в силах их изменить, а можно руководить этими обстоятельствами и изменять их по своему желанию».[1]
В список решаемых проблем трудно внести непредвиденные катастрофы, природные катаклизмы, когда действительно от личности не всё зависит, хотя если принять меры предосторожности, а не надеяться
1. См. Луиза Хей. Здоровый дух – здоровое тело! – М.,1998. С.105.
«на авось», то и здесь можно избежать значительных неприятностей. В данном разделе в основном рассматриваются социальные проблемы, которые всегда зависят от воли личности. Главное – это не мириться со своим положением, не «опускать руки», а принимать меры по его изменению.
К таким проблемам в первую очередь относится сам субъект, его семья, пространство, в котором он живёт. Его работа, отдых, культура, социальный статус, а также скрытое управление, преступность и террор. Все рекомендации сводятся, в основном, к тому, что человек хозяин своей жизни, а не является продуктом манипуляций со своим сознанием управляющими властными структурами и средствами массовой информации (СМИ).
Какая же просматривается взаимосвязь между здоровьем единицы и целым государством. Своё личное сознание, как и всё остальное, создаёт сам человек, но он как социальная единица общества не живёт в безвоздушном пространстве, а находится в постоянном контакте с другими людьми. От того, какими будут эти контакты, во многом и зависит здоровье страны. Первые отношения создаются в семье, формируя семейное сознание, семейное здоровье. Совокупность семей, проживающих в одном городе, создают уже сознание и здоровье города. Так же проявляется региональное и государственное сознание и здоровье. Поэтому от сознания и здоровья единицы, зависит сознание и здоровье семьи, региона, страны и всего нашего земного мира.
Жизненные процессы, характерные для одного организма, соответствуют аналогичным процессам в обществе. Если большая часть населения испытывает и проявляет разрушительную энергию, то в стране проходят различные акты недоверия власти, вспыхивают эпидемии, растёт коррупция и преступность, то есть социальное здоровье находится на низком уровне и наступает необходимость в принятии кардинальных мер. На практике данные меры не решают проблемы, они только снимают временные симптомы, как лекарства не устраняют причину болезни, а только приглушающие боль.
Для улучшения социального здоровья необходимо вскрывать первопричины «заболевания», т.е. правильно поставить диагноз. Многие
сегодняшние проблемы страны уходят корнями в глубину ХХ века, когда
несколько поколений было воспитано в тоталитарном режиме культа личности и его следствий.
Советское общество в большинстве представляло собой «серую, безликую» массу людей с одинаковым мышлением и стереотипным сознанием. Политика страны была направлена на постоянную борьбу и битву, начиная с борьбы с мировым капиталом и кончая битвой за урожай. Сознание людей формировались на основе разрушительных энергий, что не могло не отразиться на сознании страны. Целый народ полностью подчинялся управляющему меньшинству. Люди разучились брать ответственность за свою жизнь, за них это делала власть. Их приучили получать деньги, а не зарабатывать. Инициатива и инакомыслие не поощрялось, а преследовалось и т.д.
Эти и многие другие причины до сих пор отражаются на жизни народа, проявляясь негативными реакциями в социальном здоровье страны. Для изменения ситуации и выхода из «хронических болезней» необходимо желание выздоровления большинством населения, а также властными структурами, которые являются отражением сознания его граждан. Недаром говорится, что «всякий народ имеет то правительство, которое он заслуживает». Значит, как болезнь, так и здоровье страны зависит от каждого её жителя и лечение надо начинать именно с него, с жителя. Вот почему в настоящее время приходит понимание значения образования, культуры и средств массовой информации, всем тем организациям, которые напрямую работают с сознанием человека.
Образовательные процессы 21 века | Вопросы воспитания, образования и просвещения являются важнейшими вопросами существования, так как имеют прямую связь с эволюцией человека. Если |
у государства имеется цель построения свободного государства со свободным народом, умеющим раскрывать свои способности и возможности для блага мира, тогда требуется наиболее внимательно расставить правильные акценты, т.к. от такой постановки зависит судьба, как отдельного человека, так и всего государства.
Образовательным процессам при их несомненной значимости с одной стороны, уделялось и уделяется внимание со стороны человечества всех ступеней развития: от малокультурных дикарей, которые вкладывали в эти действия нечто доступное их пониманию, до более совершенных культурных народов, понимающих необходимость образования с большей или меньшей широтой и полнотой. Всякое сообщество занималось подготовкой новых поколений своими заместителями, которые продолжили бы их дела.
С другой стороны, из-за свойственной большинству людей неподвижности мышления, большей или меньшей консервативности отрицательно относиться ко всем новым течениям и веяниям, вопросы образования, вкупе с воспитанием и просвещением, не всегда заслуживают должного внимания. В большинстве случаев эти системы отстают от требований жизни. Лишь упорными усилиями отдельных прогрессивно мыслящих людей удаётся продвинуть в устоявшуюся систему нечто новое, соответствующее требованиям духа времени. «В быстро развивающемся обществе консервативная схема педагогики не успевает трансформироваться, приспособиться к запросам времени, тормозит прогресс, т.е. в наличии присутствует выпуск специалистов, не соответствующих возросшим запросам общества, экономики и производства.»[1]
Отсутствие идеологической направленности в стране в наступившем веке, корыстная административная регламентация сдерживают развитие воспитательно-образовательного процесса, препятствуют творчеству, новаторству и инициативе. Вследствие этого напрашивается закономерный вывод: образование не должно быть частью политики, оно есть инструмент исторического развития общества и человеческой цивилизации, поэтому не образование должно подчиняться политике, а наоборот, т.к. внутри него закладываются черты будущей государственности.
Сегодня, в связи с распадом СССР и отказом от существующей в предыдущие годы идеологии, эти вопросы выпали из поля зрения научного исследования обществоведов, экономистов, гуманитариев и, следовательно, из системы учебно-воспитательного процесса в целом. В конце 20в. был нанесён огромный ущерб мировоззрению новых поколений, усиленным вниманием на негативных моментах жизни страны в недалёком прошлом, отказом от многого хорошего, полезного и нужного, накопленного многолетним опытом российского народа, которое ушло безвозвратно, переключившись на «ценности» и понятия Западного мира, не свойственные России.
Настоящая молодёжь, родившаяся после распада Советского Союза и выросшая при определённых действиях правительства в период перехода к рыночным отношениям, находится в противоречивой ситуации. С одной стороны, ослаблено политическое и идеологическое влияние, предоставлена свобода деятельности, роста потенциальных возможностей для социального становления, самостоятельности и инициативы. С другой стороны, резкое разграничение общества на богатых и бедных при отсутствии среднего класса, формирует кризисное положение молодёжи. Происходит негативная переориентация нравственного сознания, выраженная в росте сексуальной распущенности, наркомании, алкоголизма, преступности и других явлений. Резко падает уровень культуры, идёт активное отчуждение от мировых и отечественных ценностей, проявляется наличие духовной бедности.
Большая ошибка современного человечества состоит в том, что из поколения в поколение оно воспитывается в мире ложных представлений о мироздании, о главенстве смертного тела над бессмертной душой, о ценностях бытия перед духовными ценностями. Ему трудно выйти из созданного им самим заколдованного круга заблуждений, которые прочно вошли в сознание и стали неотъемлемой частью собственной сущности.
См. Теоретико-методологические проблемы гуманитарного образования высшей школы. (Материалы научно-практической конференции) – М., 2003. С.5.
Вот здесь и видится новое предназначение образования, наряду с классической передачей знаний о материальном мире. Несмотря на видимый расцвет техники, технологий, научных изобретений, открытий и достижений во всех областях жизни, которые должны были бы улучшить состояние человечества, этого не происходит, а с каждым годом заметно ухудшается. Человечество не может традиционными методами выйти из созданного им самим кризиса, нужны нестандартные подходы и способы, ведь экономическое обнищание, есть результат обнищания духовного. Выход из положения видится в переоценке ценностей, в признании, «что не хлебом единым жив человек», но теми высшими духовными ценностями, которые составляют основу жизни.
Человек потребительского мировоззрения, «не признаёт в себе существования духа или признаёт частично, отожествляет себя со своим телом и только о нём заботится, полагая, что может развить свой дух, развивая тело. Эта нелепая мысль пришла их глубокой древности, когда считалось, что ум, а не дух, служит базой, на которой основано воспитание человека.»[1]
Двойственная природа индивида, состоящая из духа и материи, для своего нормального развития требует гармоничного состояния этих двух начал, не отдавая предпочтение ни одной из них. Отсюда видится решение проблемы, основанное на развитии, как у подрастающих поколений, так и у ныне живущих иных способностей и возможностей, не задействованных ещё человеком, находящихся в «спящем» состоянии, базирующихся на совершенствовании сознания по осознанному отношению ко всем явлениям и аспектам жизни. Эта идея должна стать основополагающей в воспитательно-образовательном процессе и процессе просвещения.
Немаловажное значение придаётся переосмыслению отношения к труду, не как к необходимому источнику существования, а как к биологической потребности служения людям. Необходимо освободиться
от ложного представления о труде как проклятии, ибо через труд человек растёт, совершенствуется, приобретает духовные и материальные блага. Прикладывая душевные и физические усилия, он продвигает эволюцию, меняет существующую реальность каждым мгновением своего труда. Пребывание в состоянии покоя не существует – это смерть всего живого. Только движение вперёд созидаёт жизнь и её развитие.
Настойчивое требование времени выражается в признании и познании невидимого мира энергий, из которых сотворена вся материя, законов развития космоса и материи, в «осознании единства и непрерывности жизни, а себя – частью этой жизни. В признании Иерархии в управлении миром, как эволюционной системы, а себя звеном
1. См. Клизовский А.И. Основы миропонимания новой Эпохи – Мн., 1997. С.331.
иерархической лестницы разумных существ космоса. Осуществлять сотрудничество с космосом, природой, с собой и своим окружением». (см. Клизовский А.И., с.339) Понять и принять это в своё сознание, значит выйти из тупика ложных представлений на простор беспредельных возможностей нового понимания мира. Одновременно с этим произойдёт признание необходимости воспитания и развития духа, наряду с воспитанием и развитием тела.
Система воспитания должна основываться на постулатах раскрытия положительных качеств, врождённых свойств, не загромождая ум массой второстепенных фактов. Необходимо вырабатывать у детей привычку сосредоточенности и постоянного внимания. Оно не должно быть шаблонным, а согласованным с индивидуальными свойствами характера и способностями каждого воспитанника. В самом раннем возрасте можно многое сделать в развитии желательных и необходимых свойств ребёнка, внедрить в его сознание полезные и ценные сведения, которые станут базой дальнейшего развития. Для этого необходимо:
· выработать привычку различения добра и зла и понимания
их места в жизни человека;
· давать свободу выбора и научить нести ответственность за неё;
· научить принимать решения и достигать результата;
· приучать к позитивному мышлению и выработать привычку к размышлению;
В старшем возрасте, добавляется ряд полезных дополнительных и ценных знаний к выше сказанному, а именно:
· готовность к самостоятельной жизни по правилам культуры здоровья;
· применение методов развития сознания и способности нахождения требуемых знаний для достижения целей;
· навыки работы с законом причин и следствий;
· способность различения противоположных сторон любого явления жизни;
· сотрудничество с подсознанием;
· постоянная тренировка позитивного мышления с полным контролем мыслей, чувств и поступков;
· формирование отношений с собой и окружающим миром по принципу «Не навреди!».
Через образование власть получает то, что хочет. Хочет рабов – растит рабов. Хочет свободы, воспитывает свободу. Без приоритета государственного интереса в свободе, без идеологии служения общественному благу, без массового поднятия сознания народа, без нравственного единения государства, трудно надеяться на процветающее будущее. Сегодня необходимо приступить в широком масштабе к пересмотру коренных ценностей и направить их с вектора потребления на вектор созидания себя, страны, мира.
Помощь в формировании сознания человека будущего может оказать преподавание основообразующих знаний наиболее распространённых в мире религиозных конфессий, т.к. религии сегодня играют значительную роль в сознании народов. Неправильное отношение к тем или иным конфессиям может негативно настраивать одни народы на другие. «Без сравнительной истории религий всех народов, эти знания не дают правильного представления о духовной эволюции всего человечества, но порождают чувство обособленности, нелепой уверенности в истинности только своей религии и развивают религиозную нетерпимость, этот страшный бич человечества.»[1]
Большое значение в воспитании будущих поколений и оздоровлении сознаний ныне живущих людей имеют средства массовой информации (СМИ). От широты сознания работников этой сферы, от их духовного развития, от их желания трудиться на благо народа во многом зависит благополучие и моральное здоровье, климат отношений в обществе, которое не может постоянно содрогаться от новостей и зрелищ кровавых сюжетов, постоянно демонстрирующиеся на всех каналах в течение длительного времени. Насилие и ненависть не лечат недуги, а только усугубляют их. Поэтому необходимо в законодательном порядке решить вопрос об ответственности за нанесение ударов по эмоциональному состоянию людей, вызывающих страх и ненависть.
Положительная энергетика в стране будет накапливаться, если СМИ возьмут на себя роль воспитания жизнеутверждающего настроя, желания приносить ощутимую пользу обществу. Отказавшись от разжигания вражды, распрей и злобы в массовом порядке, СМИ будут способствовать формированию людей чести и совести, сознающих свою ответственность за создание и сохранение благоприятных условий для гармоничного развития.
Не следует забывать и о сегодняшнем взрослом поколении, т.к. их мировоззрение, мироощущение и миропонимание естественным образом отражается в сознании детей. Сегодня в стране работает много различных школ, кружков, объединений, которые направлены в помощь взрослым людям для повышения духовного потенциала. Выпускается масса народной литературы психологического, медицинского, социального назначения, которая пользуется большой популярностью среди населения.
Понимание стратегического значения образования для страны создаст условия для существенного укрепления устоев общекультурного
развития и воспитания, усилив социально-гуманную и морально- нравственную сторону общества на всех уровнях и во всех его звеньях.
1.См.Национальные отношения:Словарь / Под ред В.Л.Калашникова – М.,2004. С.342.
Черты классификации общества | Оптимальное состояние страны во многом зависит от отношений людей с разными взглядами. На протяжении всей истории народов |
поступательное движение осуществлялось в основном в непрерывном противостоянии консерваторов и радикалов.
Консерватор вполне доволен существующим положением вещей, стремится его сохранить, поэтому противится всяким новшествам.
Радикал наоборот, не доволен существующим положением и стремится всё перестроить по-новому.
Обе позиции имеют как положительную, так и отрицательную стороны. Преобладание одной из них способно затормозить всякий прогресс. Если бы консерваторы умели настаивать на своём, то люди до сих пор жили бы в пещерах и питались сырым мясом. А если радикалы развернулись бы в полную силу, то человечество также до сих пор бродило с дубинами в поисках пищи, т.к. радикал отрицает всё уже достигнутое и каждый раз начинает с нуля. Но, как известно, нельзя достичь вершины, если каждый день начинать восхождение с самого подножья.
Отсюда делаем вывод, что обе противоборствующие стороны должны не бороться друг с другом, а искать пути сотрудничества, т.к. эволюции нужны те и другие. Консерватизм позволяет человечеству сохранить все лучшие достижения развития, а радикализм даёт возможность этому лучшему двигаться вперёд. В характере каждого человека имеются черты того и другого. Одни предпочитают традиции и отвергают новшества, лишая себя благоприятных перспектив, другие стремятся к резким переменам и не пользуются опытом прошлого. Разумные личности умеют сочетать в себе оба направления, не доводя их до крайности.
Люди, составляющие единое общество, обладают индивидуальным подходом к решению деловых и житейских проблем. Редко в одном человеке сочетаются способности стратега и тактика, организатора и исполнителя. Поэтому для успеха любого начинания требуются сотрудники с разными наклонностями, дополняющие достоинства друг друга.
Всех людей можно условно разделить на три категории, это:
· генераторы идей с творческим потенциалом, оригинальным мышлением и инициативными способностями. Они незаменимы в любом коллективе, поскольку их инициатива является основой успешных начинаний. Азарт творчества часто приводит к риску захлебнуться в фонтане собственных идей, в утрате критического взгляда на них, что приводит к грубым ошибкам. Они не доводят свои замыслы до логического конца, т.к. не способны выполнять кропотливую работу;
· рассудительные люди не склонны к риску и авантюрам, у них здоровый скептицизм, который служит страховкой любому делу и даёт возможность заметить слабые места. Однако крайняя осторожность может тормозить развитие продуктивных идей, поэтому мера во всём здесь вполне желательна;
· реализаторы идей уступают «генераторам» в стратегии творческого мышления, зато превосходят в тактике. Им характерна деловая цепкость, внимание к деталям и умение последовательно решать сложные задачи. Такие люди необходимы для получения реального результата.
Есть личности, у которых явно не проявляются характерные особенности одной категории, но имеется индивидуальное сочетание нескольких категорий. Из приведённых характеристик видно, что категории имеют как свои преимущества, так и недостатки. Эти свойства дают возможность достигать гармоничного сочетания ролей в деловом коллективе или в одном человеке.
Состояние стресса.
Это самое распространённое состояние, в котором пребывает человек на протяжении всей жизни. Стресс – это реакция организма на неправильное взаимодействие с окружающим миром, это неотъемлемая часть жизни, вызывается как огорчительными, так и приятными событиями. Например: свадьба, рождение ребёнка, различные достижения, переезд на новую квартиру. К перечисленным примерам можно присоединить отпуск, развод, болезнь, утрату или потерю. Если за короткий период времени произошли какие-либо события из приведённого списка, то это может привести к риску необъяснимого раздражения и к упадку сил. Встречается определённая категория людей, которые, освободившись от повседневных забот, страдают от меланхолии или агрессии. Здесь уже прослеживается зависимость между физической жизнью человека и его душевным состоянием.Нарушение равновесия приводит к личным физическим или психическим проблемам, которые в свою очередь отражаются на состоянии общества.
Специалисты по психическому здоровью отмечают, что «источником душевного разлада выступает чувство одиночества, чувство ненужности и эмоциональной изоляции. Особенно это проявилось в Америке, где на протяжении многих лет исповедуется культ личных достижений, где главной ценностью выступает сам человек, его собственное благополучие. В результате обнаружилось, что вокруг него такие же само сосредоточенные личности, безучастные к нему и его переживаниям.»[1] А в России сегодня в противовес казённому коллективизму, активно насаждается напористый индивидуализм.
1. См. Гуревич П.С. Психология – М., 1999. С.105.
Экономические проблемы также выступают одним из источников патологического стресса жизни в атмосфере неуверенности. Большая часть населения не знает, что принесёт завтрашний день. Это порождает беспокойство и тревогу. Подобный стресс является спутником рыночных отношений. В советское время у людей была уверенность в будущем, все имели хотя и недостаточную, но фиксированную плату за работу. Но и тот, и другой вариант не решает экономической проблемы.
Нужен третий вариант, в основе которого лежит начальный стартовый капитал для каждого жителя страны. «Территория, на которой расположена Россия, имеет свою определённую цену, как и все природные богатства её недр. Каждый житель страны имеет право на долю от этой цены, поэтому должен её получить в виде банковского счёта под определённый процент при рождении.»[1] Возможность распоряжаться счётом предоставляется лицам, достигшим совершеннолетия. Таким образом, каждый индивид будет иметь стартовый капитал, что позволит ему иметь жизненную поддержку и опору от государства, в котором живёт.
Тесное, дискомфортное жизненное пространство, высокая плотность населения, особенно в мегаполисах, приводит к повышенной раздражительности и агрессивности. Жители страдают от стресса и депрессии, от телесных и душевных недугов. Современный городской житель похож на птицу в тесной клетке или на тигра, злобно рычащего на окружающих. Каждый человек имеет право на своё собственное пространство, которое не может нарушить никто без его согласия. Лишь ситуация многолюдья вынуждает человека мириться с нарушением границ, испытывая при этом душевный дискомфорт.
Только пространственная близость с родными и любимыми не несёт в себе отрицательных эмоций. Но и в этих случаях есть потребность в автономии, в самостоятельном и неприкосновенном существовании. Когда человек не имеет возможности уединиться, побыть наедине с собой, тогда в семье возникает раздражение, накапливается недовольство, вспыхивают ссоры. Для преодоления таких тенденций семья должна иметь жилую площадь не по допустимой норме на человека, а по количеству членов семьи плюс дополнительная общая комната.
Стремительный современный темп практически не оставляет времени на ведение размеренного образа жизни, который был свойственен 19 веку. За сто лет сделан огромный скачёк в развитии всех сфер общества, в том числе и в увеличении рабочего времени человека. Установлено, что люди тратят в настоящее время на работу в год на 300 часов больше, чем 50 лет назад. Это становится дополнительным
1. См. В.Л.Калашников. Идеология процветающей России – М. 2001. С.117.
источником нервного напряжения из-за недостатка времени и чрезмерном количестве дел, которые необходимо выполнить.
К этому следует добавить бытовую работу, которую в основном выполняют женщины. Получается, что на женщин приходится нагрузка в 1,5 раза больше, чем на мужчин. Таким образом, создаётся ещё один дополнительный источник стресса, что сказывается, в первую очередь, на семье, а через неё отражается на всём обществе. Здесь должна заработать государственная программа по сведению бытовой работы до минимума: от широкого выполнения заказов на разовые работы по доступным ценам для основной массы населения, до сокращения рабочего дня женщинам с увеличением дохода их мужей.
О состоянии здоровья и зрелости общества можно судить по его отношению к нетрудоспособной части населения – людям пожилого возраста и инвалидам, уровень жизни которых пропорционален этим определениям. Когда этот уровень не отвечает естественным потребностям, можно с уверенностью сказать, что страна серьёзно больна. Неуважение к нетрудоспособным гражданам страны указывает на неспособность властных структур управлять страной, и они тогда подлежат замене.
Вопрос об отношении к подобным людям в разных странах, в разное время решался по-разному. «В примитивных обществах старым считался человек, который уже не мог самостоятельно себя обеспечивать и становился обузой для соплеменников. Тогда его или убивали, или бросали на произвол судьбы. В Японии 150 лет назад, когда человек начинал больше потреблять, чем производить, его отводили на вершину священной горы и оставляли там умирать от голода.»[1] Обеспеченная старость появилась только в ХХ веке и только в цивилизованных странах, причём, это не всегда соответствует истине.
Рассмотрим признаки определения возраста человека:
· молодость – это пора учения, познания и освоения мира;
· зрелость – это время, когда знания помогают успешно и благополучно самостоятельно жить;
· мудрость – период усвоения жизненного опыта и передача его молодым;
· старость – пора упадка, когда человек утрачивает способность приносить пользу себе и другим.
Эти возрастные категории трудно привязать к определённому сроку. Зрелость, мудрость и старость могут никогда не наступить. Человек может не научиться применять знания на практике, не накопить жизненного опыта тогда нечего будет передавать. Но и старость не наступит, если человек продолжает жить полноценной жизнью, полной
1. См. Степанов С.С. Законы психологии – СПб., 2000. С.73.
стремлением к её познанию и чем старше он будет становиться, тем мудрее.
С другой стороны, когда человек не обладает высоким интеллектом, то может стать старым и в молодые годы. У него происходит угасание ума, который используется вполсилы. А те, кто намеревается на пенсии «дать голове отдохнуть», обрекает себя на деградацию и маразм, поскольку мозг не изнашивается от работы, а пустеет от праздности.С возрастом снижается только скорость мыслительных процессов, а не их качество. При активной умственной жизни возникает всё больше нервных связей между клетками, что позволяет эффективно усваивать и перерабатывать информацию. С возрастом человек становится рассудительным и спокойным, он более продуктивно распоряжается своими способностями и своим временем.
Национальные отношения.
На огромной территории России от Тихого и Ледовитого океана до восточных стран Европейской части континента, до стран Малой Азии и стран Дальнего Востока, проживает около 170 наций, которые составляют единый российский народ. Он представляет собой социальное целое, поскольку имеет общую историческую судьбу, существенные признаки сходного образа жизни и нравов, а также чувство принадлежности к единой исторической общности.
На протяжении всего периода существования, в стране всегда имелся вопрос национальных связей, выраженный специфическим взаимоотношением между этносами, при котором проявление одной нации своих культурных традиций и ценностей принимают форму экспансии, настойчивого внедрения другим этносам, и которые воспринимаются последними как ущемление собственных культурных устремлений и требуют защиты.