Йогические учения в правовой литературе

Помимо морального кодекса, заключенного в предписаниях ямы из йоги, Дхарма-шастры выделяют регуляцию дыхания в качестве средства искупления. Поэтому в Ману-смрити (6.70 и далее) есть место, где говорится о благах регуляции дыхания (пранаяма ). Предполагается, что она будет осуществляться с соответствующими ведийскими мантрами, особенно со слогом ом. Подобное рассматривается как высшая форма аскезы, поскольку «сжигаются» все физические и психические пороки.

Васиштха-дхарма-шастра описывает йогу в двадцать пятой главе, состоящей по существу из практики управления дыханием. Задержка определяется в тринадцатом стихе как остановка дыхания на время трех повторений гаятри-мантры вместе со слогом ом, вьяхрити или «возгласами» (а именно, бхух, бхувах, свах) и вступлениями (шира ) («вода, огонь/ свет, сущность, бессмертный») [334]. Говорится (стих 6), что регуляция дыхания порождает воздух, который в свою очередь возжигает внутренний огонь, посредством которого образуется вода. Все три (первоэлемента способствуют желанному очищению, без которого не может заняться заря мудрости. В стихе восьмом йога представляется конечной целью священного закона (дхарма) и высшей и вечной аскезы.

Почти схожее место можно отыскать, к примеру, в Баудхаяна-дхарма-сутре (4.1.23 и далее), высокочтимом сочинении, чье ядро, вероятно, было создано за сотни лет до пересыхания русла реки Сарасвати около 1900-х гг. до н. э.

Шанкхаяна-смрити (12.18–19), другое старинное произведение, где ведется разговор о индуистских обычаях и законах, во всеуслышанье заявляет, что шестнадцатидневные циклы регуляции дыхания избавляют даже убийцу брахмана от его ужасного греха. Яджнявалкья-смрити (3.305) предписывает сто припаям для искупления всех грехов.

Ману-смрити и другие родственные произведения также советуют удержание внимания (дхарана) в качестве средства для искупления грехов, а созерцание (дхьяна) — для одоления нежелательных эмоций наподобие гнева, алчности и зависти. Автор Апастамба-дхарма-сутры (1.5.23.3 и далее), которая в своей расширенной версии относится, возможно, к третьему веку до н. э., приводит стих из неизвестного сочинения, согласно которому мудрый человек исключает все «слабости» (доша) характера посредством практики йоги. Он перечисляет пятнадцать таких слабостей, или изъянов, включая гнев, жадность, лицемерие и даже избыток [чувств].

Яджнявалкья-смрити по своей важности идет вслед за Ману-смрити, хотя в своем сохранившемся виде этот труд был составлен несколькими столетиями позже. Это сочинение обычно приписывают знаменитому мудрецу Яджнявалкье, жившему во времена Брахман. Здесь (3.195 и далее) дано полное описание йогического процесса — от принятая правильной позы до отвлечения чувств от внешнего мира, регуляции дыхания, удержания внимания и созерцания. Этот труд также перечисляет (3.202 и далее) некоторые йогические способности (сиддхи), наподобие способности быть невидимым, помнить прошлые жизни и провидеть будущее.

Вместе с Ману-смрити мы приближаемся к новой эре, которая оказалась наиболее плодотворной эпохой в развитии традиции йоги. Человеком, придавшим йоге ее отличительный философский облик в первом или во втором веке н. э., был мудрец (риши) по имени Патанджали. Теперь мы обращаемся к нему и его знаменитым изречениям.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ЙОГА

Предлагая Йога-бхашью, ведийский Вьяса выразил суть всех Вед. Посему это есть лучший подход для взыскующих освобождения.

Виджняна Бхикшу, Йога-варттика (1.4)

ГЛАВА 9. ИСТОРИЯ И ЛИТЕРАТУРА ПАТАНДЖАЛА-ЙОГИ

Йога — это полностью организованное и цельное миросозерцание, нацеленное на преображение человеческого существа с его нынешней грубой формой в совершенную форму… Можно сказать, что йога стремится к свободе от природы, включая свободу от человеческой природы; в своем дерзании она нацелена на выход за пределы человеческого и космоса, в чистое бытие.

Реши Равиндра. Йога: царственная стезя к свободе / Индийская духовность. С. 178

Наши рекомендации