Понятие диалектики, ее исторические формы

В истории философии традиционно развивалась такая область фи­лософствования, как диалектика. В ней проблема бытия осмысливает­ся под своеобразным углом зрения — с точки зрения единства и движе­ния, изменчивости всего сущего. Диалектика — это философское уче­ние о всеобщих (универсальных) связях бытия, о движении и развитии всего сущего. Наряду с этим она является также и способом философс­кого мышления, с помощью которого окружающий человека матери­альный мир воспринимается как единое, противоречивое и динамич­ное целое. Своими средствами диалектика раскрывает картину мира как Универсума, в котором происходят неумолимые процессы смены форм, состояний и эпох. Основная проблема для нее — движение развитие как фундаментальные характеристики мироздания.

В философии употребляется понятие объективной диалектики, под которой понимаются процессы взаимодействия и развития, царящие во внешнем, материальном мире. Напротив, субъективная диалектик; является всего лишь отражением этих процессов в головах людей и представляет собой движение человеческих мыслей и представлений.

Являясь теорией единства и развития, диалектика стремится мыс­ленно "схватить" всесторонние связи (взаимодействия) бытия как вели­кого целого, раскрыть различные отношения между вещами и процесса­ми. К числу наиболее важных для диалектики вопросов относят, прежде всего, такие, как "Что такое развитие?", "Почему оно происходит?", "Как оно протекает?", "Куда направлено развитие?". Размышление над ними помогает вскрыть глубинные пласты материального мира, исследовать пружины и механизмы его развития. Полагая единство мироздания, диа­лектика тем самым приходит и к идее изменения, развития. И наоборот, развитие понимается лишь в аспекте единства и взаимодействия всего сущего. Отмечая это, В.И Ленин в своей работе "Философские тетради" писал, что "...всеобщий принцип развития надо соединить, связать, со­вместить с всеобщим принципом единства мира, природы, движения, материи...". Диалектическая традиция является древней и весомой для философии. Она представлена во многих школах и учениях в виде тех или иных исторических форм ("моделей") диалектики.

В античной философии существовала стихийная диалектика, ко­торая была результатом простого созерцания окружающего мира фи­лософами того времени. Осмысление природы движения имело место в школе элеатов (Парменид, Зенон). Платон и Аристотель стремились найти источники развития мира, а Сократ пытался исследовать дви­жение человеческого познания. Основателем же диалектической тра­диции принято считать Гераклита, который сформулировал важней­шие идеи диалектики. Философ считал, что природа представляет со­бой единое и неделимое целое ("огонь", "мировой пожар"). В данном случае образ огня использовался Гераклитом как символ вечной ди­намики, ведь огонь никогда не бывает в застывшем, успокоившемся состоянии. Все сущее в этом мироздании изменчиво, все течет, и нет ничего застывшего. Мир состоит из противоположных начал, и все они взаимодействуют друг с другом. Гераклит выделял такие пары противоположностей, как вечное и преходящее. Бог и человек, жизнь и смерть, солома и золото и т.д. Борьба противоположностей являет­ся источником изменения и развития всего сущего, главным законом бытия. Мир, с точки зрения диалектической философии, — это сплош­ной поток возникновения и уничтожения, объединения и распада.

Диалектическая мысль существовала и в философии средних веков, что проявилось в творчестве ряда мыслителей той эпохи. Так, П.Абеляр применял диалектику в качестве способа достижения истины путем об­суждения различных суждений. А.Августин создал учение о развитии всемирной истории, выделив ней периоды детства, юности, зрелости, ста­рости и смерти. Фома Аквинский выдвинул и обосновал идею иерархич­ности, т.е. упорядоченности мира, который якобы был сотворен Богом.

Диалектика в философии и естествознании эпохи Возрождения и Но­вого времени развивалась такими известными мыслителями, как Д.Бруно, Н.Кузанский, Р. Декарт, Б.Спиноза. С позиций диалектического мышле­ния они рассматривали развитие природы как великого целого, выделяли и анализировали в ней внутренние и внешние взаимосвязи и противоре­чия. Так, Кузанский рассматривал окружающий мир как единство конеч­ного и бесконечного, огромную космическую машину. Эта машина являет собой многое в одном, пронизанное непрерывным развитием от простого к сложному. Источником динамики мира, по убеждению мыслителя, явля­ется Бог как возможность и творящая причина всего сущего.

Однако в силу господства в науке механики и математики, в XVII — XVIII вв. все еще преобладала механистическая, упрощенная картина мира как проявление метафизического (недиалектического) мышле­ния. Большинство ученых предпочитало рассматривать вещи и про­цессы мира в их обособленности друг от друга, вне великих связей, а значит — не во взаимодействии и движении. Впрочем, в XVIII в. была выдвинута идея прогресса мировой истории (Ж.Кондорсе, Ф.Вольтер}, но в то время она еще не укоренилась в науке.

Особое место в истории философской мысли занимает идеалисти­ческая диалектика классической немецкой философии. В ее рамках И.Гердер обосновывал идею развития мировой культуры, смены ее форм и состояний. И.Кант исследовал логику движения познавательного процесса, вскрыв антиномии (противоречия) этого процесса. Ф.Шел­линг подчеркивал полярный характер процессов природы и наличие в ней сложной иерархии.

Очень большой вклад в формирование диалектической философии внес Г.Гегель. Этот немецкий философ исходил из того, что источником всего сущего является абсолютная идея ("мировой разум"), которая, раз­вивая свое неисчерпаемое содержание, воплощает себя в различных фор­мах бытия (в природе, в обществе) и придает им единство. В.С.Соловьев эаметил в связи с этим, что для Гегеля природа есть как бы чешуя, кото­рую сбрасывает в своем движении "змея абсолютной диалектики". Ге-г^ль особо выделял роль противоречия как внутренннего источника и Движущей силы развития, характеризуя его как "корень всякого движе-яия" и всякой "жизненности". Само развитие философ представлял в виде триады "тезис-антитезис-синтез", которой он придавал универсальное (всеобщее) значение.

Основная заслуга Гегеля в истории диалектики состояла в том, что он, по словам Ф. Энгельса, впервые сумел представить природный и социальный мир в виде процесса, т.е. закономерной смены форм и состояний. Им было разработано учение о всемирной истории ("европоцентризм"), ее логике и внутренних связях. Немецкий мыслитель старался подчеркнуть, что окон­чательные, завершенные результаты познания и практики человека невоз­можны. Гегель сформулировал также основные законы диалектики, кото­рые дают представление об источниках, механизмах и формах развития. Однако его философия была, по словам Энгельса, "колоссальным недо­носком", поскольку она наделяла способностью к развитию лишь абсо­лютную идею. Тем самым природа лишалась внутренних источников раз­вития и обрекалась вечно воспроизводить одни и те же состояния, двига­ясь как бы по замкнутому кругу. Духовное начало рассматривалось Геге­лем как нечто несравненно более высокое, нежели природное начало. В этом смысле диалектика Гегеля была, по выражению К. Маркса, искажена и перевернута с ног на голову, затушевывая и даже мистифицируя подлин­ные причины развития природы и общества.

Материалистическая диалектика в классической марксистской фи­лософии в корне отличалась от идеалистической диалектики Г.Гегеля, хотя и имела тесную связь с ней. Маркс и Энгельс освободили гегелевс­кую диалектику от мистической формы и сохранили ее основное рацио­нальное зерно — идею развития, превратив ее в инструмент философско­го исследования мира. Ф.Энгельс любил подчеркивать, что природа дви­жется в вечном потоке и круговороте, являясь "пробным камнем" для диалектики и естествознания. В марксизме идея развития была всесто­ронне применена к изучению общественных явлений, прежде всего — социально-классовых отношений, истории частной собственности и го­сударства, эпох в развитии общества. Диалектика, как теория и метод, в первую очередь была подчинена целям обоснования коммунистической идеи, неизбежности становления нового общества. Марксистская диа­лектика была политизирована, излишне схематична и чрезмерно заря­жена потенциалом социальной конфликтное™ и борьбы. Основополож­ники марксизма подчеркивали, что диалектика ни перед чем не прекло­няется и по своей сути критична и революционна. Они отмечали, что для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного, безусловного и святого. Везде и во всем она видит печать изменений, и ничто не сможет устоять перед диалектикой, кроме неумолимого процес­са возникновения, становления и неизбежной гибели всего сущего. По определению В.ИЛенина, диалектика —это "живая душа" марксизма.

Диалектика развивалась также в ряде зарубежных течений и школ. К их числу следует отнести, в частности, теорию эмерджентной (твор­ческой) эволюции {А. Уайтхед и др.). Франкфуртскую школу (Т.Адор-но и др.), теорию социального конфликта (Р.Дарендорф).

В русской философии диалектические идеи развивались А.И.Гер­ценом, В.И.Лениным и другими материалистами, представителями рус­ского космизма (К.Э.Циолковский. В.И.Вернадский и др.). Тема един­ства мира и его духовной эволюции представлена в творчестве В. С. Со­ловьева, Н.А.Бердяева. С.Л.Франка.

Диалектика, как теория развития и метод мышления, является значительным пластом истории философской культуры. Ее основная идея — идея развития всего сущего — явилась результатом не только созерцания мира, но и отражением в философии восходящего, т.е. про­грессивного развития человечества, науки и практики. Рассматривая мир как единое и динамичное целое, она тем самым является обобще­нием материала естественных и иных наук.

ДИАЛЕКТИКА КАК СИСТЕМА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

Диалектика изначально формировалась в форме знаний и представ­лений о взаимосвязях и процессах развития всего сущего. Она сложи­лась и существует как система теоретического знания о своем предмете.

Прежде всего, эта система включает в себя понятия (категории) диалектики. В них отражаются объективно существующие универсаль­ные взаимосвязи мира, живой и многогранный процесс его развития. История диалектической мысли накопила богатый понятийный аппа­рат для отражения различных связей мира и процессов развития в нем.

В первую очередь, диалектика оперирует понятием связи, под ко­торой понимается взаимозависимость вещей и процессов окружаю­щего мира. Связь — это такое отношение между объектами, когда изменение в одном из них влечет за собой изменение в другом объек­те. Связи бытия так же разнообразны, как и сам материальный мир. В качестве примера можно назвать пространственные и временные, ге­нетические, духовные, семейные, экономические связи. Чем в более разнообразные связи включен объект (в том числе и сам человек), тем интенсивнее и полнее он изменяется и развивается. Духовное богат­ство человека зависит, следовательно, от многогранности его отно­шений с окружающим миром, с обществом и людьми.

Весьма важным в диалектике является понятие взаимодействия, которое служит для обозначения процессов взаимного воздействия и вли­яния предметов друг на друга. Взаимодействие предполагает взаимный обмен энергией и информацией, изменение предметами своих внешних и внутренних свойств и состояний. В этом смысле развитие материаль­ного мира представляет собой сложный поток бесконечных взаимодей­ствий в рамках тех или иных форм движения материи, пересечение и Переплетение этих процессов, их проникновение друг в друга.

Понятие противоречия фиксирует отношения единства, взаимодействия и борьбы между противоположными началами (противоположно­стями) в мире и его вещах. Оно является естественным состоянием ве­щей, присущим им по природе своей. Простейшей наглядной моделью взаимодействия противоположностей может быть обыкновенный маг­нит с его двумя полюсами — северным и южным. Противоречие и есть взаимосвязь между такими противоположностями, которые противостоят друг другу и исключают друг друга. Оно означает как бы изначальную разорванность предмета (или процесса), его асимметрию. Противоречия существуют как в живой, так и в неживой природе, в общественной жиз­ни, в бытии самого человека. Таковыми являются, например, взаимоот­ношения между ассимиляцией и диссимиляцией в человеческом организ­ме, между силами притяжения и отталкивания в космосе, между добром и злом в обществе, истиной и заблуждением в познании. Очевидно, одна­ко, что все эти и любые иные противоположности существуют лишь в рамках органической связи друг с другом, а не сами по себе.

Особой формой противоречия в обществе является антагонизм, ко­торый возникает на почве полной противоположности социальных и иных интересов. Проявлением такого противоречия были, например, отношения между рабами и рабовладельцами в Древнем мире. Антаго­низм может складываться между очень опасным преступником-рециди­вистом и обществом. Противоречия такого рода всегда проявляют себя в острых формах противостояния и борьбы, а нередко и в виде конфликта как грубого физического столкновения враждующих сторон. Социальные революции в истории человечества — это тоже проявление конфликта в развитии, который возникал во многом из-за консервации острых про­тиворечий и их несвоевременного разрешения. Антагонизм в обществе являет собой "трагическое" противоречие, ведь при нем стороны как бы "пожирают" друг друга в борьбе, и это нередко сопряжено с большими человеческими жертвами и социальными потрясениями.

Наряду с противоречием в диалектике применяется и понятие гармо­нии. Под ней принято понимать стройность и примирение разного, в том числе и противоположного. Так, противоречие между мужчиной и жен­щиной порождает любовь как прекрасную гармонию, благодаря кото­рой род человеческий может продолжать свою дальнейшую жизнь. Гар­мония представляет собой прекрасный (красивый, "красный") порядок в мироздании, в отличие от хаоса как беспорядка. Ее проявлениями явля­ются симметрия сторон в предмете, социальное согласие и мир в обще­стве, ритм и симфония в музыке. В христианской религии образом гар­монии является царство Божье как некий идеальный порядок мира, ко­торый должен наступить в будущем. Напротив, понятие дисгармонии указывает на несовершенство целого, распад органичных связей в нем.

Основным в диалектической философии является понятие развития. Можно сказать, что развитие —это одно из проявлений движения (изменения) в мире. Будучи порождением связей и взаимодействия, оно пред­ставляет собой поступательное восхождение от низшего к высшему, от простого к более сложному. Ему присуща и такая черта (признак), как необратимость (в отличие, например, от монотонного, по сути своей ко­лебательно-возвратного движения маятника часов). В ходе развития про­исходит переделка структуры и смена свойств предмета. Развитие всегда характеризуется комплексностью изменений, их системным характером, направленностью процесса (наличие тенденции, вектора). Типичными примерами развития являются жизнь индивида (детство, отрочество, юность и т.д.), движение всемирной истории (отдельные эпохи и перио­ды в ней), рост растения (семя, цветок, стебель) и т.д.* (Развитию предшествует становление, — тот период, когда происходит воз­никновение объекта, его движение к самостоятельному существованию.) О развитии можно говорить и применительно к человеческому мышлению, ко всей его по­знавательной деятельности. Следует иметь в виду, что развитие не есть некая плоская эволюция, какая-то прямая линия. В нем всегда присут­ствуют скачки и зигзаги, неравномерность, обратные движения и т.п. Развитие - это единство эволюции и революции, прогресса и регресса, прерывного и непрерывного. Особенно ярко это проявляется в обществен­ной жизни, где отнюдь не любой шаг человечества является прогрессив­ным, т.е. укрепляющим жизнеспособность общества, его социальные и культурные основы.

Диалектика оперирует и многими другими понятиями, часть ко­торых будет названа и раскрыта нами несколько ниже.

Кроме понятий диалектика как система включает в себя и принци­пы. Под ними принято понимать исходные положения философской теории развития, которые выполняют роль ориентиров в познании. Принципы, или "элементы" диалектики, выведены из внешнего мира и являют собой обобщенный результат познания этого мира челове­ком. Важнейшими среди них принято считать принцип связи всего со всем, противоречивости всего сущего и развития (изменчивости) все­го в мире. В.И.Ленин в своей работе "Философские тетради" выделил и охарактеризовал 16 "элементов" диалектики, показал их роль в по­знании. Будучи усвоенными, эти принципы составляют ткань диалек­тического мышления человека.

В систему диалектики входят и ее основные законы. (Понятие закона употребляется в философии, как правило, в двух смысловых значениях. Во-первых, под законом понимаются общие, устойчивые и необходимые связи (отношения) между предметами и явлениями окружающего мира. Это, например, закон всемирного тяготения, закон естественного отбора, закон спроса и предложения в экономике и т.д. Все это — законы объек­тивного материального мира, которые исследуются теми или иными науками. Во-вторых, под законом понимают систему теоретических знаний, в которых отразились познанные связи и отношения внешнего мира. Это уже есть законы науки, к которым она пришла в своих исследованиях. В научном познании применяется также понятие закономерности, под кото­рой принято подразумевать совокупное действие целого ряда законов в ходе развития какого-либо процесса. Для диалектики, как теории един­ства и развития, важнейшими являются такие вопросы, как "Что является источником развития?", "Как происходит развитие?", "Куда направлено развитие?". Соответственно, в ней сформировались три основных закона, которые в свое время были разработаны Г.Гегелем средствами философс­кого идеализма. Все они имеют большую познавательную ценность, рас­крывая те или иные отношения и зависимости в окружающем мире.

Закон единства и взаимодействия (борьбы) противоположностей называют иногда "ядром" диалектики. Дело в том, что в его рамках раскрываются и исследуются внутренние и внешние источники разви­тия материального мира ("Что является источником развития?"). Сам же процесс развития предстает как взаимодействие и переплетение противоположных начал мира, их взаимовлияние. Подчеркивается особая роль противоречия как "двигательной силы" развития. (Под противоречием философия понимает взаимодействие противополож­ных сторон целого — начал, сил и тенденций, которые находятся в единстве и одновременно отрицают друг друга*). (* Для "ходячего" рассудка противоречие есть, по словам Г.Гегеля, "изъян, недо­статок или погрешностьэтой вещи". Для диалектическогоже мышления проти­воречие — это естественный способ существования вещи.)

Этот закон диалек­тики гласит, что развитие объективной реальности (и процесс ее по­знания) осуществляется путем "раздвоения" единого на противопо­ложности и их взаимодействия. Закон носит всеобщий характер, так как проявляется в развитии природы и общества, в жизни индивида, в ходе самого человеческого мышления и познания.

Диалектика подчеркивает, что в ходе взаимодействия противополож­ностей изменяются не только стороны предмета, но и весь предмет в це­лом. (Подчфкнем, что это возможно лишь тогда, когда противополож­ности находятся в состоянии взаимодействия, проникновения и отрица­ния друг друга, а не в изолированной неподвижности). В итоге и проис­ходит развитие, т.е. обретение предметом качественно новых признаков, свойств и структуры. Верх берет та сторона, которая является более жиз­неспособной и прогрессивной, и тем самым происходит разрешение про­тиворечия. Теория Ч.Дарвина убедительно показала, например, что в рам­ках противоречия между живыми организмами и средой их обитания выживали лишь те особи, которые несли в себе наибольший жизненный потенциал. Разумеется, в общественной жизни противоречия имеют несравненно более сложный и запутанный характер. Но и в обществе оче­видно действие противоположных сил, сторон и тенденций (знание и не­знание, богатство и бедность, добро и зло), которые придают обществен­ной жизни неуспокоенность и динамику, порождают изменения в ней.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает механизм развития ("Как оно происходит?"). Диалектика ха­рактеризует всякий предмет с точки зрения его свойств, и в этих целях она применяет понятия качества и количества. Само по себе свойство — это характеристика предмета, проявляющаяся в его отношениях с другими предметами. Качество представляет собой единство важнейших и необхо­димых свойств предмета, которые раскрывают его природу и определен­ность в мире. Всякая вещь имеет лишь одно основное качество. Так, ста­кан — это "инструмент" прежде всего для питья, а автомобиль является средством для передвижения. Понятие же количества указывает на степень развития свойств (качества) предмета, что проявляется в его весе, разме­рах, длине и т.д. Каждый предмет является противоречивым единством качественного (устойчивого) и количественного (неустойчивого) начал. Это единство сохраняется, но лишь в рамках определенного интервала, назы­ваемого в философии мерой. (Ведь если к названным нами предметам (ста­кан, автомобиль) прибавлять все новые и новые характеристики, то в ито­ге эти предметы утратят свое качество и перестанут быть самими собой).

Диалектика утверждает, что на определенной ступени существова­ния предмета под воздействием количественных накоплений (вещества, энергии, информации) наступает скачок как процесс перехода предме­та в принципиально иное состояние (качество). Скачок — это решаю­щий поворот в развитии, в истории предмета. Он играет особую роль, поскольку в ходе его предмет перестает быть самим собой и переходит в свою противоположность (молодое — старое, жизнь — смерть и т.д.). Удачно иллюстрирует действие этого закона в природе такая наука, как химия. Она показывает, например, что при прибавлении к молеку­ле кислорода всего лишь одного атома образуется озон как совершенно иное вещество с другими свойствами, вплоть до запаха. В связи с этим Ф.Энгельс называл химию наукой о качественных изменениях вещей, происходящих в ходе изменения их количества.

Закон отрицания отрицания раскрывает формы и тенденции про­цесса развития ("Куда оно направлено?"). Особую познавательную роль в данном случае играет понятие отрицания, под которым в диалектике понимается преодоление (вытеснение) старого новым, более совершен­ным и жизнеспособным. Разумеется, отрицание всегда включает в себя ломку старого, но основное в нем все же — утверждение новизны. Без отрицания нет никакого развития, вот почему оно является движущим началом изменений. Отрицание носит всеобщий характер, проявляясь не только в природе (например, развитие стебля растения из зерна), в обществе (смена способа производства, исторических эпох), но и в жиз­ни каждого человека (смена возраста, процесс познания и деятельнос­ти). Само развитие предстает как единство повторяющегося и поступа­тельного. и поэтому оно часто изображается в форме спирали, которая символизирует собой единство восхождения и повтора.

Следует заметить, что развитие, как восходящий процесс, возможно лишь при так называемом конструктивном отрицании, т.е. при сохране­нии и синтезе всего того позитивного и жизнеспособного, что имело ме­сто в прошлом и что удерживается ("снимается") для будущего. В про­тивном случае будет происходить "зряшное" отрицание, т.е. простое от­брасывание, игнорирование прошлого. В общественной жизни формой проявления такого отрицания является нигилизм как установка на выра­жение разрушительного, а не конструктивного начала в человеке, отри­цание всего и вся. Нередко он проявляется в среде молодежи, которая находится в стадии социокультурного становления и поэтому отличает­ся излишним максимализмом, радикальностью суждений и оценок.

Названные нами законы диалектики "схватывают" реальные связи и процессы материального мира и поэтому имеют большое познава­тельное значение. Выделение и познание этих законов является, без сомнений, одним из достижений философской мысли. Однако в окру­жающем мире кроме линейного (спрямленного, однонаправленного) раз­вития существуют и другие типы изменений (хаотическое, колебатель­ное, турбулентное и др.), которые требуют иных теоретических средств познания. Поэтому законы диалектики, конечно же, не могут воспри­ниматься как некое абсолютное и завершенное философское знание о связях и процессах развития в мире.

Изложенные нами выше понятия, принципы и законы дают возмож­ность сформулировать основные идеи диалектики как ее своеобразный вывод, итог. Таковыми являются, во-первых, идея связи всего со всем, что подтверждается историей развития мира и данными естественных и общественных наук. Во-вторых, это идея противоречивости мира как фундаментальный принцип и условие его существования. И в-третьих — идея изменчивости всего существующего в этом мире. Суммируя, можно сказать, что материальный мир не есть некая сумма независимых друг от друга вещей, а представляет собой систему различных взаимодействий и процессов. Мир — это огненный поток, говоря словами Гераклита. Диа­лектика, как метод философского мышления, запрещает изолированное. одностороннее и искаженное рассмотрение предметов. Все они вовлече­ны во всемирный процесс взаимодействия друг с другом и не могут быть по-настоящему познаны, если рассматриваются каждый в отдельности.

Будучи системой философского знания о связях и развитии матери­ального мира, диалектика выполняет ряд функций, в которых и прояв­ляется ее значение. Назовем и охарактеризуем наиболее важные из них.

Мировоззренческая функция означает, что диалектика, как теория, есть картина того, как мир взаимосвязан и как он движется, меняет свои состояния. Однако в мире существуют разные типы движения, о чем мы заметили выше. Именно поэтому не следует воспринимать развитие лишь в виде какой-то прямой линии, лишенной противоре­чий, скачков и зигзагов. На самом-то деле жизнь всегда богаче любых представлений и теорий о ней.

Методологическая ("поисковая") функция выражается в том, что диалектика является философским методом, инструментом познания мира человеком. В ней воплощен (в виде идей и принципов) опыт та­кого познания. Освоение этого опыта мыслящим индивидом и есть путь формирования культуры диалектического мышления (например, умение выделять в обществе его связи, динамику, противоречия и т.д.).

Диалектика выполняет также прикладную ("жизненно-практичес­кую", или "технологическую") функцию. Будучи системой теорети­ческих знаний о связях и развитии, диалектика дает человеку исход­ные ориентиры в его практической деятельности (например, правиль­ное определение своего отношения к прошлому страны, выявление противоречий и проблем и т.д.). Такие знания помогают предвосхи­щать развитие событий, анализировать противоречия и тенденции (например, в политической жизни общества), выдвигать проекты, на­правлять ход социального развития.

Все сказанное выше о диалектике можно облечь в ее краткую фор­мулу: Диалектика = теория связей и развития + метод философского мышления. Этим самым подчеркивается ее познавательное и практи­ческое значение.

Наши рекомендации