Понятие диалектики, ее исторические формы
В истории философии традиционно развивалась такая область философствования, как диалектика. В ней проблема бытия осмысливается под своеобразным углом зрения — с точки зрения единства и движения, изменчивости всего сущего. Диалектика — это философское учение о всеобщих (универсальных) связях бытия, о движении и развитии всего сущего. Наряду с этим она является также и способом философского мышления, с помощью которого окружающий человека материальный мир воспринимается как единое, противоречивое и динамичное целое. Своими средствами диалектика раскрывает картину мира как Универсума, в котором происходят неумолимые процессы смены форм, состояний и эпох. Основная проблема для нее — движение развитие как фундаментальные характеристики мироздания.
В философии употребляется понятие объективной диалектики, под которой понимаются процессы взаимодействия и развития, царящие во внешнем, материальном мире. Напротив, субъективная диалектик; является всего лишь отражением этих процессов в головах людей и представляет собой движение человеческих мыслей и представлений.
Являясь теорией единства и развития, диалектика стремится мысленно "схватить" всесторонние связи (взаимодействия) бытия как великого целого, раскрыть различные отношения между вещами и процессами. К числу наиболее важных для диалектики вопросов относят, прежде всего, такие, как "Что такое развитие?", "Почему оно происходит?", "Как оно протекает?", "Куда направлено развитие?". Размышление над ними помогает вскрыть глубинные пласты материального мира, исследовать пружины и механизмы его развития. Полагая единство мироздания, диалектика тем самым приходит и к идее изменения, развития. И наоборот, развитие понимается лишь в аспекте единства и взаимодействия всего сущего. Отмечая это, В.И Ленин в своей работе "Философские тетради" писал, что "...всеобщий принцип развития надо соединить, связать, совместить с всеобщим принципом единства мира, природы, движения, материи...". Диалектическая традиция является древней и весомой для философии. Она представлена во многих школах и учениях в виде тех или иных исторических форм ("моделей") диалектики.
В античной философии существовала стихийная диалектика, которая была результатом простого созерцания окружающего мира философами того времени. Осмысление природы движения имело место в школе элеатов (Парменид, Зенон). Платон и Аристотель стремились найти источники развития мира, а Сократ пытался исследовать движение человеческого познания. Основателем же диалектической традиции принято считать Гераклита, который сформулировал важнейшие идеи диалектики. Философ считал, что природа представляет собой единое и неделимое целое ("огонь", "мировой пожар"). В данном случае образ огня использовался Гераклитом как символ вечной динамики, ведь огонь никогда не бывает в застывшем, успокоившемся состоянии. Все сущее в этом мироздании изменчиво, все течет, и нет ничего застывшего. Мир состоит из противоположных начал, и все они взаимодействуют друг с другом. Гераклит выделял такие пары противоположностей, как вечное и преходящее. Бог и человек, жизнь и смерть, солома и золото и т.д. Борьба противоположностей является источником изменения и развития всего сущего, главным законом бытия. Мир, с точки зрения диалектической философии, — это сплошной поток возникновения и уничтожения, объединения и распада.
Диалектическая мысль существовала и в философии средних веков, что проявилось в творчестве ряда мыслителей той эпохи. Так, П.Абеляр применял диалектику в качестве способа достижения истины путем обсуждения различных суждений. А.Августин создал учение о развитии всемирной истории, выделив ней периоды детства, юности, зрелости, старости и смерти. Фома Аквинский выдвинул и обосновал идею иерархичности, т.е. упорядоченности мира, который якобы был сотворен Богом.
Диалектика в философии и естествознании эпохи Возрождения и Нового времени развивалась такими известными мыслителями, как Д.Бруно, Н.Кузанский, Р. Декарт, Б.Спиноза. С позиций диалектического мышления они рассматривали развитие природы как великого целого, выделяли и анализировали в ней внутренние и внешние взаимосвязи и противоречия. Так, Кузанский рассматривал окружающий мир как единство конечного и бесконечного, огромную космическую машину. Эта машина являет собой многое в одном, пронизанное непрерывным развитием от простого к сложному. Источником динамики мира, по убеждению мыслителя, является Бог как возможность и творящая причина всего сущего.
Однако в силу господства в науке механики и математики, в XVII — XVIII вв. все еще преобладала механистическая, упрощенная картина мира как проявление метафизического (недиалектического) мышления. Большинство ученых предпочитало рассматривать вещи и процессы мира в их обособленности друг от друга, вне великих связей, а значит — не во взаимодействии и движении. Впрочем, в XVIII в. была выдвинута идея прогресса мировой истории (Ж.Кондорсе, Ф.Вольтер}, но в то время она еще не укоренилась в науке.
Особое место в истории философской мысли занимает идеалистическая диалектика классической немецкой философии. В ее рамках И.Гердер обосновывал идею развития мировой культуры, смены ее форм и состояний. И.Кант исследовал логику движения познавательного процесса, вскрыв антиномии (противоречия) этого процесса. Ф.Шеллинг подчеркивал полярный характер процессов природы и наличие в ней сложной иерархии.
Очень большой вклад в формирование диалектической философии внес Г.Гегель. Этот немецкий философ исходил из того, что источником всего сущего является абсолютная идея ("мировой разум"), которая, развивая свое неисчерпаемое содержание, воплощает себя в различных формах бытия (в природе, в обществе) и придает им единство. В.С.Соловьев эаметил в связи с этим, что для Гегеля природа есть как бы чешуя, которую сбрасывает в своем движении "змея абсолютной диалектики". Ге-г^ль особо выделял роль противоречия как внутренннего источника и Движущей силы развития, характеризуя его как "корень всякого движе-яия" и всякой "жизненности". Само развитие философ представлял в виде триады "тезис-антитезис-синтез", которой он придавал универсальное (всеобщее) значение.
Основная заслуга Гегеля в истории диалектики состояла в том, что он, по словам Ф. Энгельса, впервые сумел представить природный и социальный мир в виде процесса, т.е. закономерной смены форм и состояний. Им было разработано учение о всемирной истории ("европоцентризм"), ее логике и внутренних связях. Немецкий мыслитель старался подчеркнуть, что окончательные, завершенные результаты познания и практики человека невозможны. Гегель сформулировал также основные законы диалектики, которые дают представление об источниках, механизмах и формах развития. Однако его философия была, по словам Энгельса, "колоссальным недоноском", поскольку она наделяла способностью к развитию лишь абсолютную идею. Тем самым природа лишалась внутренних источников развития и обрекалась вечно воспроизводить одни и те же состояния, двигаясь как бы по замкнутому кругу. Духовное начало рассматривалось Гегелем как нечто несравненно более высокое, нежели природное начало. В этом смысле диалектика Гегеля была, по выражению К. Маркса, искажена и перевернута с ног на голову, затушевывая и даже мистифицируя подлинные причины развития природы и общества.
Материалистическая диалектика в классической марксистской философии в корне отличалась от идеалистической диалектики Г.Гегеля, хотя и имела тесную связь с ней. Маркс и Энгельс освободили гегелевскую диалектику от мистической формы и сохранили ее основное рациональное зерно — идею развития, превратив ее в инструмент философского исследования мира. Ф.Энгельс любил подчеркивать, что природа движется в вечном потоке и круговороте, являясь "пробным камнем" для диалектики и естествознания. В марксизме идея развития была всесторонне применена к изучению общественных явлений, прежде всего — социально-классовых отношений, истории частной собственности и государства, эпох в развитии общества. Диалектика, как теория и метод, в первую очередь была подчинена целям обоснования коммунистической идеи, неизбежности становления нового общества. Марксистская диалектика была политизирована, излишне схематична и чрезмерно заряжена потенциалом социальной конфликтное™ и борьбы. Основоположники марксизма подчеркивали, что диалектика ни перед чем не преклоняется и по своей сути критична и революционна. Они отмечали, что для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного, безусловного и святого. Везде и во всем она видит печать изменений, и ничто не сможет устоять перед диалектикой, кроме неумолимого процесса возникновения, становления и неизбежной гибели всего сущего. По определению В.ИЛенина, диалектика —это "живая душа" марксизма.
Диалектика развивалась также в ряде зарубежных течений и школ. К их числу следует отнести, в частности, теорию эмерджентной (творческой) эволюции {А. Уайтхед и др.). Франкфуртскую школу (Т.Адор-но и др.), теорию социального конфликта (Р.Дарендорф).
В русской философии диалектические идеи развивались А.И.Герценом, В.И.Лениным и другими материалистами, представителями русского космизма (К.Э.Циолковский. В.И.Вернадский и др.). Тема единства мира и его духовной эволюции представлена в творчестве В. С. Соловьева, Н.А.Бердяева. С.Л.Франка.
Диалектика, как теория развития и метод мышления, является значительным пластом истории философской культуры. Ее основная идея — идея развития всего сущего — явилась результатом не только созерцания мира, но и отражением в философии восходящего, т.е. прогрессивного развития человечества, науки и практики. Рассматривая мир как единое и динамичное целое, она тем самым является обобщением материала естественных и иных наук.
ДИАЛЕКТИКА КАК СИСТЕМА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ
Диалектика изначально формировалась в форме знаний и представлений о взаимосвязях и процессах развития всего сущего. Она сложилась и существует как система теоретического знания о своем предмете.
Прежде всего, эта система включает в себя понятия (категории) диалектики. В них отражаются объективно существующие универсальные взаимосвязи мира, живой и многогранный процесс его развития. История диалектической мысли накопила богатый понятийный аппарат для отражения различных связей мира и процессов развития в нем.
В первую очередь, диалектика оперирует понятием связи, под которой понимается взаимозависимость вещей и процессов окружающего мира. Связь — это такое отношение между объектами, когда изменение в одном из них влечет за собой изменение в другом объекте. Связи бытия так же разнообразны, как и сам материальный мир. В качестве примера можно назвать пространственные и временные, генетические, духовные, семейные, экономические связи. Чем в более разнообразные связи включен объект (в том числе и сам человек), тем интенсивнее и полнее он изменяется и развивается. Духовное богатство человека зависит, следовательно, от многогранности его отношений с окружающим миром, с обществом и людьми.
Весьма важным в диалектике является понятие взаимодействия, которое служит для обозначения процессов взаимного воздействия и влияния предметов друг на друга. Взаимодействие предполагает взаимный обмен энергией и информацией, изменение предметами своих внешних и внутренних свойств и состояний. В этом смысле развитие материального мира представляет собой сложный поток бесконечных взаимодействий в рамках тех или иных форм движения материи, пересечение и Переплетение этих процессов, их проникновение друг в друга.
Понятие противоречия фиксирует отношения единства, взаимодействия и борьбы между противоположными началами (противоположностями) в мире и его вещах. Оно является естественным состоянием вещей, присущим им по природе своей. Простейшей наглядной моделью взаимодействия противоположностей может быть обыкновенный магнит с его двумя полюсами — северным и южным. Противоречие и есть взаимосвязь между такими противоположностями, которые противостоят друг другу и исключают друг друга. Оно означает как бы изначальную разорванность предмета (или процесса), его асимметрию. Противоречия существуют как в живой, так и в неживой природе, в общественной жизни, в бытии самого человека. Таковыми являются, например, взаимоотношения между ассимиляцией и диссимиляцией в человеческом организме, между силами притяжения и отталкивания в космосе, между добром и злом в обществе, истиной и заблуждением в познании. Очевидно, однако, что все эти и любые иные противоположности существуют лишь в рамках органической связи друг с другом, а не сами по себе.
Особой формой противоречия в обществе является антагонизм, который возникает на почве полной противоположности социальных и иных интересов. Проявлением такого противоречия были, например, отношения между рабами и рабовладельцами в Древнем мире. Антагонизм может складываться между очень опасным преступником-рецидивистом и обществом. Противоречия такого рода всегда проявляют себя в острых формах противостояния и борьбы, а нередко и в виде конфликта как грубого физического столкновения враждующих сторон. Социальные революции в истории человечества — это тоже проявление конфликта в развитии, который возникал во многом из-за консервации острых противоречий и их несвоевременного разрешения. Антагонизм в обществе являет собой "трагическое" противоречие, ведь при нем стороны как бы "пожирают" друг друга в борьбе, и это нередко сопряжено с большими человеческими жертвами и социальными потрясениями.
Наряду с противоречием в диалектике применяется и понятие гармонии. Под ней принято понимать стройность и примирение разного, в том числе и противоположного. Так, противоречие между мужчиной и женщиной порождает любовь как прекрасную гармонию, благодаря которой род человеческий может продолжать свою дальнейшую жизнь. Гармония представляет собой прекрасный (красивый, "красный") порядок в мироздании, в отличие от хаоса как беспорядка. Ее проявлениями являются симметрия сторон в предмете, социальное согласие и мир в обществе, ритм и симфония в музыке. В христианской религии образом гармонии является царство Божье как некий идеальный порядок мира, который должен наступить в будущем. Напротив, понятие дисгармонии указывает на несовершенство целого, распад органичных связей в нем.
Основным в диалектической философии является понятие развития. Можно сказать, что развитие —это одно из проявлений движения (изменения) в мире. Будучи порождением связей и взаимодействия, оно представляет собой поступательное восхождение от низшего к высшему, от простого к более сложному. Ему присуща и такая черта (признак), как необратимость (в отличие, например, от монотонного, по сути своей колебательно-возвратного движения маятника часов). В ходе развития происходит переделка структуры и смена свойств предмета. Развитие всегда характеризуется комплексностью изменений, их системным характером, направленностью процесса (наличие тенденции, вектора). Типичными примерами развития являются жизнь индивида (детство, отрочество, юность и т.д.), движение всемирной истории (отдельные эпохи и периоды в ней), рост растения (семя, цветок, стебель) и т.д.* (Развитию предшествует становление, — тот период, когда происходит возникновение объекта, его движение к самостоятельному существованию.) О развитии можно говорить и применительно к человеческому мышлению, ко всей его познавательной деятельности. Следует иметь в виду, что развитие не есть некая плоская эволюция, какая-то прямая линия. В нем всегда присутствуют скачки и зигзаги, неравномерность, обратные движения и т.п. Развитие - это единство эволюции и революции, прогресса и регресса, прерывного и непрерывного. Особенно ярко это проявляется в общественной жизни, где отнюдь не любой шаг человечества является прогрессивным, т.е. укрепляющим жизнеспособность общества, его социальные и культурные основы.
Диалектика оперирует и многими другими понятиями, часть которых будет названа и раскрыта нами несколько ниже.
Кроме понятий диалектика как система включает в себя и принципы. Под ними принято понимать исходные положения философской теории развития, которые выполняют роль ориентиров в познании. Принципы, или "элементы" диалектики, выведены из внешнего мира и являют собой обобщенный результат познания этого мира человеком. Важнейшими среди них принято считать принцип связи всего со всем, противоречивости всего сущего и развития (изменчивости) всего в мире. В.И.Ленин в своей работе "Философские тетради" выделил и охарактеризовал 16 "элементов" диалектики, показал их роль в познании. Будучи усвоенными, эти принципы составляют ткань диалектического мышления человека.
В систему диалектики входят и ее основные законы. (Понятие закона употребляется в философии, как правило, в двух смысловых значениях. Во-первых, под законом понимаются общие, устойчивые и необходимые связи (отношения) между предметами и явлениями окружающего мира. Это, например, закон всемирного тяготения, закон естественного отбора, закон спроса и предложения в экономике и т.д. Все это — законы объективного материального мира, которые исследуются теми или иными науками. Во-вторых, под законом понимают систему теоретических знаний, в которых отразились познанные связи и отношения внешнего мира. Это уже есть законы науки, к которым она пришла в своих исследованиях. В научном познании применяется также понятие закономерности, под которой принято подразумевать совокупное действие целого ряда законов в ходе развития какого-либо процесса. Для диалектики, как теории единства и развития, важнейшими являются такие вопросы, как "Что является источником развития?", "Как происходит развитие?", "Куда направлено развитие?". Соответственно, в ней сформировались три основных закона, которые в свое время были разработаны Г.Гегелем средствами философского идеализма. Все они имеют большую познавательную ценность, раскрывая те или иные отношения и зависимости в окружающем мире.
Закон единства и взаимодействия (борьбы) противоположностей называют иногда "ядром" диалектики. Дело в том, что в его рамках раскрываются и исследуются внутренние и внешние источники развития материального мира ("Что является источником развития?"). Сам же процесс развития предстает как взаимодействие и переплетение противоположных начал мира, их взаимовлияние. Подчеркивается особая роль противоречия как "двигательной силы" развития. (Под противоречием философия понимает взаимодействие противоположных сторон целого — начал, сил и тенденций, которые находятся в единстве и одновременно отрицают друг друга*). (* Для "ходячего" рассудка противоречие есть, по словам Г.Гегеля, "изъян, недостаток или погрешностьэтой вещи". Для диалектическогоже мышления противоречие — это естественный способ существования вещи.)
Этот закон диалектики гласит, что развитие объективной реальности (и процесс ее познания) осуществляется путем "раздвоения" единого на противоположности и их взаимодействия. Закон носит всеобщий характер, так как проявляется в развитии природы и общества, в жизни индивида, в ходе самого человеческого мышления и познания.
Диалектика подчеркивает, что в ходе взаимодействия противоположностей изменяются не только стороны предмета, но и весь предмет в целом. (Подчфкнем, что это возможно лишь тогда, когда противоположности находятся в состоянии взаимодействия, проникновения и отрицания друг друга, а не в изолированной неподвижности). В итоге и происходит развитие, т.е. обретение предметом качественно новых признаков, свойств и структуры. Верх берет та сторона, которая является более жизнеспособной и прогрессивной, и тем самым происходит разрешение противоречия. Теория Ч.Дарвина убедительно показала, например, что в рамках противоречия между живыми организмами и средой их обитания выживали лишь те особи, которые несли в себе наибольший жизненный потенциал. Разумеется, в общественной жизни противоречия имеют несравненно более сложный и запутанный характер. Но и в обществе очевидно действие противоположных сил, сторон и тенденций (знание и незнание, богатство и бедность, добро и зло), которые придают общественной жизни неуспокоенность и динамику, порождают изменения в ней.
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает механизм развития ("Как оно происходит?"). Диалектика характеризует всякий предмет с точки зрения его свойств, и в этих целях она применяет понятия качества и количества. Само по себе свойство — это характеристика предмета, проявляющаяся в его отношениях с другими предметами. Качество представляет собой единство важнейших и необходимых свойств предмета, которые раскрывают его природу и определенность в мире. Всякая вещь имеет лишь одно основное качество. Так, стакан — это "инструмент" прежде всего для питья, а автомобиль является средством для передвижения. Понятие же количества указывает на степень развития свойств (качества) предмета, что проявляется в его весе, размерах, длине и т.д. Каждый предмет является противоречивым единством качественного (устойчивого) и количественного (неустойчивого) начал. Это единство сохраняется, но лишь в рамках определенного интервала, называемого в философии мерой. (Ведь если к названным нами предметам (стакан, автомобиль) прибавлять все новые и новые характеристики, то в итоге эти предметы утратят свое качество и перестанут быть самими собой).
Диалектика утверждает, что на определенной ступени существования предмета под воздействием количественных накоплений (вещества, энергии, информации) наступает скачок как процесс перехода предмета в принципиально иное состояние (качество). Скачок — это решающий поворот в развитии, в истории предмета. Он играет особую роль, поскольку в ходе его предмет перестает быть самим собой и переходит в свою противоположность (молодое — старое, жизнь — смерть и т.д.). Удачно иллюстрирует действие этого закона в природе такая наука, как химия. Она показывает, например, что при прибавлении к молекуле кислорода всего лишь одного атома образуется озон как совершенно иное вещество с другими свойствами, вплоть до запаха. В связи с этим Ф.Энгельс называл химию наукой о качественных изменениях вещей, происходящих в ходе изменения их количества.
Закон отрицания отрицания раскрывает формы и тенденции процесса развития ("Куда оно направлено?"). Особую познавательную роль в данном случае играет понятие отрицания, под которым в диалектике понимается преодоление (вытеснение) старого новым, более совершенным и жизнеспособным. Разумеется, отрицание всегда включает в себя ломку старого, но основное в нем все же — утверждение новизны. Без отрицания нет никакого развития, вот почему оно является движущим началом изменений. Отрицание носит всеобщий характер, проявляясь не только в природе (например, развитие стебля растения из зерна), в обществе (смена способа производства, исторических эпох), но и в жизни каждого человека (смена возраста, процесс познания и деятельности). Само развитие предстает как единство повторяющегося и поступательного. и поэтому оно часто изображается в форме спирали, которая символизирует собой единство восхождения и повтора.
Следует заметить, что развитие, как восходящий процесс, возможно лишь при так называемом конструктивном отрицании, т.е. при сохранении и синтезе всего того позитивного и жизнеспособного, что имело место в прошлом и что удерживается ("снимается") для будущего. В противном случае будет происходить "зряшное" отрицание, т.е. простое отбрасывание, игнорирование прошлого. В общественной жизни формой проявления такого отрицания является нигилизм как установка на выражение разрушительного, а не конструктивного начала в человеке, отрицание всего и вся. Нередко он проявляется в среде молодежи, которая находится в стадии социокультурного становления и поэтому отличается излишним максимализмом, радикальностью суждений и оценок.
Названные нами законы диалектики "схватывают" реальные связи и процессы материального мира и поэтому имеют большое познавательное значение. Выделение и познание этих законов является, без сомнений, одним из достижений философской мысли. Однако в окружающем мире кроме линейного (спрямленного, однонаправленного) развития существуют и другие типы изменений (хаотическое, колебательное, турбулентное и др.), которые требуют иных теоретических средств познания. Поэтому законы диалектики, конечно же, не могут восприниматься как некое абсолютное и завершенное философское знание о связях и процессах развития в мире.
Изложенные нами выше понятия, принципы и законы дают возможность сформулировать основные идеи диалектики как ее своеобразный вывод, итог. Таковыми являются, во-первых, идея связи всего со всем, что подтверждается историей развития мира и данными естественных и общественных наук. Во-вторых, это идея противоречивости мира как фундаментальный принцип и условие его существования. И в-третьих — идея изменчивости всего существующего в этом мире. Суммируя, можно сказать, что материальный мир не есть некая сумма независимых друг от друга вещей, а представляет собой систему различных взаимодействий и процессов. Мир — это огненный поток, говоря словами Гераклита. Диалектика, как метод философского мышления, запрещает изолированное. одностороннее и искаженное рассмотрение предметов. Все они вовлечены во всемирный процесс взаимодействия друг с другом и не могут быть по-настоящему познаны, если рассматриваются каждый в отдельности.
Будучи системой философского знания о связях и развитии материального мира, диалектика выполняет ряд функций, в которых и проявляется ее значение. Назовем и охарактеризуем наиболее важные из них.
Мировоззренческая функция означает, что диалектика, как теория, есть картина того, как мир взаимосвязан и как он движется, меняет свои состояния. Однако в мире существуют разные типы движения, о чем мы заметили выше. Именно поэтому не следует воспринимать развитие лишь в виде какой-то прямой линии, лишенной противоречий, скачков и зигзагов. На самом-то деле жизнь всегда богаче любых представлений и теорий о ней.
Методологическая ("поисковая") функция выражается в том, что диалектика является философским методом, инструментом познания мира человеком. В ней воплощен (в виде идей и принципов) опыт такого познания. Освоение этого опыта мыслящим индивидом и есть путь формирования культуры диалектического мышления (например, умение выделять в обществе его связи, динамику, противоречия и т.д.).
Диалектика выполняет также прикладную ("жизненно-практическую", или "технологическую") функцию. Будучи системой теоретических знаний о связях и развитии, диалектика дает человеку исходные ориентиры в его практической деятельности (например, правильное определение своего отношения к прошлому страны, выявление противоречий и проблем и т.д.). Такие знания помогают предвосхищать развитие событий, анализировать противоречия и тенденции (например, в политической жизни общества), выдвигать проекты, направлять ход социального развития.
Все сказанное выше о диалектике можно облечь в ее краткую формулу: Диалектика = теория связей и развития + метод философского мышления. Этим самым подчеркивается ее познавательное и практическое значение.