Примерные упражнения (ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-9)
Упражнения направлены на проверку уровня сформированности компетенций в части «знать».
Укажите правильный ответ и обоснуйте его:
1. Что такое философия?
а) итог всех существующих наук;
б) наука обо всем, что нас окружает;
в) учение о человеке в его отношении к миру;
г) наука о познании мира.
2. Является ли философия наукой?
а) да;
б) нет;
в) больше да, чем нет;
г) больше нет, чем да.
3. Чем отличается философия от специальных наук?
а) не имеет собственного предмета исследования;
б) высказывает абсолютные истины;
в) изучает человека в его отношении к миру и всеобщим законам бытия;
г) не делает собственных открытий.
4. Когда человек становится философом в повседневной жизни?
а) когда задумывается о прошлом и его уроках;
б) когда начинает думать о не понятном;
в) когда задумывается над вопросами бытия мира и своём месте в нем;
г) когда отвлекается от повседневных забот.
5. В чем состоит особенность, специфика философии?
а) рассматривает мир в целом;
б) выступает как стиль мышления и состояние души в ходе отвлечения от
повседневности;
в) рассматривает мир через отношение человека к нему, выделяет всеобщее в
бытии;
г) формулирует наиболее общие законы природы, общества и мышления.
6. Каково назначение философии?
а) давать человеку возможность задумываться о всеобщем;
б) вводить человека в состояние мыслительного блаженства;
в) определять стратегию мышления в решении практических проблем;
г) не думать ни о чем.
7. Как философия соотносится со специальными науками?
а) сливается с ними;
б) отрывается от них;
в) является для них наиболее общей теорией и методом;
г) никакого отношения к ним не имеет.
8. Почему философы предвосхитили многие открытия специальных наук, например, Демокрит высказал гипотезу об атомистическом строении мира, Ф. Энгельс высказал мысль о связи живой и неживой природы, В.И.Ленин заявил о неисчерпаемости электрона, как атома?
а) обладают даром предвидения;
б) знают тайны мышления;
в) из общих принципов и положений умеют делать конкретные выводы;
г) имеют гениальные способности.
9. Почему марксистская философия является высшим этапом развития философской мысли человечества?
а) так провозгласили те, кому это выгодно;
б) в силу недостатков старых философских учений;
в) она создавалась гениями из лучших достижений человеческой мысли и науки;
г) она такой была в прошлом, а теперь есть более высокие философские учения.
10. Почему основной вопрос философии имеет фундаментальное значение?
а) является самым широким вопросом в мире;
б) выступает исходной предпосылкой всех остальных вопросов в мире;
в) выделяет самое главное в мире;
г) никто не знает, как на него отвечать.
11. Что такое материализм?
а) учение о реальном существовании мира;
б) учение о материальности сознания;
в) учение о первичности материи;
г) учение о вещественном строении предметов.
12. Что такое идеализм?
а) учение о непознаваемости мира;
б) фантастическое отражение действительности;
в) учение о первичности сознания;
г) учение о реальном существовании идей.
13. Что общего и различного во всех философских течениях: материализме и идеализме, монизме и дуализме, учении о познаваемости мира и агностицизме, диалектике и метафизике?
14. В чем корни материализма?
а) в повседневных наблюдениях людей;
б) в постоянных контактах человека с реальными предметами;
в) в трудовой деятельности людей;
г) в стремлении человека опереться на что-то надежное.
15. В чем корни идеализма?
а) в желании людей иметь дело только с идеями;
б) в отделении умственного труда от физического;
в) в сложности и противоречивости процесса познания;
г) в разделении общества на противоположные классы.
16. В чем состоит опровержение агностицизма?
а) в догадливости людей;
б) в способности человеческого ума проникать в суть вещей, процессов;
в) в способности людей практически преобразовывать окружающий мир;
г) в способности людей предвидеть ход событий.
17. В чем состоит значение философии?
а) в созерцании мира;
б) в обобщении данных специальных наук;
в) в активном содействии преобразованию мира;
г) в выработке стиля мыслящих людей.
18. Почему от верной философской позиции зависит и правильная практическая линия поведения?
а) философия надежно ориентирует человека в мире;
б) философия дает обоснованные методы мышления;
в) философия дает направление человеческим мыслям и действиям;
г) философия предостерегает от ошибок на основе накопленного опыта людей.
19. В чем состоит коварство освоения философии?
а) создает иллюзию легкости познания мира;
б) создает впечатление о невозможности разобраться в окружающем;
в) оперирует обычными словами, знакомыми терминами, но вкладывает в них теоретический смысл, отличный от обыденного понимания;
г) уводит человека от практики повседневной жизни.
20. Почему необходимо поднимать уровень мышления человека с обыденного на теоретический?
а) легче мыслить;
б) уйти от обыденности и повседневности;
в) чтобы проникать в суть происходящего;
г) чтобы делать верные выводы из накопленного практического опыта.
21. В чем состоит методологическое значение философии?
а) она учит рассматривать мир упрощенно;
б) обеспечивает экономию мышления;
в) дает человеку лучшие методы познания и преобразования мира;
г) учит логике мышления и организованности действий.
22. В чем состоит воспитательная функция философии?
а) учит людей на примере жизни великих мыслителей;
б) дает теории воспитания подрастающего поколения;
в) дает людям лучшие нормы и правила поведения, лучшие принципы
морали;
г) провозглашает точный принцип: «Поступай так, чтобы твое поведение стало всеобщим законом" (И.Кант).
23. Как философия помогает человеку в разрешении социальных проблем?
а) дает готовые ответы на любые проблемы;
б) дает основное направление в осмыслении проблем;
в) дает методы мысленной обработки имеющейся информации;
г) дает общую ориентировку в мире.