Культ творческого индивидуализма человека.
Введение.
«Возрождение» является термином,который,в качестве историографической категории вошёл в употребление в XIX веке, в большой степени благодаря работе Якоба Буркгардта «Культура Ренессанса в Италии»,ставшей самой известной и долго служившей образцом и необходимым путеводителем. В работе Буркгардта ренессанс выступал в качестве изысканного итальянского явления, для которого характерны индивидуализм практический и теоретический, культ светской жизни с подчёркнутой чувственностью, светский дух религии с тенденцией к язычеству, освобождение от власти авторитетов, особенное внимание к истории, философский натурализм и чрезвычайный вкус к искусствам. Главная особенность философии Ренессанса — антропоцентризм. Ренессанс, согласно Буркгардту,был поэтому эпохой рождения новой культуры, противоположной культуре средневековой, и в этом состоит её важная роль,она не определялась лишь воскрешением античности. «То, что мы должны установить в качестве существенного момента – это то, что не возрождённая античность сама по себе, а соединённая вместе с новым итальянским духом, имела силу привлечь к себе весь западный мир». Возрождение античности, таким образом, дало название «Ренессанс» (Возрождение) всей эпохе, которая всё же намного сложнее, поскольку в ней действительно происходит синтез нового духа в Италии, с самой античностью, и в то же время этот дух, разрушая окончательно Средневековье, открывает новую эпоху. Возрождение — это культура переходного периода, исключительно интенсивная, но — если не говорить об Италии — очень недолговечная.
И, тем не менее, за это время, исторически не столь уж длительное, произошло много событий в политической, экономической и духовной жизни Западной Европы. За сравнительно небольшое время сложились современные национальные обособленности, в рамках которых начала развиваться европейская культура. Феодальная раздробленность уступила место абсолютной монархии, которая опиралась не только на феодалов, но и на буржуазию городов. Города, бывшие ранее изолированными островами в средневековой Европе, стали центрами культурной жизни нации. Складывались и новые производственные отношения. Рутинный, «феодальный» способ производства утрачивал прежнее значение. Начался переход от ремесла к мануфактуре. Вопросы христианской веры перестали быть заповедной областью и стали подвергаться обсуждениям.
Ренессанс в Европе (прежде всего в Италии) занимает период с XIV по XVI вв. и считается важным периодом в истории философии.
Глава 1.Общие положения эпохи Возрождения.
Основные понятия Ренессанса.
Путь философии лежит через знания о человеке к знанию о мире.
В эпоху Возрождения в центре внимания мыслителей оказывается именно человек. (Важно заметить, что в античности в центре внимания была природно-космическая жизнь, в средние века — Бог и идея «спасения» человека.) Философское мышление ренессансного периода можно охарактеризовать как антропологическое.
В новое историческое время человек приобретает гораздо большую самостоятельность. Он не считает, что своими успехами всецело обязан традиции, наоборот, в качестве художника, ученого, философа он сам вносит вклад в традицию. Поэтому человек эпохи Возрождения склонен приписывать все заслуги только самому себе.
Знаменитые философы ренессанса утверждали ценность человеческой культуры, человеческого знания, способного изменить мир к лучшему. Широко распространено было мнение о том, что главное в человеке — его добродетель, активное проявление добрых начал. Подлинное благородство не в происхождении, а в добродетельной душе, в стремлении человека к знаниям «беседы с древними», в творческой деятельности.
Образованность и разносторонность в образовании сопутствуют идеалу человека этого времени. Существовали многочисленные примеры близости такому идеалу.
Возрожденческое понимание человека отличается от античного и средневекового тем,что в античности человек был природным существом в том смысле, что его границы были определены его природой и от него зависело только — последует он природе либо отойдет от нее. Средневековье поддерживало убеждение, что человек изначально греховен и природа его испорчена. Потому человек нуждается в божественной благодати и спасении. В эпоху Возрождения этот библейский мотив ослабевает. Человек осознает себя в качестве творца и своей судьбы, и самого себя. Чувствует он себя также и неограниченным господином над природой. Географический детерминизм утрачивает своё значение, точно также, как утрачивают значения различные корпорационные и сословные связи, без которых нельзя было обойтись в Средневековье.
Культ творческого индивидуализма человека.
В эпоху Возрождения всякая деятельность — будь то деятельность художника, скульптора, архитектора, мореплавателя или поэта — воспринимается иначе, чем в античности или в средние века.
У древних греков созерцание ставилось выше деятельности (исключение составляла государственная деятельность). Созерцание, по мнению греков, приобщало человека к сущности природы, к тому, что есть вечное. Кроме того, не следует забывать, что многие виды деятельности были для греков дискредитированы рабским трудом.
В средние века отношение к деятельности несколько меняется. Христианство рассматривает труд как своего рода «искупление за грехи» .То есть труд — уже не рабское занятие. Но, тем не менее, высшей формой деятельности признается здесь та, что ведет к спасению души: молитва, богослужение, чтение священных книг.
В эпоху Возрождения деятельность приобретает творческий характер. С ее помощью человек не просто удовлетворяет свои нужды, а созидает новый мир, создает красоту, наконец, творит самое высокое — самого себя. Личность теперь как бы перенимает, берет на себя творческие функции Бога: она способна владеть и собой, и природой. У теоретиков возрожденческой эстетики встречается такое, например, сравнение: художник должен творить так, как бог творил мир, и даже совершеннее того. Здесь средневековая маска спадает и перед нами предстаёт творческий индивидуум Нового времени, который творит по своим собственным законам. Такое индивидуальное творчество в эпоху Возрождения часто понимали тоже как религиозное, но ясно, что это была уже не средневековая религиозность. Это был индивидуалистический протестантизм, крепко связанный с частнопредпринимательским духом восходящей буржуазии. О художнике теперь не только говорят, что он должен быть знатоком всех наук, но и выдвигают на первый план его труд, в котором пытаются найти даже критерий красоты. Художник постепенно обособляется от церковной идеологии. В нем больше всего ценятся теперь техническое мастерство, профессиональная самостоятельность, ученость и специальные навыки, острый художественный взгляд на вещи и умение создать живое и уже самодовлеющее произведение искусства.
Новизной является в данную эпоху чрезвычайно энергичное выдвижение примата красоты, и притом чувственной красоты.
Проблема личности.
Как уже замечалось ранее, в эпоху Ренессанса резко возросла ценность отдельного человека как уникального существа. Непохожесть на других стала необходимым признаком великого деятеля, знаменитого мастера-художника. Однако нельзя не заметить, что качество неповторимости как таковое не ориентировано ни на добро, ни на зло. Критерий оригинальности не учитывает нравственных потенций человека. Это — как бы взгляд на него со стороны, извне.
Указанный нравственный фактор не учитывался тем более, что люди, впитавшие в себя идеи Ренессанса, не столько оценивали себя, сколько гордились и любовались собой, своими, как им казалось, неограниченными возможностями. Многие из них становились «титанами» Возрождения.
Историкам известно, что Возрождение прославилось примерами бытового коварства, вероломства, убийствами из-за угла, борьбой страстей и самолюбий. Своеволие и распущенность достигают в ренессансной Италии предельных выражений.
Разгул страстей и преступлений затронул и многих известных и выдающихся деятелей Ренессанса.
Можно увидеть, что здесь наличествует определенная трагичность ренессансного существования. Современный автор Б. Г. Кузнецов (1979) полагает, что такая оценка связана с переживанием исторического времени, которое «вдруг» поглотило казавшуюся незыблемой тысячелетнюю эпоху средневековья. «Прошлого уже нет, будущего еще нет, настоящее — это нулевая граница между ничем и ничем». Разрушив статические каноны Средневековья, «Возрождение явилось апофеозом локальной ценности, ценности теперь».
Известный учёный П.О.Кристеллер полагал, что гуманисты того периода, что нас интересует, были переоценены, им присвоили заслугу в деле обновления мысли, которой они в действительности не имели, поскольку если и занимались философией и науками, то лишь косвенно. В общем, согласно Кристеллеру, гуманисты не были истинными реформаторами философской мысли, потому что совсем не были философами.
Гуманизм эпохи Возрождения не был философской системой, это была скорее культурная и педагогическая программа, которая разрабатывала важный, но ограниченный сектор знания. Этот сектор имел в качестве своего главного центра группу предметов, которые касались, в основном, не классических наук или философии, но того, что приблизительно может быть названо литературой. Были в этой особенной озабоченности словесностью, заставлявшей гуманистов посвящать себя изучению греческого и особенно латинского, черты впоследствии присущие второй половине XVIII века. Кроме того, гуманитарное образование включениет философию и этические дисциплины, но исключает логику, философию природы, а также математику, астрономию, медицину, право и теологию, с той целью, чтобы упомянуть некоторые предметы, которые имели явно определенное место в программах университетов и в классификационных схемах того времени. Нам кажется, что этот ясный и простой факт дает неопровержимое доказательство несостоятельности попыток связать гуманизм эпохи Возрождения со всем комплексом философии, науки или культуры того времени.
Таким образом, гуманизм не представлял совсем, как показано, "полной суммы наук итальянского Ренессанса". В заключение можно отметить, что гуманизм, по мнению многих учёных, может представлять только половину феномена "Возрождение".
Пантеизм и алхимия.
Пантеизм характерен для натурфилософии Возрождения. Христианский Бог утрачивает свой внеприродный характер, он как бы сливается с природой.
В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. В значительной степени она становится «натурфилософией», которая представляет собой умозрительное истолкование природы в ее целостности. Этот взгляд формирует новую картину мира.
Начало натурфилософии положил Бернардино Телезио (1509-1588). Свою философскую доктрину Телезио изложил в сочинении «О природе вещей согласно ее собственным началам» (1565). Здесь как бы дана заявка на новый метод — изучать природу в соответствии с ее собственными принципами существования. Формально Телезио признает Бога в качестве Творца, но реально божественное начало исключается из природы и из сферы философского анализа. Естествоиспытателя интересует природа, как она есть. Так, в частности, причину движения нужно искать в самой природе. Небесные тела находятся в движении, потому что внутри они раскалены, в них пылает огонь. Но состоянием огня как раз и является движение. Многие натурфилософы этого времени видели в природе некое живое целое, пронизанное магическими силами. Такой полагал природу знаменитый немецкий врач, алхимик и астролог Парацельс (1493-1541). Вообще же алхимики устанавливали особые связи между веществами и уровнями существования человека. Например, элемент ртуть у них соответствовал духу, сера — душе, а соль — телу. Чтобы управлять силами природы, алхимик стремился войти с ними в особый магический контакт.