Шрила бхакти сиддханта сарасвати и брахманизм
Многие брахманы и поборники буквы Писаний считают вайшнавов ниже себя, поскольку вайшнавы часто даже не удосуживаются получить брахманский шнур и пройти через очистительные ведические обряды. Брахманы не понимают, что Веды и обряды ведут к спасению, а вайшнавов спасение не интересует. Пусть спасение будет достоянием брахманов. Вайшнавы считают себя ниже брахманов, но это не значит, что религия вайшнавов — служение Святому Имени — ниже брахманских обрядов.
Тем не менее, в Писаниях говорится, что вайшнав выше брахмана. Зачем Писания создают лишний повод для самомнения? Во-первых, чтобы вайшнав был более требователен к себе и не опускался ниже черты брахманизма. Во-вторых, чтобы люди, родившиеся не в брахманских семьях, не ставили брахманизм целью жизни. В-третьих, чтобы общество почитало человека, который служит Имени Всевышнего не меньше, чем брахмана. Поэтому наш Гуру-махарадж посвящал учеников в брахманы и жаловал им священные шнуры. Он говорил, что брахманские качества должны служить нам точкой отсчета.
По сути вайшнав выше брахмана, но поскольку людям важна форма, он облек вайшнава в форму благородного брахмана, и наказал ему быть примером нравственности. Он возродил общество, в котором вайшнав стал занимать главенствующее положение. Посвящая вайшнавов в брахманы, наш Гуру Махарадж произвел переворот в обществе. При этом он говорил: "Служа Имени Господа, посвящая себя сознанию Кришны, вы берете на себя ответственность поступать так, чтобы брахманы и приверженцы ведического учения уважали вас и в вашем лице всех вайшнавов. Будьте порядочными, честными и добродетельными, как брахманы, чтобы общество равнялось на людей с сознанием Кришны".
Гуру Махарадж пошел на этот шаг лишь для того, чтобы идеи Махапрабху стали достоянием общества, хотя, Сам Махапрабху не делал этого. До Гуру Махараджа наши учителя — Рупа, Санатана и другие не утруждали себя ношением брахманских шнуров. Традиционные санньяси и последователи Шанкарачарьи тоже не носят шнуров, подчеркивая, что они выше мира и всего, что с ним связано, в том числе благородного рождения. Отрекшиеся от мира выше брахманов. Они утверждают, что "слились в единое целое с Брахманом, Высшим Духом", и в этом их отличие от вайшнавов. Вайшнав, чем он выше, тем больше ощущает себя рабом Кришны, рабом рабов Кришны. Тогда как майавади отождествляют себя с Высшим Существом. Они — наглядный пример абсолютного непонимания смысла Священных писаний, Вед.
В Ману-самхите 2.260 говорится, что брахман рождается трижды:
матур агре 'дхиджананам двитийам маунджи-бандхане
тритийам йагйа-дикшайам двиджасйа шрути-чоданат
«Сначала он рождается от отца с матерью, затем, когда получает священный шнур. Третье рождение происходит во время обряда панчаратрики, призванного помочь духовному росту. Не родившись трижды, нельзя стать брахманом».
Второе рождение еще называется веда-дикша, или посвящение в мантру гаятри. Во время дикши нам предлагается начать смотреть на мир с точки зрения Вед, с точки зрения Творца мироздания. "Не верь чувственному опыту, положись на снизошедшую, а не на приобретенную истину. Она лучше объяснит тебе мир и твое положение в нем. Не полагайся на глаза, уши и другие органы чувств. Они чудовищно искажают понимание реальности".
В самом деле, материальная наука, построенная на опыте, не отражает целостной картины мира. Она выхватывает лишь крошечную зону мироздания, где живые существа одержимы гордыней и жаждой эксплуатации. За пределами этой зоны лежит бескрайняя страна преданности и верности Абсолютному Прекрасному Началу. А мы — часть этого Начала, призванные служить Ему. Взгляните на мир под этим углом зрения. Все принадлежит Единому Центру, а мы — Его неотъемлемые части.
Таково ведическое прочтение реальности. Благодаря ему, сознание переносится в иное измерение, за пределы этого мира. В привычном мире мы мыслим себя царями природы, повелителями всех и вся. Но Веды призывают к обратному. Чтобы увидеть реальность, нужно поменять свое отношение к ней.