Общая характеристика философии Нового Времени.
Философские взгляды Френсиса Бэкона.
Эволюция эмпиризма
Эволюция рационализма.
Вопрос 1.
В конце 16-17 вв. особенно успешно развивалась механика и астрология, которые раскрывали закономерностями движения материи и ее свойства. В начальный период развития естествознания основные усилия ученых были направлены на собирание, на классификацию предметов и явлений природы. Среди естествоиспытателей широко применялись приемы разложения изучаемых объектов на составные части. Таким образом, в 17-18вв. сложился механистический материализм. Родиной механистического материализма считается Англия, а основоположником является Френсис Бэкон (1561-1626гг.)
Вопрос 2.
В своем главном произведении «Новым Органон» (новый инструмент для познавательной деятельности) Бэкон заложил основы материалистической природы и дал философское обоснование индуктивного метода познания. Индукция – движение мысли от частного к общему. Дедукция – движение мысли от общего к частному.
С этого момента начинается новый этап философской мысли. Материя, по Бекону, состоит из многих неподвижных форм или законов, которые являются причинами различных качеств. Из различных качеств образуются все разнообразные вещи природы. Из ничего нечего не происходит, ничто не уничтожается, всё количество материи остается постоянным.
Бэкон не поддерживает идею развития, все формы движения он сводит к 19 видам. Бэкон отстаивал познаваемость природы, исходным пунктом познавательной деятельности являются чувства, поэтому философию Бэкона определяют как эмпирическую (опытную).
Эмпиризм – это направление, которое отдает предпочтение опыту в процессе познания. Сенсуализм (чувства, ощущения) – первая ступень эмпиризма.
Противоположным направлением является рационализм. Рационализм-это направление, которое отдает предпочтение разуму в процессе познания.
По мнению Бэкона на пути познания лежит множество препятствий, главными из которых являются искаженные образы действительности. Это ложные понятия и представления, которые Бэкон назвал Идолами. Он выделил четыре группы идолов.
Идолы рода. Идолами рода считают ложные представления, которые присущи всему человеческому роду. Они являются результатом ограниченности человеческого ума и органов чувств. Люди примешивают к природе собственную природу.
Идолы пещеры. Идолы пещеры - это ложные представления характерные для отдельных людей. У каждого человека есть субъективный внутренний мир, который откладывает отпечаток на его познавательную деятельность.
Идолы рынка. Идолы рынка – это ложные представления, которые порождены неправильным употреблением слов, распространенных на рынках и площадях. Люди в одни и те же слова вкладывают различный смысл, это приводит к спорам и затрудняет правильное понимание природы.
Идолы театра. Идолы театра- это ложные представления, не критически заимствованные людьми из различных философских систем (опора на авторитет).
Вопрос 3.
Д. Беркли, Дж. Локк, Д.Юм продолжили идеи Бэкона.
Дж. Локк (1632-1704гг.) считается главным представителем эмпиризма. Он
написал книгу «Опыт о человеческом разумении». Согласно Локку познание – это обогащение сознания идеями.
В самом начале познания, сознание человека не содержит в себе чего-либо врожденного. Оно представляет собой чистую доску. Познание начинается с воздействия предметов окружающего мира на органы чувств человека.Затем вступает в силу накопление опыта, который можно разделить на 2 вида: внешний опыт и внутренний опыт.
Внешний опыт- это опыт ощущений, это источник простых идей.
Внутренний – это работа ума, источник производных идей.
Соединение простых идей образует сложную идею. Например, яблоко – это объединение идей плотности, вкуса. Сопоставление идей приводит к идеям отношения (больше – меньше).
Локк был современником и идеологом преобразований английской буржуазной революции. Большое место в его философии занимает проблема государственного устройства. Он написал два трактата о государственном правлении, в которых высказал мнение о существовании естественных прав человека (право на жизнь, на свободу, на собственность). Для защиты данных прав необходимо государство, которое защищало бы человеческие права. Выдвинул идею конституционного ограничения монархической власти и идею разделения власти на исполнительную, законодательную, судебную. Законодательная власть должна принадлежать парламенту. С этого момента начинается развитие юридического мышления.
Дж. Беркли подверг сомнению теорию Локка, т.е. его утверждение, что вещам соответствуют идеи. Беркли считал, что вещи это комплексы ощущений. Существовать значит быть воспринимаемым. Невозможно отделить друг от друга объект и ощущение. Можно трактовать философию Беркли как субъективный идеализм.
Дэвид Юм подверг критики философия Беркли. Он отрицал внешний источник ощущений. Стоял на позициях агностицизма.
Вопрос 4.
Становление рационализма связано с французским философом Рене Декартом. В своем главном труде «Рассуждение о методе» поставил цель создать универсальный метод познания, то есть такой метод, которым могли бы пользоваться ученые всех отраслей знания.
Декарт не признавал опытное, чувственное познание. Он считал, что чувства искажают действительность. Главенствующую роль в познании он отводит дедукции, которая опирается на достоверные аксиомы. По его мнению, истинной может быть только мысль. Он говорил: «Мыслю, следовательно существую». Вся философия Декарта зависит от физических и математических исследований. Он считал, что только математика может дать достоверные знания. Декартом были выведены основные правила рационалистического метода.
1)Исходным пунктом рассуждения являются аксиомы.
2)Необходима строгая последовательность логических рассуждений.
3)Нельзя допускать пропуски в логических рассуждениях.
Центральное понятие метафизики Декарта - это субстанция. Субстанция -это объективная реальность, которая не нуждается ни в чем для своего существования. Сотворенный мир Декарт делит на два рода субстанции:
1)Духовная субстанция
2)Материальная субстанция
Материальные субстанции (предметы) обладают отличительным свойством-протяженностью (длина, ширина, высота) и они делимы до бесконечности. Это их коренное свойство.
Производные свойства - это модусы (форма, положение в пространстве).
Духовные субстанции –это идеи. Идеи обладают свойством мышления. У них есть модусы (свойства) –чувства, желания, ощущения.
Человек состоит из материальной и духовной субстанций.
Декарт считается основателем дуализма.
Декартовскую систему развил Бенедикт Спиноза. В своем учении пытался преодолеть декартовский дуализм. Разработал монистическое учение о мире, как единой субстанции, которая обладает протяженностью и мышлением. Эту единую субстанцию Спиноза назвал Богом или природой. Таким образом, Спиноза растворял Бога в природе (пантеизм), как это делал Н. Кузанский. Субстанция и природа едины, а модусов бесчисленное множество.
Спиноза первым из новоевропейских мыслителей создал стройное и системное этическое учение. Главный труд «Этика, доказанная в геометрическом порядке» - посвящена проблеме человека и его ответственности. Этика Спинозы основана на том, что все в мире происходит по необходимости. Насколько человек способен своим разумом постичь необходимость, настолько он свободен. «Свобода есть осознанная необходимость».
Г.В. Лейбниц. Переосмыслил философию Декарта и Спинозы и выдвинул идею о множественности субстанции. В его философии обнаруживается сочетание рационализма и эмпиризма. Основа философской системы Лейбница - это учение о монадах. Монады – это простые духовные единицы, которые лежат в основе материальных явлений. Они просты и неделимы. Качество монады -это стремление, влечение, восприятие, мышление. Осознает сама себя, является независимой.
Классы монад:
1) Голые монады - камни, земля.
2) Животные монады - ощущения.
3) Монады человека-души.
4) Высшая монада-Бог.
Критерием разделения монад на классы – это степень разумности.
Лейбниц не принимает учение о врожденных идеях. Он полагает, что человеческому разуму присущи не идеи, а предрасположения, которые делятся на два вида: истины разума и истины факта. Истины разума – они доказаны и имеют достоверный характер, а истины факты получены эмпирическим путем и имеют вероятностный характер.
Лекция №7. Философия французского Просвещения 18в.