Проблема свободы воли в этике Средневековья и Возрождения
1. Новые проблемы в этике Средневековья и Возрождения. Христианство и традиционная обрядовая религия. Гуманизм Возрождения и мистицизм Реформации: сходства и различия. Этика протестантизма.
2. Проблема свободы воли в этике. Свобода и ответственность. Свобода воли в контексте религиозной мысли.
Тексты для анализа на семинарском занятии: Эразм Роттердамский. Диатриба, или Рассуждение о свободе воли (фрагменты); Мартин Лютер. О рабстве воли (фрагменты).
Вопросы к текстам:
1. В чем может состоять причина бурных споров о свободе воли в контексте христианского богословия?
2. Почему Эразм Роттердамский утверждает необходимость признания свободы воли и этическую несостоятельность ее отрицания?
3. В чем состоит принципиальная неразрешимость утверждения о свободе воли?
4. Почему Лютер отрицает свободу воли?
5. В чем религиозно-мистический смысл утверждения о рабстве воли?
6. Освобождает ли, по Лютеру, несвобода воли от ответственности и ведет ли человека к пассивности?
Дополнительная литература:
1. Аврелий Августин. Исповедь. М., 2006.
2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М., 1990.
3. Кассирер Э. Индивид и космос в философии Возрождения // Избранное. М.-СПб, 2000.
4. Лосский Н.О. Свобода воли // Лосский Н.О. Избранное. М., 1991.
5. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992.
Эстетические, этические и религиозные начала в поведении личности. С.Кьеркегор и Б.Хюбнер
1. С.Кьеркегор о выборе между эстетическим и этическим. Природа эстетического и природа этического. Феноменология эстетического отношение к миру (удовольствие, ненасытность, меланхолия, отчаяние). Отчаяние как условие выбора. Выбор как выбор свободы - через выбор себя самого. Феноменология этического отношение к миру (раскаяние, любовь, общечеловечность и конкретность выбора). Относительность эстетического и абсолютность этического. Призвание человека.
2. С.Кьеркегор о религиозной границе этики. Религиозное отношение к миру. Рыцарь веры. Вера как абсурд. Религиозное устранение этического. Понятие абсолютного долга перед Богом.
3. Восприятие Б.Хюбнером кьеркегоровской дилеммы эстетического и этического. Особенности этического отношения к миру. Смысл идеи об "эстетической компенсации недостатка этоса". Особенности чувственно-эстетического образа мысли. Эстетизм и нигилизм. "Я - Другой" в эстетическом и этическом отношении к миру.
Литература:
К вопросу 1:
Кьеркегор С. Гармоническое развитие в человеческой личности эстетических и этических начал // Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Киев: AirLand & Новый круг, 1994. С. 225-419.
К вопросу 2:
Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993. Особ. С. 29-76.
К вопросу 3:
Хюбнер Б. Произвольный этос и принудительность эстетики. Минск: Пропилеи, 2000. С. 16-24, 43-48, 59-64, 70-101.
Генеалогия и критика морали Ф.Ницше
1. Ф.Ницше о формировании понятий «добро» и «зло», «хорошее» и «плохое». Рыцарски-аристократический и жречески-знатный способы оценки. Мораль рабов и мораль господ. Понятие ressentiment.
2. Ницшевская критика рационального обоснования морали. Воля к власти. Нигилизм.
3. Мораль превосходства. Сверхчеловек. Эстетическое оправдание мира.
Литература:
К 1 вопросу:
Ницше Ф. К генеалогии морали. Трактат 1 и 2.
К вопросу 2:
Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Гл. 5.
Ницше Ф. Веселая наука.
Делез Ж. Ницше. СПб, 1997. // Тексты. Раздел с: Силы и воля к власти. Раздел d: Нигилизм.
К вопросу 3:
1. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Особ. О старых и новых скрижалях.
2. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Особ. Гл. 7 и Гл. 9.
3. Делез Ж. Ницше. СПб, 1997. // Тексты. Раздел е: Воля к власти и вечное возвращение. Раздел d: Нигилизм.
Психоанализ и этика
1. Представления З.Фрейда о нравственной природе человека. Психоаналитическая трактовка совести и вины. Неизбежность чувства вины. Постоянный рост чувства вины в культуре.
2. З.Фрейд о происхождении религии и нравственных запретов.
3. Гуманистическая этика Э.Фромма. Синдром распада (некрофильность, нарциссизм, симбиотичность) и синдром роста (биофильность, любовь, независимость). Авторитарная и гуманистическая совесть.
4. Проблема этической сублимации в работе Б.П. Вышеславцева «Этика преображенного Эроса».
Литература:
1. Фрейд З. «Я» и «Оно» // Труды разных лет. Т.1. Тбилиси, 1991.
2. Фрейд З. по ту сторону принципа наслаждения // Там же.
3. Фромм Э. Человек для себя. Минск, 1992.
4. Фромм Э. Душа человека.