Лекция 15. Спенсер. Милль. Авенариус. Мах. Маркс. Энгельс
23.04.97
Еще одним представителем позитивизма является Герберт Спенсер. Идею дифференциации Спенсер перенес в социологию. Спенсер считал, что некая "вещь в себе" существует, но она непознаваема. А значит, нам остается только описывать свои наблюдения.
В развитие позитивизма внес вклад Милль. Он создал индуктивную логику.
Позитивизм оказался удобной философской теорией для развивающейся науки, которая постепенно переходила от идей материальной субстанции, как основы сущего, к более сложным и глубоким описаниям. Толчок к этому движению положили работы Максвелла. Он дал математическое описание закона электромагнитной индукции, который качественно открыл Фарадей. Это было как бы устранение субстанции в виде молекул. "Материя исчезла, остались одни уравнения". Это направление естествознания тяготело к позитивизму.
При всем разнообразии позитивистских течений есть главные моменты:
1. Наука сама себе философия.
2. Вся традиционная философия должна рассматривается как метафизическая и должна быть заменена.
3. В философии должен быть проложен средний путь, преодолевающий противоположность материализма и идеализма.
В XIX в. эти идеи нашли выражение в философском течении, которое называется "эмпириокритицизм" (критика опыта). Оно стало рассматриваться, как вторая ступень позитивизма после Конта и Спенсера. Основатели этого течения — швейцарский ученый Рихард Авенариус и австрийский физик Эрнест Мах (1838-1916), профессор пражского университета (его сменил Альберт Эйнштейн). По имени Маха это течение иногда называют махизмом.
Эмпириокритицизм развивал чисто позитивистские идеи Конта и Спенсера в смысле опоры на опыт и освобождение науки от метафизики. Но считал, что Конт и Спенсер сами не убереглись от метафизики. Эмпириокритики больше упирали на относительность научного знания, поэтому они и делали вывод, что наука не дает подлинной картины мира, а только отметки для практики. Основная задача философии — установление принципов упорядочения явлений в нашем сознании. Важные моменты эмпириокритицизма:
1. Программа очищения опыта.
2. Теория нейтральных элементов опыта.
3. Теория экономии мышления.
Об очищении опыта прежде всего заговорил Авенариус. Видел он это очищение в избавлении всего высказываемого от посторонних примесей. Это задача философии. Он предлагал двоякое понимание самого опыта. Во-первых, в синтетическом смысле, как высказывания, которые во всех своих компонентах имеют предпосылкой только составные части нашего окружения. Второе — аналитический подход, понимание чистого опыта, к которому не примешано ничего, что само не было бы опытом. Поэтому он под очищением опыта понимал освобождение его от ценностных суждений, этических и эстетических (хорошее, плохое, доброе, злое). Дальше, надо освободиться от антропоморфных представлений, мифологических, что есть некое "Я", живущее в нашем теле. Освободиться от представления, что телесные движения осуществляются под воздействием души. Освободиться от интеллектуально-формальных понятий: атома субстанции и т.п. Главное препятствие на пути очищения опыта Авенариус видел в явлении, которое он называл интроекцией. Он понимал ее как приписывание другим людям такого же восприятия, как у нас. Мы как бы вкладываем в других людей свой собственный опыт. Т. е. мы утверждаем, что у них имеется свой внутренний мир, отличный, чем у нас. Но если это так, то интроекция связана с внешним миром, а это выходит за пределы опыта. Элементы мира хорошо описаны Махом. Он исходил из признаваемого всеми тезиса, что начальный слой наших знаний — ощущения. Отсюда вывод, что весь внутренний и внешний мир состоит из небольшого числа однородных элементов, которые образуют то более сильную, то более слабую связь, а это и есть ощущение. Противоречие между сознанием и вещью — это разные комбинации элементов. Мы можем их описывать как внешние и как внутренние. Сами элементы нейтральны.
Принцип наименьшей меры сил означал, что в развитии знания в случае множества восприятий мы выбираем самое простое. С этой точки зрения наука получается какой-то схемой, конвенцией, ее законы — условные положения. Абсолютного знания нет.
Эмпириокритицизм был широко распространен в конце XIX — начале XX в. Рассматривался именно в качестве момента позитивистского движения как философии, ставшей философией науки. В смысле опоры на науку позитивизм родственен марксизму. Маркс и Энгельс — гуманисты. Они хотели счастья человечеству. Но у них была аберрация сознания — синдром сохранения реальности момента.
Карл Георг Маркс родился в 1818 г. в Рейнской области в интеллигентной семье. Окончил университет. Был приверженцем гегелевской школы. Диссертация по греческой философии в духе Гегеля. На Гегеля начались гонения, и преподавать его не пустили. Он ушел в журналистику, примкнул к коммунистам.
Энгельс родился в 1820 г. в семье богатого фабриканта. Систематического образования не получил. Окончил один курс. Служил в армии. К социализму обратился, когда отец послал его в Англию на стажировку.
Энгельс много работал в области натурфилософии. Скончался в 1895 г.
Характерными чертами философии Маркса и Энгельса являются: материализм в завершенном виде.
В философии Маркса не оставлено место для отступлений в сторону идеализма. Самым большим вкладом Маркса в теорию материализма стало доведение этой линии до логического конца, а именно до создания материалистического понимания общества и истории. Энгельс в речи на могиле Маркса, когда надо было в нескольких словах сказать, сравнил материалистический подход к истории с теорией Дарвина и отнес его к двум величайшим открытиям Маркса наряду с экономической теорией прибавочной стоимости. Энгельс говорил, что именно Маркс установил истину, что люди должны есть, пить и т. д., и производить все это прежде, чем заниматься духовной жизнью. Таким образом, идея первичности материи доведена до своей крайней формы. Второй момент:
— крайний атеизм. В отличие от предшествующих атеистов, Маркс видел в религии не продукт обмана, а закономерный результат материальных условий жизни общества, в первую очередь результат подчиненности человека слепым неподконтрольным силам общества и природы. Религию они рассматривали также как своего политического противника. Третий момент:
— признание методом как философии, так и науки материалистической диалектики. Приняв основные положения диалектической логики Гегеля, Маркс переработал ее в материалистическую диалектику. У Гегеля диалектика выступала как система законов духа, прежде всего мирового духа, проявляющегося в мышлении отдельного человека. Маркс принял эту трактовку, но стал рассматривать ее как субъективную диалектику и считать вторичной по отношению к объективной диалектике, к диалектическим законам действительности. Материалистическая диалектика рассматривалась Марксом как объективная диалектика, как диалектические законы природы и общества.
— прямая связь с революционным рабочим движением. В самом начале своего творческого пути Маркс утверждает неотделимую связь своей философии от революционного движения пролетариата. Он сформулировал это в тезисе, согласно которому философия находит в пролетариате свое материальное оружие, тогда как пролетариат находит в философии свое духовное оружие.
Этот тезис означает, что пролетариат не только должен использовать в своей революционной борьбе философию, созданную Марксом, но и что эта философия должна быть осуществлена пролетариатом. Цели пролетариата указаны в этой философии. Будучи мастером диалектики, Маркс построил свою философию как диалектическое развертывание некого изначального исходного ядра. Это ядро содержится в написанных Марксом в 1844 г. для себя тезисах о Фейербахе. Суть их сводится к тому, что материализм следует понимать двояко. А именно, надо исходить из того, что материя, как основа существующего, является, прежде всего, объектом, т. е. чем-то противостоящим человеку, независимым то человека. И в этом смысле взгляды автора тезисов совпадают с предшествующими материалистами. С другой стороны, в то же время материя, материальный мир есть продукт активной человеческой деятельности, практика, т. е. он есть нечто, создаваемое человеком в ходе его материальной творческой деятельности. Развивая эту позицию в тех же тезисах, Маркс указывает, что в ходе практики человек изменяется сам, становится таким, каким его делает практика. Принимая положение французских материалистов, что человек — продукт среды, обстоятельств и воспитания, Маркс дополняет его утверждением, что обстоятельства создаются людьми, а воспитатель должен быть воспитан. Совпадение обстоятельств и практики Маркс понимает, как революционную практику и утверждает, что его философия и является орудием этой революционной практики. Сформулировав это в виде знаменитого тезиса, что все предшествующие философии только объясняли мир, а его надо переделать. Развертывание этих тезисов вылилось во всесторонний анализ социальной деятельности людей, жизни и развития общества, которое в целом Маркс рассматривает в качестве продукта человеческой деятельности с одной стороны, и продукт деятельности людей при определенных обстоятельствах, подчиняющихся определенным закономерностям. Отсюда сложившееся еще в ранних работах Маркса, считающихся гуманистическими, убеждение в предопределенности хода истории. Эту предопределенность Маркс видел в неминуемости завершения общественного развития коммунистическим обществом. В своей ранней работе "Экономически-философские рукописи" Маркс утверждает, что история должна пониматься только двояко. С одной стороны, это объективный процесс, ведущий к коммунизму, а с другой стороны, это осознание этого процесса мыслящим сознанием коммунистов. Идея, что только коммунисты обладают монополией на совпадение бытия и сознания. В "Экономически-философских рукописях" еще нет четкого понимания того, что должно представлять собой будущее коммунистическое общество.
Маркс много критикует социалистов-утопистов. В дальнейшем Маркс вообще отказался от рисования картин этого будущего общества. Оставил только общий принцип: "В этом обществе будет отменена частная собственность". Но при этом, ни в ранних работах, ни в самых поздних Маркс не попытался ответить на вопрос, каковы будут стимулы к труду в этом обществе. В коммунистическом манифесте, которым открывается период зрелых работ Маркса, они смогли предложить все те же трудовые армии, особенно в сельском хозяйстве. Нет указаний, кто будет трудовым солдатом, а кто — трудовым генералом.
Основная надежда Маркса и его последователей была на изменение сознания людей, на превращение труда в первейшую жизненную потребность, в высшее наслаждение. Т. е. проблема переводилась из материального в духовный план. Уточняя свое понимание хода истории как материальной человеческой деятельности, практики, Маркс приходит к выводу, что движущей силой этого процесса, фундаментом этой деятельности является общественное бытие. Признанием определяющей роли общественного бытия перед общественным сознанием, как основы всей человеческой практической деятельности, Маркс перевел философию истории на рельсы исторического материализма, создателем которого он является. Все материалисты до Маркса, материалистически объясняя природу, оставались на идеалистических позициях при объяснении общественной жизни. Маркс первым стал объяснять общество с материалистических позиций. Если суммировать положения исторического материализма, то можно выделить:
1. Первичность общественного бытия перед общественным сознанием. Споры — что такое общественное бытие. Правильно считать, что общественное бытие надо понимать как философскую, а не социологическую категорию и отождествлять с материальной стороной жизни общества в целом. В природе нетрудно отделить духовное от материального. В обществе это трудно, все, что в обществе — это сплав духовного и материального. Различение общественного бытия и общественного сознания необходимо, чтобы на уровне мысли различить неразличимое в продуктах человеческой деятельности.
2. Первичность экономическо-производственной сферы перед всеми остальными сферами жизни общества: политической, духовной, социальной, бытовой и т. д.
Решающая роль большого числа, широких народных масс в истории, и соответственно, решающая роль класса наемных рабочих, пролетариата, в создании коммунистического общества. Соответственно, историческая личность признается только в той мере, в какой ее действия совпадают с объективными тенденциями действий народных масс. Для Маркса и Энгельса ядром масс, играющим решаемую роль, был пролетариат. Следует заметить, что не Маркс первый заговорил об исторической миссии пролетариата. Такие идеи были еще у Конта (пролетариат введет человечество в позитивную эру). Новое у Маркса — идея пролетарской революции, как способа осуществления фундаментальных идей его философии, т.е. реализации того, что Маркс считал целью исторического процесса — создания коммунистического общества. В дальнейшем эта идея была дополнена идеей диктатуры пролетариата, т.е. насильственной, опирающейся на волю класса, а не на закон, власти. Вместе с тем период диктатуры пролетариата виделся им кратковременным, переходным от буржуазного общества к коммунистическому. Установление диктатуры пролетариата представлялось первым шагом на пути устранения государства, которого не должно быть в коммунистическом обществе. Что заменит государство? Не дают ответа. Основу для своих надежд на рабочий класс Маркс видел в том, что этот класс связан с наиболее прогрессивным типом производства — крупным машинным. Кроме того, Маркс полагал, что работа на крупном машинном производстве объединяет рабочих, дисциплинирует их, приучает к коллективным организованным действиям. Марксу представлялось, что единство пролетариата приобрело интернациональный характер. Интернациональное коммунистическое общество для него высший идеал ("пролетарии не имеют отечества"). Поэтому они могут прийти на помощь друг другу. Эта идея не подтвердилась. Она была опровергнута всем опытом XIX и XIX в. При определенных условиях пролетариат может стать опорой шовинистических сил (Германия, Гитлер). Вопросы:
1. Германия — промышленная страна.
2. На кого в таком случае могли опираться фашисты? Кто за них голосовал?
3. Опыт войны. Сыновья Крупа и другие капиталисты не воевали. Воевали пролетарии. И воевали хорошо.
В XIX веке пролетариат усиливался, разрастался. Ставились вопросы: должен ли пролетариат составлять большинство для революции. Западные марксисты говорили "Да", наши — "Не обязательно".
Маркс полагал, что пролетариат не только пригоден для революции, но и имеет моральное и историческое право, состоящее в том, что капитализм как общественно-исторический строй возник в ходе первоначального накопления, когда были подвергнуты экспроприации предки пролетариев. Он экспроприирует тех, кто экспроприировал его. Ленин сформировал по-другому: "грабь награбленное". Не учитывался и тот момент, что эта экспроприация проку отдельному рабочему не дает.
Маркс был прав в описании и анализе периода первоначального накопления. Буржуазный строй создается не только за счет бережливости, организационных талантов буржуазии, но прежде всего, за счет ограбления крестьян, ремесленников, государственной казны, пиратства.
Маркс и Энгельс не учли, что пролетариат в тех условиях, в которых существует, не обладает достаточными знаниями и навыками для руководства. Еще Ленин был уверен, что функции управления настолько просты, что с ними справится любой образованный рабочий.
Идея возможности передать управление обществом в руки малоподготовленных людей держалась на относительной простоте социально-экономических отношений первой половины XIX века. В дальнейшем сложность возросла и возможность эта исчезла.
С идеей пролетарской революции связаны две фундаментальные идеи марксизма: идея отчуждения и идея идеологии. Как человек, выросший в Гегелевской философской школе, Маркс усвоил идею об отчуждении, как процессе, в котором то, что создано духом, подчиняет себе своего создателя. Гегель видел такой процесс в отчуждении духом природы (созданная духом природа противостоит создателю, так как она лишена духа). Маркс истолковывает эту идею в историко-материалистическом смысле. В своих ранних работах он говорил об отчуждении как о власти созданных трудом общества богатств над своими создателями. А именно, создающий материальные ценности, современную технику и т.д., рабочий класс все больше привязывает себя к ней.
Создавшая рыночное хозяйство буржуазия сама попадает под его власть. В результате формируются сверхчеловеческие общественные силы, которые подчиняют себе человека.
Следовательно, для Маркса отчуждение приобретает социально-экономический характер. Формируется картина общества во всех его проявлениях, политическом, гражданском, криминальном, которое создается и поддерживается людьми, но само начинает над ними властвовать (государство создается людьми и властвует над ними). Правда, в поздних работах Маркс перестал употреблять термин «отчуждение». Но все содержание говорит о том, что эта идея продолжает существовать в его сознании, так как она отражает одну из важнейших сторон действительности.
Идея идеологии вытекала из в принципе правильной мысли о зависимости сознания общества от объективного состояния общества. Отсюда идея, что эксплуататорские классы в силу своей природы не могут иметь правильного сознания, не могут правильно понимать мир. Их сознание является априори ложным. Для обозначения этого ложного сознания Маркс и Энгельс стали употреблять термин идеология. Этот термин пустил в ход Дестют де Траси, французский философ. Идеологией он называл учение о высших идеях. Эта было во времена Наполеона. Наполеон их не любил и обозвал идеологами. Этот термин утвердился. Николай I, говоря о декабристах, сказал, что они увлечены чуждыми идеологизмами. Ленин называл идеологией классово-ориентированное сознание. Пролетариат лишен идеологии и видит мир таким, какой он есть. Искаженность действительности в идеологии имеет основой искаженность самого мира. Устранить искаженность идеологии можно, только устранив искаженность самого мира.
Эта идея Маркса тоже не подтвердилась. Само классовое положение пролетариата не дает его теоретикам монополию на истину. История показала это хорошо.
Энгельс, развивая идею идеологии, попытался представить ее в виде определенной логической структуры. С точки зрения Энгельса идеология — ложное сознание, которая является ложным, потому что представляет собой не отражение действительности, не результат обобщения эмпирических данных, а логическое развертывание каких-то заранее заданных постулатов.
В принципе такое построение идеологии в определенной степени имеет место. Но по существу, Энгельс здесь объявляет ложным всякое теоретическое мышление (геометрию, например). Так что Энгельс здесь был не прав.
Как хорошо известно, история сделала учение Маркса во всех его частях не просто одной из философских систем, но орудием революционного действия.
Эта философия действительно изменила мир, и под ее знаком прошел весь XX век. Отсюда современное стремление опровергнуть любые положения марксизма. Этот подход так же неправилен, как и их попытка объявить марксизм единственным истинным учением. Философия Маркса может быть отнесена к тем философским течениям XIX века, которые развивались в русле научного подхода (Гегель, Конт, Маркс). Это соответствует умонастроению интеллигенции XIX века. В науку тогда верили.