Предмет философии. становление философии
ЧЕЛОВЕК И МИР
ХРЕСТОМАТИЯ ПО ФИЛОСОФИИ
Книга первая
Становление философской и научной картины мира
3-е издание, дополненное и переработанное
Омск 2001
УДК 11
ББК 87
ч 39
Рецензенты:
Л.В. Денисова, д-р филос. наук, проф. каф. философии и политологии Омской Академии МВД России;
И.А. Огородникова, канд. филос. наук, доц., зав. каф. социологии Омского государственного университета
ISBN 5-8149-0110-1
Человек и мир: Хрестоматия по философии / Сост.: В.О. Бернацкий, Н.П. Махова, Н.И. Мартишина, Е.С. Улевич, Н.А. Шлапак, А.С. Скачков, Т.П. Мильчарек; Под ред. В.О. Бернацкого. – 3-е изд., доп. и перераб. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2001.
Кн. I: Становление философской и научной картины мира. – 171с.
Книга представляет собой собрание философских текстов по методологии философии науки, теории и логике познания и философским проблемам естествознания.
Предназначена для студентов, аспирантов, а также для преподавателей и широкого круга читателей.
© Омской государственный
технический университет, 2001
ЧАСТЬ 1
ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ
Гномическое учение семи мудрецов как предфилософия[1]
1. Диоген Лаэртий, I, 40: Что касается семи (мудрецов) (о которых здесь стоит упомянуть в общих чертах), то о них ходят толки такого рода. Анаксимен (из Лампсака) говорит, что они все посвятили себя политике, а Дикеарх – что они были не мудрецами и не философами, а просто умными людьми и законодателями. Архетим Сиракузский записал их беседу у Кипсела (на которой, по его словам, он присутствовал сам), Эфор же (говорит, что они встретились) у Креза, за исключением Фалеса. Одни говорят, что они встретились в Панионии, другие – что в Коринфе, третьи – что в Дельфах. Предмет разногласий составляют и их изречения, которые приписывают то одному, то другому (из них), как, например, это:
Мудр был лакедемонянин Хилин, изрекший:
«Ничего слишком, все хорошо, что в меру».
Спорят и об их числе. Меандрий (вместо Клеобула и Мисона включает в канон Леофана сына Горгиада, лебедосца (или эфесца) и Эпименида Критского. Платон в «Протагоре»– Мисона вместо Периандра, Эфор – вместо Мисона Анахарсиса, другие вносят в список Пифагора. Дикеарх передает нам (имена) четырех, признанных всеми, – Фалеса, Бианта, Питтаак, Солона – и называет поименно еще шестерых, из которых (надлежит) выбрать трех: Аристодема, Памфилл, Хилона Лакедонского, Клеобула, Анахарсиса, Периандра. Некоторые присоединяют Акусилая, сына Кара или Скарба, Аргосца. Гермипп в книге «О мудрецах» называет семнадцать (мудрецов), из которых разные писатели выбирают семерых по-разному, а именно: Солона, Фалеса, Питтака, Бианта, Хилона, <Мисона>, Клеобула, Периандра, Анахарсиса, Акусилая, Эпименида, Леофанта, Ферекида, Аристодема, Пифагора, Ласа, сына Хармантида или Сисимбрина, или, согласно Аристоксену, Харбина из Гермионы, Анаксагора. Гиппобот в «Списке философов» (называет) Орфея, Солона, Периандра, Анахарсиса, Клеобула, Мисона, Фалеса, Бианта, Питтака, Эпихарма, Пифагора.
2. Платон. Протагор, 343 а: К их числу принадлежали Фалес из Милета, Питтак из Митилены, Биант из Приены, наш Солон, Клеобул из Линда и Мисон из Хены, а седьмым меж них числился лакедемонянин Хилон. Все они были ревнителями, поклонниками и учениками лаконского строя, и нетрудно заметить, что это наложило отпечаток на их мудрость: краткие и достопамятные изречения каждого из них. Собравшись вместе, они посвятили Аполлону в Дельфийский храм первинки своей мудрости, начертав (на его стене) то, что все повторяют: «Знай самого себя» и «Ничего слишком». К чему я это говорю? Да к тому, что таков был стиль философии древних: прямо-таки лаконское краткословие. Точно так же ходило по устам в приватном порядке и это превозносимое мудрецами изречение Питтака: «Трудно быть хорошим».
3. СТОБЕЙ, III,1, 172: «Изречения Семи мудрецов» (из собрания) Деметрия Фалерского:
3.1. КЛЕОБУЛ, сын Эвагра из Линда, изрек: 1. Мера лучше всего. 2. Отца надо уважать. 3. Будь здоров и телом, и душой. 4. Будь любослух, а не многослов. 5. Лучше быть ученым, чем неучем. 6. Будь сдержан на язык. 7. Добродетели – свой, пороку – чужой. 8. К несправедливости питай ненависть, благочестие блюди. 9. Согражданам советуй наилучшее. 10. Удовольствие обуздывай. 11. Силой не делай ничего. 12. Детей воспитывай. 13. Удаче молись. 14. Ссоры замиряй. 15. Врага народа считай супостатом. 16. С женой не бранись и не любезничай при чужих: первое – признак глупости, второе – сумасбродства. 17. За вином слуг не наказывай, не то решат, что ты бесчинствуешь во хмелю. 18. Бери жену из ровни, ибо, если возьмешь из тех, кто знатней тебя, приобретешь не родственников, а господ. 19. Насмешкам остряка не смейся, не то будешь ненавистен тем, на кого они направлены. 20. В достатке не заносись, в нужде не унижайся.
3.2. СОЛОН, сын Эксекестида, афинянин, изрек: 1. Ничего слишком. 2. В судьи не садись, а не то будешь врагом уличенному. 3. Избегай удовольствия, рождающего страдание. 4. Добропорядочность права соблюдай вернее клятвы. 5. Скрепляй слова печатью молчания, а молчание – печатью подходящего момента. 6. Не лги, но говори правду. 7. Радей о честном. 8. Родители всегда правы (дословно: «не говори более справедливого, чем родители»). 9. Не спеши приобретать друзей, а приобретенных не спеши отвергнуть. 10. Научившись подчиняться, научишься управлять. 11.Требуя, чтобы ответственность несли другие, неси ее сам. 12. Согражданам советуй не самое приятное, а самое полезное. 13. Не будь дерзким. 14. Не якшайся с дурными. 15. Почитай богов. 16. Уважай друзей. 17. Чего <не> видел, того не говори. 18. Знаешь – так молчи. 19. К своим будь кроток. 20. О тайном догадывайся по явному.
3.3. ХИЛОН, сын Дамагета, лакедемонянин, изрек: 1. Знай себя. 2. Выпивая, не болтай: промахнешься. 3. Не грози свободным: нет на то права. 4. Не хули ближних, а не то услышишь такое, от чего огорчишься. 5. На обеды друзей ходи медленно, на беды – быстро. 6. Свадьбу устраивай дешевую. 7. Покойного величай. 8. Старшего уважай. 9. К тому, кто суется в чужие дела, питай ненависть. 10. Предпочитай убыток позорной прибыли: первое огорчит один раз, второе (будет огорчать) всегда. 11. Над попавшим в беду не смейся. 12. Если у тебя крутой нрав, проявляй спокойствие, чтобы тебя скорее уважали, чем боялись. 13. Будь защитником своей семьи. 14. Язык твой пусть не обгоняет ума. 15. Обуздывай гнев. 16. Не желай невозможного. 17. В пути не торопись. 18. И не махай рукой, ибо это безумие. 19. Повинуйся законам. 20. Если тебе причинили ущерб – примирись, если оскорбили – отомсти.
3.4. ФАЛЕС, сын Эксамия, мителец, изрек: 1. Где порука, там беда. 2. Помни о присутствующих и отсутствующих друзьях. 3. Не красуйся наружностью, а будь прекрасен делами. 4. Не обогащайся нечестным путем. 5. Пусть молва не ссорит тебя с теми, кто пользуется твоим доверием. 6. Не стесняйся льстить родителям. 7. Не перенимай от отца дурного. 8. Какие услуги окажешь родителям, такие и сам ожидай в старости от детей. 9. (Что) трудно (?) – познать самого себя. 10. (Что) самое приятное (?) – достичь того, чего желаешь. 11. (Что) утомительно (?) – праздность. 12. (Что) вредно (?) – невоздержанность. 13. (Что) невыносимо (?) – невоспитанность. 14. Учи и учись лучшему. 15. Праздным не будь, даже если ты богат. 16. Плохое начало прячь в доме. 17. Лучше вызывай зависть, чем жалость. 18. Блюди меру. 19. Не верь всем подряд. 20. Находясь у власти, управляй самим собой.
3.5. ПИТТАК, сын Гираса, лесбоец, изрек: 1. Знай меру. 2. О том, что намерен сделать, не рассказывай: не выйдет – засмеют. 3. Полагайся на друзей. 4. Что возмущает тебя в ближнем, того не делай сам. 5. Горемыку не брани: на то есть гнев богов. 6. Доверенный тебе залог отдай. 8. Друга не хули и врага не хвали: не расчетливо это. 9. (Что) страшно узнать (?) – будущее, (что) безопасно (?) – прошлое. 10. (Что) надежно (?) – земля, (что) ненадежно (?) – море. 11. (Что) ненасытно (?) – корыстолюбие. 12. Владей своим. 13. Лелей благочестие, воспитание, самообладание, рассудок, правдивость, верность, опытность, ловкость, товарищество, прилежание, хозяйственность, мастерство.
3.6. БИАНТ, сын Тевтама, изрек: 1. Большинство людей дурны. 2. Надо посмотреть на себя в зеркало, - сказал он, - и если выглядишь прекрасным – поступай прекрасно, а если безобразным – то исправляй природный недостаток добропорядочностью. 3. Берись (за дело) не спеша, а начатое доводи до конца. 4. Не болтай: промахнешься – пожалеешь. 5. Не будь ни дурнем, ни злыднем. 6. Безрассудства не одобряй. 7. Рассудительность – люби. 8. О богах говори, что они существуют. 9. Соображай, что делаешь. 10. Слушай побольше. 11. Говори к месту. 12. В бедности богатых не кори, если только не очень задолжал. 13. Недостойного человека за богатство не хвали. 14. Бери убеждением, а не силой. 15. Причиной любой удачи считай богов, а не себя. 16. Приобретай: в молодости – благополучие, в старости – мудрость. 17. Приобретешь: делом – память (о себе), надлежащей мерой – осторожность, характером – благородство, трудом – терпение, страхом – благочестие, богатством – дружбу, словом – убеждение, молчанием – чинность, решением – справедливость, дерзанием – мужество, деянием – власть, славой – верховенство.
3.7. ПЕРИАНДР, сын Кипсела, коринфянин, изрек: 1. Прилежание – все. 2. (Что) прекрасно (?) – спокойствие. 3. (Что) опасно (?) – опрометчивость. 4-5. Бесчестная прибыль обличает <бесчестную> натуру. 6. Демократия лучше тирании. 7. Удовольствия – смертны, добродетели – бессмертны. 8. В удаче будь умерен, в беде – рассудителен. 9. Лучше умереть в скупости, чем жить в нужде. 10. Сделайся достойным своих родителей. 11. При жизни будь хвалим, после смерти – благословим. 12. С друзьями будь одним и тем же и в удаче, и в беде. 13. Дал слово – держи: нарушить – подло. 14. Тайны не разглашай. 15. Бранись с таким расчетом, чтобы скоро стать другом. 16. Люби законы старые, а яства свежие. 17. Не только наказывай прегрешающих, но и останавливай намеревающихся. 18. Неудачи скрывай, чтобы не радовать врагов.
Фрагменты ранних греческих философов. – М., 1989. – С. 91-94.