Определите место и роль проблемы познания в системе философского знания.
1.1. Проанализируйте определение понятия «познание».
Познаниеможно определитькакпроцесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире. Но при этом следует помнить, что, во-первых, познание не есть какой-то пассивный процесс отражения, поскольку с необходимостью предполагает взаимодействие человека с познаваемой реальностью, причем само взаимодействие, будучи ориентированным на удовлетворение жизненно необходимых потребностей, носит избирательный характер. Во-вторых, каждое новое знание как очередной итог познавательного отношения человека к миру предполагает критическое переосмысление уже имеющегося «старого» знания, заключающееся не только в его отрицании или отбрасывании всего, что опровергается новым знанием, но и в сохранении в нем того полезного, что потенциально может подлежать определенному развитию в рамках нового знания. В-третьих, познание в конечном итоге не только дает приращение информации, т.е. увеличение ее в количественном отношении, но и усложнение в качественном. Отсюда следует более насыщенное по содержанию определение познания. Познание – это процесс избирательно-активного действования, отрицания и преемственности исторически сменяющихся, прогрессирующих форм приращения информации.
1.2. Охарактеризуйте сущность гносеологии.
Гносеология (теория познания, эпистемология) — это раздел философии (и отрасль философского знания), в котором изучаются: проблемы природы познания и его возможности; отношение знания к реальности; исследуются всеобщие предпосылки познания; выявляются условия его истинности. Другими словами, философия в лице гносеологии в качестве предмета своей рефлексии полагает саму рефлексию: каковы ее основания, механизмы, степень достоверности и т.п.
1.3. Обратите внимание на связь проблемы познания с основным вопросом философии.
Как уже известно, основной вопрос философии имеет два аспекта, онтологический (Что первично: материя или сознание?), и гносеологический. Гносеологический аспект заключен в вопросе «Познаваем ли мир?». Попытки ответить на этот вопрос привели к следующему расколу в философии:
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ | ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕССИМИЗМ | ||
СКЕПТИЦИЗМ | КРИТИЦИЗМ | АГНОСТИЦИЗМ | |
От абсолютной веры в безграничные способности человеческого разума до идеи принципиальной возможности познания. | Идея относительности знаний о мире, сомнение в возможности получения абсолютно достоверного знания. Мир, скорее всего, не познаваем, чем познаваем. | Познавательные возможности человека носят ограниченный характер. С целью контроля необходимо устанавливать границы или пределы познающему разуму, выйдя за которые тот не способен продуцировать достоверные знания. | Идея невозможности познания мира в его объективных характеристиках. Мир, каким он является на самом деле, не познаваем. |
Обратите внимание на проблему структурирования познания, при этом имейте в виду, что в гуманитарных науках нередко попытки структурирования сложных феноменов приводят не столько к проблеме дифференциации этих феноменов на типы, виды, формы или уровни, сколько к проблеме многовариативности такой дифференциации.
2.1.Охарактеризуйте структуру познания, представленную следующими уровнями:
УРОВНИ | ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ И ИХ СУЩНОСТЬ | ||
ЧУВСТВЕННОЕ ПО ЗНАНИЕ | ОЩУЩЕНИЯ отражают отдельные свойства и стороны объекта (цвет, запах и т.д.) и сами по себе не дают цельной картины объекта познания. | ВОСПРИЯТИЯ синтез ощущений, при котором формируется целостный образ предмета в единстве его сторон и свойств. | ПРЕДСТАВЛЕНИЕ образ ранее воспринятого и сохранившегося в памяти предмета или явления или созданный продуктивным воображением. |
РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ (МЫШЛЕНИЕ) | ПОНЯТИЕ форма мышления, посредством которой отражаются предметы (вещи, явления, процессы) в их существенных признаках Возникновение понятия – это всегда скачок от единичного к всеобщему, от конкретного к абстрактному, от явления к сущности. | СУЖДЕНИЕ форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметами мысли и их признаками, отношения между предметами, а также факт их существования. | УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ форма мышления, в которой из одного или нескольких истинных суждений на основании определенных правил вывода получается новое суждение, с необходимостью или с определенной степенью вероятности следующее из них. |
ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ | ИНТУИЦИЯ определяется как способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознается только итог мысли – истина. Подсознательный характер интуитивного мышления не означает его отрыва от осознанного мышления. Во-первых, интуитивное мышление совершает свою работу над проблемой не раньше и не позже того, когда над проблемой бьется осознанное мышление. Во-вторых, решения, полученные на интуитивном уровне, дают ответ именно на наиболее трудные задачи, стоящие перед осознанным мышлением, дают конструкциям (моделям) осознанного мышления именно то, чего им не достает. |
2.2. Примите к сведению, что в структуре собственно рационального познания принято различать обыденный и теоретический уровни.
УРОВНИ РАЦИОНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ | |
ОБЫДЕННЫЙ | ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ |
Осуществляется в процессе повседневной жизни стихийно и фрагментарно, носит субъективный характер, отличается эмоциональной окраской, чаще опирается на мнения, а не знания. В результате велика доля ошибок и заблуждений. | Осуществляется сознательно и целенаправленно. Регламентируется соответствующими установками и правилами. Опирается на особый категориальный аппарат. Конечной целью полагает выработку системы логически непротиворечивого и обоснованного знания. |
2.3. Помните, что высшей формой познания является творчество.
Творчество— это процесс человеческой деятельности, направленный на создание качественно новых материальных и духовных ценностей.
Творчество неоднородно. Выделяются различные виды творчества: производственно-техническое, изобретательское, художественное, религиозное, философское, бытовое и т.п., иначе говоря, виды творчества можно соотнести с видами практической и духовной деятельности людей. Одним из аспектов решения проблемы стимулирования творческого процесса является развитие врожденных задатков, их раннее распознавание и дальнейшее воспитание исходного творческого потенциала.
2.4. Проанализируйте структуру познавательного процесса.
|