ЭКХАРТ (Eckhart) Иоганн, Майстер (нем. €

ЭКХАРТ(Eckhart) Иоганн, Майстер (нем. — мас­тер, учитель) Экхарт (1260—1327/1328) — немецкий схоласт и философ-мистик, доминиканец, из рыцарского рода Хохгеймов. Обучался в Кёльнской высшей школе доминиканского ордена. Приор ордена в Эрфурте, вика­рий Тюрингии (1303—1311). Глава Саксонского ордена. Профессор в Париже (1300—1303, 1312—1314), профес­сор в Страсбурге (1312—1320), учитель чтения в Кёльне (с 1320). Главное сочинение — "Проповеди и рассужде­ния", а также "Комментарий к "Сентенциям" Петра Лом­бардского", "Комментарий на книгу Премудростей Со­ломона", "Толкование на Евангелие от Иоанна", "Толко­вание на книгу Бытия II". 26 тезисов Э. были осуждены (27 марта 1329) после его смерти папской буллой. Сто­ронник учений Фомы Аквинского, Дионисия Ареопагита и Иоанна Скота Эриугены. Вера, согласно Э., должна преобразовывать сверхъестественное знание в знание логическое. Высшая сила души — разум, единосущный Богу, несотворенная "искра", который Э. именует "кре­постью души", "сохранением естественного стремления к добру, несмотря на грехопадение". Познание — благо­роднейшая деятельность души (орудия вечного порожде­ния Богом самого себя), материал для которой поставля­ют чувства. Из этого материала "общее чувство" образу­ет восприятия. На их основе разум формирует понятия. (По Э., "мои речи обращены к тем, кто уже назвал их своими, приникся к ним жаждой своих сердец. А дабы было так, в том да поможет нам Бог!") Разум, посредст­вом которого мы воспринимаем Божью волю, Э. соотно­сит со Святой Троицей. Согласно Э., сущность — это Бо­жество, а природа — Бог, т.е. Божество, получившее об­раз или лицо. Бог продолжает самопроявление в трех ли­цах: Отец — мысль Бога, в которой выявилась Его при­рода; Сын — это мысль Бога о себе самом, порожденная его же природой; осознание этими лицами единства их воли есть Святой Дух. Для Э. такое раскрытие Бога — специфический процесс, а не единократное событие: "Когда Бог создал небо, землю и всякую тварь, Он никак не действовал. Ему не с чем было действовать; и в Нем не было действия. Тогда Он сказал: "Мы сотворим Наше

подобие. Не мудрено создавать. Это делается когда и где угодно. Когда я что-нибудь делаю, то делаю это сам в се­бе и из себя самого и отпечатлеваю там свой собствен­ный образ". Деятельность разума, по Э., — промысел Божий внутри нас. Душа располагается между Богом и сотворенной сущностью (телесным началом). Бог есть чистое бытие, первоединство, безличный и бескачест­венный абсолют. Сущность Бога состоит из идей. Бог мыслит себя в человеке. Смысл жизни — в познании Бо­га и возвращении к Нему. (Согласно Э., "кто не понима­ет сказанного мною, пусть и не печется о том. Ибо поку­да не дорос он до этой правды — не поймет ее. Не при­думанная это, а непосредственно истекающая из сердца Божьего правда!") Путь этот — через добродетельную жизнь, аскезу и доброту к ближним. Пассивного созерца­ния для мистического единения с Богом недостаточно. (Важен тезис Э. о том, что отношение Бога и человека есть обоюдопорождающая связь, а не Божия привязь ли­бо человечье упование; по мысли Э., "Бог — в душе вы­ше того, чем когда душа — в Боге: что она — в Боге, от этого она еще не блаженна, но блаженна оттого, что Бог в ней. Верьте: Бог — Сам блажен в душе!") Э. был убеж­ден в необходимости просвещения людей: "Если не учить невежественных людей, то никто не станет уче­ным. Затем и учат невежественных, чтобы они из незна­ющих стали знающими. Затем и врачи, чтобы исцелять больных. Иоанн пишет Евангелие для всех верующих и также для неверующих, и все же он начинает с самого высокого, что может сказать человек о Боге. А если най­дется человек, который неверно поймет такое слово, что же может сделать тот, кто верно преподает верное слово? Не были ли слова Иоанна и слова Господа тоже часто не­верно поняты". Многие философские "формулы", при­надлежащие Э., пророчески выразили современные ему и будущие нравственно-мировоззренческие выборы че­ловека: "кто хочет стать тем, чем он должен быть, тот должен перестать быть тем, что он есть"; "где есть ра­венство, там нет единства, ибо равенство "посягает" на единство, и где есть единство, там нет равенства, ибо ра­венство пребывает в разделении и многообразии". Твор­чество Э. значительно содействовало становлению не­мецкой философской фразеологии (так, он нередко ис­пользовал термин "отрицание отрицания").

A.A. Грицанов

ЭЛЕМЕНТЫ (лат. elementum — стихия, первовещество; калька греч. stoiheia, от stoihos — члены ряда, т.е. первоначально буквы алфавита) — в ранней древнегре­ческой философии четыре первоначальных вещества (земля, вода, огонь, воздух) и как "пятый элемент" (лат. quinta essentia — "пятая сущность") — ночь либо эфир.

ЭЛЕМЕНТЫ(лат. elementum — стихия, первовещество; калька греч. stoiheia, от stoihos — члены ряда, т.е. первоначально буквы алфавита) — в ранней древнегре­ческой философии четыре первоначальных вещества (земля, вода, огонь, воздух) и как "пятый элемент" (лат. quinta essentia — "пятая сущность") — ночь либо эфир. Впервые в традиционном смысле употреблено Платоном

(обозначение Э. как правильных многогранников). Ари­стотель придал Э. статус универсального понятия онто­логии, космологии, гносеологии и др. В древнекитай­ской философии Э. — металл, земля, вода, дерево, огонь. Э. в древнеиндийской философии — эфир, вода, огонь, ветер, земля. В алхимии — Э. — сера, серебро, соль и т.д. После постулирования Юнгиусом тезиса о том, что земля являет собой неисчислимое множество Э., Бойль сформулировал определение Э. как веществ, неразложи­мых на более простые вещества. В настоящее время под Э. подразумеваются составные части сложного целого.

A.A. Грицанов

Наши рекомендации